Приложение № 12
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
вариант 1
"Мир природы и человека"
1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. №1026 включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи учебного предмета
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между
миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся
умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции,
поведения
младших
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательн ых
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных
ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности
к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения",
"Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
2
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Мир природы и человека» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. Общее число часов,
отведенных на изучение составляет 336 часов: в 1 дополнительном классе-66 часов (2 часа
в неделю), в 1 классе-66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в
3 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе-68 часов (2 часа в неделю).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сезонные изменения.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и
солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели,
порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние,
зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина,
конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение
солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость
изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в
разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных
изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на
основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака
(облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года.
Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных.
Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка
птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное
время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года,
погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями
(похолодание, гололед, жара).
Неживая природа.
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода.
Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов
3
неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе
двигается Земля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни
человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель,
лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие
растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела.
Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни
человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор,
птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия.
Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в
природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными
растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим
растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода
за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования,
ознакомление с видами помощи диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой
человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка
в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела:
кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена
полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека
(глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг,
получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе,
соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха.
Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка),
гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб,
молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием
ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки, школьные канцелярские
принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей
ближайшего окружения обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая
техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника.
Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении.
4
Правила поведения в магазине.
Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые
и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской
пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила
поведения.
Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн
России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности.
Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны.
Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги
нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика
простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение
появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов,
гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение
во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной
болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием
лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи
обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации, приведшей к травме и своего состояния (что и где
болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми
грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния
больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил
дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход, правила
нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару,
переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для
практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с
горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
1 дополнительный класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Название раздела, темы
Кол-во часов
Неживая природа
Сезонные изменения в природе
Растения
Животные
Человек.
Безопасное поведение
9
20
7
5
7
18
Контрольные
работы
5
1 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
Название раздела, темы
Кол-во часов
Неживая природа
Сезонные изменения в природе
Растения
Животные
Человек. Безопасное поведение
8
18
11
16
13
Контрольные
работы
2 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
Название раздела, темы
Кол-во часов
Неживая природа
Сезонные изменения в природе
Растения
Животные
Человек
8
24
16
10
10
Контрольные
работы
1
3 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
Название раздела, темы
Кол-во часов
Неживая природа
Сезонные изменения в природе
Растения
Животные
Человек
7
24
14
10
13
Контрольные
работы
1
1
4 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Название раздела, темы
Кол-во часов
Неживая природа
Сезонные изменения в природе
Растения
Животные
Человек
Безопасное поведение
9
17
11
14
10
7
Контрольные
работы
1
1
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
6
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
ФАООП определяет два уровня
минимальный и достаточный.
1 дополнительный класс
Минимальный уровень
правильно и точно называть изученные
объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой
природы;
выделять части растений; узнавать в
природе и на рисунках деревья, кусты,
травы;
называть наиболее распространённых
овладения
предметными
результатами:
Достаточный уровень
овладение представлениями о взаимосвязях
между изученными объектами и явлениями
природы;
узнавание и называние объектов живой и
неживой природы в естественных условиях;
отнесение изученных объектов природы к
определенным группам по существенным
признакам;
7
знание правил гигиены органов чувств,
диких и домашних животных своей
безопасного поведения в соответствии со
местности;
называть и показывать органы чувств
своими знаниями.
человека, объяснять их назначение;
соблюдать
элементарные
санитарногигиенические нормы;
1 класс
Минимальный уровень
правильно и точно называть изучаемые
объекты и явления живой природы;
называть свое имя, фамилию, возраст, пол;
называть и показывать органы чувств
человека.
Достаточный уровень
правильно и точно называть изучаемые
явления , их признаки;
различать объектыживой и неживой
природы;
выделять части растений;
узнавать в природе и на рисункахдеревья,
кусты, травы;
называть наиболее распространенных
диких и домашних животных своей
местности;
называть и показывать органы чувств
человека, объяснять их назначение.
