Юный пожарный

Содержание

1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2
3.
3.1.
3.2.
3.3
3.4
3.5.

Целевой раздел
Пояснительная записка.
Планирование. Результаты освоения программы
Содержательный раздел
Содержание программы
Тематическое планирование
Организационный раздел
Учебный план
Календарный учебный график
Оценочные материалы
Форма аттестации
Методическое обеспечение программы

Стр.
2
4
4
6
9
9
15
16
16

1

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
пожарный» является приложением к основной общеобразовательной программе
MAOУ СОШ №14 им. В. Ф. Фуфачева и разработана для учащихся 12-14 лет на два
года обучения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный пожарный»
разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» Nв27З — ФЗ от 29.12.2012г; Концепцией развития дополнительного
образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-p), Приказ
Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Уставом MAOУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева.
Цель:
- повышение эффективности обучения школьников основам пожарной
безопасности,
- воспитание у детей чувства глубокой ответственности за личную безопасность
и безопасность в окружающей среде,
Основные задачи:
- создать условия и организовать интересную работу на базе образовательного
учреждении Дружины Юных Пожарных;
- познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и
тушения пожаров;
- научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приемами
защиты от них;
- закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных
ситуациях;
- привлечь к реализации данной программы различные стороны пожарной
охраны и другие заинтересованные организации;
- обеспечить образовательные учреждения методической литературой,
наглядной агитацией другими материалами, необходимыми для деятельности;
- создать условия для развития индивидуальных творческих способностей
детей;
- пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Актуальность программы:
2

В современном мире постоянно растет количество чрезвычайных ситуации аварии, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствии и пожаров. В
нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%,
материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Отрицательная деятельность человека ежегодно приводит к возникновению более
150 тысяч пожаров, на которых погибают свыше 10 тысяч человек.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил
установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров - из-за
неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что многие люди
небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами
пожарной безопасности.
Поэтому, очень важна ранняя профилактика борьбы с огнем, обучение школьников
мерам пожарной безопасности и правильному поведению в экстремальных
ситуациях путем организации деятельности «Юных пожарных». Кроме этого,
организация деятельности кружка «Юный пожарный» помогает в профессиональной
ориентации, пропагандирует пожарно-технические знания, направленные на
предупреждение пожаров, а в случае необходимости их использование при пожаре.
Общая характеристика программы.
Особенностью рабочей программы является ее вариативность: возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем, связывать изучение
отдельных тем с особенностями местных условии, отводится большое количество
времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации
учебного процесса и для творческой деятельности детей.
К проведению занятии привлекаются работники или ветераны пожарной
охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по
пожарно - спасательному спорту.
Формы и методы проведения занятий различные - викторины, игры, KBH, тесты,
деловые игры, экскурсии и т.д. Занятия проводятся в интерактивно форме, где
тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять
главное, внимание и многие другие качества ребенка. Для отслеживания результатов
обучения учащихся после каждой темы проводится контрольное тестирование и
соревновании по пожарно - спасательному спорту.
Программа обеспечивает непрерывность образовательного процесса - каникулярные
периоды используются для проведения экскурсии в пожарные части и на пожарнотехнические выставки, соревновании, практических занятии. Обучающиеся
участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, в устранении
нарушении выявленных в ходе проверок, выступают с агитбригадами в различных
учреждениях и предприятиях.
3

На занятиях используются наглядные средства и пособия (плакаты, слайды,
короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь),
необходимые для лучшего восприятия программы обучения.
Время реализации программы - 2 года.
Количество воспитанников – 12- 15 человек.
Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Каждое занятие длится 40 минут
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе
следующих принципов:
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
- Принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного
образования.
- Принцип индивидуализации (личностно-ориентированного подхода)
- Принцип деятельностного подхода.
- Принцип творчества.
Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы обучения.
- Принцип доступности
- Принцип разновозрастного единства.
- Принцип комплексности, системности и последовательности.

4

1.2 Планируемые результаты:
- У обучающиеся сформированы следующие гражданские позиции:
- гражданский патриотизм;
- уважение к общечеловеческим ценностям, любовь к окружающему миру,
признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии
мира;
- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
- позитивная моральная самооценка и моральные человеческие качества —
чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины
при их нарушении;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
мужество, коллективизм, бережливость;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Обучающиеся будут знать:
- причины возникновения пожаров
- профилактику пожаров в школе;
- способы тушения пожаров;
- способы защиты населения от пожаров;
- порядок эвакуации при возгорании в школе;
Обучающиеся должны уметь:
- одевать боевую одежду пожарных;
- оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;
- пользоваться огнетушителями;
-преодолевать полосу препятствий пожарных;
-преодолевать пожарную стенку по лестнице;
-успешно выступать в городских соревнованиях
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы.

