РП УК Текст как речевое произведение 10-11 класс

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом №91 от 30.08.2023)

Рабочая программа
по учебному предмету
«Текст как речевое
произведение»
(ФГОС СОО)

Рабочая программа по «Текст как речевое произведение» 10-11 класса
является приложением основной образовательной программы среднего общего
образования МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Планируемые личностные результаты освоения ООП
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
– ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям.
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
 составлять план решения проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую,
концептуальную;
 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
 ознакомительным;
 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
 коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.
Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с
текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Текст как речевое произведение»
Теоретические сведения и языковой анализ
1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.
1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические,
морфологические и синтаксические средства связи предложений в
тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и
параллельная связи.
1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики.
Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная
лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и
словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория)
2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного
экзамена по русскому языку.
2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы
3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).
3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем
текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем,
выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы
комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария, связь между
примерами из текста (противопоставление, сравнение, логичность…).
3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора,
способы формулирования авторской позиции.
3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация,
основные виды аргументов.
3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства
автора сочинения. Ссылки на авторитет.
3.6. Анализ образцов сочинений.
3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического и художественного
стиля.
Тематическое планирование
№ п/п
1

Тема
Введение. Текст как
речевое
произведение.

Количество часов

Содержание

1

Цели и содержание
курса «Комплексный
анализ текста»
Диагностирующий тест
(по материалам части В
ЕГЭ).

2-3

Ключевые понятия
текста.

2

Ключевые понятия
текста. Признаки
текста.

4-6

Способы связи
предложений в
тексте.

3

Цепная
(последовательная) и
параллельная связи.
Лексические,
морфологические и
синтаксические
средства связи
предложений в тексте.
Семантические и
ассоциативные связи
частей.

7-8

Типы речи

2

Описание,
повествование и
рассуждение.

9-11

Стили речи.

3

Характеристика
функциональных
стилей

12-13

Практическая работа
«Средства и способы
связи предложений в
тексте. Типы и стили
речи»

2

Работа по темам:
«Средства и способы
связи предложений в
тексте. Типы и стили
речи».

14-17

Средства
выразительности в
тексте.

4

Выразительные
средства фонетики,
лексики и фразеологии,
морфологии и
словообразования
синтаксиса. Тропы и
фигуры

18-20

Практическая работа
по теме «Средства
выразительности в
тексте».

3

Работа с заданиями
части В

21-22

Знакомство с
основными
требованиями к части
С

2

Основные требования
к выполнению задания
части С Единого
государственного
экзамена
по русскому языку

23-24

Анализ и
информационная
переработка
исходного текста.

2

25-26

Рецензия и эссе как
вид творческой
работы

2

27-29

Композиция текста рассуждения. Тезис.
Аргументы. Вывод.

3






Полное рассуждение по
схеме, в которой
выделяются три части:
тезис (положение,
которое нужно
доказать;
аргументация
(доказательства,
выводы);
вывод (общий итог).

30-31

Композиция (план)
сочинения

2

Построение сочинения.
Тезис. Аргументы.
Вывод.

32-33

Выявление проблемы
текста.

2

Определение проблем
текста, выделение
центральной проблемы.
Самостоятельно
выявить проблематику
предложенных текстов;
Сформулировать,
используя два наиболее
простых способа
формулировки
проблемы

34-36

Комментирование
проблемы.

3

Типы комментирования
проблемы
Конкретизировать
содержание
комментария с
помощью
предложенных
конструкций

37-38

Концепционный и
текстуальный
комментарий

2

39-41

Связь между
примерами из текста
(противопоставление,
сравнение,
логичность…)

3

Способы связи между
примерами.

42-44

Выявление авторской
позиции

3

Различные способы
формулирования
авторской позиции.

45-48

Аргументация
собственной
позиции.

4

Виды аргументов.
Поддерживающая и
опровергающая
аргументация.
Свидетельства автора
сочинения. Обращаемся
к событиям своей
жизни или жизни
окружающих.
Ссылки на авторитет.
Обращаемся к
коллективному запасу
знаний выстраиваем
аргументацию, что
требует такта,
подчеркнутой
корректности

49-52

Анализ образцов
сочинений.

4

Комплексный анализ
образцов по критериям
оценки сочинений

53-56

Написание
сочинениярассуждения по
тексту
публицистического
стиля.

4

Пишем сочинения по
предложенным текстам

57-60

Написание
сочинениярассуждения по
тексту
художественного
стиля.

4

Пишем сочинения по
предложенным текстам

61-66

Комплексный анализ
текста.

6

Работа с заданиями
части В

67

Практическая работа

1

68

Итоговый тест.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».