2 класс
Минимальный уровень
называть изученные объекты и явления;
различать
2-3
комнатных
растения,
называть части растений, ухаживать за
комнатными растениями;
различать наиболее распространенные
овощи и фрукты;
различать домашних и диких животных,
рыб;
различать признаки времен года;
выполнять элементарные гигиенические
требования, правила приёма пищи;
Достаточный уровень
правильно называть изученные объекты и
явления;
различать 3–4 комнатных растения, их
части, осуществлять уход за комнатными
растениями;
различать наиболее распространенные
овощи и фрукты, объяснять, где они
растут, как используются человеком;
различать домашних и диких животных,
рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические
правила;
различать
признаки
времен
года,
объяснять причину сезонных изменений в
природе;
3 класс
Минимальный уровень
относить
изученные
объекты
к
определенным группам (корова - домашнее
животное);
называть сходные объекты, отнесенные к
одной и той же изучаемой группе (фрукты;
Достаточный уровень
узнавать и называть изученные объекты в
натуральном
виде
в
естественных
условиях;
относить
изученные
объекты
к
определенным
группам
с
учетом
8
птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника
и понимать необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных
правилах безопасного поведения в природе
и обществе.
различных оснований для классификации
(волк
―
дикое
животное,
зверь
(млекопитающее),
животное,
санитар
леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации
совместной деятельности и ситуативного
общения
с
детьми;
адекватно
взаимодействовать
с
объектами
окружающего мира.
4 класс
Минимальный уровень
представления о назначении объектов
изучения;
узнавание
и
называние
изученных объектов на иллюстрациях,
фотографиях;отнесение
изученных
объектов к определенным группам (видородовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к
одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и
обществе;
знание требований к
режиму дня
школьника и понимание необходимости его
выполнения;
знание основных правил личной гигиены и
выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями;
кормление зимующих птиц;
составление
повествовательного
или
описательного рассказа из 3-5 предложений
об изученных объектах по предложенному
плану;
адекватное взаимодействие с изученными
объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно поведение в классе, в
школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень
представления о взаимосвязях между
изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание
и
называние
изученных
объектов
в
натуральном
виде
в
естественных условиях;
отнесение
изученных
объектов
к
определенным
группам
с
учетом
различных оснований для классификации;
развернутая
характеристика
своего
отношения к изученным объектам;
знание
отличительных
существенных
признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного
поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных
знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов
по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о предмете изучения
или
наблюдения,
заинтересовавшем
объекте;
выполнение
задания
без
текущего
контроля
учителя
(при
наличии
предваряющего и итогового контроля),
оценка своей работы и одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения,
понимание
замечаний,
адекватное
восприятие похвалы;
проявление активности в организации
совместной деятельности и ситуативном
общении
с
детьми;
адекватное
взаимодействие с объектами окружающего
мира;
9
соблюдение элементарных санитарногигиенических норм;
выполнение
доступных
природоохранительных действий;
готовность
к
использованию
сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач в объеме программы.
Система оценки планируемых результатов:
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
- 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
- 1 балл – минимальная динамика;
- 2 балла – удовлетворительная динамика;
- 3 балла – значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в 1 классе не проводится.
Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку,
степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки
«удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
-«удовлетворительно» (зачет)-задание выполнено от 35% до 50%;
-«хорошо»-задание выполнено от 51% до 65%;
-«очень хорошо» (отлично)-задание выполнено свыше 65%.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом и втором триместре
второго классе не проводится. Результат продвижения обучающихся второго класса в
развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок,
рисунков, уровня формирования учебных и коммуникативных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки:
«верно», «частично верно», «неверно».
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание
индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их
эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты в третьем триместре второго
класса выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих
верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
С третьего триместра 2-го класса оценивание проводится по пятибалльной шкале.
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе
выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с
оценками:
− «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
− «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
− «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
10
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный
ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире,
раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки «5», но он допускает от дельные неточности в изложении
фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в
применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих
вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем
мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может
применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
4. Календарно-тематическое планирование
1 дополнительный класс
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Тема урока
I четверть (16 ч.)
Безопасное поведение (18 ч.)
Школа. Школьное здание, коридоры.
Школа. Зал, столовая, гардероб.
Дорога в школу.
Экскурсия «Дорога в школу».
Транспорт.
Транспорт.
Мой класс.
Мои обязанности в классе.
Мое поведение в школе.
Учебные вещи. Их назначения.
Учебные вещи. Обращение с ними.
Одежда и обувь. Назначение.
Одежда и обувь. Уход.
