РП ИН Вариант 1 Русский язык 5-9 кл

Приложение № 5
к адаптированной образовательной
программе
основного общего образования
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)

Русский язык
5-9 класс

2

Содержание рабочей программы
Пояснительная записка………………………………………

3

1.1.

Цели курса………………………………………………………

6

1.2.

Требования к уровню подготовки учащихся…………………

7

1.3.

Тематический план……………………………………………..

10

1.4.

Содержание курса………………………………………………

17

1.5.

Учебно-методический комплекс………………………………

27

1.6.

Характеристика КИМ…………………………………………..

39

1

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по русскому языку – 5 - 9 класс
Учебная программа по русскому языку и развитию речи для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) V-IX классов определяет
содержание предмета и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по
годам обучения.
Коррекционные и групповые занятия проводятся по индивидуальным планам.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа
составлена на основе федерального компонента. Она направлена на разностороннее
развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают
гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал,
помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В
программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней
конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и
нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию
всей личности в целом.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный
материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие
высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в
содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой
из названных тем.
Рабочая программа, согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» - это нормативный документ, обязательный для выполнения в
полном объеме, предназначенный для реализации требований федерального компонента
государственного стандарта общего образования и уровня подготовки обучающихся по
конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения; определяет
ценности и цели, содержание образования учебного предмета.
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку составлена
на основе Примерной программы специальной (коррекционной) образовательной школы
для обучающихся с умственной отсталостью: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой
раздел «Русский (родной) язык».
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку полностью
соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта образования.
Рабочая программа рассчитана на 710 часов. В 5 – 170 часов (5 часов в неделю), в
6, 7, 8 классах отведено по 136 часа в год (4 часа в неделю), в 9 классе - 132 часа (4 часа в
неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или
уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не
только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение,
4

закрепление пройденного материала. В целях коррекции отклонений в развитии
обучающихся, воспитанников 5-9 классов, ликвидации пробелов в знаниях учителямипредметниками проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. На
индивидуальных, групповых занятиях развивающей направленности главное внимание
уделяется восполнению пробелов в знаниях по учебным предметам и пропедевтике
наиболее сложных разделов программы.
При планировании учебно-методической работы, разработке рабочей программы и
составлении календарно-тематических планов по русскому языку учитывалось следующее
нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12
№ 273-ФЗ (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.)
2.
Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»; Федеральный компонент государственного
стандарта. Основное общее образование. Русский язык / Вестник образования, 2004г, №
12,13,14
3.
Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего
образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в
образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
4.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ: СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (Зарегистрирован
Минюстом России 03.03.2011 № 19993)
6.
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
8.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559
«О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
9.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии»;
10.
«Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288

5

(в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. №
212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
11.
Примерная программа специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык»
автор В.В.Воронкова.- Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.
12.
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности
специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
13.
Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования
России от 04.09.1997 г. № 48».

6

Согласно стандарту основного общего образования изучение русского языка
направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений
и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах
русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и
ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Цели обучения коррекционной программы – это намечаемые результаты обучения,
воспитания и развития, направленные на формирование личности.
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности
выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:

Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);

Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,
обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и
письменной форме;

Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у
воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются
следующие
принципы:
принцип
коррекционно-речевой
направленности,
воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип
систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над
значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над
способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован
разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников.

7

Требования
к уровню подготовки по итогам изучения курса русского языка
В результате изучения русского языка в школе ученик должен
знать:

смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функциональносмысловые типы;

основные единицы языка, их признаки;

нормы речевого этикета;
уметь

объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы,
проводить различные виды их анализа.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее
правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны уметь:

писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;

оформлять все виды деловых бумаг;

пользоваться словарем.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим
недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная
и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс
грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью
более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое
внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса
грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

8

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на
обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются
навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и
приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор,
сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке
практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема
включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в
процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого
предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно
закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной
письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать
свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная
работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному
устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения –
ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы
с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов
овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение
осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в
оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается
формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого
изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии,
заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах,
хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения
элементарного курса грамматики;
-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим
недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная
и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс
9

грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью
более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

10

Тематическое планирование
по русскому языку 5класс
Количество часов по
рабочей программе

Раздел

№
1

Повторение

5

2

Звуки и буквы

12

3

Слово. Состав слова

33

4

Части речи

84

5

Предложение.

