АООП НОО РАС 8.1

2

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

Общие положения

4

1

Целевой раздел АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1)

5

1.1

Пояснительная записка

5

1.1.1

Цели задачи АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1)

5

1.1.2

Принципы и подходы к формированию АООП НОО для обучающихся с

7

РАС (вариант 8.1)
1.1.3

Общая характеристика АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1)

9

1.1.4

Особые образовательные потребности.

15

1.2

Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

18

АООП НОО.
1.3.

Система оценки достижения обучающимися с РАС (вариант 8.1)

20

планируемых результатов освоения АООП НОО.
2.

Содержательный раздел

2.1

Рабочие

22

программы

учебных

предметов,

учебных

курсов

22

(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей
2.2.

Программа формирования универсальных учебных действий

22

у обучающихся
2.3.

Программа коррекционной работы

22

2.4.

Рабочая программа воспитания

25

3.

Организационный раздел

25

3.1.

Учебный план

25

3.2.

Календарный учебный график

26

3.3.

Календарный план воспитательной работы

26

3.4.

Система

условий

общеобразовательной

реализации
программы

адаптированной
начального

основной

26

общего

образования для обучающихся с РАС (вариант 8.1)

3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования (далее - АООП НОО) обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (далее - РАС) МАОУ СОШ № 14 им.В.Ф. Фуфачева — это образовательная
программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом
особенностей

их

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей,

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с РАС разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ
(Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598, зарегистрирован в Минюсте
России

03.02.2015

№35847),

Федеральной

адаптированной

образовательной

программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями

здоровья

(утверждена

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023), Приказом Минпросвещения РФ
от 17.07.2024 N 495

"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства

просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных
образовательных программ".
АООП НОО для обучающихся с РАС, имеющих инвалидность, дополняется
ИПРА в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АООП НОО для обучающихся с РАС
осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам
его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.
АООП начального общего образования обучающихся с РАС определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического
спектра.
Структура АООП НОО для обучающихся с РАС включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты

реализации

АОП

НОО

обучающегося

с

РАС

образовательной

организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку (раскрывает цель реализации АООП, принципы и
подходы к формированию АООП;
4

- общую

характеристику,

психолого-педагогическую

характеристику

обучающихся с РАС;
- особые образовательные потребности обучающихся с РАС);
- планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АООП НОО;
- систему

оценкидостижения планируемых результатов

освоения

программы начального общего образования.
Содержательный
образования

раздел

обучающихся

с

определяет
РАС

и

содержание
включает

начального

следующие

общего

программы,

ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов:
• рабочие программы отдельных учебных предметов, учебных курсов (в том

числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
•

программу

действий

формирования

универсальных

учебных

у обучающихся с РАС;

• программу коррекционной работы;
• программу

духовно-нравственного

развития,

воспитания обучающихся с РАС;
• программу внеурочной деятельности.

Организационный

раздел

определяет

общие

рамки

организации

образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО
для обучающихся с РАС.
Организационный раздел включает:
• учебный план;
• план внеурочной деятельности;
• календарный учебный график;
• календарный план воспитательной работы
• систему

специальных

условий

реализации

АООП

НОО

для обучающихся с РАС в соответствии с требованиями Стандарта.
1. Целевой раздел АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цель реализации АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1).
Цель реализации адаптированной основной образовательной программы
5

начального общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.1) – обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с РАС, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
- формирование

социальное,

личностное

общей
и

культуры,

духовно-нравственное,

интеллектуальное

развитие,

гражданское,

развитие

творческих

способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО,

целевых

установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых

личностными,

семейными,

общественными,

государственными

потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями
развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности обучающегося и ее индивидуальности,

самобытности,
возможных

уникальности
трудностей

и

неповторимости

познавательного,

с

обеспечением

коммуникативного,

преодоления
двигательного,

личностного развития;
- создание

благоприятных

условий

для

удовлетворения

особых

образовательных потребностей обучающихся;
- обеспечение

доступности получения качественного начального общего

образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего

образования;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через

организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на
основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других
соревнований;
- использование в образовательном процессе современных образовательных

технологий деятельностного типа;
- предоставление

самостоятельной работы;

обучающимся

возможности

для

эффективной
6

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных

представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной

социальной среды (населенного пункта, района, города).
Принципы

и

подходы

к

формированию

адаптированной

основной

общеобразовательной программы начального общего образования представлены в
разделе 1. Общие положения.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию АООП НОО обучающихся с РАС
(вариант 8.1).
В

основу

разработки

АООП

НОО

обучающихся

с

РАС

заложены

дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к
построению АООП ОО для обучающихся с РАС предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных
вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального
учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
— структуре образовательной программы;
— условиям реализации образовательной программы;
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ

обеспечивает

образования,

вариативность

предоставляя

содержания

обучающимся

с

РАС

возможность

реализовать

на

теоретических

положениях

индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный

подход

основывается

отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с РАС.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности
образования.

