Приложение № 4
к адаптированной образовательной
программе
основного общего образования
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)
Информатика
7-9 класс
Пояснительная записка.
В результате изучения курса информатики у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления,
знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном
обществе. Обучающиеся познакомятся с приемами работы с компьютером и другими
средствами икт, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики
будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
учетом их индивидуальных возможностей.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и
средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой,
рассматриваются как основа создания и использования информационных и
коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией,
биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На
протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт
формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято
называть современными образовательными результатами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему учебному плану рабочая программа по информатике для
7-9 класса предусматривает обучение в объѐме 34 часов в год, 1 ч в неделю
Содержание учебного предмета.
1. Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для
ввода, вывода, обработки информации, включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств, клавиатура, элементарное представление о правилах
клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере;
бережное отношение к техническим устройствам.
2. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших
текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе.
Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в
компьютере, именование файлов и папок.
3. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на
электронных носителях.
Планируемые
предметные
результаты
освоения
учебного
предмета
"Информатика".
23.3.
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного
аппарата эргономичные приемы работы, выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками).
2. Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного
аппарата эргономичные приемы работы, выполнение компенсирующих физических
упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками), доступными электронными
ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7 класс
1
2
Тема
Практика работы на
компьютере.
Техника безопасности в
кабинете информатики.
Компьютеры в нашей жизни.
Состав основных устройств
компьютера, их назначение и
информационное
взаимодействие.
Кол-во
часов
8
Основные виды
учебной деятельности
1
Соблюдать правила ТБ в
кабинете информатики.
1
Называть, показывать
основные устройства
компьютера.
3
Назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода,
обработки информации.
Входная контрольная работа
1
4
Включение и выключение
компьютера и подключаемых к
нему устройств.
1
5-6
Клавиатура. Клавиши и их
назначение при наборе текста.
Пользование мышью,
использование простейших
средств текстового редактора
Практика работы на
компьютере.
Безопасные приѐмы работы на
компьютере. Правила ТБ.
2
7-8
9
10
2
1
1
Работа с простыми
информационными объектами.
11- Текст (создание,
12
сохранение).
13- Текст (преобразование,
сохранение). Полугодовая
14
контрольная работа
15 Текст (удаление).
16 Ввод небольшого текста.
Практическая работа.
Работа с простыми
информационными объектами.
17 Редактирование текста.
Практическая работа.
6
18- Таблица (создание,
19
сохранение).
20- Таблица (преобразование,
21
сохранение).
22 Таблица (удаление).
2
23
Вывод текста на принтер.
Знать, называть,
показывать
назначение основных
устройств компьютера для
ввода, вывода, обработки
информации.
Включать и выключать
компьютер и
подключаемые к нему
устройства.
Знать,
называть,
показывать клавиатуру,
мышь. Набирать текст.
2
2
1
1
Соблюдать правила ТБ в
кабинете информатики.
Называть, показывать
основные
устройства компьютера.
Создавать документ,
называть, сохранять его.
Удалять слово,
предложение, весь
документ.
Набирать текст без
ошибок.
Редактировать текст.
10
1
2
1
1
Набирать текст без
ошибок.
Редактировать текст.
Создавать документ,
называть, сохранять его.
Создавать таблицу,
сохранять,
преобразовывать еѐ.
Удалять слово,
предложение в таблице.
Набирать текст без
ошибок.
Редактировать текст в
таблице.
Выводить текста на
принтер.
2425
Работа с рисунками в
графическом редакторе.
2
Организация системы файлов и
папок для хранения собственной
информации в компьютере,
именование файлов
и папок.
Поиск и обработка
информации
27
Информация, еѐ сбор, анализ
и систематизация.
Способы получения,
28
хранения, переработки
информации.
Поиск информации в
29
Интернете.
30
Поиск информации внутри
компьютера, на съѐмном
носителе.
Общение в цифровой
среде
32 Создание почтового
ящика. Итоговая контрольная
работа
32- Создание и передача
сообщений.
33
Создание странички в
34
социальной сети.
26
1
Создавать документ.
