Приложение № 6
к адаптированной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 162 от 29.08.2025)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
9 КЛАСС
Федеральная
рабочая
программа
по
учебному
предмету
"Обществознание".
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (предметная
область "Общественно-научные предметы") (далее соответственно - программа по
обществознанию, обществознание) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по обществознанию.
Пояснительная записка.
Программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
ООО, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФАОП ООО.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении образовательной организацией
функции интеграции молодежи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать обучающимся с ЗПР подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, основах конституционного строя нашей страны,
правах и обязанностях человека и гражданина способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной
информации помогает обучающимся с ЗПР освоить язык современной культурной,
социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в
формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся с ЗПР в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного "Я",
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
Целями обществоведческого образования на уровне основного общего образования
являются:
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего
народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом
возрасте, становление ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, развитие
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся с ЗПР целостной картины общества, соответствующее
современному уровню знаний и доступной по содержанию для обучающихся
подросткового возраста; освоение обучающимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоение
способов
познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися с ЗПР способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и
другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания
отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в
общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
В соответствии с учебным планом основного общего образования обществознание
изучается в 9 классе, общее количество рекомендованных учебных часов составляет 34,
по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по обществознанию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные
коррекционные задачи учебного предмета "Обществознание", направленные на развитие
мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности и
самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного выполнения учебной
работы, формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять
свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении данного учебного
предмета, это прежде всего связано с особенностями их познавательной деятельности.
Для обучающихся характерны недостаточный уровень развития логического мышления,
затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память,
отставания в развитии речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся
замедленно овладевают необходимыми обобщенными представлениями и понятиями,
испытывают трудности при анализе текста учебника.
На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной
помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для
преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного
материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его
детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов
актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема).
Программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема
теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем
или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
Объем основного содержания по предмету сокращается несущественно за счет устранения
избыточных по отношению к основному содержанию требований.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания
по предмету "Обществознание".
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми
образовательными потребностями. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные
для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; "пошаговость" в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные
таблицы). Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо
использовать опорные слова и клише. Необходимо обучать обучающихся с ЗПР
составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать
такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия,
разбор фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в средств массовой
информации, подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой
информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ФОП ООО. В
учебнике по обществознанию имеется словарь терминов, которые изучаются в данном
курсе. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие
значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических
единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в
речевой практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с
определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Содержание обучения в 9 классе.
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность (тема,
рекомендуемая для обзорного изучения). Социализация личности. Агенты (институты)
социализации. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Отношения между
поколениями.
Традиции и обычаи. Принципы и нормы морали. Влияние моральных норм на общество и
человека (тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Нравственные чувства человека.
Этика. Свобода и ответственность. Свобода и необходимость. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Роль семьи в жизни человека и общества. Семейный уклад. Семейные обычаи и традиции
(тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Роль семьи в социализации личности.
Функции семьи. Общественные и семейные ценности. Семейные роли. Здоровый образ
жизни.
Связь поколений: родословие семьи. Династии и их роль в истории России (тема,
рекомендуемая для обзорного изучения). Семья и брак. Основы семейного права: правила
заключения брака в Российской Федерации, права и обязанности детей и родителей.
Правовая защита и поддержка семьи. Защита прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей (тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Уполномоченный
при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Государственная поддержка
семьи. Многодетная семья.
Общество: структура, сферы жизни, социальные институты, социальные роли,
общественные отношения, социальные нормы. Многообразие социальных общностей и
групп (тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Коллектив и группа. Социальная
активность: добровольчество и волонтерство. Молодежь - активный участник
общественной жизни (тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Гражданское
общество. Информационное общество.
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Понятие религии. Роль религии в
жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные
и мировые религии (тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Религии в Российской
Федерации. Россия - светское государство.
Гражданин и государство.
Признаки государства. Функции государства. Государство и страна. Формы правления.
Политические режимы (тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Россия демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Административно-территориальное устройство. Россия - многонациональное
государство. Этнос и нация. Россия - социальное государство. Система социальной
защиты в России. Символы государства: Государственный герб, Государственный флаг,
Государственный гимн Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации. Гражданин: права и обязанности. Атрибуты
гражданства. Гражданственность и патриотизм. Гражданская позиция.
