Приложение № 3
к адаптированной образовательной
программе
основного общего образования
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)
Математика
5-9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
3. Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
4. Рабочие программы по учебному предмету ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5–9
классы. Математика / Т. В. Алышева, А. П. Антропов, Д. Ю. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018.
5. Алышева Т.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 5 класс. АО «Издательство «Просвещение»;
6. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 6 класс. АО «Издательство
«Просвещение»;
7. Алышева Т.В. Математика (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 7 класс. АО «Издательство «Просвещение»;
8. В.В. Эк. Математика. 8 класс 13-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
9. Антропов. А.П. Математика. 9 класс. Учебник. Адаптированные программы ФГОС ОВЗ Коррекционное образование. Просвещение,
2023 г
Рабочая программа рассчитана 5 класс на 136 часов, 4 часа в неделю; 6 класс на 136 часов, 4 часа в неделю; 7 класс на 102 часа, 3 часа
в неделю, 8 класс на 102 часа, 3 часа в неделю, 9 класс на 102 часа, 3 часа в неделю
Срок реализации программы – 2024-2025 учебный год.
В рабочей программе по предмету «Математика» (5-9 класс) отражено содержание программы, определены современные подходы к
личностным и предметным результатам освоения учебного предмета, дана система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определены направления программы формирования базовых учебных действий.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности, обучающихся с умственной отсталостью; направлена на
формирование преодоления недостатков умственного, эмоционально-волевого развития школьников; подготовки их к социальной адаптации
и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета; способствует умственному развитию обучающихся, их
подготовке к жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Математика является одним из важных предметов в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и
профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Курс математики в старших классах является логическим продолжением изучения этого предмета на I этапе обучения. Распределение
учебного материала, так же, как и на предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
2
исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости
усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
В процессе обучения математике в V - IX классах решаются следующие задачи:
-формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах
трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
-максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом
индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
-воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля,
аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в
современном обществе.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
3
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное
число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями,
имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий
с числами, полученными при измерении величин;
нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников
(треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном
положении на плоскости;
Достаточный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в
пределах 1 000 000);
письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);
выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и
проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2 - 3 арифметических действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном
положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач;
представления о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении.
5
Содержание учебного предмета
- Нумерация. Чтение и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных
слагаемых. Сравнение и упорядочение многозначных чисел.
- Единицы измерения и их соотношения. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их
измерения. Единицы измерения стоимости: копейка (1 коп.), рубль (1 руб.). Единицы измерения длины: миллиметр (1 мм), сантиметр (1 см),
дециметр (1 дм), метр (1 м), километр (1 км). Единицы измерения массы: грамм (1 г), килограмм (1 кг), центнер (1 ц), тонна (1 т). Единица
измерения емкости - литр (1 л). Единицы измерения времени: секунда (1 сек.), минута (1 мин.), час (1 ч.), сутки (1 сут.), неделя (1 нед.), месяц
(1 мес.), год (1 год), век (1 в.). Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (1 кв. мм), квадратный сантиметр (1 кв. см), квадратный
дециметр (1 кв. дм), квадратный метр (1 кв. м), квадратный километр (1 кв. км). Единицы измерения объема: кубический миллиметр (1 куб.
мм), кубический сантиметр (1 куб. см), кубический дециметр (1 куб. дм), кубический метр (1 куб. м), кубический километр (1 куб. км).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Преобразования чисел,
полученных при измерении стоимости, длины, массы. Запись чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы, в виде десятичной
дроби и обратное преобразование.
- Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки
действий. Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000 000; с целыми числами, полученными при счете и при
измерении, в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000. Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления
многозначных чисел. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм,
обратное действие, оценка достоверности результата). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без
преобразования и с преобразованием в пределах 100 000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на
однозначное, двузначное число. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3 - 4 арифметических
действий. Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными
при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.
- Дроби. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Получение долей. Сравнение долей. Образование, запись
и чтение обыкновенных дробей. Числитель и знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей с одинаковыми
числителями, с одинаковыми знаменателями. Смешанное число. Получение, чтение, запись, сравнение смешанных чисел. Основное свойство
обыкновенных дробей. Преобразования обыкновенных дробей (легкие случаи): замена мелких долей более крупными (сокращение),
неправильных дробей целыми или смешанными числами, целых и смешанных чисел неправильными дробями. Приведение обыкновенных
дробей к общему знаменателю (легкие случаи). Сравнение дробей с разными числителями и знаменателями. Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Нахождение одной или нескольких частей числа. Десятичная дробь. Чтение, запись
десятичных дробей. Выражение десятичных дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Сравнение десятичных дробей. Сложение
и вычитание десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное число. Действия сложения,
вычитания, умножения и деления с числами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью. Нахождение десятичной дроби
от числа. Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата
повторным вычислением на микрокалькуляторе. Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких
процентов от числа.
