Серовский городской округ
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
им. В.Ф. Фуфачева
Утверждено
Приказ директора
МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева
от «30» августа 2023 г. № _____
Е.Г.Аджумер ______________
Положение
языке образования и порядке изучения родных
и иностранных языков в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе №14 им. В.Ф. Фуфачева
г. Серов
1.
Общие положения
1.1. Данное Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и
иностранных языков в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2023), Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской
Федерации" с изменениями на 13 июня 2023 г., Законом Российской Федерации «О
государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ с изменениями
от 28 февраля 2023 г., Приказами Минпросвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
года №286 и №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» и «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказом
Минобрнауки России от 17.05.2012 года №413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с
изменениями от 12 августа 2022 года, а также Уставом МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Данное Положение о языке обучения и порядке организации изучения родных и
иностранных языков в школе (далее - Положение) определяет язык обучения, порядок
выбора родного языка образования и изучение иностранного языка, регулирует
использование государственного языка Российской Федерации в образовательной
деятельности.
1.3. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения законодательства
Российской Федерации в области образования в части определения языка образования, а
также изучение иностранного языка в целях развития языковой культуры в соответствии с
законодательством
Российской
Федерации
в
организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
1.4. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме
(переводе) на обучение по образовательным программам начального, общего и основного
общего образования.
1.5. В целях недопущения нарушений права граждан в части определения языка
образования и языка изучения образовательная организация обеспечивает своевременное
информирование родителей (законных представителей) обучающихся с целью
свободного, добровольного выбора ими изучения родного языка из числа языков народов
Российской Федерации.
1.6. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с
образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об
образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей
образовательную деятельность.
1.7. Организация выбора языка изучения предусматривает обязательное участие
коллегиального органа управления школой - Совета школы. Результаты выбора
фиксируются в заявлениях родителей (законных представителей).
1.8. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками
образовательных отношений.
2.
Язык образования (обучения)
2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации,
а также выбор языка изучения в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования.
2.2. Образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на
русском языке. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации
в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами.
2.3. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской
Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению
государственного языка Российской Федерации.
2.4. Документооборот в образовательной организации осуществляется на русском
языке
- государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании
оформляются на государственном языке Российской Федерации - русском языке.
2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в
образовательную организацию на русском языке или вместе с заверенным в
установленном порядке переводом на русский язык.
2.6. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
получают образование в образовательной организации на русском языке по основным
образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами.
2.7. Школа обеспечивает открытость и доступность информации о языке образования и
порядке организации изучения родных языков.
3.
Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации
3.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается во всех с
1 по 11 классах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Изучение русского языка как государственного языка в школе регламентируется
Федеральными государственными образовательными стандартами, Федеральными
основными общеобразовательными программами.
3.3. Обучение русскому языку как государственному языку Российской Федерации
должно быть обеспечено методическими, кадровыми, материальными и финансовыми
условиями.
3.4. К использованию в образовательной деятельности допускаются учебники,
включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3.5. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
указанным предметам осуществляется в соответствии с локальными нормативными
актами МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
3.6. Обучающимся, слабо владеющим русским языком, образовательная организация в
пределах своих возможностей, оказывает помощь через консультации, создание групп для
изучения русского языка как иностранного в рамках внеурочной деятельности.
3.7. При использовании государственного языка Российской Федерации - русского
языка не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам
современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не
имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
4.
Изучение иностранного языка
4.1. Обучение иностранным языкам в образовательной организации на уровнях
начального общего, основного общего, среднего общего образования проводится в рамках
имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ в
соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами,
федеральными
основными
общеобразовательными
программами,
основными
образовательными программами МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева соответствующего
уровня образования. Преподавание иностранных языков, не вошедших в учебные планы,
может осуществляться в качестве дополнительного образования.
4.2. Изучение иностранных языков направлено на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных Федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе:
•
формирование иноязычной коммуникативной компетенции - освоение знаний о
языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в иностранном
языке;
•
формирование социокультурной/межкультурной компетенции - приобщение к
культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка;
•
формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях
межкультурного общения;
•
развитие учебно-познавательной компетенции - ознакомление с доступными
обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий;
•
развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного
потенциала иностранного языка;
•
формирование у обучающихся потребности изучения иностранных языков и
овладение ими как средством общения, познания, самореализации и социальной
адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на
основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства
общения в современном мире;
•
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
•
воспитание качеств гражданина, патриота;
•
развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между
людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры;
•
лучшему осознанию своей собственной культуры;
•
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка.
4.3. Обучение иностранным языкам на всех уровнях образования осуществляется с
учетом фактора преемственности обучения.
4.4. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют
право выбора второго иностранного языка с учетом наличия в образовательной
организации условий возможностей, практического уровня подготовки ребенка и фактора
преемственности обучения.