Правовые основы государства. Источники права: закон, кодекс, нормативно-правовой акт.
Система права. Отрасли права: конституционное, административное, гражданское,
трудовое, уголовное. Право и мораль. Правовая культура личности. Конституция
Российской Федерации.
Правоспособность и дееспособность. Права несовершеннолетних. Правонарушение и
ответственность. Права и свободы. Защита прав человека в Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека Российской Федерации. Совет при Президенте
Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент - глава государства Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Совет Федерации и Государственная
Дума Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в
Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд
Российской Федерации.
Цифровое
государство.
Государственные услуги.
Электронное
правительство.
Электронный
бюджет.
Экономика.
Семья и домохозяйство. Экономические функции семьи. Семейное хозяйство (тема,
рекомендуемая для обзорного изучения). Семейный бюджет и рациональное потребление.
Заработок и доход. Занятость и безработица. Источники доходов и расходов
домохозяйств. Инфляция и ее влияние на экономику семьи. Деньги и их функции.
Наличные и безналичные деньги. Кредитные и дебетовые карты. Денежные переводы и
платежи. Семейный бюджет. Профицит и дефицит семейного бюджета. Кредиты и займы.
Способы и формы сбережений. Личный финансовый план.
Труд, профессия, карьера. Рынок труда.
Человек в современном изменяющемся мире.
Россия в XXI веке: Россия - цивилизация. Биполярный и однополярный мир.
Глобализация и многополярный мир. Справедливый миропорядок. Россия в глобальной
политике. Россия - страна возможностей.
Система образования в Российской Федерации. Право человека на образование.
Образованность в XXI в. Права и обязанности обучающегося. Непрерывное образование и
самообразование. Профессии настоящего и будущего. Онлайн образование.
Наука: фундаментальная и прикладная (тема, рекомендуемая для обзорного изучения).
Роль науки в развитии общества (тема, рекомендуемая для обзорного изучения).
Передовые рубежи российской науки в XXI в. Государственная поддержка науки. Наука и
бизнес. Новые технологии в различных отраслях экономики. Возможности
самореализации в науке (тема, рекомендуемая для обзорного изучения).
Культура: духовные и материальные ценности. Культура и искусство (тема,
рекомендуемая для обзорного изучения). Культурный человек. Традиционные ценности
российского народа. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современная молодежная культура. Как работает отрасль культуры: театры, библиотеки,
музеи, кино (тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Пушкинская карта.
Самореализация в творчестве и сфере культуры.
Информационное общество. Современные формы связи и коммуникации. Свобода слова.
Информационная безопасность и правила безопасного поведения в Интернете.
Особенности общения в реальном и виртуальном пространстве. Правда и фейк (тема,
рекомендуемая для обзорного изучения). Информационные войны (тема, рекомендуемая
для обзорного изучения). Как стать журналистом (тема, рекомендуемая для обзорного
изучения). Блогерство (тема, рекомендуемая для обзорного изучения). Дата-журналистика
(тема, рекомендуемая для обзорного изучения).
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Планируемые результаты освоения программы по обществознанию.
Личностные результаты изучения обществознания воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы
поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и
опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей,
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в Интернет-среде, способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели,
умение принимать себя и других, не осуждая, сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей;
ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
обучающегося
с
ЗПР
к
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития.
В результате изучения обществознания на уровне основного общего образования у
обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные УУД, коммуникативные УУД,
регулятивные УУД, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных УУД:
выявлять и характеризовать после предварительного анализа существенные признаки
социальных явлений и процессов;
устанавливать с опорой на источник знаний существенный признак классификации
социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять после предварительного анализа закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать с использованием источника знаний критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять после предварительного анализа дефицит информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
выявлять после предварительного анализа причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно или с помощью педагогического работника выбирать способ решения
учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных УУД:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно или с помощью педагогического
работника устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно или с помощью педагогического работника по
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно или с помощью педагогического работника формулировать обобщения и
выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать самостоятельно или с помощью педагогического работника возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных УУД:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
самостоятельно или с помощью педагогического работника выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить после предварительного анализа сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных УУД:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно или с помощью педагогического работника выбирать формат
выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
УУД:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно или с помощью педагогического работника составлять алгоритм решения
задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, понимать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать самостоятельно или с помощью педагогического работника организацию
совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта
как части регулятивных УУД:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого человека;
принимать себя и других людей, не осуждая;
открытость себе и другим людям.
