1
Содержание
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1
2.2.
3.
3.1.
3.3.
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
Особенности программы
Содержание программы
Организационный раздел
Учебный план
Методическое обеспечение программы
Стр.
3
3
5
7
13
13
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детская служба
примирения» разработана для учащихся 12-17 лет
и
является приложением к
дополнительной общеобразовательной программе МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
Дополнительная общеразвивающая программа «Детская служба примирения»
разработана на основе Федерального закона от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)».
Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации,
предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими
основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в
повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при
содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые
сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке
сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях
достижения ими взаимоприемлемого решения.
Воспитательные задачи:
- формирование коммуникативной компетентности в общения и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других
видов деятельности;
- способствовать формированию нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
- воспитание толерантности и культуры общения.
-формирование системы моральных ценностей, положительное отношение к
социуму.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности обучающихся;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков у
обучающихся, необходимых для работы медиатора;
- способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для
конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Создаётся безопасная среда для учащихся, благоприятная для их
становления и развития, позволяющая избежать конфликта поколений,
защитить всех, кто участвует в образовательном процессе.
Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения
обучающихся,
формирование
толерантности
в
современном
образовательном пространстве и повышение психологической культуры
личности сторон образовательного процесса.
Развитие гармоничных взаимоотношений между участниками
образовательного процесса.
3
Взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на принципах
добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу.
Формируется умение предупреждать конфликты или разрешить их мирным
путём.
Программа поможет учащимся:
научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
научиться убеждать других словами, а не силой;
участвовать в интересной «взрослой» и общественно - полезной (волонтерской)
деятельности;
научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными;
научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы
конфликты не перерастали в правонарушения;
помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям);
начать осваивать новую профессию – медиатор, получить уникальные навыки и
опыт миротворческой деятельности;
лучше понимать сверстников и взрослых;
школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в
безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет
враждебности и угрозы со стороны других ребят;
у детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую
сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный
вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины
своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять
вред другим людям;
детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не
чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда
недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и
педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать
попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений.
Цель: обучение подростков работе медиаторами для дальнейшего
посредничества в оказании помощи сверстникам, находящимся в ситуации
конфликта.
Образовательные задачи:
- информировать обучающихся о понятиях: «конфликт», «стили поведения в
конфликтной ситуации», «служба примирения», «посредник»;
- создать условия для самоанализа участников тренинга и развития личностных
качеств посредника;
- создать условия для отработки практических навыков разрешения
конфликтной ситуации;
- сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном
способе разрешения конфликтов;
- информировать об этапах разрешения конфликта;
4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Особенности программы
Основные принципы медиации
Добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к
участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала,
так и в ходе самой медиации.
Информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути
медиации, ее процессе и возможных последствиях.
Нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении
конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен
передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может
принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в
поддержке одной из сторон.
Конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации
обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся
процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с
возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении
этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация
будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру,
направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для
обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена
участников должны быть изменены.
Ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение
принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны
конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то
или иное решение по существу конфликта.
Заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании
вреда, причиненного жертве.
Самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса
медиации.
5
Структура Программы
1-й блок – диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление лидеров).
2-й блок – теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями конфликта,
спора, дискуссии;изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания
конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и пр.) Подростки на практике
учатся находить адекватные выходы из предлагаемых тренером часто встречающихся
конфликтных ситуаций в подростковой среде по ранее собранной проблематике.
3-й блок – отработка навыков ведения медиативных процедур
Состав группы. состав группы участников – разновозрастный. Оптимальная численность
группы из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для
работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения ситуаций в четырех
группах).
6
2.2 Содержание программы
Модуль 1. ( первый год обучения)
Введение (2ч)
Что такое медиация?
Кто такой медиатор?
Диагностический блок (3ч)
Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса).
Мой стиль поведения в конфликте.
Техника активного слушания.
Эмоции (7 ч)
Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального
контакта.
Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми.
Эмоции и чувства.
Психические состояния и их свойства.
Как управлять своим состоянием и как его изменить?
Стресс.
Трудные ситуации и развитие.
Невербальная коммуникация (7ч)
Что такое невербальная коммуникация.
Зоны общения.
Жесты руками.
Жесты кистями и руками.
Мошенничество, сомнение, ложь.
Тренинг «Невербальное общение».
Тренинг «Выстраивание отношений с партнером через невербальное и вербальное
общение».
Толерантность (5ч)
Понятие толерантности.
Толерантная личность.
Границы толерантности.
Способы развития толерантности.
Барьеры в общении.
Конфликты(6 ч)
Понятие “конфликт”.
Основные стадии протекания конфликта.
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Взаимодействие в конфликте.
Самоконтроль в общении.
Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.
Отработка навыков ведения медиативных процедур – 3ч.
Контрольно-оценочное мероприятие – 1ч.
7
2.3 Тематический план (первый год обучения)
Тема
Кол-во часов
Введение
2
Что такое медиация?
1
Кто такой медиатор?
1
Диагностический блок
3
Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса).
1
Мой стиль поведения в конфликте.
1
Техника активного слушания.
1
Эмоции
7
Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного
эмоционального контакта.
Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам
людьми.
1
Эмоции и чувства.
1
Психические состояния и их свойства.
1
Как управлять своим состоянием и как его изменить?
1
Стресс.
1
Трудные ситуации и развитие.
1
Невербальная коммуникация
7
Что такое невербальная коммуникация.
1
Зоны общения.
1
Жесты руками.
1
Жесты кистями и руками.
1
Мошенничество, сомнение, ложь.
1
Тренинг «Невербальное общение».
1
1
8
Тренинг «Выстраивание отношений с партнером через невербальное и
вербальное общение».
1
Толерантность
5
Понятие толерантности.
1
Толерантная личность.
1
Границы толерантности.
1
Способы развития толерантности.
1
Барьеры в общении.
1
Конфликты
6
Понятие “конфликт”.
1
Основные стадии протекания конфликта.
1
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
1
Взаимодействие в конфликте.
1
Самоконтроль в общении.
1
Анализ и разрешение конфликтных ситуаций.
1
Отработка навыков ведения медиативных процедур
3
Контрольно-оценочное мероприятие
1
Всего
34ч.
9
Модуль 2. (второй год обучения)
Введение -2ч.
Что такое медиация?
Задачи школьной службы примирения.
Диагностический блок – 3ч
Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса).
Мой стиль поведения в конфликте.
Техника активного слушания.
Эмоции – 5ч.
Характеристика эмоций.
Как научиться управлять своими эмоциями?
Практическое занятие «Управление эмоциями».
Тренинг по работе с собственным эмоциональным состоянием.
Стресс.
Трудные ситуации и развитие
Невербальная коммуникация – 6ч.
Что такое невербальная коммуникация.
Зоны общения.
Жесты руками.
Мошенничество, сомнение, ложь.
Тренинг «Невербальное общение».
Тренинг «Выстраивание отношений с партнером через невербальное и вербальное
общение».
Толерантность – 5ч.
Понятие толерантности.
Толерантная личность.
Границы толерантности.
Способы развития толерантности.
Барьеры в общении.
Конфликты –9ч.
Что такое конфликт.
Последствия конфликта.
Как возникают и развиваются конфликты.
Стили поведения в конфликте.
Управление конфликтом.
Самоконтроль в конфликте.
Учимся разрешать конфликты.
Общение в конфликте
Качества, важные для бесконфликтного общения.
Отработка навыков ведения медиативных процедур – 3ч.
Контрольно-измерительное мероприятие – 1ч.
10
Тематический план (второй год обучения)
Тема
Кол-во часов
Введение
2
Что такое медиация?
1
Задачи школьной службы примирения.
1
Диагностический блок
3
Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса).
1
Мой стиль поведения в конфликте.
1
Техника активного слушания.
1
Эмоции
5
Характеристика эмоций.
1
Как научиться управлять своими эмоциями?
1
Практическое занятие «Управление эмоциями».
1
Тренинг по работе с собственным эмоциональным состоянием.
1
Стресс.
1
Невербальная коммуникация
6
Что такое невербальная коммуникация.
1
Зоны общения.
1
Жесты руками.
1
Мошенничество, сомнение, ложь.
1
Тренинг «Невербальное общение».
1
Тренинг «Выстраивание отношений с партнером через невербальное и
вербальное общение».
1
Толерантность
5
Понятие толерантности.
1
Толерантная личность.
1
11
Границы толерантности.
1
Способы развития толерантности.
1
Барьеры в общении.
1
Конфликты
9
12
Что такое конфликт.
1
Последствия конфликта.
1
Как возникают и развиваются конфликты.
1
Стили поведения в конфликте.
1
Управление конфликтом.
1
Самоконтроль в конфликте.
1
Учимся разрешать конфликты.
1
Общение в конфликте
1
Качества, важные для бесконфликтного общения.
1
Отработка навыков ведения медиативных процедур
3
Контрольно-измерительное мероприятие
1
Всего
34ч.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Срок реализации программы 2 года (18 месяцев). Форма обучения: очная, групповая.
Формирование групп- разновозрастное. Программа предназначена для учащихся 12-17 лет.
Занятия один раз в неделю, четыре занятия в месяц с сентября по май включительно.
34 часа в год. За два года 68 часов.
Наименование
Программы
Первый год
обучения
Второй год
обучения
Количество часов
в месяц
1 полугодие
2 полугодие
«Детская служба примирения»
год
4
16
18
34
4
16
18
34
3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
ИТОГО
Количество
часов
4
4
4
4
3
4
3
4
4
34
3.3. Форма прохождения аттестации
Ролевая игра
3.4 . Оценка прохождения программы
Зачтено
3.5 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.2 Методическое обеспечение программы
1.Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной
жизненной ситуации. Сборник материалов. – М.,2014
2. Использование восстановительного подхода в деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав. – М., 2012.
3. Карманная книжка ведущего восстановительных программ. - М., 2004
4. Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на
преступление). – М.: Проспект, 2014.
5. Коновалов А. Службы примирения: идея и технология. // В кн.: Школьные службы
примирения. Российская модель школьной медиации. М., 2009.
6. Коновалов А. Школьные службы примирения и восстановительная культура
взаимоотношений. Практическое руководство. – М., 2012
7. Максудов Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных
ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. – М., 2014.
8. Опыт работы Школьных служб примирения в России. Сборник материалов. – М., 2014
9. Попова Р. Восстановительный подход в деятельности классного руководителя. // В кН.:
Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. – М., 2009.
10.Пранис К., Стюарт Б., Уедж М. Круги примирения: от преступления к сообществу. - М.:
МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010.
11.Стандарты восстановительной медиации. – М.,2009.
12.Традиционные практики урегулирования конфликтов. – М., 2014
14
15
16
17
18
19