обучающихся,

обеспечивающий

овладение

ими

содержанием
7

В контексте разработки АООП НОО обучающихся с РАС - реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
—

придание результатам образования социально и личностно значимого

характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности
и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и
навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу адаптированной основной образовательной программы общего
образования обучающихся с РАС положены следующие принципы:
— принципы

государственной

политики

РФ

в

области

образования

(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
— принцип

учета

типологических

и

индивидуальных

образовательных

потребностей обучающихся;
— принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
— принцип

развивающей

направленности

образовательного

процесса,

ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
— онтогенетический принцип;
— принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с РАС на всех уровнях образования;
— принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос
усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном

8

мире;
— принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
— принцип сотрудничества с семьей.
1.1.3 Общая характеристика

адаптированной

основной

общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ
№ 14 им. В.Ф. Фуфачева для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
Вариант 8.1. АООП НОО предполагает, что обучающийся с РАС получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Обязательной
педагогическая

является

поддержка

систематическая

коллектива

специальная

педагогических

и

работников,

психологородителей

(законных представителей), обучающихся класса и самого обучающегося. Основными
направлениями

в

специальной

поддержке

являются:

удовлетворение

особых

образовательных потребностей обучающихся с РАС; коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; эмоционально-личностное развитие,
развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи; развитие
сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для
реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и
развитии

адекватных

отношений

между

обучающимися,

педагогическими

работниками, одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными
представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных
конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики
негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом;
развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных
и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного
использования речевых и неречевых средств общения.
В структуру АООП НОО обязательно включена программа коррекционной
работы, направленная на осуществление индивидуально9

ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с РАС с учетом их
особых

образовательных

потребностей;

минимизацию

негативного

влияния

особенностей психофизического развития обучающихся с РАС на освоение ими АООП
НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и
характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими
являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с
динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и
стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением
психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективноволевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком
круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает
отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка,
определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития.
Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения)
психического развития при аутизме может сильно различаться. Во многих случаях у
обучающихся с РАС диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость,
вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье
интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки
случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность. В
соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения)
психического развития выделяется четыре варианта аутистического развития,
различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером
избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной
организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов,
способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития. Характеристики,
наиболее значимые для организации начального обучения, начиная от самых тяжелых
форм к более легким:
Первая группа. Обучающиеся почти не имеют активной избирательности в
контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они
практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни
невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как
10

отрешенность

от

происходящего.

Таких

обучающихся

можно

мимолетно

заинтересовать, но привлечь к развернутому взаимодействию крайне трудно. При
активной попытке организации внимания и поведения такой обучающийся может
сопротивляться, но как только принуждение прекращается, он успокаивается.
При столь выраженных нарушениях организации целенаправленного действия
обучающиеся с огромным трудом овладевают навыками самообслуживания, так же,
как и навыками коммуникации. При овладении навыками коммуникации с помощью
карточек с изображениями, словами, в некоторых случаях письменной речью с
помощью клавиатуры компьютера, эти обучающиеся могут показывать понимание
происходящего значительно более полное, чем это ожидается окружающими. Они
также могут показывать способности в решении сенсомоторных задач, в действиях с
досками с вкладышами, с коробками форм, их сообразительность проявляется и в
действиях с бытовыми приборами, телефонами, домашними компьютерами.
Задачами специальной работы с такими обучающимися является постепенное
вовлечение их во все более развернутое взаимодействие со взрослыми, в контакты со
сверстниками, выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков и
максимальная

реализация

открывающихся

в

этом

процессе

возможностей

эмоционального, интеллектуального и социального развития. Реализация этих задач
требует индивидуальной программы обучения, которая должна предусматривать и
постепенную адаптацию такого обучающегося в группе сверстников. Следуя за ними,
обучающемуся даже с наиболее выраженными проявлениями РАС легче выполнять
требования взрослого. В зависимости от уровня интеллектуального развития
обучающиеся этой группы могут осваивать варианты 8.3 или 8.4 образовательной
программы.
Вторая группа. Обучающиеся имеют лишь самые простые формы активного
контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого,
стремятся к скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их
аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).
В сравнении с первыми, эти обучающиеся значительно более активны в
развитии взаимоотношений с окружением. У них складываются привычные формы
жизни, и максимально выражено стремление сохранения постоянства в привычной
среде: избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Такие обучающиеся могут
проявлять

