Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)
Рабочая программа
учебного курса
"Решение задач повышенной сложности
по обществознанию"
для 10-11 классов
Рабочая программа по учебному курсу «Решение задач повышенной
сложности по обществознанию» для 10-11 классов является приложением
основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
СОШ №14 им. В.Ф.Фуфачева.
1.Обязательный минимум содержания
Обществознание относится к числу тех предметов, которые являются
наиболее востребованными выпускниками. Программа элективного курса
предназначена для теоретической и практической помощи выпускникам и
ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение
курса обществознания средней школы.
Задачи курса:
повышение предметной компетентности учеников;
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой
сложности.
формирование умения работать с инструкциями, документами и
другими источниками.
Способы объективной оценки качества образования. Особенности заданий
по обществознанию:
– кодификатор элементов содержания
– спецификация КИМов по обществознанию.
Информационные ресурсы.
Методика решения заданий разного уровня сложности. Задания,
направленные на определение существенных признаков ключевых
обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки
зрения их соответствия современным научным представлениям;
характеристику социальных объектов на основе смоделированных
социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации,
представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы;
сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными
чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами
и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации,
определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление
структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых
понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и
мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому
контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно
воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте
в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на
основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на
использование информации текста в другой познавательной ситуации,
формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических
суждений,
связанных
с
проблематикой
текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом
отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее
умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и
понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том
числе статистической и графической, объяснения связи социальных
объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных
оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
Составление
плана
развернутого
ответа
по
конкретной
теме
обществоведческого курса. Мини-сочинение (эссе).
Тестовый практикум. Решение заданий повышенного уровня сложности по
темам:
– Человек и общество
– Экономика
– Социальные отношения
– Политика
– Право
2. Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся
системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной
системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты
(факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах,
выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и
понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами,
понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в
социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для
принятия
собственных
решений;
критического
восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и массовой
коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции
Российской Федерации
решения
практических проблем, возникающих в социальной
деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных
действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего
изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права
3.Тематическое планирование.
10класс
№
Тема
урока
Содержание
1
Типичные ошибки
работ
Практическая работа с документами 1
2
3
4
5
6
7
Способы объективной оценки качества
образования.
Особенности заданий по обществознанию:
кодификатор элементов содержания
Особенности заданий по обществознанию:
кодификатор элементов содержания
Особенности заданий по обществознанию:
спецификация
Правила заполнения бланков.
Правила заполнения бланков.
11
12
13
Характеристика социальных объектов
14
Характеристика социальных объектов
15
16
17
Установление соответствия
Установление соответствия
Установление соответствия
18
Определи лишнее звено
19
Обобщающее понятие
21
Соотнесение
родовыми.
9
10
Практическая работа с документами 1
Практическая работа с документами 1
Практическая работа с бланком
1
Типичные ошибки в оформлении 1
ответов
по Сборники. Учебники.
1
Информационные
ресурсы
обществознанию.
Информационные
ресурсы
по
обществознанию.
Определение существенных признаков
ключевых понятий
Определение существенных признаков
ключевых понятий
Оценивание приведенных положений
Характеристика социальных объектов
8
Колво
часов
контрольных 1
видовых
понятий
Полезные и недопустимые сайты
1
Решение заданий
1
Решение заданий
1
Решение заданий
Задания:
схемы,
диаграммы,
таблицы
Задания:
схемы,
диаграммы,
таблицы
Задания: сравнение социальных
объектов, выявляя их общие черты
и различия.
Решение заданий
Решение заданий
Решение заданий
1
1
1
1
1
1
1
Задания с однородной социальной 1
информацией
Задания с однородной социальной 1
информацией
с Решение заданий
1
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Соотнесение
видовых
понятий
с
родовыми.
Определение
терминов
и
понятий,
соответствующих
предлагаемому
контексту.
Определение
терминов
и
понятий,
соответствующих
предлагаемому
контексту
Осознанное восприятие инструкции к
заданиям
Осознанное восприятие инструкции к
заданиям
Осознанное восприятие текста
Осознанное восприятие текста
Использование информации текста в
другой познавательной ситуации
Решение заданий
1
Тексты с пропусками
1
Тексты с пропусками
1
Тренинг «Шаблоны»
1
Тренинг «Шаблоны»
1
Технологии работы с текстом
Технологии работы с текстом
Формулирование и аргументация
оценочных,
а
также
прогностических
суждений,
связанных с проблематикой текста.
Использование информации текста в Формулирование и аргументация
другой познавательной ситуации
оценочных,
а
также
прогностических
суждений,
связанных с проблематикой текста.
Применение раскрытого теоретического Работа с текстом
положения.
Иллюстрирование примерами изученные Решение заданий
теоретические положения.
Задание-задача
Анализ
представленной
информации,
объяснение
связи
социальных
объектов, процессов.
Задание-задача
Формулирование и аргументация
самостоятельных оценочных, а
также прогностических суждений,
объяснений, выводов.
1
1
1
1
1
1
1
1
11класс
№
Тема
урока
Содержание
1
Типичные ошибки.
2
3
4
5
6
Способы объективной оценки качества
образования.
Особенности заданий по обществознанию.
Правила заполнения бланков
Информационные
ресурсы
по
обществознанию, экономике, праву.
Осознанное восприятие инструкции к
заданиям
Осознанное восприятие текста
Колво
часов
1
Практическая работа с документами
1
Практическая работа с бланком
1
Сборники. Учебники. Полезные и 1
недопустимые сайты
Тренинг «Шаблоны»
1
Технологии работы
типичные ошибки
с
текстом, 1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Использование информации текста в Требования. Типичные ошибки.
другой познавательной ситуации
Умение
применять
раскрытое Работа с текстом
теоретическое положение.
Умение
иллюстрировать
примерами Типичные ошибки. Решение заданий
изученные теоретические положения.
повышенной сложности.
Задание-задача
Анализ представленной информации.
План развернутого ответа по теме
Требования. Алгоритмы. Типичные
ошибки.
Практикум
Практикум
Требования. Типичные ошибки
Практикум
Практикум
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Решение
заданий
повышенной
сложности
Тренинг
26
План развернутого ответа по теме
План развернутого ответа
Мини-сочинение (эссе)
Мини-сочинение (эссе)
Мини-сочинение (эссе)
Тематические задания по темам: Человек и
общество
Тематические задания по темам: Человек и
общество
Тематические задания по темам: Человек и
общество
Тематические
задания
по
темам:
Экономика
Тематические
задания
по
темам:
Экономика
Тематические
задания
по
темам:
Экономика
Тематические
задания
по
темам:
Социальные отношения
Тематические
задания
по
темам:
Социальные отношения
Тематические
задания
по
темам:
Социальные отношения
Тематические задания по темам: Политика
27
Тематические задания по темам: Политика
28
Тематические задания по темам: Политика
29
Тематические задания по темам: Право
30
Тематические задания по темам: Право
31
Тематические задания по темам: Право
32
Как составить задания повышенной
сложности
Как составить задания повышенной Работа в группах
сложности
Интеллектуальные
задачи
по Игра
обществознанию
18
19
20
21
22
23
24
25
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1