4.5. В соответствии с реализуемой образовательной программой организации,
осуществляющей образовательную деятельность, и учебным планом, обучающиеся
изучают иностранные языки со 2 класса. Более раннее изучение иностранного языка
возможно в рамках предоставления в школе платных образовательных услуг, реализацию
программ дополнительного образования, в том числе через сетевую форму
взаимодействия с иными образовательными организациям
4.6. Школа предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на
уровнях основного общего и среднего общего образования.
4.7. Спектр иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках реализации
общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, определяется
самостоятельно с учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей МАОУ СОШ
№14 им. В.Ф. Фуфачева, наличия в школе условий и возможностей, практического уровня
подготовки ребенка и фактора преемственности обучения.
4.8. В рамках дополнительных образовательных программ по запросу участников
образовательных отношений школа вправе организовать обучение иным иностранным
языкам.
4.9. Выбор иностранного языка для изучения в рамках общеобразовательных программ
осуществляется:
•
на уровне начального общего, основного общего образования - родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося и с учетом его
мнения;
•
на уровне среднего общего образования - самим обучающимся.
4.10. Обучение иностранным языкам осуществляется в группах. Формирование групп и
перевод обучающихся в соответствующие группы изучения иностранных языков
относится к компетенции образовательной организации.
4.11. Формирование групп и перевод обучающихся в соответствующие группы
иностранных языков осуществляется приказом директора школы.
4.12. Промежуточная аттестация обучающихся, перешедших в течение учебного года в
другие группы иностранного языка, производится в соответствии с положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся образовательной организации.
4.13. В школе не ведется преподавание и изучение отдельных учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) и иных компонентов на иностранных языках
(билингвальное обучение).
4.14. Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в ущерб
преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации - русскому
языку.
5.
Порядок выбора родного языка
5.1. Изучение родного языка в школе регламентируется федеральными
государственными образовательными стандартами. Родной язык изучается в соответствии
с Федеральными основными общеобразовательными программами в части Федеральных
рабочих программ по учебным предметам. Содержание программ отдельных учебных
предметов общего образования определяется требованиями к планируемым
образовательным результатам, изложенным в федеральных государственных
образовательных стандартах начального общего и основного общего образования.
5.2. Право на изучение родного языка в образовательной организации реализуется в
пределах возможностей (методических, кадровых, материальных и финансовых),
предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об
образовании.
5.3. Изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе
государственного языка республики РФ, осуществляется в рамках учебных предметов:
•
«Родной язык», «Родной язык и (или) государственный язык республики
Российской Федерации» и «Литературное чтение на родном языке» – на уровне
начального общего образования;
•
«Родной язык», «Родной язык и (или) государственный язык республики
Российской Федерации» и «Родная литература» – на уровне основного и среднего
образования.
5.4. Изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе
государственного языка республики РФ, возможно также в рамках учебных предметов и
учебных курсов, входящих в часть основной образовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений, а также в рамках дополнительных
образовательных программ.
5.5. Для определения языка изучения на будущий учебный год в апреле - мае
проводятся классные родительские собрания, о повестке которых родители (законные
представители) уведомляются заранее.
5.6. Родители (законные представители) обучающихся в ходе классных родительских
собраний информируются о праве выбора языка изучения с занесением данного вопроса в
протокол родительского собрания.
5.7. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных
заявлений производится в удобное им время.
5.8. Протоколы родительских собраний и заявления родителей (законных
представителей) передаются на рассмотрение Педагогического совета школы.
5.9. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного языка обучения
хранятся в личных делах обучающихся. Сбор заявлений и подготовка протоколов
родительских собраний осуществляется классными руководителями.
5.10. Педагогический совет школы до начала нового учебного года принимает решение о
внесении изменений в основные образовательные программы начального, основного и
среднего образования, реализуемых образовательной организацией с целью обеспечения
преподавания предметов образовательных областей «Родной язык и литературное чтение
на родном языке» (ООП начального общего образования), «Родной язык и родная
литература» (ООП основного общего и среднего образования) согласно заявлениям
родителей, протоколам родительских собраний и Совета образовательной организации.
5.11. При поступлении ребенка в школу родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся или лица, их заменяющие в заявлении указывают
желаемое для них изучение родного языка.
6.
Заключительные положения
6.1.
Заявления родителей, протоколы родительских собраний образовательной
организации хранятся в образовательной организации не менее 5 лет.
6.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными
представителями) языка изучения после подведения итогов родительских собраний. В
данном случае родители (законные представители) обучающихся обращаются к
руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, с
письменным заявлением. Решение об удовлетворении заявления принимается директором
школы в соответствии с имеющимися в образовательной организации ресурсами и
возможностями. В случае невозможности на момент поступления обращения
удовлетворить просьбу, изложенную в заявлении, образовательная организация
уведомляет об этом заявителя и принимает меры по достижению возможности
преподавания родного языка, обучение которому требуется обучающемуся, чьи родители
(законные представители) обратились с заявлением.
6.3. Настоящее Положение о языке образования и порядке организации изучения
родных и иностранных языков в школе является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие)
приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.4. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.5. Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и
иностранных языков в общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.6.3. настоящего Положения.
6.6. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.