Серовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В. Ф. Фуфачева
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева
__________ Е.Г. Аджиумер
Приказ № 126 от 30 августа 2024г.
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа спецкурса
«За страницами учебника «Русский язык»»
социально - гуманитарной направленности
для обучающихся 9 классов.
Срок реализации программы – 7 месяцев
Содержание
1.
1.1.
Целевой раздел
Пояснительная записка.
1.2.
2.
2.1.
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
Особенности дополнительной образовательной программы
спецкурса.
Содержание программы
Организационный раздел
Учебный план
Календарный учебный график
Система условий реализации программы
Методическое обеспечение программы
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3
2
4
5
5
7
7
7
8
1.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спецкурса «За
страницами учебника «Русский язык» для обучающихся 9 классов (далее – программа)
составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”, Устав МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева,
Положение о правилах оказания платных образовательных услуг МАОУ СОШ №14 им. В.Ф.
Фуфачева.
Программа лингвистического спецкурса «За страницами учебника «Русский язык»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной
программой основного общего образования. Данная программа реализует социально гуманитарное направление дополнительного образования в рамках ФГОС ООО.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для развития надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской
Федерации уделяется большое внимание изучению родного языка: принимаются
федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и словесной
культуры, в образовательных учреждениях возросли требования к знаниям современного
школьника, их общей языковой культуре. Следовательно, необходимо через
дополнительное образование прививать обучающимся любовь к русскому литературному
языку, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных
и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального
развития.
Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования
обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников
общекультурных, организационных, информационных, коммуникативных и социальных
навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.
Курс рассчитан на 21 час (3 часа в месяц)
Контроль осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде
практических работ.
Программа реализуется в рамках платных образовательных услуг.
Цель курса: формирование языковой и лингвистической компетенции обучающихся.
Задачи:
1) вызвать и развить интерес школьников к изучению русского языка;
2) расширить лингвистический кругозор учащихся;
3) углубить умение учащихся работать с разным языковым материалом;
3
4) способствовать формированию навыка детей самостоятельно
литературными источниками, СМИ и Интернет-ресурсами;
работать
с
5) способствовать формированию у учащихся бережного отношения к слову, к богатствам
языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку;
6) развивать коммуникативную компетенцию, необходимую для понимания и создания
текстов различной направленности, а также необходимую для успешной
интеллектуальной деятельности обучающегося и его успешной социализации;
7) способствовать формированию школьника как нравственной, интеллектуально
развитой личности;
8) способствовать развитию творческих способностей учащихся.
1.2. Планируемые
программы:
результаты
освоения
дополнительной
образовательной
1. Личностные результаты:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе.
2. Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, ресурсы Интернета;
- овладение приемами самостоятельного отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления
одноклассников.
2) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности спецкурса «За страницами учебника «Русский язык»
Общая характеристика
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе дополнительного образования.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и
образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка
совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные,
интеллектуальные, информационные, организационные.
2.2. Содержание программы:
Русский литературный язык (1ч.)
Понятие о литературном языке. Нормированность – основная отличительная особенность
русского литературного языка. Виды лингвистических словарей.
Знать о литературном языке, его нормированности, видах лингвистических словарей.
Уметь: пользоваться лингвистическими словарями.
Словарная система русского языка (4 часа)
Лексика. Многозначность слова. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Архаизмы.
Историзмы. Неологизмы. Диалекты. Профессиональные слова. Жаргонные слова.
Заимствованные слова. Фразеологизмы. Крылатые слова
Знать: основные группы слов по происхождению, употреблению, значению.
Уметь: находить, отличать, употреблять слова разных лексических групп в речи.
Культура речи (4 часа).
Качества грамотной речи. Норма русского литературного языка. Орфоэпические, речевые,
акцентологические нормы.
Знать: основные качества грамотной речи, нормы языка
Уметь: грамотно использовать русский язык в речи для решения
задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Стилистика русского языка (4 часа)
5
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный, стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Знать: основные сведения по стилистике русского языка.
Уметь: характеризовать стилистическую окраску языковых единиц в текстах;
анализировать тексты с учётом их функционально-стилевой и жанровой специфики;
использовать стилистические возможности языка в разных сферах коммуникации для
решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Текст (4 часа)
Типы речи. Тема. Основная мысль. Смысловая цельность текста. Композиция. Средства
связи предложений в тексте.
Знать: Основные сведения о тексте и его строении
Уметь: Различать тексты разных типов речи;
Определять тему и основную мысль текста;
Строить самостоятельный текст по правилам логики и композиции;
Находить и использовать различные средства связи предложений в тексте;
Развивать навык составления плана, пересказывать текст по плану;
Письменно отвечать на вопрос к тексту, работать со словарями.
Средства выразительности речи (4 часа)
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); специальные изобразительновыразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного
синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Учебно-тематический план
Тема
Количество
часов
1
4
4
4
4
4
Русский литературный язык
Словарная система русского языка
Культура речи
Стилистика
Текст
Средства выразительности речи
6
Итого
21
7
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план на 2023-2024 учебный год
Срок реализации программы 7 месяцев, три занятия в месяц с октября по апрель
включительно (всего 21 час).
Форма обучения: очная, групповая. Программа предназначена для обучающихся 9
классов.
Наименование
Программы
(спецкурса)
«За страницами
учебника
«Русский язык»
В
месяц
Количество часов
1 полугодие
2 полугодие
3
9
12
год
21
3.2. Календарный учебный график
месяц
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
итого
Даты занятий
Количество занятий
3
3
3
3
3
3
3
21
4, 11, 18
8, 15, 22
6, 13, 20
17, 24, 31
7, 14, 21
7, 14, 21
4, 11, 18
3.3 Система условий реализации программы
В целях обеспечения реализации образовательной программы спецкурса «За
страницами учебника «Русский язык» в МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева для
участников образовательных отношений созданы условия, обеспечивающие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения дополнительной образовательной
программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями
здоровья;
- участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в разработке дополнительной образовательной программы
спецкурса «За страницами учебника»;
-использования в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
-эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников;
-обновления содержания дополнительной образовательной программы спецкурса «За
страницами учебника «Русский язык», а также методики технологий её реализации в
8
соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей
(законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской
Федерации.
МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева укомплектована кадрами, имеющими
необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной
образовательной программой спецкурса «За страницами учебника «Русский язык».
Для решения учебно-познавательных технологий в образовательном процессе
используются учебные помещения основной школы.
3.3. Методическое обеспечение программы
1. ОГЭ 2024. Сборник заданий. Русский язык. - М.: ОАО «Просвещение», 2024.
2. Нарушевич А. Г., Смеречинская Н. М. Трудные задания ОГЭ. Пособия по подготовке
к итоговой аттестации. – М.: ОАО «Просвещение», 2023.
3. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. 9 класс. - М.: ОАО «Просвещение», 2023.
4. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. 9 класс. - М.:
ОАО «Просвещение», 2023.
5. ОГЭ 2024. Тренажер. Русский язык. - М.: ОАО «Просвещение», 2023.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник,
2003. – 944с.
7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
8. Открытый банк заданий ОГЭ. https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
9. ЦОС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/
9