Работать с рисунками в
графическом редакторе.
Сохранять рисунок.
Создавать документ, папку.
Называть и
переименовывать их.
Переносить на другие
носители.
4
1
1
1
1
Искать информацию в
компьютере и в сети
Интернет, на съѐмном
носителе (флешке).
Переносить информацию в
документ,
систематизировать и
анализировать найденную
информацию.
4
1
2
1.
Создавать почтовый ящик.
Входить
в
созданный
почтовый ящик.Принимать и
передаватьсообщения.
Создавать странички в
социальной сети. Входить
на
свою
страницу.
Принимать и передавать
сообщения.
8 класс
№
1
2
3
Тема
Практика работы на
компьютере.
Техника безопасности в
кабинете информатики.
Компьютеры в нашей
жизни.
Состав основных
устройств компьютера,
их назначение и
информационное
взаимодействие.
Назначение основных
Кол-во
часов
6
Основные виды учебной
деятельности
1
Соблюдать правила ТБ в кабинете
информатики.
1
Называть, показывать основные
устройства компьютера.
1
Знать, называть, показывать
4
5
6
7
8
устройств компьютера
для ввода, вывода,
обработки информации.
Входная контрольная
работа
Включение и
выключение компьютера
и подключаемых к нему
устройств.
Клавиатура. Клавиши и
их назначение при
наборе текста.
Пользование мышью,
использование
простейших средств
текстового редактора
Работа с простыми
информационными
объектами.
Текст (создание,
сохранение).
Полугодовая
контрольная работа
Текст (преобразование,
сохранение).
назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода,
обработки информации.
1
Включать и выключать компьютер
и подключаемые к нему
устройства.
1
Знать, называть, показывать
клавиатуру, мышь. Набирать текст.
1
5
1
1
Создавать документ, называть,
сохранять его.
Удалять слово, предложение, весь
документ.
Набирать текст без ошибок.
9
Текст (удаление).
1
10
Ввод небольшого текста.
Практическая работа.
Редактирование текста.
Практическая работа.
1
Редактировать текст.
1
Набирать текст без ошибок.
11
Редактировать текст.
Работа с простыми
информационными
объектами.
Таблица (создание,
сохранение).
Таблица
(преобразование,
сохранение).
8
14
Таблица (удаление).
1
15
Работа с таблицей.
Практическая работа.
1
12
13
1
1
Создавать документ, называть,
сохранять его.
Создавать таблицу, сохранять,
преобразовывать еѐ.
Удалять слово, предложение в
таблице.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст в таблице.
16
Работа с рисунками в
графическом редакторе.
1
Создавать документ. Работать с
рисунками в графическом
редакторе. Сохранять рисунок.
17
18
19
Организация системы
файлов и папок для
хранения собственной
информации в
компьютере, именование
файлов и папок.
Ввод небольшого текста.
Практическая работа.
Редактирование текста.
Практическая работа.
1
Создавать документ, папку.
Называть и переименовывать их.
Переносить на другие носители.
1
Создавать документ, называть,
сохранять его.
1
Удалять слово, предложение, весь
документ.
Набирать текст без ошибок.
Редактировать текст.
Поиск и обработка
информации
Информация, еѐ сбор,
анализ и систематизация.
Способы получения,
хранения, переработки
информации.
4
22
Поиск информации в
Интернете.
1
23
Поиск информации
внутри компьютера.
Общение в цифровой
среде
Создание почтового
ящика.
Создание и передача
сообщений.
Создание странички в
социальной сети.
1
Технология ввода
информации в
компьютер
Ввод текста.
Запись изображения с
помощью видеокамеры.
2
Технология ввода
информации в
компьютер
6
20
21
24
25
26
27
28
1
1
Искать информацию в компьютере
и в сети Интернет, на съѐмном
носителе (флешке). Переносить
информацию в документ,
систематизировать и
анализировать найденную
информацию.
3
1
1
1
1
1
Создавать почтовый ящик.
Входить в созданный почтовый
ящик. Принимать и передавать
сообщения.
Создавать странички в социальной
сети. Входить на свою
страницу. Принимать и передавать
сообщения.
Набирать текст.