Расписание уроков.
Мой режим дня.
Моя семья.
II четверть (16ч.)
Мои обязанности в семье.
Мой город (поселок, село, деревня).
Неживая природа (9 ч.)
Мир природы. Земля.
Солнце.
Луна.
День.
Ночь.
Утро.
Вечер.
Режим дня.
Количество
часов
Дата
проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Утренняя зарядка.
Сезонные изменения в природе (20 ч.)
Погода.
Календарь погоды.
Осенняя погода
Парк, лес осенью
Животные осенью
III четверть (20 ч.)
Осенняя простуда (профилактика).
Зимняя погода.
Календарь погоды.
Растения зимой.
Животные зимой
Зимние забавы. Зимние праздники.
Осторожно, лед! Правила поведения на льду.
Весенняя погода. Календарь.
Растения весной.
Животные весной.
Летняя погода.
Летний календарь. Летние забавы.
Осторожно, речка! Правила поведения на воде.
Растения летом.
Животные летом.
Растения (7 ч.)
Овощи.
Фрукты.
Ягоды.
Цветы, травы.
Деревья.
IV четверть (14 ч.)
Кустарники.
Игра «Угадай растение».
Животные (5ч.)
Домашнее животное. Кошка.
Домашнее животное. Собака
Дикие животные.
Птицы.
Насекомые.
Человек (7ч.)
Части тела человека.
Расскажи про себя.
Как мы ходим.
Как мы видим.
Как мы слышим.
Как мы чувствуем.
Гигиена тела человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 класс
№
Тема урока
Количество
Дата
12
п/
п
часов
проведения
I четверть (16 ч.)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Неживая природа (8ч)
Введение. Живая и неживая природа.
Земля и Солнце.
Время суток: день и ночь, их признаки.
Сутки. Наблюдения за сменой дня и ночи.
Занятие людей в течение суток. Режим дня.
Влияние Солнца на смену времен года
Роль солнечного тепла и света в жизни растений,
животных, человека.
Признаки предметов неживой природы. Земля:
песок, глина, камни.
Сезонные изменения в природе (5ч). Осень.
Знакомство с временами года. Осенние месяцы
Основные признаки осени. Изменения в неживой
природе.
Основные признаки осени. Изменения в жизни
растений, животных. Одежда людей, профилактика
простуд.
Труд людей в сельской местности и в городе
осенью. Игры детей.
Наблюдения за изменениями погоды. Календарь
природы.
Растения (11ч)
Разнообразие мира растений.
Строение и сходство растений. Части растений.
Различия растений. Сравнение частей растений.
II четверть (16 ч.)
Разнообразие цветов. Полевые и садовые цветы.
Семена. Практическая работа "Развитие растения
из семени".
Культурные растения. Внешний вид, место
произрастания, использование.
Овощи и фрукты. Употребление в пищу.
Приспособление растений к сезонным изменениям
Уход за растениями. Значение растений в природе.
Приспособления растений к разным условиям
жизни.
Охрана и использование растений человеком.
Сезонные изменения в природе (5ч)
Зима. Знакомство с временами года. Зимние
месяцы.
Основные признаки зимы. Изменения в неживой
природе.
Основные признаки зимы. Изменения в жизни
растений, животных. Одежда людей, профилактика
простуд.
Труд людей в сельской местности и в городе
зимой. Игры детей.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Наблюдения за изменениями погоды. Календарь
природы.
Животные (16ч)
Разнообразие мира животных.
Внешнее строение животных. Сходства и
различия.
Различия животных. Условия обитания, повадки
животных.
III четверть (20 ч.)
Животные в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животным.
Детеныши домашних животных.
Домашнее животное - корова. Забота и уход за
животным.
Домашнее животное - овца. Забота и уход за
животным.
Правила поведения человека при контакте с
домашним животным
Детеныши диких животных.
Дикое животное - волк. Место обитания, питание,
образ жизни.
Дикое животное - лиса. Место обитания, питание,
образ жизни.
Дикое животное - медведь. Место обитания,
питание, образ жизни.
Приспособление животных к различным условиям
жизни. Животные стран с холодным климатом.
Приспособление животных к различным условиям
жизни. Животные жарких стран.
Приспособление животных к временам года. Заяц.
Приспособление животных к временам года.
Воробей.
Сезонные изменения в природе (5ч)
Весна. Знакомство с временами года. Весенние
месяцы.
