Приложение № 35
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ №14 им. В. Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 153 от 20.06.2019)
Рабочая программа
по учебному курсу
«Решение задач повышенной
сложности по географии»
для 9 классов
Рабочая программа «Решение задач повышенной сложности по географии» 9 класс
является приложением основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ СОШ №14 им.В.Ф.Фуфачева.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.В результате изучения курса у учащихся будут сформированы представления о
практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические
знания учащихся, с помощью решения задач повышенной трудности, полученными
собственными усилиями.
2. Учащиеся закрепят алгоритм выполнения любого практического задания,
объяснять получаемые результаты, что позволит им за счёт установления причинноследственных связей работать над формированием и совершенствованием логического
мышления.
3. Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению
разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география,
через использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий.
Выпускник получит возможность научиться:
моделировать географические объекты и явления;
работать
с
записками,
отчетами,
дневниками
путешественников
как
источниками географической информации;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических
и
геоэкологических
проблем
человечества;
примеры
практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать
и
критически
оценивать
информацию
географического
содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
оценивать возможные в будущем изменения географического положения
России,
обусловленные
мировыми
геодемографическими,
геополитическими
и
геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной
системы;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии
человеческого капитала;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России
выдвигать
и
обосновывать
на
основе
анализа
комплекса
источников
информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства
страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой
экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития
России.
Содержание курса
Раздел 1 Решение задач по плану и карте. (14ч)
Тема 1. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности. Ориентирование на
местности. Азимут.
Решение задач по переводу масштаба из численного в именованный, и обратно.
Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки;
курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений. Решение задач на
определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач
на определение площадей по плану местности разными способами.
Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для
ориентирования транспортира, компаса.
Тема 2. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане
местности.
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной
высоты по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между
отдельными точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью
горизонталей и бергштрихов. Определение зависимости расстояния между горизонталями
от крутизны склонов.
Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение
простых профилей по плану местности. Тренировка умения читать рельеф по плану
местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов
на основе анализа топографической карты.
Тема 3. Годовое и суточное движение Земли.
Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где
бывает Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня.
Решение задач на определение полуденной высоты Солнца.
Тема 4. Градусная сетка. Географические координаты.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ
длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и
меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени
совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения;
по разным меридианам и параллелям. Определение местоположения объекта по одной
координате.
Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным
географических координат. Решение задач на определение антиподов географических
объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности
земного шара)
Тема 5. Часовые зоны.
Решение задач на определение местного и поясного времени.
Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени
затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии
пересечения 180 меридиана.
Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли»(6ч)
Тема 6. Литосфера. Гидросфера
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли.
Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на
поверхности и на глубине. Решение задач на определение расположения слоев горных
пород в зависимости от их возраста.
Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине.
Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в морях и океанах.
Тема 7. Атмосфера. Биосфера
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные
температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на
различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данных атмосферного
давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы
атмосферного давления у подножия и на вершине). Работа с климатическими картами:
чтение изотерм, определение количества осадков. Приёмы работы с синоптическими
картами. Решение задач на чтение климатограмм, определение типа климата по
климатограмме.
Решение задач на соответствие между природной зоной, почвами, животными и
растениями, характерными для данной ПЗ.
Раздел III. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта
мира» (3ч.)
Тема 8. Население Земли. Политическая карта мира
Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по
территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение
задач на выявление зависимости плотности населения на определённой территории от
природных условий.
Выполнение заданий на составление типологий государств (с использованием различных
показателей – положению на материке или острове; по наличию выхода в Мировой океан;
по количеству граничащих государств и т.д.)
Решение задач на определение страны по характерным чертам географического
положения, особенности природы и населения и хозяйства.
Раздел IV. Решение задач по теме «География России» (11ч.)
Тема 9. Природа России
Решение задач на соотношение возраста земной коры, тектонической структуры,
формы рельефа и полезными ископаемыми. Решение задач на определение типов климата
России по климатограмме, соотнесение ее с территорией России.
Решение задач на определение падения и уклона рек России, годового стока.
Тема 10. Население России
Решение демографических задач: на определение рождаемости, смертности и
естественного прироста. Решение задач на определение сальдо миграций. Анализ
статистических демографических данных. Решение задач на определение уровня
урбанизации региона.
Решение задач на определение плотности населения субъектов РФ, выявление
зависимости плотности населения субъектов РФ от природных условий.
Тема 11. Хозяйство России
Решение задач на обоснование размещения предприятий различных отраслей
промышленности на определённых территориях земной поверхности (обоснование
выбора типа электростанций, возможности строительства металлургического комбината и
т.д.)
Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от наличия
минерально-сырьевой базы.
Решение задач на определение субъекта РФ по характерным чертам
географического положения, особенности природы и населения и хозяйства, определение
субъекта РФ по туристическим слоганам.
Тематическое планирование
№
п/п
1
Тема урока
2.
Ориентирование на
местности. Азимут.
3
Абсолютная и
относительная
высота
4.
Изображение
рельефа на плане
местности.
Источники
информации.
Масштаб.
Содержание урока
Количество
часов
Решение задач по переводу масштаба из
1
численного в именованный, и обратно.
Измерение расстояний на плане местности
разными способами: с помощью линейки;
курвиметра;
циркуля-измерителя,
без
проведения измерений. Решение задач на
определение
масштаба
плана
по
предложенным расстояниям на местности.
Решение задач на определение площадей по
плану местности разными способами.
Решение задач на определение площадей по
1
плану местности разными способами.
Решение задач на определение азимутов по
плану и на местности. Использование для
ориентирования транспортира, компаса.