21

6

Повторение пройденного за год

10

Итого

170

Тематическое планирование
по русскому языку
6 класс

Раздел

Количество часов по
рабочей программе

1. Повторение Предложение

8

2. Звуки и буквы

7

3. Состав слова

32

4. Имя существительное

26

5. Имя прилагательное

48

6. Предложение

9

7. Повторение

6

Итого:

136

11

Тематический план
7 класс
Название
раздела

Количество часов
в соответствии с авторской
программой
Н.Г.Галунчиковой

Раздел 1. Повторение

7

Раздел 2. Слово. Состав слова

21

Раздел 3.
Морфология. Имя существительное

16

Раздел 4. Прилагательное

20

Раздел 5. Местоимение

19

Раздел 6. Глагол

26

Раздел 7. Предложение

15

Раздел 8. Повторение изученного

12

Итого:

136
Тематическое планирование
по русскому языку
8класс

№
п/п
1.
Повторение

Кол-во часов
Тема
6

2.

Состав слова

21

3.

Имя существительное

20

4.

Имя прилагательное

14

5.

Местоимение

16

6.

Глагол. Текст

33

7.

Предложение. Текст

20

8.

Повторение

6

Итого

136
12

Тематическое планирование по русскому языку
9 класс
№ Тема
п/п
1.

Повторение

2.

Состав
Текст

Колво
часов
6

слова. 13

Краткое содержание темы
Простое
и
сложное
предложения.
Их
использование в текстах с
элементами
рассуждения
(«Какие качества ты ценишь
в людях и почему», «Как ты
хочешь достичь успеха в
жизни»,
«Что
ты
собираешься делать после
окончания школы»).
Простое
и
сложное
предложения
в
деловых
бумагах
(заявление,
расписка, доверенность).
Типы
текстов:
повествование,
описание,
рассуждение.
Сравнение
планов ко всем типам
текстов.
Составление любого типа
текста с использованием
простых
и
сложных
предложений с опорой на
план,
картину,
схему,
наблюдения.
Звуки, буквы.

Способы образования слов с
помощью
приставок
и
суффиксов.
Подбор
однокоренных слов.
Сложные
слова
с
соединительными гласными
и
без
них
(сбербанк,
видеомагнитофон).
Сложносокращенные
слова (НТВ, АТС).
Правописание приставок
без- (бес-), воз- (вос-), из(ис-), раз- (рас)в зависимости

Обязательный
минимум
ЗУН
УДУ:
• списывать
текст
целыми
словами
и
словосочетаниями;
• писать
под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
• делить текст на
предложения;
• выделять
тему
текста, участвовать в
обсуждении основной
мысли;
• писать небольшое
по объёму
изложение и сочинение
творческого характера;
 составлять простые
и сложные
предложения с опорой
на
картинку,
схему,
предложенную
ситуацию,
на
собственный
трудовой опыт;
УДЗ :

главные
и
второстепенные члены
предложения;

однородные
члены предложения
УДУ:

разбирать слова
по
составу,
образовывать слова с
помощью приставок и
суффиксов;
•
подбирать
однокоренные слова и
следить
за
единообразным
написанием орфограмм
в различных частях
13

от
произношения
(как
слышим, так и пишем).
Составление
текстов
повествовательного
и
описательного характера по
коллективно составленному
плану.
Решение
орфографических задач в
процессе
работы
над
текстом.
Повторение
способов
проверки
орфограмм.

слова;
УДЗ:

способы
проверки
написания
гласных и согласных в
корне слов;

алфавит;

наиболее
распространённые
правила проверки слов.

3.