Предметные результаты освоения программы по обществознанию на уровне основного
общего образования должны обеспечивать:
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях
его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального
института, характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства); процессах и явлениях в экономической (в области микроэкономики),
социальной, духовной сферах жизни общества; основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), системе
образования в Российской Федерации государственной бюджетной и денежно-кредитной
социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и
государства, в том числе защита от терроризма и экстремизма;
умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов традиционные
российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни,
прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм,
историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины),
государство как социальный институт;
умение с опорой на источник знаний приводить примеры (в том числе моделировать
ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного
типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений
основных функций; разного типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и
наступлением юридической ответственности; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
умение классифицировать по разным признакам социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции;
умение сравнивать после предварительного анализа деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и
основные функции;
умение устанавливать и объяснять после предварительного анализа взаимосвязи
социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая взаимодействия, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе
для аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в
современном мире, социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли
непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и
общества; необходимости правомерного налогового поведения; противодействия
коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики
"сдерживания"; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных
для несовершеннолетнего социальных ролей;
умение с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и
личного социального опыта определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей,
типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том
числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе
извлечений из Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых
актов; умение составлять на их основе план, преобразовывать с помощью педагогического
работника текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
преобразовывать предложенные модели в текст;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
умение после предварительного анализа обобщать, систематизировать, конкретизировать
и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую,
из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств
массовой информации, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя
обществоведческие знания, формулировать с помощью педагогического работника
выводы, подкрепляя их аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической
рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью для оценки рисков осуществления финансовых
махинаций, применения недобросовестных практик), осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения;
приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе)
деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей, для анализа потребления домашнего хозяйства,
составления личного финансового плана, для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере, а также опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и
составления простейших документов (заявления, обращения, доверенности, личного
финансового плана, резюме);
приобретение опыта осуществления совместной деятельности, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества (гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур), осознание ценности культуры и традиций народов России.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по обществознанию:
применять систему знаний о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института,
характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения, процессах и явлениях
в экономической (в области микроэкономики), социальной, духовной сферах жизни
общества; основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего), системе образования в Российской Федерации; социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе защита от терроризма и экстремизма;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины), государство как социальный институт;
приводить примеры с опорой на источник информации (в том числе моделировать
ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного
типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений
основных функций; разного типа социальных отношений, ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и
наступлением юридической ответственности;
классифицировать по разным признакам социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции;
уметь сравнивать после предварительного анализа деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и
основные функции;
устанавливать и объяснять с опорой на справочный материал взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и
основных функций, включая взаимодействия, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности, в том числе для
аргументированного объяснения роли информации и информационных технологий в
современном мире, социальной и личной значимости здорового образа жизни, роли
непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и
общества; необходимости правомерного налогового поведения;
уметь с использованием обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и
личного социального опыта определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей,
типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том
числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из
Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актов; уметь
составлять самостоятельно или с помощью педагогического работника план,
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
преобразовывать предложенные модели в текст;
владеть приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
уметь после предварительного анализа обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств
массовой информации, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом, используя
обществоведческие знания, формулировать с помощью педагогического работника
выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической
рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами для оценки рисков
осуществления финансовых махинаций, применения недобросовестных практик),
осознавать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения;
использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в
практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в
повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина и осознанного
выполнения гражданских обязанностей, для анализа потребления домашнего хозяйства,
составления личного финансового плана, для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере, а также опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму документов (в том числе электронную) и составлять
простейшие документы (заявления, обращения, личного финансового плана, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества (гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур),
осознавать ценность культуры и традиций народов России.