Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная образовательная программа начального общего образования (далее АООП
НОО) муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 14 им. В.Ф.Фуфачева является документом,
определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные
составляющие образовательного процесса на начальном этапе общего образования.
АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) (далее – ТНР) разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) предъявляемыми к структуре, условиям
реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО.
АООП НОО для обучающихся с ТНР, имеющих
инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения
образования.
Определение одного из вариантов
АООП НОО обучающихся с ТНР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического
обследования, с учетом ИПРА.
АОП НОО
МАОУ СОШ №14 им.В.Ф. Фуфачева разрабатывалась с учетом:
особенностей контингента обучающихся с ТНР:
формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;
особенностей
социально-экономического развития региона, специфики географического положения,
природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного
местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде
сверстников с нормативным речевым развитием или в условиях специального
коррекционного класса или школы);
при
подготовке программы учитывался статус обучающегося с ТНР младшего школьного
возраста, его типологические психологические особенности и возможности,
специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание
оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для
здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;
при
необходимости программа начального общего образования предполагает создание
индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки обучающихся
младшего школьного возраста с различной степенью выраженности дефекта (в том
числе для ускоренного обучения) или обучающихся, входящих в особые социальные
группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным
поведением);
обязательным
требованием является учет запросов родителей (законных представителей)
обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные
занятия, индивидуальные консультации;
образовательная
организация обеспечивает выполнение гигиенических нормативов и соблюдение
санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. С учетом
современной действительности в образовательной программе должны быть прописаны
требования к обучению в дистанционном режиме.
Адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР
МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева обеспечивает достижение обучающимися
результатов освоения программы начального общего образования в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и включает три раздела:
-
целевой;
-
содержательный;
-
организационный.
Целевой
раздел АОП НОО для обучающихся с ТНР отражает
основные цели начального общего образования, те психические и личностные
новообразования, которые могут быть сформированы обучающихся младшего школьного
возраста с ТНР к концу его обучения на первом школьном уровне.
Целевой раздел АООП НОО МАОУ
СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева содержит:
- общую характеристику АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант
5.1)
-
особые образовательные потребности
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
- планируемые результаты освоения обучающимися АООП начального общего образования;
-
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП начального общего образования.
Содержательный
раздел определяет содержание начального общего
образования обучающихся с ТНР, включает
программы, ориентированные на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов:
- рабочие программы учебных
предметов;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- программу коррекционной работы;
-
рабочую программу воспитания.
Организационный
раздел определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации программы начального общего образования и включает:
-
учебный план;
-
календарный учебный
график;
-
план внеурочной
деятельности;
-
календарный план воспитательной работы,
содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности,
которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых
образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.
МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
реализует основную адаптированную образовательную программу начального общего
образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
-
с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательной деятельности;
-
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы закреплены в заключенном договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.