I. Пожарная охрана России (4 часа)

5

Пожарная охрана - ее история и традиции. Добровольные пожарные
формирования. Движение ДЮП в России Экскурсии в пожарные части, музей
пожарной охраны.
II. Способы прекращения горения ( 3 час)
Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и
вредных факторов современного жилища.
Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара.
Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря
видимости). Способы тушения огня подручными средствами.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов.
Человек как проводник электрического тока. Действие электрического тока на
организм человека.
Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и
изделий в аэрозольных упаковках. Меры пожарной безопасности при эксплуатации
газовых приборов, отопительных печей. Виды пожарной техники (Пожарные
автомобили, самолеты и вертолеты, суда, поезда), их назначение.
Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного
оборудования.
Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды
пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для
изготовления. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения
ручных огнетушителей.
III. Основные способы спасения людей (16 час)
Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из
горящего здания. Организация и проведения рейда в школе по проверке
выполнения правил пожарной безопасности здания.
Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения.
План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к
содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам.
IV. Меры пожарной безопасности (3 часов)
Знаки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные,
предписывающие. Примеры их применения и места установки.
Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными
своими руками.
V. Противопожарная подготовка (8 час)

6

Строевая подготовка. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое
развертывание.
Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения. Общие сведения о
соревнованиях по ППC,
Виды и характер соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным
оборудования.

7

2.2 Тематическое планирование

1
1

Разделы и

Краткое

темы урока

содержание

Количество
ЧАСО
B

Требования к учащимся

Тео

Прак

Что знает, по- Что умеет и

рия

тика

нимает?
5 6

применяет?

2
I.Пожарная охрана
Рос-

3

4

7

Определить

1 час

сии

заинтересованность

Знать назначе- Принять
участие в
ние ДЮП
ДЮП

1 час

Знать назначе- Выбрать

Тема 1. Пожарная
учащихся провести
охрана России, истоотбор.
рия ее развития.
2

Тема 2. Цели и задачи Ознакомить
учащихся.

ние пожарной

пожарной охраны.

свою роль в
охраны.
пожарной
охране.

Тема З. Техника
безопасности при обращении с огнем.

Ознакомить

1 час

учащихся с требова-

Знать все

Неукоснитель-

требования и

ниями пожарной без-

почему их

опасности.

нужно вы-

но выполнять
каждый пункт

ТБ.
полнять.

4

Тема 4. Процесс
горения, пожар, разви-

1 час
Ознакомить
учащихся.

Знать физиче- Уметь видеть
ские процессы причины по8

тие пожара.

Пожара.

жаров и не
допускать их.

5

II.Способы прекрa-

1 час

Знать
средства

Уметь пользо-

борьбы с

ваться пожар-

Ознакомить
щения горения
учащихся

ными
средстваогнем.

Тема 5.Способы прек-

ми.

ращения горения, огнетушащие вещества.
6

Тема 6. Алгоритм дей- Ознакомить
ствий
жении

1 час

при обнару- учащихся с алгорит-

1 час

Знать
алгоритм
действий.

возгорания мом действий.

Уметь
действовать при
обнаружении
возгора-

,пожара.

7

Тема 7. Тушение
пожара.

Ознакомить

1 час

учащихся с алгорит-

ния.
Уметь
Знать, как ту- действошить пожары. вать при туше-

мом действий.

III. Основные способы Ознакомить
спасения людей.

нии.

2 часа

учащихся с требова-

Знать способы Уметь спасти
Спасения.

при пожаре.

ниями
Тема 8. Основные
способы спасения людей.
9

Тема 9. Эвакуация.

Ознакомить

2 часа

Уметь
Знать способы действо9

вать при
эвакуа-

учащихся с требоваЭвакуации.
ниями.

10

ции.

Тема 10. Боевая одеж- Определить заинте-

1 час

да и пожарная техни- ресованность уча-

Знать устрой- Уметь пользоство
пожарной
ваться.

ка, состоящие на во-

техники.

щихся.

1 час

оружении пожарной
охраны.