Основные признаки весны. Изменения в неживой
природе.
Основные признаки весны. Изменения в жизни
растений, животных. Одежда людей.
Труд людей в сельской местности и в городе
весной. Игры детей.
Наблюдения за изменениями погоды. Календарь
природы.
Человек. Безопасное поведение (13ч)
Пол, возрастные группы человека.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище,
руки, ноги.
IV четверть (14 ч.)
ЗОЖ. Гигиена жилища. Гигиена питания.
ЗОЖ. Личная гигиена. Прогулки и занятия
спортом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови,
щеки, подбородок.
Органы чувств человека - глаза. Охрана зрения.
Органы чувств человека - уши. Гигиена ушей.
Органы чувств человека - нос. Гигиена носа.
Органы чувств человека- рот. Гигиена полости рта.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) –
прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми.
Органы чувств человека - кожа. Гигиена кожи.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Осанка. Скелет и мышцы человека.
Сезонные изменения в природе (3ч)
Лето. Знакомство с временами года. Летние
месяцы.
Основные признаки лета. Изменения в живой и
неживой природе.
Труд людей в сельской местности и в городе
летом. Игры детей.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема урока
I четверть (16 ч.)
Сезонные изменения в природе (10ч)
Влияние солнца на смену времен года
Влияние солнца на смену времен года
Сутки.
Долгота дня зимой и летом
Занятия семьи в течении суток.
Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону.
Осень.
Признаки осени.
Растения осенью.
Животные осенью.
Неживая природа (8ч)
Вода.
Свойства воды.
Температура воды
(горячая, холодная).
Правила обращения с горячей водой.
Вода в природе.
Вода в природе.
II четверть (16 ч.)
Значение воды.
Значение воды.
Сезонные изменения в природе (4ч)
Зима. Признаки зимы.
Количество
часов
Дата
проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
20.
21.
22.
23.
34.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Растения зимой.
Животные зимой.
Чем питаются животные?
Живая природа
Растения (16ч)
Части растений.
Жизнь растений
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые
Растения светолюбивые, тенелюбивые.
Комнатные растения.
Уход за комнатными растениями.
Огород.
Овощи и их признаки.
Овощи в питании человека.
Овощи в питании человека.
III четверть (22 ч.)
Сад.
Фрукты и их признаки.
Фрукты в питании человека.
Фрукты в питании человека.
Уход за растениями сада и огорода.
Безопасное использование садового инструмента.
Сезонные изменения в природе (4ч)
Весна.
Признаки весны.
Растения весной.
Животные весной.
Животные (10ч)
Дикие животные.
Домашние животные.
Кошка и рысь.
Породы кошек.
Собака и волк.
Породы собак.
Правила поведения при контакте с домашними
животными.
Правила поведения при контакте с домашними
животными.
Рыбы.
Внешний вид рыб.
Среда обитания рыб.
Человек (10ч)
Тело человека.
IV четверть (14 ч.)
Тело человека.
Гигиена тела.
Закаливание.
Органы пищеварения.
Питание человека.
Правила питания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Профилактика отравлений.
Сезонные изменения в природе (6ч)
Лето.
Признаки лета.
Контрольная работа по теме: «Сезонные изменения
в природе»
Признаки лета.
Растения летом.
Животные летом.
Детские игры на природе, предупреждение травм.
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
34.
25.
Тема урока
I четверть (16 ч.)
Сезонные изменения в природе (6ч.)
Времена года. Осень.
Осенние месяцы. Календарь.
Экскурсия в природу «Осенние изменения в
природе»
Растения осенью.
Животные осенью.
Занятия людей осенью.
Неживая природа (7ч.)
Солнце в разные времена года. Восход и заход
солнца.
Сон – лучшая профилактика усталости.
Календарь.
Воздух. Значение воздуха.
Термометр.
Ветер. Направление ветра.
Поведение во время урагана.
Сезонные изменения в природе (5ч.)
Зима. Признаки зимы.
Зимние месяцы.
Растения и животные зимой.
II четверть (16 ч.)
Занятия людей зимой.
Правила поведения в зимний период (снежная
буря, катание на коньках).
Растения (14ч.)
Сравнение растений.
Части растений: корни, стебли.
Части растений: листья, стебли.
Растения сада.
Лес. Растения леса.
Деревья хвойные и лиственные.
