Основная образовательная программа дошкольного образования филиала МАОУ СОШ №14 - детского сада №24 "Умка"
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования ДОО №24 (название организации)
(далее – Программа) разработана в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее
– ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря
2022 г., регистрационный № 71847)
(далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой
для разработки Программы
являются следующие нормативно-правовые документы:
·
Федеральным законом от
29 декабря 2012г. №24 273-фз «Об образовании в российской федерации»;
·
Приказом министерства образования и науки РФ от
17.10.2013г. №241155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС
ДО);
·
Приказом министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г.
№2431 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый
приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 октября
2013 г. №24 1155»;
·
Приказом министерства просвещения российской федерации от
25.11.2022 №241028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
·
Приказом министерства просвещения РФ от 31.07.2020г.
№24373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
·
Приказом министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. №24 1048 «О внесении изменений
в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования,
утверждённый приказом министерства просвещения российской федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;
·
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября
2020 года №24 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
·
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27 октября 2020 г. №24 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно -эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011120001
·
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. №24 2 Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022
·
Уставом ДОО №24
·
Программой развития
ДОО №24
Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста
и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Программа состоит
из обязательной части
и
части,
формируемой участниками
образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть
Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
–
воспитание и развитие
ребенка дошкольного возраста
как гражданина Российской Федерации, формирование основ
его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту
содержании доступными средствами;
– создание единого
ядра
содержания дошкольного образования (далее
–
ДО),
ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и
культуру своей семьи, большой
и малой Родины;
–
создание единого федерального образовательного пространства воспитания
иобучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку
и его родителям (законным представителям), равные, качественные
условия ДО, вне зависимости от места и региона
проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы,
направленные на развитие детей в
образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках
(парциальные образовательные
программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения
коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и
их родителей:
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
– рабочая программа
воспитания,
– режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
– календарный план воспитательной работы,
– парциальные программы:
«В мире LEGO», основанная на
методических рекомендациях Комаровой Л. Г., Фешиной Е.В., Баранниковой Н. А.
«Добро пожаловать в экологию!»
Воронкевич О. А. разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и
подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы
в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на
этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития
детей младенческого, раннего
и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел
Программы включает описание:
–
задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом
используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания.
–
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
– способов поддержки детской инициативы;
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
–
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
Содержательный раздел
включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи
и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности
своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает
описание:
– психолого-педагогических и кадровых условий
реализации Программы;
– организации развивающей предметно-пространственной среды (далее
– РППС);
– материально-техническое обеспечение Программы;
– обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе представлены режим и распорядок
дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы.
Цель ФОП ДО
• разностороннее развитие
в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций
•
Целью реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, является процесс,
который предполагает:
Организацию интеллектуальной,
эмоциональной активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения
ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь
осознать своё место в нём.
Цели Программы достигаются через
решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС
ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):
1)
обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2)
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3)
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий
и поступков на основе
осмысленияценностей;
4)
обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5)
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
как субъекта отношений
с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
6)
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7)
формирование общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
8)
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9)
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей;
10)
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
общего и начального общего
образования;
11)
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ
начального общего
образования.
Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в ДОО №24 направлено на обеспечение коррекции
нарушений развития у различных категорий
детей (целевыегруппы), включая
детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении
Программы, их разностороннее развитие с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
КРР представляет собой комплекс
мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,
а также мониторинг динамики их
развития. КРР в ДОО №24 осуществляют педагоги, педагог-психолог, учитель- логопед.
Направления:
· профилактическое: проведение
необходимой профилактической работы с детьми с целью
предупреждения проявления
отклонений в развитии ребенка;
· диагностическое: раннее выявление и диагностика уровня интеллектуального развития
детей дошкольного возраста;
· коррекционно-педагогическое: разработка программ, соответствующих психофизическим и интеллектуальным возможностям детей;
· организационно-методическое: организация консультационно-методической помощи воспитателям по вопросам обучения
и воспитания дошкольников с проблемами в развитии;
· консультативно-просветительское: организация консультативно – просветительской работы по пропаганде знаний из области коррекционной педагогики
и специальной психологии среди
родителей;
Цели коррекционной работы:
•
Раннее выявление отклонений в развитии детей
дошкольного возраста с целью предупреждения вторичных отклонений;
•
Коррекция имеющихся нарушений
в развитии детей дошкольного возраста;
•
Социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии в среду нормативно развивающихся сверстников.
