Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом №91 от 30.08.2023)
Рабочая программа
по учебному предмету
«Текст как речевое
произведение»
(ФГОС СОО)
Рабочая программа по «Текст как речевое произведение» 10-11 класса
является приложением основной образовательной программы среднего общего
образования МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Планируемые личностные результаты освоения ООП
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
– ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям.
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.
Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с
текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Текст как речевое произведение»
Теоретические сведения и языковой анализ
1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.
1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические,
морфологические и синтаксические средства связи предложений в
тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и
параллельная связи.
1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная
лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и
словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория)
2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного
экзамена по русскому языку.
2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы
3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).
3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем
текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем,
выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы
комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария, связь между
примерами из текста (противопоставление, сравнение, логичность…).
3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора,
способы формулирования авторской позиции.
3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация,
основные виды аргументов.
3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства
автора сочинения. Ссылки на авторитет.
3.6. Анализ образцов сочинений.
3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического и художественного
стиля.
Тематическое планирование
№ п/п
1
Тема
Введение. Текст как
речевое
произведение.
Количество часов
Содержание
1
Цели и содержание
курса «Комплексный
анализ текста»
Диагностирующий тест
(по материалам части В
ЕГЭ).
2-3
Ключевые понятия
текста.
2
Ключевые понятия
текста. Признаки
текста.
4-6
Способы связи
предложений в
тексте.
3
Цепная
(последовательная) и
параллельная связи.
Лексические,
морфологические и
синтаксические
средства связи
предложений в тексте.
Семантические и
ассоциативные связи
частей.
7-8
Типы речи
2
Описание,
повествование и
рассуждение.
9-11
Стили речи.
3
Характеристика
функциональных
стилей
12-13
Практическая работа
«Средства и способы
связи предложений в
тексте. Типы и стили
речи»
2
Работа по темам:
«Средства и способы
связи предложений в
тексте. Типы и стили
речи».
14-17
Средства
выразительности в
тексте.
4
Выразительные
средства фонетики,
лексики и фразеологии,
морфологии и
словообразования
синтаксиса. Тропы и
фигуры
18-20
Практическая работа
по теме «Средства
выразительности в
тексте».
3
Работа с заданиями
части В
21-22
Знакомство с
основными
требованиями к части
С
2
Основные требования
к выполнению задания
части С Единого
государственного
экзамена
по русскому языку
23-24
Анализ и
информационная
переработка
исходного текста.
2
25-26
Рецензия и эссе как
вид творческой
работы
2
27-29
Композиция текста рассуждения. Тезис.
Аргументы. Вывод.
3
Полное рассуждение по
схеме, в которой
выделяются три части:
тезис (положение,
которое нужно
доказать;
аргументация
(доказательства,
выводы);
вывод (общий итог).
30-31
Композиция (план)
сочинения
2
Построение сочинения.
Тезис. Аргументы.
Вывод.
32-33
Выявление проблемы
текста.
2
Определение проблем
текста, выделение
центральной проблемы.
Самостоятельно
выявить проблематику
предложенных текстов;
Сформулировать,
используя два наиболее
простых способа
формулировки
проблемы
34-36
Комментирование
проблемы.
3
Типы комментирования
проблемы
Конкретизировать
содержание
комментария с
помощью
предложенных
конструкций
37-38
Концепционный и
текстуальный
комментарий
2
39-41
Связь между
примерами из текста
(противопоставление,
сравнение,
логичность…)
3
Способы связи между
примерами.
42-44
Выявление авторской
позиции
3
Различные способы
формулирования
авторской позиции.
45-48
Аргументация
собственной
позиции.
4
Виды аргументов.
Поддерживающая и
опровергающая
аргументация.
Свидетельства автора
сочинения. Обращаемся
к событиям своей
жизни или жизни
окружающих.
Ссылки на авторитет.
Обращаемся к
коллективному запасу
знаний выстраиваем
аргументацию, что
требует такта,
подчеркнутой
корректности
49-52
Анализ образцов
сочинений.
4
Комплексный анализ
образцов по критериям
оценки сочинений
53-56
Написание
сочинениярассуждения по
тексту
публицистического
стиля.
4
Пишем сочинения по
предложенным текстам
57-60
Написание
сочинениярассуждения по
тексту
художественного
стиля.
4
Пишем сочинения по
предложенным текстам
61-66
Комплексный анализ
текста.
6
Работа с заданиями
части В
67
Практическая работа
1
68
Итоговый тест.
1