- Арифметические задачи. Простые и составные (в 3 - 4 арифметических действия) задачи. Задачи на нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Задачи, содержащие отношения "больше на (в)...", "меньше на
(в)...". Задачи на пропорциональное деление. Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время,
пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество
предметов, общий расход). Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец,
продолжительность события). Задачи на нахождение части целого. Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие
вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Планирование
хода решения задачи. Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.
- Геометрический материал. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная,
угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб. Использование чертежных документов
для выполнения построений. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) и линий
(пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, в том числе параллельные). Углы, виды углов, смежные углы. Градус как
мера угла. Сумма смежных углов. Сумма углов треугольника. Симметрия. Ось симметрии. Симметричные предметы, геометрические фигуры.
Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии. Построение геометрических фигур,
симметрично расположенных относительно оси симметрии. Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.
Площадь геометрической фигуры. Обозначение: "S". Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Геометрические тела: куб, шар,
параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус. Узнавание, называние. Элементы и свойства прямоугольного параллелепипеда (в том
числе куба). Развертка и прямоугольного параллелепипеда (в том числе куба). Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного
параллелепипеда (в том числе куба). Объем геометрического тела. Обозначение: "V". Измерение и вычисление объема прямоугольного
параллелепипеда (в том числе куба). Геометрические формы в окружающем мире.
Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя внимание самостоятельной работе,
осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.
При подборе арифметических задач для каждого класса. В последующих надо решать все виды задач, указанные в программе
предшествующих лет обучения.
Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т. е. творческой
работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих
приёмов работы над задачей.
7
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Название раздела/темы
Сотня
Тысяча
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с
переходом через разряд
Обыкновенные дроби
Умножение и деление на 10, 100
Числа, полученные при измерении величин
Умножение и деление чисел в пределах 1 000
Итоговое повторение
Итого
Количество
В том числе (при необходимости)
часов на
Практические
Контрольные
Лабораторные
раздел/тему
работы
работы
работы
5 класс
28
2
36
2
14
1
12
6
8
26
6
136
1
1
1
8
6 класс
Тысяча
Числа в пределах 1 000 000
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000
Сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении величин
Обыкновенные дроби
Скорость. Время. Расстояние
Умножение и деление чисел в пределах 10 000
Итоговое повторение
Итого
19
11
15
12
1
1
1
1
33
9
31
6
136
1
1
2
8
7 класс
Нумерация
Арифметические действия
Арифметические задачи
Геометрический материал
48
4
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Арифметические задачи
Геометрический материал
Дроби
Единицы измерения и их соотношения
Итого
54
4
102
8
8 класс
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Дроби
Геометрический материал
Арифметические действия
Арифметические задачи
Единицы измерения и их соотношения
Дроби
Геометрический материал
Арифметические действия
Арифметические задачи
Итого
48
4
54
4
8
102
9 класс
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Дроби
Геометрический материал
Арифметические действия
Проценты
Единицы измерения и их соотношения
Дроби
Геометрический материал
Арифметические действия
Повторение
Итого
48
4
54
4
102
8
9
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
1-6
7
8-9
10
11-12
13
14-15
16
17
18
19-24
25-26
27
28
29-34
35-36
37
38
39
40
41-43
44-46
47
48-49
50-55
56
57-59
60
61-62
Тема урока
Сотня (повторение)
Линия, отрезок, луч
Нахождение неизвестного слагаемого
Углы
Нахождение неизвестного уменьшаемого
Прямоугольник (квадрат)
Нахождение неизвестного вычитаемого
Резерв
Контроль и учет знаний
Окружность, круг
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные вычисления)
Периметр многоугольника
Резерв
Контроль и учет знаний
Нумерация чисел в пределах 1 000
Округление чисел
Римская нумерация
Количество часов
6
1
2
1
2
1
2
1
1
1
6
2
1
1
6
2
1
Резерв
Контроль и учет знаний
Треугольники
Меры стоимости, длины и массы
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин
Различение треугольников по видам углов
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков
1
1
1
3
3
1
2
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд
Различение треугольников по длинам сторон
Разностное сравнение чисел (с вопросами: «Насколько больше (меньше)… ?»)