11

Teмa l l. Спасатель-

Определить заинте-

2 часа

ные средства, приме- ресованность уча-

1 час Знать устрой-

Уметь пользо-

ство спасательваться.

няемые для спасения щихся.

ных средств.

людей.

12

Teмa l2. Первичные

Ознакомить

средства пожаротуше-

учащихся.

1 час

1 час Знать средства

Уметь

пожаротушепользоваться.
ния.

ния

13

Тема lЗ. Виды и
назначение

Ознакомить

1 часа

учащихся с огне-

1 час Знать правила

Уметь

Пользования.
пользоваться.

огнетушите-

тушителями.

лей.
14

Тема 14. Первая
доврачебная помощь
на пожаре.

Обучить учащихся
практическим дей-

1 час Знать правила
ПMП

ствиям.

15 IV.Меры пожарной
безопасности

1 час

1 час
учащихся с

Знать правила
правила
10

Тема15.Меры пожар-

требованиями

ной безопасности в
жилых
16

Тема1б.Меры пожарной безопасности в
общественных здани-

1 час

Знать правила

учащихся с

правила

требованиями

ях.

17

Тема 17. Противопо-

Определить

жарное водоснабже-

заинтересованность

1 час

Знать порядок

Уметь

водоснабже-

теоретически

ния.

подключить
гид-

ние.
учащихся.

рант.

18

V..Противопожарная Дать теоретические
подготовка

1 час

и практические

1час Знать
требования

Выполнять
требования

Тема18.Пожарно строевая подготовка.
19

Teмal9. Пожарно-

Дать теоретические

1 час

и практические

1 час Знать условия
соревнований

Принимать
участие в
сорев-

прикладной спорт.
навыки

20 Противопожарная

Ознакомить

нованиях

1 час

Знать правила

безопасность в школе. учащихся с требова-

Исполнять
правила

ниями

21 Знаки пожарной

Ознакомить

безопасности

учащихся со

1 час

Исполнять
правила

знаками

22 Причины
возникновения

Ознакомить
учащихся с причи-

1 час

Знать

Уметь видеть

причины по-

причины по11

пожаров

нами пожаров

жаров

жаров и не
допускать их

23 Ответственность за
нарушения правил

Ознакомить

1 час

Знать правила

учащихся с требова-

Исполнять
правила

ниями.
пожарной
безопасности
Итого по программе

Теории/практики

26 час.

Итого 1 год

Всего

34 часа.

8 час

Учебно-тематический план 2 года обучения (216 часов)
№

Название темы

Количество часов
всего

практика

теория

І раздел
Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного
общества(4 часов)
1.1

Вводное занятие

1

-

1

1

-

1

Инструктаж по техники безопасности.
1.2

Подвиги пожарных в Гражданскую и Великую
Отечественную войну,

1.3

Подвиг пожарных в мирное время

1

-

1

1.4

Пожарные-герои при ликвидации

1

-

1

Чернобыльской АЭС
ІІ раздел
Профилактика пожаров (5 часов)
2.1.

Электробезопасность

1

1

2.2.

Знаки пожарной безопасности и знаки

1

-

1

различия на касках пожарных
2.3

Виды пожаров

1

-

1

2.4

Бытовая химия и ППБ

1

-

1

ІІІ раздел
12

Аварийные ситуации (2 часов)
3.1.

Противопожарные режимы в школе.

1

3.2.

Ответственность за нарушение пожарной

1

1

1

безопасности
ІV раздел
Огнетушители (5 часов)
4.1.

Умение работать с огнетушителем при

2

1

1

1

1

1

1

1

1

возникновении пожара.
4.2.

Основные сведения о системах
автоматического обнаружения и тушения
пожаров

4.3.

Пожарные извещатели. Охранно – пожарная
сигнализация.

4.4.

Правила пользования внутренним пожарным

1

краном
V Раздел
Люди огненной профессии (9 часов)
5.1.

Личностное становление в профессии

1

1

5.2

Встреча с ветераном пожарной охраны

1

1

5.3

Боевая одежда пожарного

2

1

1

5.4

Спасательные узлы в работе пожарных

3

3

-

5.5

Автотехника МЧС

2

1

1

VI раздел
Доврачебная медицинская подготовка (5 часов)
6.1.

Поражение токам. Оказание первой помощи.

1

1

6.2.

Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой

1

1

-

помощи.
6.3.

Обморожение. Оказание первой помощи.