выраженный

сенсорный

дискомфорт,

брезгливость,

бояться

неожиданностей, они легко фиксируют испуг и, соответственно, могут накапливать
стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего,

11

может привести к поведенческому срыву и дезадаптации.
В привычных предсказуемых условиях обучающиеся могут быть спокойны и
более открыты к общению. В этих рамках они легче осваивают социально-бытовые
навыки и самостоятельно используют их в привычных ситуациях. Сложившиеся
навыки прочны, но они слишком жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в
которых были выработаны, и необходима специальная работа для перенесения их в
новые условия. Характерна речь штампами, фразы в инфинитиве, во втором или
третьем лице, частые эхолалии. В наибольшей степени обращают на себя внимание
моторные и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения,
повторения слов, фраз, действий – таких, как разрывание бумаги, перелистывание
книги). Стереотипные действия могут быть достаточно сложными (рисунок, пение,
порядковый счет, сложная математическая операция), но во всех случаях характерно
воспроизведение одного и того же действия в стереотипной форме. При успешной
коррекционной работе потребность в стереотипной аутостимуляции теряет свое
значение, и стереотипные действия, соответственно, редуцируются.
Следует учесть, что такие обучающиеся склонны к механическому не
осмысленному повторению и запоминанию информации, поэтому освоенные знания
без специальной работы не смогут ими пользоваться в реальной жизни. При всех
проблемах социального развития, такие обучающиеся, как правило, хотят ходить в
школу; необходимо их постепенное включение в коллектив сверстников для развития
гибкости поведения, возможности подражания и смягчения жестких установок
сохранения постоянства в окружающем.
В зависимости от уровня интеллектуального развития, обучающиеся этой
группы могут осваивать варианты 8.3 или 8.2 образовательной программы.
Третья группа. Для таких обучающихся с РАС характерны развернутые,
достаточно сложные, но жесткие программы поведения (в том числе речевого) и
стереотипные увлечения. Они стремятся к достижению, успеху, и их поведение можно
назвать целенаправленным, однако, они мало способны к исследованию, гибкому
диалогу с обстоятельствами, и принимают лишь те задачи, с которыми заведомо могут
справиться. Их стереотипность в большей степени выражается в стремлении сохранить
не постоянство окружения, а неизменность собственной программы действий;
необходимость

по

ходу

менять

программу

действий

может

спровоцировать

аффективный срыв.
Такие обучающиеся способны к развернутому монологу, но не к диалогу. Их
умственное развитие часто производит блестящее впечатление, что подтверждается
12

результатами стандартизированных обследований. Они могут рано проявить интерес к
отвлеченным знаниям и накопить энциклопедическую информацию по астрономии,
ботанике, электротехнике, генеалогии. При блестящих знаниях в отдельных областях,
связанных с их стереотипными интересами, такие обучающиеся имеют ограниченное и
фрагментарное представление о реальном окружающем мире. В области социального
развития

такие

обучающиеся

демонстрируют

чрезвычайную

наивность

и

прямолинейность, непонимание подтекста и контекста происходящего. Однако, при
всех трудностях, их социальная адаптация может быть значительно более успешной,
чем в случаях двух предыдущих групп, в случае постоянного специального
сопровождения,

позволяющего им получить

опыт

диалогических

отношений,

расширить круг интересов и сформировать навыки социального поведения.
В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой
группы могут осваивать варианты 8.1 или 8.2 образовательной программы.
Четвертая группа. Аутизм данной категории обучающихся выступает уже не
как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения –
ранимость,

тормозимость

в

контактах

и

проблемы

организации

диалога

и

произвольного взаимодействия. Такие обучающиеся тревожны, для них характерно
легкое возникновение чувства сенсорного дискомфорта, они готовы испугаться при
нарушении обычного хода событий. Они быстро устают, могут истощаться и
перевозбуждаться,

имеют

выраженные

проблемы

организации

внимания,

сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Отличие их в том, что
они более, чем другие, ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются
в постоянной поддержке и одобрении. Такие обучающиеся часто ведут себя чересчур
правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм одобренного
поведения. В этом проявляется типичная для РАС негибкость и стереотипность.
Их психическое развитие характеризуется задержкой: неловкостью крупной и
мелкой моторики, трудностью усвоения навыков самообслуживания; отставанием в
развитии