Построение треугольников
Резерв
6
1
3
1
2
11
63
64
65-68
69-74
75-76
77
78
79-80
81-83
84-85
86-88
89
90
91-92
93-94
95-96
97-102
103
104
105-106
107-109
110-111
112
113-115
116-123
124
125-127
128-129
130
131-136
Контроль и учет знаний
Повторение, обобщение пройденного
Сложение с переходом через разряд
Вычитание с переходом через разряд
Линии в круге
Резерв
Контроль и учет знаний
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа
Образование дробей
Сравнение дробей
1
1
4
6
2
1
1
2
3
2
Правильные и неправильные дроби
Резерв
Контроль и учет знаний
Умножение 10, 100 и на 10, 100
Деление на 10, 100
Масштаб
Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы
Меры времени. Год
3
1
1
2
2
2
6
1
Контроль и учет знаний
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд
Проверка умножения и деления
Прямоугольник (квадрат)
Кратное сравнение чисел (с вопросами «Во сколько раз больше (меньше)…?»)
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд
1
2
3
2
1
3
8
Куб, брус, шар
Все действия в пределах 1 000
Резерв
Контроль и учет знаний
Итоговое повторение
Итого
1
3
2
1
6
136
6 класс
№ п/п
1-3
4
5
6-11
12
13-14
15-16
17
18
19
20-25
26-27
28
29
30
31-38
39
40-41
42-43
44
45
46-53
54-55
56
57
Тема урока
Нумерация чисел в пределах 1 000 (повторение)
Простые и составные числа
Треугольники
Арифметические действия с целыми числами
Ломаная линия. Длина ломаной линии
Преобразование чисел, полученных при измерении
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (устные вычисления)
Многоугольники
Резерв. Повторение и систематизация учебного материала
Контроль и учет знаний. Контрольная работа № 1
Нумерация многозначных чисел в пределах 1 000 000
Римская нумерация
Окружность, круг
Резерв. Повторение и систематизация учебного материала
Контроль и учет знаний. Контрольная работа № 2
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000
Взаимное положение прямых на плоскости. Перпендикулярные прямые
Проверка сложения
Проверка вычитания
Высота треугольника
Контроль и учет знаний. Контрольная работа № 3
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (письменные вычисления)
Параллельные прямые. Построение параллельных прямых
Резерв. Повторение и систематизация учебного материала
Контроль и учет знаний. Контрольная работа № 4
13
Количество часов
3
1
1
6
1
2
2
1
1
1
6
2
1
1
1
8
1
2
2
1
1
8
2
1
1
58-60
61
62
63
64
65-66
67-68
69
70-71
72-73
74
75-80
81
82-87
88
89
90
91-92
93
94
95
96
97-98
99
100-105
106-107
108
109
110-117
118-119
120-121
Обыкновенные дроби
Образование смешанного числа
Сравнение смешанных чисел
Резерв. Повторение и систематизация учебного материала
Повторение, обобщение пройденного
Основное свойство дроби
Преобразование обыкновенных дробей
Взаимное положение прямых в пространстве
Нахождение части от числа
Нахождение нескольких частей от числа
Уровень
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Отвес
Сложение и вычитание смешанных чисел
Куб, брус, шар
Резерв. Повторение и систематизация учебного материала
Контроль и учет знаний. Контрольная работа № 5
Нахождение расстояния на основе зависимости между скоростью, временем, расстоянием
Нахождение скорости на основе зависимости между скоростью, временем, расстоянием
Нахождение времени на основе зависимости между скоростью, временем, расстоянием
Задачи на нахождение расстояния, скорости, времени
Куб
Задачи на встречное движение
Контроль и учет знаний. Контрольная работа № 6
Умножение многозначных чисел на однозначное число
Умножение многозначных чисел на круглые десятки
Брус
Контроль и учет знаний. Контрольная работа № 7
Деление многозначных чисел на однозначное число
Деление многозначных чисел на круглые десятки
Масштаб
3
1
1
1
1
2
2
1
2
2
1
6
1
6
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
6
2
1
1
8
2
2
122-123
124-128
129
130
131
132
133
134
135
136
Деление с остатком
Все действия в пределах 10 000
Резерв. Повторение и систематизация учебного материала
Контроль и учет знаний. Контрольная работа № 8
Итоговое повторение. Числа в пределах 1 000 000
Итоговое повторение. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000
Итоговое повторение. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин
Итоговое повторение. Обыкновенные дроби
Итоговое повторение. Скорость. Время. Расстояние