Особенности
определения
абсолютной
1
высоты и вычисления относительной
высоты по плану местности. Решение задач
на определение превышения высоты между
отдельными
точками
на
местности.
Изображение неровностей рельефа с
помощью горизонталей и бергштрихов.
. Изображение неровностей рельефа с
1
помощью горизонталей и бергштрихов.
Определение зависимости расстояния между
горизонталями от крутизны склонов.
Решение задач на определение крутизны и
направления склонов
5.
Изображение
рельефа на плане
местности.
6
Суточное движение
Земли
7
Годовое движение
Земли.
8
Годовое движение
Земли.
9
Градусная сетка
карты
10
Географические
координаты
11
Географические
координаты
12
Географические
координаты
13
Часовые зоны
14
Определение
времени часового
пояса
15
Литосфера Земли
Построение простых профилей по плану
местности. Тренировка умения читать
рельеф по плану местности. Решение задач
на определение взаимной видимости
географических объектов на основе анализа
топографической карты.
Особенности
суточного
и
годового
движения Земли. Особенности освещения
поверхности Земли Солнцем. Часовые пояса.
Пояса освещенности.
Решение задач на определение территорий
на поверхности земного шара, где бывает
Солнце в зените.
Решение
задач
на
определение
продолжительности ночи и дня. Решение
задач на определение полуденной высоты
Солнца.
Определение
сторон
горизонта
по
параллелям и меридианам. Определение и
анализ длин меридианов и параллелей.
Решение задач на сравнение протяжённости
параллелей и меридианов на глобусе и
географической карте. Решение задач на
сравнение времени совершения путешествий
в различных широтах, в зависимости от
направления
движения;
по
разным
меридианам и параллелям.
Определение географических координат
объектов. Определение местоположения
объекта по одной координате.
Определение местоположения объекта по
одной координате. Решение задач на
определение расстояний между пунктами по
данным географических координат.
Решение задач на определение антиподов
географических объектов (диаметрально
противоположных объектов, расположенных
на поверхности земного шара)
Поясное, часовое, декретное время в России
и мире. Особенности пересечения линии
перемены дат.
Решение задач на определение местного и
поясного времени. Решение задач на
определение времени затраченного на
путешествие с запада на восток (с востока на
запад), при условии пересечения 180
меридиана.
Решение задач на определение изменения
температуры при движении вглубь Земли.
Решение задач на определение глубины, при
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
Гидросфера Земли.
17
Атмосфера Земли
18
Атмосфера Земли
19
Атмосфера Земли
20
Биосфера Земли
21
Размещение
населения Земли
22
Государства мира
23
Государства мира
24
Рельеф и
тектоническое
строение России
Климат России
25
условии, что известны температуры на
поверхности и на глубине. Решение задач на
определение расположения слоев горных
пород в зависимости от их возраста.
Решение задач на сравнение и ранжирование
географических объектов по глубине.
Решение задач на определение, сравнение и
анализ солёности воды в морях и океанах.
Решение задач на определение высоты гор,
при условии, что известны данные
температур у подножия и на вершине.
Решение задач на определение температур
на различной высоте в атмосфере. Работа с
климатическими картами: чтение изотерм,
определение количества осадков
Решение задач с использованием данных
атмосферного
давления:
определение
высоты форм рельефа (использование
данных разницы атмосферного давления у
подножия и на вершине).
Приёмы работы с синоптическими картами.
Решение задач на чтение климатограмм,
определение
типа
климата
по
климатограмме.
Решение задач на соответствие между
природной зоной, почвами, животными и
растениями, характерными для данной ПЗ.
Выполнение заданий на тренировку умения
характеризовать расселение людей по
территории планеты, определение плотности
населения на заданной территории. Решение
задач на выявление зависимости плотности
населения на определённой территории от
природных условий.
Выполнение заданий на составление
типологий государств (с использованием
различных показателей – положению на
материке или острове; по наличию выхода в
Мировой океан; по количеству граничащих
государств и т.д.)
Решение задач на определение страны по
характерным
чертам
географического
положения,
особенности
природы
и
населения и хозяйства.
Решение задач на соотношение возраста
земной коры, тектонической структуры,
формы рельефа и полезными ископаемыми.
Решение задач на определение типов
климата
России
по
климатограмме,
соотнесение ее с территорией России.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
Внутренние воды
России
Демографические
процессы в России
28
Миграции в России
29,30
Размещение
населения
31
Территориальная
структура хозяйства
32
Факторы
размещения
крупных
предприятий
33
Сырьевая база РФ
34
Субъекты РФ
Всего
Решение задач на определение падения и
уклона рек России, годового стока.
Решение
демографических
задач:
на
определение рождаемости, смертности и
естественного прироста.
Решение задач на определение сальдо
миграций.
Анализ
статистических
демографических данных..
Решение задач на определение плотности
населения
субъектов
РФ,
выявление
зависимости плотности населения субъектов
РФ от природных условий. Решение задач на
определение уровня урбанизации региона
Решение задач на обоснование размещения
предприятий
различных
отраслей
промышленности
на
определённых
территориях
земной
поверхности
(обоснование выбора типа электростанций,
возможности
строительства
металлургического комбината и т.д.)
Решение задач на обоснование размещения
предприятий
различных
отраслей
промышленности
на
определённых
территориях
земной
поверхности
(обоснование выбора типа электростанций,
возможности
строительства
металлургического комбината и т.д.)
Решение задач на зависимость размещения
отраслей промышленности от наличия
минерально-сырьевой базы.
Решение задач на определение субъекта РФ
по характерным чертам географического
положения,
особенности
природы
и
населения
и
хозяйства,
определение
субъекта РФ по туристическим слоганам.
1
1
1
1
1
1
1
1
34