Задачи КРР:
• определение
особых (индивидуальных) образовательных потребностей обучающихся, в том числе с трудностями освоения
Программы и социализации в ДОО;
•
своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными
различными причинами;
•
осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с учетом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с
рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии
(ПМПК) или психолого-педагогического консилиума образовательной организации
(ППК);
•
оказание родителям (законным
представителям) обучающихся консультативной психолого-педагогической помощи по вопросам развития
и воспитания детей дошкольного возраста;
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Основные участники
реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители
(законные представители).
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь,
родители (законные представители) обучающихся, как
гаранты реализации прав ребенка на уход,
присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Особенности разработки Программы:
– условия, созданные в ДОО для реализации целей и задач Программы;
– социальный заказ родителей (законных представителей);
– детский контингент;
– кадровый состав педагогических работников;
– культурно-образовательные особенности ДОО №24;
– климатические особенности;
– взаимодействие с социумом.
Задачи и содержание образования по образовательным областям
В каждой образовательной
области сформулированы задачи, содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения
в каждой возрастной группе детей в возрасте от
двух месяцев до восьми лет, а также результаты, которые могут быть
достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними.
Планируемые результаты реализации Программы
Планируемые результаты в раннем возрасте
К трем годам:
•
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные
ранеедвижения, начинает осваивать
бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает
указания взрослого, выполняет
движения по зрительному и звуковому ориентирам;
•
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет
простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание,
самостоятельно ест и тому подобное);
• ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует
на их настроение; ребёнок проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
• ребёнок понимает
и выполняет простые
поручения взрослого; ребёнок
стремится проявлять
самостоятельность в бытовом
и игровом поведении;
•
ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой,
самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких
средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
•
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и
более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
•
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова
и фразы за взрослым;
•
ребёнок рассматривает картинки,
показывает и называет
предметы, изображенные на
них;
•
ребёнок различает и называет основные
цвета, формы предметов, ориентируется в
основных пространственных и временных отношениях; ребёнок осуществляет поисковые
и обследовательские
действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких;
демонстрирует первоначальные представления о
населенном пункте, в котором
живет (город, село и так далее);
•
ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой
природы ближайшего окружения
и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес
квзаимодействию с природой, наблюдает за явлениями
природы, старается не причинять вред живым объектам;
•
ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет
простые танцевальные движения;
•
ребёнок эмоционально откликается на красоту природы
и произведения искусства;
•
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может
выполнять уже довольно
сложные постройки (гараж,
дорогу к нему,
забор) и играть с ними; рисует
дорожки, дождик, шарики;
лепит палочки, колечки,
лепешки;
•
ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия,
свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
•
ребёнок в играх отображает
действия окружающих («готовит обед», «ухаживает
за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с
куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).