1

1

6.4.

Оказание первой помощи при отравлении

1

1

1

1

-

1

-

угарным газом
6.5

Реанимационные действия, человеку не
подающему признаков жизни
VIII раздел

Пожарно-прикладной спорт. (6 часов)
7.1

Преодоление 80 и 100-метровой полосы с

1

препятствиями;
13

7.2.

Боевое развертывание пожарного рукава

1

1

-

7.3.

Пожарная эстафета

1

1

-

7.4.

Подъем по штурмовой лестнице на 2 этаж

1

1

-

7.5

Пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100)

1

1

-

7.7.

Итоговое занятие (тестирование)

1

-

1

Итого по плану

34

20

14

Содержание программы второго года обучения (34 часа)
Тема 1. Становление пожарного дела и история пожарной охраны и
добровольного пожарного общества(4 часов)
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров изучение истории
развития пожарной охраняя в послевоенное время. Герои ликвидации бедствий на
АЭС.
Практическое занятие: составление таблиц по результатам изучения различных
пожаров в СМИ
Тема 2. Профилактика пожаров (5 часов) Электробезопасность. Знаки пожарной
безопасности

и знаки различия на касках пожарных. Виды пожаров. Бытовая

химия и ППБ
Практическое занятие: разгадывание картинок по знакам различия на пожарных
знаках.
Тема 3. Аварийные ситуации. (2часов)
Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических
средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические
мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации
первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и
автоматические

средства

противопожарной

защиты.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого
огня

для

отогревания

замороженных

систем

центрального

отопления,

эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина,
бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на
14

путях

эвакуации

кладовых

и

т.д.

Практическое занятие: обсуждение по теме правила поведения на пожаре.
Тема 4. Огнетушители. (5 час)
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств
тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств.
Классификация огнетушителей, область их применения.
Практическое занятие: освоение навыков пользования огнетушителем.
Тема 5.Люди огненной профессии (9 часов)
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти
на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает
пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением и знакомство с пожарной
автотехникой. Государственная противопожарная служба. Структура. Встреча с
сотрудниками пожарной охраны. Боевая одежда пожарного. Средства спасения
при работе пожарного.
Практическое занятие: одевание одежды пожарного и вязка спасательных узлов
на время.
Тема 6. Доврачебная медицинская подготовка (5 часов)
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях.
Степени пожаров оказания помощи при ожогах. Отравления продуктами горения,
оказание первой доврачебной помощи.
Практическое занятие: тренинги по освоению приемов по оказанию первой
доврачебной помощи при ожогах.
Тема 7. Пожарно-прикладной спорт. (6 часов)
Практическое занятие: Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному
спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия:
преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой
лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100);
двоеборье; боевое развертывание

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Срок реализации программы 1 год (9 месяцев). Форма обучения: очная, групповая.
Формирование групп – разновозрастное. Программа предназначена для учащихся 12-14 лет.
15

Занятия один раз в неделю, четыре занятия в месяц с сентября по май включительно (всего 34
часа в год ).
Наименование
Программы
Первый год
обучения
Второй год
обучения
Итого

Количество часов
в месяц
1 полугодие
2 полугодие
«Юный пожарный»
4
16
18
4

16

18

год
34
34
68

3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
ИТОГО

Количество часов
4
4
4
4
3
4
3
4
4
34 часа в год

3.3 Форма аттестации
Участие в соревнованиях и конкурсах школьного, муниципального уровня
3.4 Оценочные процедуры
Зачет по итогам каждого года обучения.
По итогам второго года обучения вручение удостоверения об успешности
прохождения программы
3.5 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические приемы
1. Словесные - беседы, рассказ, объяснение.
2. Наглядные - фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3. Игровые методы - игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4. Репродуктивный метод - повторение, закрепление, обобщение материала.
5. Эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
б Исследовательский метод - исследование, изучение статистических
данных, документов.
7. Информационно-рецептивный метод - восприятие, осознание готовой
инфор-мации.
16