Кустарники.
Количество
часов
Дата
проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Травы леса. Полезные травы.
Травы леса. Опасные травы.
Контрольная работа по теме: «Растения»
Плоды и семена. Лесные ягоды.
Грибы. Съедобные грибы.
Грибы ядовитые. Профилактика отравлений.
Правила поведения в лесу.
III четверть (22 ч.)
Животные (10ч.)
Животные. Разнообразие животного мира.
Охрана животного мира.
Дикие животные.
Домашние животные.
Сравнение животных: кролик и заяц.
Правила ухода за
домашними животными.
Птицы. Строение птиц.
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Обобщающий урок по теме «Животные»
Человек (13ч.)
Человек. Дыхание человека.
Температура тела человека. Градусник и его
назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Кровь.
Сердце.
Пульс.
Пульс. Поведение во время болезни.
Вызов врача из поликлиники.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека.
Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений.
IV четверть (14 ч.)
Обобщающий урок по теме «Человек»
Сезонные изменения в природе (13ч.)
Весна. Признаки весны.
Весенние месяцы.
Растения весной.
Животные весной.
Труд людей весной.
Экскурсия на природу «Весенние изменения в
природе»
Лето. Признаки лета.
Летние месяцы.
Контрольная работа по теме: «Сезонные изменения
в природе»
Растения летом.
Животные летом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
67.
68.
Труд людей летом.
Итоговый урок.
1
1
4 класс
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
34.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Тема урока
I четверть (16 ч.)
Сезонные изменения в природе (6ч)
Влияние солнца на смену времён года.
Признаки осени.
Растения осенью.
Животные осенью.
Труд людей осенью.
Труд людей осенью.
Неживая природа (9ч)
Почва.
Состав почвы.
Обработка почвы.
Обработка почвы.
Правила обращения с садовым инструментом.
Песок.
Глина.
Рельеф. Горы, холмы.
Равнины, овраги.
Сезонные изменения в природе (4ч )
Признаки зимы.
II четверть (16 ч.)
Растения зимой.
Животные зимой.
Труд людей зимой.
Растения (11ч)
Растения.
Огород.
Лес.
Ориентировка в лесу.
Сад.
Растения культурные и дикорастущие.
Лекарственные растения.
Красная книга.
Парки.
Растения полей. Поле в разное время года.
Контрольная работа по теме: «Растения»
Животные (14ч)
Домашние животные.
Количество
часов
Дата
проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
32.
Лошадь.
1
III четверть (22 ч.)
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Корова.
Свинья, овца.
Правила ухода за домашними животными.
Птицы.
Польза и вред птиц.
Водоплавающие птицы.
Дикие птицы.
Домашние птицы.
Дикие и домашние птицы- сходство и различия.
Насекомые
Пчелы.
Что мы узнали о животных.
Сезонные изменения в природе (4ч)
Растения весной.
Животные весной.
Труд людей весной.
Труд людей весной.
Человек (10ч)
Человек. Мозг человека.
Профилактика травм головного мозга.
Режим дня. Часы.
Режим дня. Часы.
Профилактика переутомления.
Загрязнение воздуха.
IV четверть (14 ч.)
Загрязнение воды
Загрязнение почвы.
Заповедники.
Зоопарк.
Сезонные изменения в природе (4ч)
Растения летом.
Животные летом.
Труд людей летом.
Безопасное поведение (7ч)
Правила поведения в быту.
Правила поведения в школе.
ПДД. Дорога.
Контрольная работа по теме «Безопасность»
ПДД. Пешеходный переход.
Транспорт. Мы пассажиры.
Обобщающий урок. Транспорт. Мы пассажиры.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Приложение
График оценочных процедур
2 класс
20
№ урока в
соответствии с
рабочей
программой
№ 64
3 класс
№ урока в
соответствии с
рабочей
программой
№ 28
№ 64
4 класс
№ урока в
соответствии с
рабочей
программой
№ 30
№ 65
Дата
проведения
Дата
проведения
Дата
проведения
Тема
Общее
количество
часов в год
К/Р
запланировано
Сезонные
изменения в
природе
66
1
Тема
Общее
количество
часов в год
К/Р
запланировано
Растения
Сезонные
изменения в
природе
68
1
1
Тема
Общее
количество
часов в год
К/Р
запланировано
Растения
Безопасность
68
1
1
21