Планируемые результаты в дошкольном возрасте
К четырем годам:
•
ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет
избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
•
ребёнок проявляет элементы
самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры,
стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет
ритмические упражнения под
музыку;
•
ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен
реагировать на сигналы,
переключаться с одного
движения на другое,
выполнять движения в общем для всех темпе;
•
ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками:
умывание, одевание и тому подобное,
соблюдает требования гигиены,
имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
•
ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит
о себе в первом лице;
•
ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников
по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей;
•
ребёнок владеет элементарными нормами и правилами
поведения, связанными с определенными
разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует стремление к положительным поступкам;
•
ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и
бытовой деятельности, владеет
элементарными средствами общения
в процессе взаимодействия со сверстниками;
•
ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает
безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
•
ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым,
подражает его действиям, отвечает на
вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;
•
ребёнок произносит правильно
в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих
и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже,
повторяет за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы
из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого
общения;
•
ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
•
ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми
взрослыми: понимает обращенную к нему
речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
•
ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие
стихи;
•
ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности,
проявляет эмоции удивления в процессе познания,
отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми
и сверстниками полученные представления о предметах
и объектах ближайшего окружения,
задает вопросы
констатирующего и проблемного характера;
•
ребёнок проявляет потребность в познавательном общении
со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств
и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет
элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и
умения сравнивать предметы по этим
характеристикам; ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
• ребёнок
знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии,
достопримечательностях и традициях;
•
ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой
природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства,
различает времена года и характерные для них явления
природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений
и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения
в природе, заботится оживотных и растениях, не
причиняет им вред;
•
ребёнок способен создавать
простые образы в рисовании и аппликации, строить
простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные
формы из глины и теста,
видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания
постройки с последующим её анализом;
•
ребёнок с интересом
вслушивается в музыку,
запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает
их в
движении;
•
ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на
себя роль и действует от имени героя,
строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой
сюжет из нескольких эпизодов;
•
ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в
театрализованных играх разыгрывает отрывки
из знакомых сказок,
рассказов, передает интонацию
и мимические движения.
К пяти годам:
•
ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,
действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности;
•
ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость,
развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и
элементы спортивных упражнений, с желанием играет
в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;
•
ребёнок стремится узнать о правилах
здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь
внимание взрослого в случае недомогания;
•
ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной
гигиены, их правильной организации;
•
ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым,
внимателен к его словам и мнению,
стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов
поискового характера, стремится
к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное
состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие;
•
ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит
«спасибо» и
«пожалуйста»;
•
ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога
может договориться с детьми, стремится
к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
•
ребёнок познает правила
безопасного поведения
и стремится их
выполнять в
повседневной жизни;
•
ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
•
ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям,
технике; отражает эти представления в играх;
• ребёнок стремится
к выполнению трудовых
обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
•
ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и
простые формы объяснительной речи,
речевые контакты становятся более длительными и активными;
•
ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;
•
ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью
взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
•
ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом
слушает литературные тексты, воспроизводит текст;
•
ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях,
о том, как он был создан;
•
ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе
познавательной деятельности,
осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;
•
ребёнок активно познает
и называет свойства
и качества предметов, особенности объектов
природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории
с указанием характерных признаков;
•
ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования,
использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
•
ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях,
достижениях, семье, семейном быте,
традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой
родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных
местах;
•
ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой
природы родного края, их
особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы,
явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения
в природе, стремится
самостоятельно ухаживать за растениями
и животными, беречь их;
•
ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах
пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по
форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную
последовательность «вчера, сегодня,
завтра», ориентируется от себя
в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности;
•
ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально
откликается на отраженные в произведениях искусства действия,
поступки, события;
•
ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;
•
ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в
самостоятельной деятельности, с желанием участвует
в культурно-досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других
видах культурно-досуговой
деятельности);
•
ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя
разнообразные материалы, владеет
техническими и изобразительными умениями;
•
ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу
игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета,
активно включается в ролевой диалог,
проявляет творчество в создании игровой обстановки;
•
ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату,
выигрышу; ведет
негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия» в режиссерских играх.
