Приложение № 22
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 им. В. Ф. Фуфачева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
1-4 класс
1
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
разработана для учащихся 1-4 классов и является частью Основной
образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №14
им. В.Ф. Фуфачева.
Направление общекультурное
Сроки реализации программы 4 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и
осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда
предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных,
озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и
составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
2
3
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая
наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке,
заглавию, рисункам.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
3
4
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего
мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой
культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной
культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1) Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах.
5) Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и
причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к
известным понятиям.
6) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года
обучения
Личностные результаты:
4
5
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего
мира и самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6) Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе
анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и
нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
1) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
2) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3) Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
4) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
5) Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и
причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к
известным понятиям.
6) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
5
6
7) Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и
полученного результата.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается
понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель
смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать
потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда
предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных,
озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и
составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая
наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке,
заглавию, рисункам.
Работая с текстом ученики должны получить возможность научиться
использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска
информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять
свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные
отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а
также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение,
осмысление прочитанного.
При планировании содержания занятий прописаны типы и виды
чтения. Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя,
6
7
учебное и
7
8
самостоятельное.
Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое,
изучающее и вдумчивое.
Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы
проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективнотворческие работы, рисунки, конкурсы, проекты, викторины, посещение выставок,
праздников, встречи с интересными людьми.
В курсе смыслового чтения реализуются следующие сквозные линии развития
учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к
прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах,
писателях.
Раздел «Виды речевой деятельности» - аудирование (слушание), чтение,
говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения
и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и
письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных
по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести
диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с
использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления
в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания,
раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль
текста.
8
9
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение
обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления
художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке);
написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными
видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических
умений:
восприятие
изобразительно-выразительных
средств
языка
художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины
жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в
художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской
позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает
ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником
различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания
чтения
младшего
школьника,
которое
обеспечивает
формирование
мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к
самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской
литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и
тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет,
читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая
пропедевтика» содержит
круг
литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью
ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы,
о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе
читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных
детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
9
1
0
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1класс
3ч
4ч
4ч
Количество часов
2 класс
3 класс
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4 класс
4ч
4ч
4ч
№
1.
2.
3.
Раздел, тема
Русский народный фольклор
Друзья детства
О хороших людях
4.
О наших сверстниках
4ч
4ч
4ч
4ч
5.
О природе
4ч
4ч
4ч
4ч
6.
Книги о животных
4ч
4ч
4ч
4ч
7.
Русская литература
4ч
4ч
4ч
4ч
8.
Зарубежная литература
4ч
4ч
4ч
33ч.
34ч.
34ч.
Итого:
4ч
34ч.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Сказка о медвежатах и детёнышах панды.*
Санта- Клаусы в шортах.
Бразильский воск
Надёжная защита.
Одежда для яблок
« Приятный» запах помойки.
Сказка о русалочке.*
Рисованные картины.
Договор кота и мышей.* Почему в мире много Кузнецовых?
Сказка о львёнке и мяче.*
Как напугать сч помощью воздуха
Танцы на пруду.* Зачем электричке две головы?
Река в океане. Лианы
Зачем театру сцена
Деньги и гроши.
Бумажные осы. Воздушные корабли
Водные дороги.
Антикрыло. Зачем кобре очки?
Сказка о машинке. *
Как жить в живом капкане. Пустыня днём и ночью
21
22
23
24
Улыбайтесь
Незаметный автомобильчик.* Дом для белки.
« Планета Вода»
Дым от костра вместо телефона
1
0
11
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Зачем доят змей. Дождевые леса.
Удав в кинотеатре.
Ожоги медуз
Маленький автобус.*
Первые автомобили
Прятки у жуков.* Белая диковинка.
Огоньки в лесу. * Сказка о дракончике.*
Плот бобра. * Сказка о хомяке и черепахе.*
Щедрый горшочек.* Сказка о мышиных ковриках.* Итоги за год.
Календарно - тематическое планирование 2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Незаметные жирафы
Упитанные пингвины
Зайчонок и улитка.*
Зрение лягушки
Мудрость гномика Книгочея.*
Что получается, когда обмениваются идеями
Тиддалик выпил всю воду.*
Дома на курьих ножках
Бражник
Необычная охота
Глаз бури
Гномик Хранитель Воды*
Горный серпантин
Вулканы- холодильники Земли
Когда приобретают друзей
С удочкой на лягушку
Леденцы*
Два художника
Девочка и попугай
Сказка про робота - уборщика*
Хлебосольный гномик*
Фотоохота
Гномик Огородник*
Гномик Франт *
Многорукий гномик *
Прудовые арбузы
Три новогодних праздника *
Горные лыжи среди пустыни
Золотая деревенька *
В путь*
Гномик Сказочник*
Гномик Ворчун*
Гномик Ворчун*
Итоги года
11
12
Календарно -тематическое планирование 3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема
Резные лошади*
Надувные дома
О том , как змея стала ядовитой*
Искусственный риф
Розовые кролики*
Самоцветы
Сказка о глупой акуле*
Как пугало было вороньим царём*
Символ Франции
Обезьяна и слон *
Очень красивые лодки*
Откуда пошли пельмени
Замечательные часы
Всякое ли молчание- золото?
« Читать» людей.
Тысяча глиняных горшков*
« Тошу обижать не дам!»
Как я кормила синичек и белочек*
Необычная ёлка
Сказка о пирожке*
Одинокий мухомор*
«Мы триста лет этим занимаемся»
Колизей
Памятник дереву
Магниты в древности
Бабушка огородника *
Санта- Клаусы в разных странах
Пришельцы. Лёгкий и прочный*
У каждого мастера есть свои секреты*. Неуклюжий паучок.
Гусеница , которая хотела летать*
Первый микроскоп. Подходящий камень*
Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом - моя крепость»
Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес*
Ночной урок*. Итоги года
Календарно -тематическое планирование 4 класс
№
1
2
3
4
Тема
Резиновый мяч*
Свитера
В большом деле не без убытка*
« Замените меня Васей - он умнее!»
12
13
5
6
7
8
9
1
11
1
1
1
1
1
17
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Самоочищающиеся окна
Гонки на верблюдах
Ушная раковина китайского императора
Антиквариат
Поплавать в воздухе
Запах газа
Пуантилизм и пиксель
Большой автомобиль
Ключ и замок
Железная ложка
Яд и лекарство
Трескучие морозы
Чей дом красивее?»
Неожиданный результат*
Обработка камня огнём
Рыцари
Красивый пустоцвет*
Тамплиеры
В космос по канату
Терминатор
По воде или по воздуху?
Скидки и акции
Удачное плавание*
Паучок, который не знал, что такое осень*
Зима- хлопотунья*
Сказка о кролике и сахарных клёнах*
Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад*
В большом деле нужны разные люди. Такси - малютка*
Богатый заяц*
Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года
Формы организации занятий
Форма проведения занятий - групповая.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм:
викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная
игра, инсценирование, конкурс - кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция,
занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный
ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал,
литературная гостиная, просмотр видеофильмов.
Результаты работы: читательские дневники, фотографии, рисунки, проекты, исследовательские
работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде итоговой выставки в
уголке для чтения.
13