Итоговое повторение. Умножение и деление чисел в пределах 10 000
ИТОГО
2
5
1
1
1
1
1
1
1
1
136
7 класс
№ п/п
1-4
5
Тема урока
Нумерация чисел в пределах 1 000 000
Линии. Сложение и вычитание отрезков
Количество часов
4
1
15
2
1
1
6
1
1
2
3
5
29
30
31
32
33
34
35-38
39
Числа, полученные при измерении величин
Ломаная линия. Длина ломаной линии
Контроль и учет знаний. Контрольная работа 1
Сложение и вычитание многозначных чисел
Углы
Контроль и учет знаний. Контрольная работа 2
Умножение и деление на однозначное число (устное)
Умножение и деление на однозначное число (письменное)
Умножение и деление на однозначное число
(Письменное деление чисел в пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик))
Умножение и деление на однозначное число
(Деление с остатком чисел в пределах 1 000 000)
Положение прямых в пространстве, на плоскости
Умножение и деление на 10, 100, 1 000
Деление с остатком на 10, 100, 1 000
Контроль и учет знаний. Контрольная работа 3
Окружность, круг. Линии в круге
Преобразование чисел, полученных при измерении
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
Виды треугольников. Построение треугольников
40-43
44
45
46
47
48
49-52
53
54
55-56
57
58
59-61
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на однозначное число
Прямоугольник (квадрат)
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на 10, 100, 1 000
Резерв
Контроль и учет знаний. Самостоятельная работа
Повторение, обобщение пройденного
Умножение и деление на круглые десятки
Параллелограмм. Построение параллелограмма
Деление с остатком на круглые десятки
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на круглые десятки
Контроль и учет знаний. Контрольная работа 4
Элементы параллелограмма
Умножение на двузначное число
4
1
1
1
1
1
4
1
1
2
1
1
3
Ромб
1
6-7
8
9
10-15
16
17
18-19
20-22
23-27
28
62
1
1
1
1
1
1
1
4
1
63-66
67
68
69-70
71
72
73-78
79
80-81
82-92
93
94
95
96
97-98
99
100102
Деление на двузначное число
Многоугольники
Деление с остатком на двузначное число
Умножение и деление чисел, полученных при измерении, на двузначное число
Контроль и учет знаний. Контрольная работа 5
Взаимное положение фигур на плоскости
Обыкновенные дроби
Контроль и учет знаний. Контрольная работа 6
Симметрия
Десятичные дроби
Резерв
Контроль и учет знаний. Итоговая контрольная работа
Куб, брус
Меры времени
Задачи на движение
Масштаб
Итоговое повторение
4
1
1
2
1
1
6
1
2
11
1
1
1
1
2
1
3
ИТОГО
102
8 класс
№ п/п
1-3
4
Тема урока
Целые и дробные числа
Нумерация чисел в пределах 1 000 000
Количество часов
3
1
17
5-7
8
9-11
12-13
14-15
16-17
18
19-20
21-24
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
Контрольная работа №1
Умножение и деление на однозначное число
Умножение и деление на 10, 100, 1000
Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи
Умножение и деление на двузначное число
Контрольная работа №2
Построение геометрических фигур
25-26
Сумма углов треугольника
2
27-28
29-32
33
34-36
37-39
40-42
43
44
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Контрольная работа №3
Нахождение числа по одной его доле
Площадь, единицы площади
Сложение и вычитание целых и дробных чисел
Контрольная работа №4
Симметричные фигуры
Построение отрезка, треугольника, квадрата симметричных относительно оси
Построение отрезка, треугольника, квадрата симметричных относительно центра
симметрии
Геометрические тела: куб, брус, шар
Преобразование обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей
Контрольная работа №5
Целые числа полученные при измерении величин
Десятичные дроби
Контрольная работа №6
Площадь прямоугольника и квадрата
2
4
45-46
47-48
49
50-51
52-55
56
57-59
60-61
62
63-64
Угол. Градус. Градусное измерение углов
2
1
3
2
2
2
1
2
4
1
3
3
3
1
1
2
2
1
2
4
1
3
2
1
2
65-66
67-68
69-72
73-76
77
78-79
80-81
82-84
85
86-87
88
89-90
91-93
94-102
Построение треугольников
Построение замкнутых и не замкнутых ломанных линий
Сложение и вычитание
Умножение и деление
Контрольная работа №7
Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби
Меры земельных площадей
Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади
Контрольная работа №8
Длинна окружности
Сектор. Сегмент.
Площадь круга
Столбчатая, круговая и линейная диаграммы
2
2
4
4
1
2
2
3
1
1
2
Повторение
ИТОГО
2
3
10
102
9 класс
№ п/п
1.