Записывать изображения с
помощью видеокамеры их на
компьютере (самостоятельно или с
помощью учителя).
Воспроизводить видео.
Распечатка текста.
Распечатка рисунков,
фотографий.
Создание презентаций.
Размер слайда. Итоговая
контрольная работа
Шаблон оформления
(дизайн слайда).
1
1
33
Разметка слайда
(расположение
заголовков, текста и
объектов на слайде).
1
34
Способы вывода
презентаций.
1
29
30
31
32
Распечатывать текст.
Распечатывать фотографии,
рисунки.
Создавать презентацию
(самостоятельно, под
руководством учителя).
Определять размер слайда.
Использовать шаблон для создания
презентации. Выполнять разметку
слайда: располагать заголовок,
текст, объекты на слайде).
Использовать эффекты для вывода
заголовка, текста и объектов;
перехода от слайда к слайду.
Выводить презентацию.
1
1
9 класс
№
Название темы
Кол-во
часов
Введение. Техника безопасности
2
Персональный
1
компьютер
Основные виды учебной деятельности
с информацией.
Называть, показывать основные
устройства компьютера
Техника безопасности при работе на ПК. 1
Входная контрольная работа
Соблюдать правила ТБ в кабинете
информатики.
Программа PowerPoint
10
3-4
Слайды. Создание слайдов.
2
5-6
Дизайн. Работа с фигурами. Вставка.
2
7-8
Работа с текстом. Анимация.
Полугодовая контрольная работа
2
9-10
Настройка анимации.
Создавать презентацию (самостоятельно,
под руководством учителя). Определять
размер слайда. Использовать шаблон для
создания презентации. Выполнять
разметку слайда: располагать заголовок,
текст, объекты на слайде). Использовать
эффекты для вывода заголовка, текста и
объектов; перехода от слайда к слайду.
Выводить презентацию.
2
1
2
11-13 Эффект Вход, Выделение, Выход, Пути 2
перемещения.
Портфолио ученика
7
14
Что такое презентация.
1
15
Портфолио ученика. Титульный лист.
1
16
Создание слайда. Дизайн.
1
17
Оформление заголовка, подзаголовка.
1
18
Выбор картинки. Выбор эффекта.
1
19
Страницы Моѐ имя, Мои друзья, Моя
1
семья,
Мои
любимые
Использовать эффекты для вывода
заголовка, текста и объектов; перехода от
слайда к слайду. Выводить презентацию.
учителя
Распорядок дня. Мои учебные успехи.
20
Просмотр
презентаций
1
учащихся.Анализ и оценка
презентаций.
21
Сеть Интернет
8
Общее представление о компьютерной
1
сети.
22
Интернет
как
среда
общения
1
с
помощью компьютера.
23
Структура сети Интернет.
1
24
Службы сети Интернет.
1
25
Подключение к сети
26
Первый выход в WWW.
Интернет.
1
1
Научиться подключаться к сети
Интернет, находить нужную
информацию
27
Навигация
в WWW. Сохранение
1
Web-страниц.
28
Поиск
информации
в
1
WWW.Технология поиска в системе
Яндекс.
Электронная почта (7ч)
29-30 Основные
понятия
7
и
2
термины
электронной почты.
31-32 Почтовые программы.
2
33
Получение сообщений.
Итоговая контрольная работа
1
34
Подготовка и отправка сообщений.
1
Итого
34
Создавать почтовый ящик. Входить в
созданный почтовый ящик.
Принимать и передавать сообщения.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Аппаратные средства:
▪ компьютер;
▪ проектор;
▪ принтер;
▪ устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства:
▪ операционная система Windows;
▪ текстовый редактор MS Word;
▪ приложение Калькулятор;
▪ графический редактор Paint;
▪ Web –браузер;
▪ текстовый редактор MSWord.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.uchportal.ru/load/ - Учительский портал;
http://pedsovet.su/load/45 - Pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей;
http://festival.1september.ru/articles/subjects/33 - Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок»; http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru - Федеральный центр информационных
образовательных ресурсов (ОМC).
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Информатика. Программа для основной школы 5-9 классы. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).