К шести годам:
•
ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта,
туризме, как форме активного отдыха;
•
ребёнок проявляет осознанность во время занятий
физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет
упражнения в заданном
ритме и темпе, способен проявить
творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений;
• ребёнок проявляет
доступный возрасту
самоконтроль, способен привлечь
внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
•
ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
процессе ознакомления с видами спорта
и достижениями российских спортсменов;
•
ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение
личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
•
ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение
со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и
сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и
привязанность к родителям (законным
представителям), демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;
•
ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и
сверстников, учитывает их в своем
поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
•
ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному
миру как результату труда взрослых, стремится
участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в
самообслуживании, участвует со сверстниками в разных
видах повседневного и ручного труда;
•
ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно
и безопасно пользоваться под присмотром взрослого
бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми
животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
•
ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать
очередность и учитывать права других
людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и
понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;
•
ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе
придумывания загадок, сказок,
рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет
избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
•
ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за
рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем,
имеет представления о социальном,
предметном и природном мире; ребёнок устанавливает закономерности причинно- следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
•
ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным
умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя
предметами разными
по величине, форме, количеству; владеет
счетом, ориентировкой в
пространстве и времени;
•
ребёнок знает о цифровых средствах
познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил
безопасного обращения с ними;
• ребёнок
проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения
о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни;
знает название своей страны,
её государственные символы;
•
ребёнок имеет представление о живой природе
разных регионов России,
может классифицировать объекты
по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях
живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными,
бережно относится к ним;
•
ребёнок проявляет интерес
и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно- творческие способности;
•
ребёнок принимает активное
участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;
•
ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки,
постройки, создает образы и
композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;
•
ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой
деятельности, умеет предложить и объяснить
замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий,
создавать игровые образы, управлять
персонажами в режиссерской игре;
•
ребёнок проявляет интерес
к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым
содержанием и правилами
действует в точном соответствии
с игровой задачей и правилами.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы
К концу дошкольного возраста:
•
у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества;
•
ребёнок владеет основными
движениями и элементами спортивных игр, может контролировать
свои движение и управлять
ими;
•
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа
жизни и личной
гигиены;
•
ребёнок результативно выполняет
физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает
простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
•
ребёнок проявляет элементы
творчества в двигательной деятельности; ребёнок проявляет нравственно-волевые качества,
самоконтроль и может осуществлять анализ своей
двигательной деятельности;
•
ребёнок проявляет духовно-нравственные качества
и основы патриотизма в ходе занятий
физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
•
ребёнок имеет начальные
представления о правилах
безопасного поведения в двигательной
деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить
его;
•
ребёнок владеет навыками
личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью
и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и
поддержку другим людям;
•
ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в
различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
•
ребёнок владеет средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми
и сверстниками; способен
понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить
со сверстниками; старается
разрешать возникающие конфликты
конструктивными способами;
•
ребёнок способен понимать свои
переживания и
причины
их
возникновения,
регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребёнок стремится сохранять
позитивную самооценку;
• ребёнок
проявляет положительное отношение к миру, разным
видам труда, другим людям и самому себе;
•
у ребёнка выражено
стремление заниматься социально значимой деятельностью;
•
ребёнок способен откликаться на эмоции близких
людей, проявлять эмпатию
(сочувствие, сопереживание, содействие);
•
ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в
социуме и соблюдению правил безопасности в реальном
и цифровом взаимодействии;
•
ребёнок способен решать адекватные возрасту
интеллектуальные, творческие и личностные
задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
•
ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со
взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета
в соответствии с ситуацией общения,
владеет коммуникативно-речевыми умениями;
•
ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных
жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к
книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
•
ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в
котором он живет: элементарными представлениями из области
естествознания, математики, истории,
искусства и спорта,
информатики и инженерии
и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально- культурных ценностях; государстве и принадлежности к
нему;
•
ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и
сверстникам; интересуется
субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую
картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
•
ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые
представления о важных исторических событиях
Отечества; имеет представление
о многообразии стран и народов мира;
•
ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о
количестве, форме, величине
предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
•
ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки
предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию,
некоторые цифровые средства и другое;
•
ребёнок имеет представление о некоторых наиболее
ярких представителях живой природы
России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях
живой природы, росте и развитии
живых существ; свойствах
неживой природы, сезонных
изменениях в природе,
наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает
правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует
заботливое отношение к ней;
•
ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
• ребёнок
выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами
искусства; обладает начальными
знаниями об искусстве;
•
ребёнок владеет умениями,
навыками и средствами художественной выразительности в
различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной
художественной деятельности;
•
ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
• ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее
точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные
объекты и композиции, преобразовывать
и использовать с учётом игровой
ситуации;
•
ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, предлагает и
объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько
ролей в одной игре, подбирает разные средства
для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами
партнеров по игре, управляет персонажами
в режиссерской игре;
•
ребёнок проявляет интерес
к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим
и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим
детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
•
ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Итоговые результаты освоения части, формируемой участниками
образовательных отношений (целевые ориентиры).