речи,

ее

нечеткостью,

бедностью

активного

словарного

запаса,

аграмматизмами; медлительностью интеллектуальной деятельности, недостаточностью
и фрагментарностью представлений об окружающем. Педагогическое обследование
часто обнаруживает состояние, пограничное между ЗПР и умственной отсталостью.
Оценивая эти результаты, необходимо учитывать, что такие обучающиеся в меньшей
степени используют готовые стереотипы – пытаются говорить и действовать
спонтанно, вступать в речевой и действенный диалог со средой. Именно в этих
попытках общаться, подражать, обучаться они и проявляют свою неловкость, быстро

13

истощаются, что может привести к появлению моторных стереотипий. Стремление
отвечать правильно мешает им учиться и думать

самостоятельно, проявлять

инициативу. Такие обучающиеся наивны, неловки, негибки в социальных навыках,
фрагментарны в своей картине мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста
происходящего. Однако при адекватном психолого-педагогическом подходе именно
они дают наибольшую динамику развития и имеют наилучший прогноз психического
развития и социальной адаптации. У таких обучающихся часто проявляется
парциальная одаренность, которая имеет перспективы плодотворной реализации.
В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой
группы могут осваивать варианты 8.1 или 8.2 ФГОС начального общего образования
для обучающихся с ОВЗ.
Трудности и возможности обучающихся с РАС в начальной школе значительно
различаются и в зависимости от того, получали ли они адекватную
поддержку

в

дошкольном

возрасте.

Уровень

специальную

психического развития

обучающегося с Рас в первые годы школьного обучения зависит не только от характера
и даже степени выраженности первичных биологически обусловленных проблем, но и
от социального фактора – качества предшествующего обучения и воспитания.
Широкий спектр различий обучающихся с РАС обусловлен тем, что достаточно
часто описанные выше типичные проблемы аутистического развития, серьезные сами
по себе, осложняются и другими патологическими условиями. Расстройство
аутистического спектра может быть частью картины разных аномалий детского
развития, различных заболеваний, в том числе и процессуального характера. Среди
обучающихся с РАС могут быть такие, у которых дополнительно имеются нарушения
опорно-двигательного аппарата, сенсорные аномалии, иные, не связанные напрямую с
расстройствами аутистического спектра, трудности речевого и умственного развития.
Рас могут отмечаться у обучающихся со сложными и множественными нарушениями
развития. Решение о выборе АООП для обучающихся с РАС в подобных случаях
целесообразно, если проблемы аутистического круга выходят на первый план в общей
картине нарушения психического и социального развития, поскольку только смягчение
аутистических установок и вовлечение обучающегося в развивающее взаимодействие
открывает

возможность

использования

в

коррекционной

работе

методов,

разработанных для других категорий обучающихся с ОВЗ, и также адекватных его
индивидуальным образовательным потребностям.
Таким образом, вследствие крайней неоднородности состава обучающихся с
РАС, диапазон различий в требуемом уровне и содержании их начального школьного
14

образования должен быть максимально широким, включая как образование,
сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием типично развивающихся
сверстников, так и возможность специального (коррекционного) обучения по
индивидуальной программе на протяжении всего младшего школьного возраста. Важно
подчеркнуть, что для получения начального образования даже наиболее благополучные
обучающиеся

с

РАС

нуждаются

в

специальной

поддержке,

гарантирующей

удовлетворение их особых образовательных потребностей.
1.1.4 Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
В структуру особых образовательных потребностей входят с одной стороны,
образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с РАС.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое

сопровождение,

оптимизирующее

взаимодействие

обучающегося с педагогическими работниками и обучающимися;
- психологическое

сопровождение,

направленное

на

установление

взаимодействия семьи и образовательной организации;
- необходимое использование специальных средств обучения (в том числе и
специальных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных»
путей обучения;
- индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
-

следует обеспечить особую пространственную и временную организацию

образовательной среды;
-

необходимо максимальное расширение образовательного пространства за

счет расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся
с РАС относятся:
• в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость

постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения
в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии
с наличными возможностями обучающегося справляться с тревогой, усталостью,
пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения
в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального

15

школьного обучения;
• выбор уроков, которые начинает посещать обучающийся, должен начинаться

с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по
возможности, включает все остальные;
• большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков

самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной
бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением
туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что
он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в
школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки
должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию
социально-бытовых навыков;
• необходима специальная поддержка обучающихся (индивидуальная и при

работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации:
обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие
или отказ, поделиться впечатлениями;
• может

возникнуть

необходимость

во

временной

и

индивидуально

дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации
всего пребывания обучающегося в школе и его учебного поведения на уроке;
поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания
обучающегося с РАС, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в
школе и на уроке, навыков социально- бытовой адаптации и коммуникации;
• в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением

класса, обучающийся должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными
занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения
вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать
похвалу и замечания;
• периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий)

необходимы обучающемуся с РАС даже при сформированном адекватном учебном
поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что
может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для
оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
• необходимо

создание

особенно

четкой

и

упорядоченной

временно-

пространственной структуры уроков и всего пребывания обучающегося в школе,
дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
16

• необходима специальная работа по подведению обучающегося к возможности

участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода
перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в
использовании форм похвалы, учитывающих особенности обучающихся с РАС и
отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес
обучающихся;
• в организации обучения такого обучающегося и оценке его достижений

необходим учет специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме
особенностей освоения «простого» и «сложного»;
• необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения,

способствующих преодолению фрагментарности представлений

об окружающем,

отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
• необходима

упорядочиванию

и

специальная

коррекционная

дифференциации

работа

индивидуального

по

осмыслению,

жизненного

опыта

обучающегося, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в
проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем,

развитию

способности планировать, выбирать, сравнивать;
• обучающийся с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и

осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического
формального накопления и использования для аутостимуляции;
• обучающийся с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в

специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия,
позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие со
сверстниками;
• обучающийся с РАС для получения начального образования нуждается в

создании

условий

обучения,

обеспечивающих

обстановку

сенсорного

и

эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый
тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и
предсказуемости происходящего;
• необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального

контакта с обучающимся, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают,
ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
• педагогический работник должен стараться транслировать эту установку

одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его
сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать

17

сверстников в доступное взаимодействие;
• необходимо развитие внимания обучающихся с РАС к поступкам, чувствам

близких взрослых и других обучающихся, специальная помощь в понимании ситуаций,
происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
• для социального развития обучающегося с РАС необходимо использовать

существующие у него избирательные способности;
• процесс обучения обучающегося с РАС в начальной школе должен

поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками, семьи и школы;
• обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в

индивидуально

дозированном

и

постепенном

расширении

образовательного

пространства за пределы образовательного учреждения.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами
аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования (вариант 8.1)
Самым общим результатом освоения обучающимися с РАС содержания АООП
НОО должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных)

компетенций.

Планируемые

результаты

освоения

АООП

НОО

дополняются результатами освоения Программы коррекционной работы.
Обязательной для обучающегося с РАС, обучающегося в условиях инклюзии,
является

систематическая

специальная

помощь,

отвечающая

его

особым

образовательным потребностям. В том числе, обучающийся с РАС имеет право на
прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации не
только в общей, но и в иных формах. Для обучающегося с РАС это может быть
аттестация в индивидуальном порядке, в привычных условиях, в присутствии
знакомого

педагогического

работника,

без

обозначенного

для

обучающегося

ограничения по времени. Контрольные задания, при необходимости, могут быть
представлены обучающемуся в форме, наиболее удобной для него. Выбор одного из
нескольких предложенных вариантов ответа может быть затруднителен такому
обучающемуся даже при знании им правильного ответа.
Основная

образовательная

программа

поддерживается

Программой

коррекционной работы. Требования к структуре Программы коррекционной работы
задаются ФГОС НОО для обучающегося с ОВЗ. Данная программа содержит в себе
18

значимые направления, которые состоят в поддержке обучающегося с РАС в освоении
АООП НОО и в развитии его жизненной компетенции.
Поддержка в освоении АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1)
реализуется:
- в создании оптимальных условий введения обучающегося с РАС в ситуацию
обучения;
- в помощи в формировании адекватного учебного поведения в условиях
работы в классе;
- в подаче учебного материала с учетом особенностей усвоения информации,
парадоксальности в освоении «простого» и «сложного», специфики овладения
учебными навыками.
Требования к результатам развития жизненной компетенции включают:
- развитие у обучающегося с РАС внимания и интереса к окружающим людям,
установление эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми,
формирование желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию,
получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками;
приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации;
- развитие
осмысление

жизненного

повседневных

опыта

ситуаций,

обучающегося,
проработка

совместное

значимых

со

взрослым

воспоминаний

и

намерений, достижение возможности совершать собственный осмысленный выбор и
совместно выстраивать порядок и план действий;
- развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и
напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и
адекватности в реакции на них;
-

формирование реальных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к
взрослым, в том числе, по вопросам медицинского сопровождения и создания
специальных условий для пребывания в школе;
- овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
- продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами
социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливой просьбы или отказа);
- помощь в осмыслении и дифференциации картины мира в ее целостной
временно-пространственной

организации

(продвижение

в

преодолении

фрагментарности восприятия);
- помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие
19

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с РАС (вариант 8.1)
планируемых результатов освоения АООП НОО
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в МАОУ СОШ
№

14

им.

В.Ф.

Фуфачева

разработана

система

оценки

индивидуальных

образовательных достижений обучающимися с РАС планируемых результатов
освоения АООП НОО (далее - система оценки) являющаяся основой перехода ребенка
к следующему уровню образования.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями

ФГОС

НОО

являются

оценка

образовательных

достижений

обучающихся и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов
освоения АООП НОО призвана решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивать
адаптированной

комплексный

основной

подход

образовательной

к

оценке

программы

результатов
начального

освоения
общего

образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся с РАС (итоговая оценка
обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности
образовательного учреждения;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся
с РАС.
Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются
значимыми для оценки качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
20

вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с РАС АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями
ФГОС НОО.
Оценка результатов освоения обучающимися с РАС программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном
соответствии с требованиями ФГОС НОО.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с РАС программы коррекционной работы целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциация

оценки

достижений

с

учетом

типологических

и

индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с РАС;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений

психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в

освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов
освоения АООП НОО позволяет вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с РАС,
освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов
освоения АООП НОО также предусматривает оценку достижения обучающимися с
РАС планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы ориентирует образовательный процесс на духовнонравственное развитие, воспитание обучающихся с РАС; на достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования
и курсов коррекционно- развивающей области, формирование УУД; обеспечивать
комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с РАС АООП
НОО, позволяющий вести оценку предметных ( в том числе результатов освоения
коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку достижений

21

обучающихся с РАС, освоивших АООП НОО.
Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется
в ходе аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она
проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых
результатов освоения АООП НОО с учетом:

-

результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального,

регионального, муниципального);

- условий реализации АООП НОО;
- особенностей контингента обучающихся.
2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
для обучающихся с РАС (вариант 8.1)

2.1

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе

внеурочной деятельности), учебных модулей соответствуют требованиям в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и ООП начального общего образования.
2.2

Программа формирования универсальных учебных действий
обучающихся с РАС (вариант 8.1)
Программа формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ и ООП начального общего образования.
2.3 Программа коррекционной работы обучающихся с РАС (вариант 8.1)
Значительной части обучающихся с РАС доступно и показано образование,
соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием сверстников, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними
среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени
целесообразна для обучающихся с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой
уровень психоречевого развития; она является оптимальной в том случае, если до
поступления в школу обучающийся имел опыт посещения занятий в группе сверстников.
22

Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, обучающиеся
с РАС для успешного освоения начального образования в условиях инклюзии
нуждаются в систематической психолого- педагогической и организационной
поддержке,

обеспечивающей

удовлетворения

потребностей, которая реализуется

их

особых

образовательных

на основе разрабатываемой

для

каждого

обучающегося индивидуальной программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
создана на основе требований ФГОС НОО ОВЗ, Закона об образовании РФ, Закона РФ
«Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка, СанПиН,
Устава школы.
Основные принципы формирования программы коррекционной работы с
обучающимися с РАС заключаются в следующем:

-

необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения

обучающегося в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя
наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии;

- при выраженности проблем, связанных с развитием социально- бытовых
навыков и навыков коммуникации, ориентировки в происходящем,
восприятием заданий и инструкций педагогического работника, должна быть
подключена дозированная и временная помощь тьютора;

- в связи с трудностями формирования учебного поведения у обучающегося с
РАС в начале обучения он должен быть временно обеспечен дополнительными
занятиями с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного
поведения, умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с
педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания;

-

необходимость постепенного перехода от индивидуальной инструкции к

фронтальной, специального внимания к выбору для обучающегося места в классе, где
он будет более доступен организующей помощи педагогического работника;

- значимость
упорядоченности

для

обучающегося

временно-пространственной

с

РАС

четкой

структуры

и

уроков

осмысленной
и

всего

его

пребывания в школе, дающей ему опору для понимания происходящего и
самоорганизации;

-

необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за

освоением обучающимся новым

учебным

материалом и

для оказания,

при

необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной
23

программы;

- необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и
осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого
механического накопления;

- необходимость специальной коррекционной работы по развитию вербальной
коммуникации обучающихся с РАС, возможности вести диалог, делиться с другими
своими мыслями, впечатлениями, переживаниями;

- развитие внимания к близким взрослым и одноклассникам, оказание
специальной

помощи

в

понимании

происходящего

с

другими

людьми,

их

взаимоотношений, переживаний;

- создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и
эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего;

- необходимость специальной установки педагогического работника на развитие
эмоционального контакта с обучающимися, совместное осмысление происходящих
событий;

- поддержание в обучающемся с РАС уверенности в том, что его принимают,
ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; трансляция этой установки
одноклассникам обучающегося с РАС с подчеркиванием его сильных сторон.
Демонстрация симпатии к нему педагогическими работниками через свое отношение в
реальном поведении.
Для успешного обучения в условиях инклюзии обучающийся с РАС требует
индивидуального подхода:

- при организации и подаче учебного материала в условиях фронтальных и
индивидуальных занятий должны учитываться особенности усвоения информации и
специфика выработки навыков при аутизме;

- при организации самостоятельного выполнения обучающимися с РАС учебных
заданий на классных занятиях должны использоваться виды заданий, поддерживающие
и организующие его работу;

- при оценке меры трудности задания и учебных достижений обучающегося
необходим учет специфики проблем его искаженного развития, парадоксальности
освоения «простого» и «сложного» при аутизме (например, легче выделить скрытые на
картинке геометрические фигуры, чем раскрыть ее содержание по смыслу).
В программу коррекционной работы вводятся специальные разделы обучения,
способствующие:
24

-

формированию

у

обучающегося

с

РАС

представлений

об окружающем мире;

-

развитию

способности к

осмыслению, упорядочиванию

и

дифференциации индивидуального жизненного опыта;

- развитию

самосознания

на

основе

проработки

воспоминаний,

представлений о будущем;

- развитию способности планировать, выбирать, сравнивать, осмыслять
причинно-следственные связи в происходящем.
Процесс обучения на уровне начального общего образования обучающегося с
РАС

поддерживается

взаимодействие

психологическим

обучающегося

с

сопровождением,

педагогическими

оптимизирующим

работниками

и

другими

обучающимися, семьи и школы.
Обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в
индивидуально

дозированном

и

постепенном

расширении

образовательного

пространства за пределы образовательного учреждения.
Программа коррекционной работы разрабатывается на всех годах обучения,
результаты освоения ее обучающимися служат основанием для ее пересмотра и
уточнения не реже одного раза в четверть.
2.4 Рабочая программа воспитания
Рабочая

программа

воспитания

АООП

НОО

обучающихся

с

РАС

соответствует рабочей программе воспитания ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

РАЗДЕЛ

АООП

НОО для обучающихся с РАС

(вариант 8.1)
3.1 Учебный план
Обязательные предметные области и учебные предметы для обучающихся с
РАС (вариант 8.1) соответствуют ООП НОО. Во внеурочную область федерального
учебного плана включаются коррекционно- развивающие занятия по программе
коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося (пункт
3.4.16 Санитарно- эпидемиологических требований).
25

3.2 Календарный учебный график для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
Календарный

учебный

график

АООП

НОО

для

детей

с

РАС

с

РАС

(вариант 8.1) соответствует ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева.
3.3 Календарный план воспитательной работы для

обучающихся

(вариант 8.1).
Календарный план воспитательной работы АООП НОО для детей с РАС (вариант
8.1) соответствует ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева.
3.4

Система условий реализации адаптированной основной образовательной
программы для обучающихся с РАС (вариант 8.1).
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к
кадровым,

психолого-педагогическим,

финансово-экономическим,

материально-

техническим, информационно-методическим и иным условиям реализации АООП НОО и
достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют
собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации
АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным
результатом реализации указанных требований должно стать создание комфортной
коррекционно-развивающей

образовательной

среды

для

обучающихся

с

ЗПР,

построенной с учетом их образовательных потребностей, обеспечивающей высокое
качество

образования,

его

доступность,

открытость

и

привлекательность

для

обучающихся, их родителей (законных представителей), направленной на решение
проблем гармоничного вхождения обучающихся с ЗПР в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, гарантирующей охрану и
укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Психолого-педагогические условия.
Образовательный
психофизического

процесс

развития

строится

обучающихся

с

учетом

с

задержкой

специфики

возрастного

психического

развития.
26

Специфика

возрастного

психофизического

развития

обучающихся

с

задержкой

психического развития отражена в программной документации. В образовательном
учреждении реализуются адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования для детей с задержкой психического развития.
Локальные акты учитывают специфику обучения, воспитания и развития обучающихся с
задержкой

психического развития. Средства обучения подбираются с учетом

особенностей обучающихся с задержкой психического развития.
В МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева создана система комплексного
индивидуально-ориентированного психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения детей с задержкой психического развития, которая осуществляется
специалистами

территориальной

областной

психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПК) и школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Деятельность психолого-медико-педагогического и социального сопровождения
осуществляется по следующим направлениям:
– сохранение и укрепление психофизического здоровья обучающихся с задержкой
психического развития, тяжелыми нарушениями речи;
– формирование у детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями
речи ценности здоровья и безопасного образа жизни;
– дифференциация и индивидуализация образования;
– мониторинг возможностей и способностей обучающихся задержкой психического
развития, тяжелыми нарушениями речи;
– формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
– поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с задержкой
психического развития осуществляется на индивидуальном, групповом уровнях, уровне
класса и образовательного учреждения. Психолого-педагогическое и медико-социальное
сопровождение детей с задержкой психического развития, психолого-педагогическое
сопровождение

родителей

(законных

представителей),

педагогов

включает

профилактику, диагностику, консультирование, коррекционно-развивающую работу,
просвещение.
Материально-технические условия.
Образовательное учреждение располагает:
учебными кабинетами начальных классов,
27

спортивным залом;
кабинетом педагога-психолога;
кабинетом учителя-логопеда;
медицинским кабинетом;
столовой;
оборудованной гардеробами для обучающихся;
административным кабинетом,
Помещения оснащены всем необходимым оборудованием и мебелью.Создана доступная
(безбарьерная) среда для людей с ограниченными возможностями здоровья с помощью
современных технических средств реабилитации (оборудован пандус к зданию школы,
проведена перепланировка санузла для инвалидов на креслах-колясках).
Оснащение

образовательного

процесса

специальными

приспособлениями

и

оборудованием, использование информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяет осуществить комплексный подход к проблемам детей с ограниченными
возможностями,

чтобы

наиболее

полно

развить

способности

детей,

имеющих

инвалидность.
Организация охраны и медицинского обслуживания
Осуществляется пропускной режим для посещения учреждения. Пожарная сигнализация
во всех зданиях организована круглосуточно. В школе имеется медицинский кабинет. В
штате школы работают 1 медицинская сестра. Своевременно и в полном объеме
проводятся необходимые медицинские мероприятия по вакцинопрофилактике, сезонной
профилактике простудных заболеваний.
Для дезинфекции воздуха в помещения медицинского блока, пищеблока, а также в
учебные классы приобретены рециркуляторы воздуха, в том числе переносной, для
проведения профилактических мероприятий в классах в присутствии людей в период
подъема инфекционных заболеваний. Применение данных приборов эффективно
отражается

на лечении

больных

в качестве профилактики с инфекционными

заболеваниями, передающимися воздушным путем.
Информационно-методические условия.
В МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева создана информационно-образовательная среда.
Под

информационно-образовательной

средой

(ИОС)

понимается

открытая

педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных
образовательных

ресурсов,

современных

информационно-телекоммуникационных

средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой,
социально активной личности, а также компетентность участников образовательного
28

процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб
поддержки применения ИКТ. Решены вопросы комплектования материально-технической
базы
образовательного процесса: в классах установлены компьютеры, которые позволяют
педагогам подготовку к урочной и внеурочной деятельности, пользоваться современными
электронными

образовательными

ресурсами.

С

ростом

числа

установленных

компьютеров будет развиваться внутренняя сеть школы. Оснащены компьютерами
рабочие места учителей-логопедов, педагога- психолога, социального педагога, ПМПК,
библиотеки,

школьного

компьютерного

класса.

При

проведении

внеклассных

мероприятий используется мультимедийная система. После установки компьютеров в
учебных классах и проведения локальной сети возможна полноценная работа педагогов в
информационном пространстве школы – в школьной медиатеке, в Интернете. У школы
есть внешний ресурс – официальный сайт https://14srv.uralschool.ru/site/pub?id=50. Сайт
постоянно пополняется, активно используется для привлечения родителей к интересам
детей, школы, общей организации образовательного процесса. Взаимодействие школы с
органами управления образованием, Министерством общего и профессионального
образования Свердловской области осуществляется через Интернет - официальные
порталы, электронная почта. Успешно исполняется 152-ФЗ «О защите персональных
данных» в части охраны личных данных всех участников образовательного процесса.
Реализуется 436-ФЗ в части защиты детей от информации, несовместимой с задачами
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В целом состояние
процесса

информатизации

удовлетворительное,

в

растущая

образовательном

учреждении

материально-техническая

можно

база

оценить

школы

как

позволяет

обеспечить оптимальные материально-технические условия для обучения и воспитания
детей с ЗПР, для организации и осуществления психолого- педагогического и медикосоциального

сопровождения

всех

участников

образовательного

процесса.

Образовательное учреждение обеспечено учебниками и учебниками с электронными
приложениями согласно требованиям ФГОС. Фонд библиотеки укомплектован учебнометодической литературой и информационными материалами по всем учебным
предметам основной образовательной программы.
Учебные предметы учебного плана укомплектованы печатными образовательными
ресурсами. Фонд школьной библиотеки укомплектован дополнительной литературой,
которая включает в себя детскую художественную и научно-популярную литературу,
справочно-библиографическую литературу, собрание словарей и периодические издания.
29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».