2.
3.
Тема урока
Образование чисел.
Таблица классов и разрядов.
Обыкновенные и десятичные дроби.
19
Количество
часов
1
1
1
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Таблица классов и разрядов десятичных дробей.
Римская нумерация.
Обобщающее повторение по теме: «Нумерация».
Входная контрольная работа № 1 по теме: «Нумерация».
Работа над ошибками
Преобразование десятичных дробей.
Сравнение десятичных дробей.
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.
Решение уравнений.
Округление целых чисел и десятичных дробей.
Составление и решение выражений на сложение и вычитание.
Обобщающее повторение по теме: «Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей».
Работа над ошибками
Умножение и деление на однозначное число десятичных дробей.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Умножение и деление на трехзначное число.
Обобщающее повторение по теме: «Умножение и деление десятичных дробей».
Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей».
Работа над ошибками
Линии. Линейные меры.
Квадратные меры.
Меры земельных площадей.
Прямоугольный параллелепипед (куб)
Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда
Обобщающее повторение по теме: «Геометрический материал».
Контрольная работа № 4 по теме: «Геометрический материал».
Работа над ошибками
Понятие процент.
Замена процентов десятичной дробью.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Нахождение 1% от числа.
Нахождение нескольких процентов от числа.
Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа.
Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа.
Закрепление. Решение задач.
Отработка вычислительных навыков.
Нахождение числа по 1%.
Решение задач на нахождение числа по 1%.
Запись десятичных дробей в виде обыкновенных.
Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.
Обобщающее повторение по теме
« Проценты».
Контрольная работа № 5 по теме: «Проценты».
Объём. Меры объёма.
Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллепипеда (куба).
Проверка пройденного по теме: «Геометрический материал»
Образование и виды дробей.
Закрепление темы виды дробей.
Преобразование дробей.
Сокращение дробей.
Замена обыкновенных дробей десятичной. Дроби конечные и бесконечные (периодические).
Сложение дробей.
Вычитание дробей.
Совместные действия сложения и вычитания дробей.
Решение задач на сложение и вычитание дробей.
Умножение и деление на однозначное число.
Умножение и деление на двузначное число.
Закрепление. Умножение и деление дробей.
Решение составных задач на умножение и деление дробей.
Все действия с дробями.
Закрепление. Все действия с дробями.
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
Решение примеров в несколько действий.
Закрепление. Решение примеров в несколько действий.
Сравнение значений выражений.
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Закрепление. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Решение задач на совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Составление и решение задач.
Отработка вычислительных навыков.
Обобщающее повторение по теме «Действия с обыкновенными и десятичными дробями».
Контрольная работа № 6 по теме: «Действия с обыкновенными и десятичными дробями».
Работа над ошибками
Геометрические фигуры
Линии в круге. Градус. Градусное измерение углов.
Построение треугольника. Сумма углов треугольника.
Построение геометрических фигур.
Геометрические тела: параллелепипед, куб, шар.
Пирамида. Развёртка пирамиды.
Цилиндры. Развёртка цилиндра.
Конус. Развёртка конуса.
Обобщающее повторение по теме: «Геометрический материал»
Контрольная работа № 7 по теме: «Геометрический материал»
Работа над ошибками
Нумерация в пределах 1000 000.
Действия над натуральными числами.
Выражения в несколько действий.
Решение составных задач.
Обыкновенные и десятичные дроби.
Преобразование дробей.
Сложение и вычитание дробей.
Умножение и деление дробей.
Решение составных задач с дробями.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
Решение задач на движение.
Проценты.
Нахождение процентов от числа.
Нахождение числа по его процентам.
Решение задач на проценты.
Обобщающее повторение
Контрольная работа №8 за год
Обобщающее повторение
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
102
Список литературы
1. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990.
2. Демидова М.Е. работа с геометрическим материалом в школе VIII вида // Дефектология. 2002 - № 1. – с. 51.
3. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии.: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. М. Педагогика. 1994.
Игры и головоломки для детей / авт-сост. Г.Р. Кандибур. – М.; ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2001.
Истомина Н.Б. Нагладная геометрия. М. Линка-Пресс. 2002.
Кистенева Р.А. Мультимедийный курс «Знакомство с геометрическими фигурами». ИДО ТГУ. 2003 (www.ido.tsu.ru).
Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.
Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия /автор-составитель С.Е.Степурина. –
Волгоград: Учитель, 2008.
10. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,
1976.
11. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида.: Учебник для ВУЗов. 4-е изд., перераб.- М.:
ВЛАДОС, 1999.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1992.
12.