8. Практический метод - проведение агитбригад, участие в конкурсах и др.
Материально- техническое обеспечение
Учебный кабинет (включая типовую мебель) - требуется 1 единица на группу,
используется 33% времени реализации программы.
- Библиотечный фонд (учебная литература) - требуется 7 единиц на группу,
используется 50% времени реализации программы.
- Боевая одежда пожарного - требуется 1 единица на группу, используется 30%
времени реализации программы.
- Пожарный ствол - требуется 1 единица на группу, используется 30% времени
реализации программы.
- Пожарный рукав - требуется 1 единица на группу, используется 30% времени
реализации программы.
- Огнетушитель - требуется 1 единица на группу, используется 30% времени
реализации программы.
- Бумага А0 (ватман) - требуется 5 единиц на группу, используется 100% времени
реализации программы.
- Краски (гуашь) - требуется 2 единицы на группу, используется 100% времени
реализации программы.
- Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш,
линейка, ластик - требуется 5 комплектов на группу, используется 100% времени
реализации программы.
- Принтер (цветная печать) - требуется 1 штука на группу, используется 50%
времени реализации программы.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1.
Комова М., Прытков Г. В целях профилактики пожаров. Материал
для проведения занятий. Основы Безопасности Жизнедеятельности. — 2003. - №
11
2.
Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности, для дошкольников.
/ И.В. Кононова. - М.: Айрис-пресс, 2006.M.
3.
Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и
класс-ных часов / сост. О.В Павлова., Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. - Волгоград:
Учитель,2007.
4.
Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам
дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева — Ростов н/Д: «Феникс»,
2005.

17

5.
Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и
тематиче-ских занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. —
Волгоград: Учитель,2008.
6.
Методические материалы по обучению детей правилам пожарной
без-опасности / сост. Е.П. Малышева, Т.А. Клепинина, И.Н. Громовая, Н.П.
Зайцева. — Санкт-Петербург, 2000.
7.
Сборник методических разработок для проведения профилактической
работы по противопожарной безопасности с учащимися младшего
школьного воз-раста. - Каменск- Уральский, 2003.
Список литературы
1.
Пиль А . Пожарные. — М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО
«Изда-тельство ACT», 2001 (Все обо всем)
2 . Сборник сценариев театрализованных представлений и агитбригад юных
пожарных «Сумеем огонь обезвредить!», Под редакцией КудрявцеваА.Н.
Екатеринбург 2007.
3 .Казаков В.И. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях.
Екате-ринбург 2006.
3.
Правила. Инструкции. Нормы пожарной безопасности РФ: сб.
нормат. док., действующих в обл. пожарной безопасности (с изм. От 13
мая 2007 года). - 9-е изд. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
4.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М: 2008.
5.
Фёдорова Т. Чтоб не ссориться с огнём. Калан 2007.
6.
Кривицкая А. М. У кого на кухне газ. — Издательство: «Калан» 2006.
7.
Бариев, Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных
ситуаций // Словарь терминов и определений / Э.Р. Бариев. – Волгоград:
Учитель, 2010. – 200 с.
8.
Басаков, М.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций
[Текст] // Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.:
Просвещение, 2011. – 135 с.
9.
Радзиевский, С.И. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие
[Текст] / С.И. Радзиевский. – Севастополь: РИБЭСТ, 2013. - 268 с.
10.
ГОСТ 12.1.004 - 91 Пожарная безопасность. Общие требования, М.,
1992.- 64с.
11.
Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро и
патопсихологии Текст / В.М. Астапов. - М.: Просвещение, 2014.
12 .
Журнал «Библиотека инженера по охране труда», №11, 2011.
13. Как вести себя при пожаре в детском саду или школе // Азбука
безопасности. – 2013. – №3.
18

14. Кто в пожаре виноват: книжка – раскраска. – Новосибирск: ПИРАНТ,
2010.
15. Горбунова Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. –
Волгоград, 2012.
16. Учебное пособие – "Безопасность жизнедеятельности и экстремальная
медицина в практике персонала первого контакта".авторы: Марченко Д.В.,
Ермаков А.Р., Иркутск: ВСИ МВД РФ - 2012 год.
17. Ю. П. Засядько– Волгоград: Экстремум, 2010.- 96с.- (Поурочные
планы).
18. Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности
жизнедеятельности»: 5\9 классы: 2-ое изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.80с.: ил.- (Библиотека учителя)
19. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11
классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол»)
[Текст]/авторы – сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель,
2006.- 110с.- (В помощь классному руководителю).
Ресурсы интернета по обучению детей пожарной безопасности
Официальный сайт МЧС России, сайт детской безопасности СПАСЭКСТРИМ
http://www.forest.ru
www.fireman.kz/mero_id_2.php
www.1september.ru
http://electrikpro.ru

19

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».