–
Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между
состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий
и потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Владеет
предметными понятиями в соответствии с программой,
устанавливает под руководством педагога и самостоятельные частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания
природы. Моделирует признаки
объектов и связи. Владеет трудовыми
умениями, достигая результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается
их придерживаться.
–
Ребенок знает представителей животного мира, разделяет
по видам; аргументирует выбор. Соотносит
представителей животного мира со средой обитания. Называет характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально
выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно
ухаживать за домашними обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека
и жизнью животных,
птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
–
Классифицирует растения по видам, знает характерные признаки.
Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития
комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать
за ними. Сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает
свое отношение к растениям.
–
Знает объекты неживой
природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно
приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года,
перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки.
–
Бережно, заботливо, гуманно
относится к природе,
нетерпим к другим
в случае нарушения ими правил общения
с природой. Готов
оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения
к природе служит понимание ценности
жизни, стремление к совершенствованию добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит
ее красоту.
– Знает простейшие основы механики
9устойчивость конструкций, прочность соединения).
– Придерживается технологической последовательности изготовления конструкций.
– Умеет конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции.
– Конструировать по образцу.
– С помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять контроль качества
результатов собственной практической деятельности, самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
– Реализовывать творческий замысел.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
-
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению
детей в условиях
ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно
осуществляться через решение
основных задач:
1)
информирование родителей (законных
представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям,
имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе,
реализуемой в ДОО;
2)
просвещение родителей (законных
представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в
вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3)
способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия
семьи;
4)
построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5)
вовлечение родителей (законных
представителей) в образовательный процесс. Построение взаимодействия с родителями (законными
представителями)
придерживается следующих принципов:
1) приоритет
семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных
представителей) обучающихся не только есть преимущественное
право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об
особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен
свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО
и семье;
3) взаимное
доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей
(законных представителей): при взаимодействии педагогу
необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять
позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично
и разумно использовать полученную информацию как со
стороны педагогов, так и со стороны родителей
(законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного
воспитания, потребности родителей (законных представителей)
в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения
родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность:
при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер
отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью
(преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся осуществляется по нескольким
направлениям:
1) диагностико-аналитическое
направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны
здоровья и развития
ребёнка; обуровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей
(законных представителей) по
вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего
и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов
обучения и воспитания детей определенного возраста;
ознакомление с актуальной информацией о государственной политике
в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об
особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка
в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с
ООП в условиях семьи; особенностей
поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания
и построения продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия
в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных
представителей) дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Особое
внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется
повышению уровня компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка. Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых
и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов
взаимодействия с
родителями (законными представителями):
Основным
методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как обобщённые
показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог
наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно -исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях
(в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной
деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает
особенности проявления ребёнком
личностных качеств, деятельностных умений, интересов,
предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые
родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-
практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое;
информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных
представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей
(законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и
интервью; фотографии, выставки детских работ,
совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают
также и досуговую форму - совместные
праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Для вовлечения
родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для
организации совместной деятельности родителей (законных
представителей) с детьми в семейных
условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в ДОО
Незаменимой формой
установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных
представителей). Диалог позволяет
совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка,
выяснять причины проблем
иискать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения.
Педагоги самостоятельно выбирают
педагогически обоснованные методы,
приемы и способы взаимодействия с семьями
обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Сочетание традиционных и
инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам
ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения
с родителями (законными представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать основные
цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей