ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.Задачей
педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и
свободам и уважительного отношения к правам и свободам
других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать
выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до
2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». 7. Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2,
3‒4 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1
раз в неделю, 33/34 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные,
этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости,
исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы;
устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога,
организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать,
сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария:
первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с
темой занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно
начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является
введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на
протяжении всей жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков
работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный
язык,
объединяющий
многонациональную
семью
народов Российской Федерации. Современный языковой ландшафт
характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных слов
и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности.
Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на
благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть
жизни
каждого
человека.
Возможности
реализации
творческого
потенциала взрослых и детей. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание
достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как
основа гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи,
школы и коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции
празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизникаждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом
между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности
в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека —
основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние
науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском
хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание
достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и
их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с
повышенным риском. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей
и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное
отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей
планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как
соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества
и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской
идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и
мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской
Федерации
закрепляет
права
и
—
основной
свободы
закон
человека
как
страны.
Конституция
высшую
ценность.
Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей
российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического
опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы
— это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел.
Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как
создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация.
Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое
признание советских и российских мультипликационных фильмов.
Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи —
до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи
— хранители богатейшего материального и нематериального наследия
страны.
Сохранение
направление
интерпретация
исторического
государственной
памятников
и
политики.
искусства.
культурного
наследия
Изучение,
реставрация
Третьяковская
галерея
как
и
—
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу
обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей
стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы
с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать
ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту интересов государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —
часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное
состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом
здоровье.
Какие
полезные
привычки
положительно
влияют
на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной
гордости
и
мотивация
для
будущих
свершений
отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает
для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему
об
экологии
должен
заботиться
каждый
человек?
Неосознанное
потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей
среды.
Развитие
системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные
привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как
стать частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять
успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в
истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны.
Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как
песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию
страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью
и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность
к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений.
В
сфере
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и
интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде
(в том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; определять существенный признак для
классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, распознавать достоверную и
недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования
разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить небольшие публичные выступления, подбирать
иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть
работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики
содержания предметных областей, к которым имеет отношение
содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя
общей культуры человека; овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка и
речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной
литературы и произведений устного народного творчества для
всестороннего
развития
личности
человека;
формирование
первоначального представления о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с
культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в
графической и текстовой форме, развитие умений извлекать,
анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и
культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные
свершения,
открытия,
победы;
формирование
первоначальных
представлений о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой и неживой природы; формирование основ рационального
поведения и обоснованного принятия решений; формирование
первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных
занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее
значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в
России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина
Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и
группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем
мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
приобретение базовых умений работы с доступной информацией
(текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного использования электронных ресурсов образовательной
организации и сети Интернет, получения информации из источников в
современной информационной среде формирование навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного
поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми
вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного
поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта
положительного эмоционально-ценностного отношения к природе,
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного развития,
роли в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и
давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять
готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовнонравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных
норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека,
общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить
примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к
сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев
унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных материалов и средств художественной
выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать
виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека,
физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках,
основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать
со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая
правила честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 КЛАССЫ
№
п/п
1
Наименование разделов и
тем программы
Зачем человеку учиться?
Колич
ество
часов
1
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Приобретение
знаний на
протяжении всей
жизни. Роль знаний
в развитии
личности и
общества. Влияние
цифровых
технологий на
приобретение
знаний.
Необходимость
управления
человеком
цифровыми
технологиями.
Развитие навыков
работы в команде,
уважения разных
мнений,
разрешения
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Цифровые ресурсы
https://разговорыоважном.рф/
конфликтов и
эмпатии в ходе
школьного
образования.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
созидательный
труд, патриотизм
2
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
1
Русский язык —
государственный
язык,
объединяющий
многонациональну
ю семью народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского языка,
изменения в устной
и письменной речи
под влиянием
цифровой среды.
Правила
использования
стилей речи в
современной
коммуникации.
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Грамотная,
логичная и
понятная речь —
признак
образованного
человека и залог
успеха в будущем.
Формирующиеся
ценности: высокие
нравственные
идеалы,
патриотизм
3
Цифровой суверенитет
страны
1
Что такое
цифровой
суверенитет? Как
обеспечивается
цифровая
безопасность
государства и
каждого человека?
Возможности
цифрового мира:
как современные
технологии
помогают учиться,
работать и
осваивать новые
горизонты. Мир
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
цифровых
профессий: как
создаются новые
технологии?
Правила
безопасного
поведения в сети и
угрозы цифрового
мира.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, права
и свободы человека
4
Мирный атом. День
работника атомной
промышленности
1
Мирный атом —
это использование
атомной энергии в
мирных целях на
благо
человечества.
Уникальные
атомные
технологии и
достижения
отечественной
научной школы.
Контроль
распространения
атомной энергии.
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Влияние
экологически
чистых и
эффективных
источников
энергии на
будущее
человечества.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный
труд
5
О творчестве. Ко Дню
музыки
1
Творчество —
неотъемлемая
часть жизни
каждого человека.
Возможности
реализации
творческого
потенциала
взрослых и детей.
Русская культура
— признанное
мировое достояние
человечества.
Музыка как вид
искусства.
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Состояние
развития
современной
отечественной
музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
служение
Отечеству
6
Что такое уважение? Ко
Дню учителя
1
Уважение —
признание
достоинств
личности.
Уважение к
окружающим и
чужому труду как
основа
гармоничного
развития общества.
Правила общения
внутри семьи,
школы и
коллектива.
Подготовка к
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
взрослой жизни и
формирование
ответственности. О
роли педагога в
воспитании
личности.
Традиции
празднования Дня
учителя.
Формирующиеся
ценности:
взаимоуважение,
служение
Отечеству и
ответственность за
его судьбу
7
Как понять друг друга
разным поколениям?
1
Семья как ценность
в жизни каждого
человека, основа
любого общества.
Формирование
общих семейных
ценностей — залог
взаимопонимания в
семье. Обмен
опытом между
поколениями и
бережное
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
отношение друг к
другу как путь к
позитивным
изменениям и
взрослению.
Формирующиеся
ценности: крепкая
семья
8
О городах России. Ко Дню
народного единства
1
Города России:
разнообразие
культур, языков и
вековых традиций.
Единство народов,
проживающих на
территории
Российской
Федерации.
Древнейшие
города России как
хранители
информации о
наших предках и
культурного кода
страны. Изучение
российских
городов —
изучение страниц
истории Отечества.
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Роль государства в
развитии малых
городов.
Возможности
граждан в развитии
своей малой
родины.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
гражданственность
9
Общество безграничных
возможностей
1
Общество —
совокупность
разных людей,
отличных друг от
друга, но имеющих
единые
потребности в
любви, уважении,
дружбе, принятии
и самореализации.
Роль цифровых
технологий в
расширении
возможностей
участия в
общественных
процессах.
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Готовность
уважительно
воспринимать
другого человека
— основа
гармоничных
отношений в
обществе.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
взаимоуважение
10
Селекция и генетика. К
170-летию И. В. Мичурина
1
Состояние науки в
современной
России. Роль
генетики и
селекции в
сельском
хозяйстве,
медицине,
промышленности и
т.д. Мировое
признание
достижений
отечественной
научной школы.
Открытия И. В.
Мичурина и их
влияние на
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
развитие страны.
Возможности для
подрастающего
поколения в
познании мира и
личном развитии.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
высокие
нравственные
идеалы
11
Как решать конфликты и
справляться с трудностями.
Ко Дню психолога
1
Конфликты и
трудности —
естественный
элемент развития
общества и
каждого
отдельного
человека. Поиск
причины
конфликтов как
ключ к их
разрешению.
Совместные
усилия и внимание
друг к другу как
залог преодоления
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
трудностей.
Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Формирующиеся
ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм
12
Профессия — жизнь
спасать
1
Спасатели —
специалисты,
которые помогают
людям в опасных
ситуациях.
Профессия
спасателя связана с
повышенным
риском.
Профессиональные
качества и навыки
спасателей.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Ответственное
отношение к своей
и чужой жизни,
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
правила
безопасности.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственность за
его судьбу
13
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
1
Роль домашних
питомцев в жизни
человека.
Ответственность,
забота и бережное
отношение к
питомцам.
Всемирный день
питомца
объединяет людей
всей планеты для
укрепления
ценностей дружбы
и заботы о
животных. Как
соблюдать
безопасность при
общении с
животными?
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Формирующиеся
ценности:
милосердие
14
Россия — страна
победителей. Ко Дню
Героев Отечества
1
Герои России с
древнейших
времен и до
современности.
Традиции
героизма, мужества
и решительности
— неотъемлемая
часть российской
идентичности и
культурного кода.
День Героев
Отечества —
выражение
благодарности,
признательности и
уважения за
самоотверженность
и мужество.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственность за
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
его судьбу
15
Закон и справедливость. Ко
Дню Конституции
1
Конституция
Российской
Федерации —
основной закон
страны.
Конституция
закрепляет права и
свободы человека
как высшую
ценность.
Справедливость —
одна из важнейших
духовнонравственных
ценностей
российского
общества. Знание
законов страны как
прямая
обязанность
каждого
гражданина
России. Какие
права и
обязанности есть у
детей?
Формирующиеся
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
ценности:
справедливость,
жизнь,
достоинство, права
и свободы человека
16
Совесть внутри нас
1
Совесть —
внутренний
ориентир,
помогающий
отличить добро от
зла. Ключевая роль
совести в
осуществлении
личного выбора.
Влияние
традиционных
ценностей,
культуры и
исторического
опыта страны на
формирование
нравственных
ориентиров
личности.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
труд
17
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
1
Зимние каникулы
— это время не
только для
семейного доcуга и
отдыха, но и
добрых дел. Чем
заняться на
каникулах, чтобы
провести время с
пользой:
составление
календаря.
Новогодние
традиции народов
России. Подарки,
создание
атмосферы
новогодней сказки
для своих родных и
близких.
Формирующиеся
ценности: крепкая
семья, единство
народов России,
взаимопомощь
18
Как создают мультфильмы?
1
Отечественная
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
Мультипликация, анимация
19
Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее
1
школа
мультипликации и
ее достижения.
Мировое
признание
советских и
российских
мультипликационн
ых фильмов.
Каждый фильм —
это труд большой
команды
профессионалов.
От идеи — до
экрана: как
появляются
современные
мультипликационн
ые фильмы?
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
гуманизм
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Российские музеи
— хранители
богатейшего
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
https://разговорыоважном.рф/
материального и
нематериального
наследия страны.
Сохранение
исторического и
культурного
наследия как
направление
государственной
политики.
Изучение,
реставрация и
интерпретация
памятников
искусства.
Третьяковская
галерея —
крупнейший музей
русского искусства
и объект
всемирного
достояния. Почему
важно посещать
музеи? Профессии
в сфере музейного
дела. Как создавать
и развивать
школьный музей?
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
служение
Отечеству
20
Как создавать свой бизнес?
1
Бизнес —
ответственный
выбор человека,
возможность
реализовать свою
мечту и принести
пользу обществу.
Современные
предприниматели и
их возможности в
развитии
отечественной
экономики и
улучшении жизни
людей. Бизнес —
это не только
личный успех, но и
ответственная
командная работа.
С чего начать свое
дело? О мерах
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
поддержки
молодых
предпринимателей
в нашей стране.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный
труд
21
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
1
Богатейшее
наследие
российской науки и
ее выдающихся
представителей.
Технологическое
лидерство
государства и
развитие науки.
Как меняются
научные подходы с
развитием
цифровых
технологий?
Государственная
поддержка науки и
молодых ученых.
Как происходят
современные
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
открытия? Как
стать ученым?
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный
труд
22
Слушать, слышать и
договариваться. Кто такие
дипломаты?
1
Дипломатия —
важная сфера
деятельности
государства,
обеспечивающая
защиту интересов
государства и
российских
граждан.
Специфика
дипломатической
работы. Диалог
между
государствами как
основа
международной
стабильности.
Навыки для жизни:
как научиться
договариваться с
окружающими
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
людьми и вести
конструктивный
диалог.
Формирующиеся
ценности:
историческая
память и
преемственность
поколений,
многонационально
е единство
23
Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
защитника Отечества
1
Герой — реальный
человек, живущий
рядом с нами, чья
жизнь является
примером для
окружающих. В
каждом регионе
России живут
выдающиеся герои,
отважные,
мужественные и
трудолюбивые. Что
такое героизм?
Какие качества
отличают героя?
Формирующиеся
ценности:
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
патриотизм,
единство народов
России
24
День наставника
1
День наставника —
важный
государственный
праздник, который
позволяет
закрепить статус
наставников,
подчеркнуть
значимость этой
деятельности и
повысить ее
престиж. Роль
наставника в
формировании и
профессиональном
развитии личности.
Знаменитые
россияне и их
наставники. К. Д.
Ушинский как
основоположник
научной
педагогики в
России. Как найти
наставника?
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству,
созидательный
труд
25
Большой. За кулисами. 250
лет Большому театру и 150
лет Союзу театральных
деятелей России
1
Российская
драматургия, опера
и балет — часть
мирового наследия.
Театр — целая
семья разных
профессий:
декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры,
гримеры и многие
другие. Почему
достижения
русской
театральной школы
широко
используются во
многих странах
мира? Как стать
актером и что для
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
этого нужно?
Развитие
школьных театров
в России.
Формирующиеся
ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
созидательный
труд
26
Как справляться с
волнением?
1
Волнение как
естественное
состояние человека
перед важным
событием в жизни.
Контроль
эмоционального
состояния, забота о
своем физическом
и психологическом
здоровье. Какие
полезные
привычки
положительно
влияют на
эмоциональное
состояние? Как их
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
сформировать и
придерживаться?
Формирующиеся
ценности: жизнь
27
65 лет триумфа. Ко Дню
космонавтики
1
Россия — одна из
ведущих
космических
держав. Развитие
космической
отрасли —
приоритетное
направление
национальных
проектов.
Достижения
прошлого как
предмет
национальной
гордости и
мотивация для
будущих
свершений
отечественной
космонавтики. Как
устроен
современный
космодром? Труд
конструкторов,
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
инженеров,
летчиков и других
специалистов
открывает для
страны и всего
человечества
новые горизонты.
Формирующиеся
ценности:
служение
Отечеству,
историческая
память
28
Как мусор получает
«вторую жизнь»?
Технологии переработки
1
Состояние планеты
— личная
ответственность
каждого человека.
Почему об
экологии должен
заботиться каждый
человек
Неосознанное
потребление как
причина роста
количества мусора.
Климатические
изменения,
загрязнение
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
окружающей
среды. Развитие
системы
переработки
отходов и роль
государства в этом
процессе. Какие
полезные
привычки
необходимо
сформировать у
себя?
Формирующиеся
ценности:
созидательный
труд
29
Что значит работать в
команде? Сила команды. Ко
Дню труда
1
Команда — это
друзья и
единомышленники,
где каждый вносит
свой значимый
вклад в общее дело
и помогает
добиться успеха.
Умение слышать и
трудиться сообща,
разделять успех и
вместе переживать
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
неудачу. Примеры
коллективной
работы в истории
страны.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный
труд
30
Песни о войне. Ко Дню
Победы
1
Песни были
свидетелями
многих великих
событий. В них
отразилась история
нашей великой
страны. Влияние
песни на чувство
сопричастности
истории народа,
сохранение памяти
о Великой
Отечественной
войне
последующими
поколениями. Как
песни передают
чувства, эмоции и
переживания
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
создателей?
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
историческая
память и
преемственность
поколений
31
Ценности, которые нас
объединяют
1
Занятие проходит
по итогам всех
занятий года.
Ценности — это
ориентир, который
помогает нам
поступать
правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности помогают
чувствовать себя
частью единого
народа,
способствуют
укреплению
общества и
развитию страны.
Следование
ценностям
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
помогает человеку
развиваться и
достигать успеха.
Уникальность
каждого человека и
опыт разных
поколений
обогащают
общество, но
только в сочетании
с единством,
взаимопомощью и
уважением друг к
другу существует
сильный и
сплоченный народ.
Формирующиеся
ценности:
традиционные
российские
духовнонравственные
ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
31