Имя
существительное

12

Смысловые группы имен
существительных: профессии
людей, их возраст, состояние,
черты
характера.
Составление словосочетаний
существительного
с
существительным.
Определение
падежа
и
окончания зависимого слова.
Несклоняемые
имена
существительные.
Определение
их
рода.
Согласование
прилагательного и глагола
прошедшего
времени
с
несклоняемыми
существительными.
Составление рассказа по
опорным словам.
Написание деловых бумаг
(доверенности,
заявления),
заполнение
почтового
перевода.
Правильное
употребление
имен
собственных в косвенных
падежах (Василию, Марии).

УДЗ:

определять части
речи,
используя
сложные предложения
для доказательства
УДУ
• доказывать
принадлежность слов к
определенным частям
речи, ориентируясь на
их значение и вопрос с
помощью
опорных
таблиц;

4.

Имя
прилагательное

10

Согласование
прилагательного с именами
существительными в роде,
числе
и
падеже.
Правописание
падежных
окончаний
имен
прилагательных.
Определение
типа
предполагаемого
текста
(повествование,
описание,
рассуждение).
Имена прилагательные на

УДЗ:

названия частей
речи,
их
значение,
использование в речи;
УДУ

определять части
речи,
используя
сложные предложения
для доказательства

14

5.

Местоимение

12

6.

Глагол. Текст

22

7.

Наречие

10

-ий, -ья, -ье. Упражнение в
их правописании.
Правописание
личных
местоимений с предлогами.
Исправление в тексте.
Правильное использование
местоимений в качестве
средств связи предложений в
тексте.

Лексические
группы
глаголов,
обозначающих
состояние,
речемыслительные процессы,
настроение, цвет, звучание и
др.
Трудные
случаи
правописания
глаголов:
глаголы
неопределенной
формы на -чь, различение
глаголов на -тся и -ться и
написание глаголов 2-го лица
единственного числа.
Глаголы I и II спряжения
с ударным (произносим —
слышим —
пишем)
и
безударным (запоминаем —
сверяем по таблице и по
школьному
орфографическому словарю)
окончанием.
Повелительная
форма
глагола
в
просьбах,
приказаниях, инструкциях.
Составление
текстов
повествовательного
характера с опорой на
глагольную лексику и серию
сюжетных картинок
Значение и вопросы для
выделения наречия как части
речи. Его неизменяемость.
Составление
словосочетаний глаголов с
наречиями для описания
места, пейзажа, характера
человека.
Наречия,
характеризующие
глаголы
речи в диалоге. Правильное
интонирование диалогов с

УДЗ:

названия частей
речи,
их
значение,
использование в речи;
УДУ

определять части
речи,
используя
сложные предложения
для доказательства
УДЗ:

названия частей
речи,
их
значение,
использование в речи;
УДУ:

определять части
речи,
используя
сложные предложения
для доказательства

УДЗ:

названия частей
речи,
их
значение,
использование в речи;
УДУ:

определять части
речи,
используя
сложные предложения
для доказательства

15

8.

Числительное

17

9.

Предложение.
Связная речь

24

ориентировкой на глагол и
наречие.
Правописание наречий на
-а и -о с проверкой их
именем существительным (с
окна,
на
окно,
слева,
направо).
Использование наречий в
текстах-рассуждениях
(отзывы
на
книгу,
на
просмотренную
телепередачу).
Количественные
и
порядковые числительные.
Употребление
числительных в деловых
бумагах.
Написание
заявления,
расписки,
доверенности
с
использованием
имен
числительных.
Образование различных
словосочетаний: глагол и
наречие,
глагол
и
существительное,
существительное
и
существительное,
прилагательное
и
существительное.
Простое
и
сложное
предложения с союзами и, а,
но, что, чтобы, потому
что, когда и союзным
словом
который.
Построение
схем
этих
предложений.
Выделение
главных и второстепенных
членов предложения.
Использование простых и
сложных предложений в
различных типах текстов:
повествовании,
описании,
рассуждении.
Составление
текстов на основе данного
заглавия. Составление
диалогов с опорой на
ситуацию, тему, картину.
Выделение вопросительных,
восклицательных
и
повествовательных
предложений. Правильное их

УДУ:

составлять план к
текстам
описательноповествовательного
характера
с
четко
выраженными
структурными частями;

писать
изложение
или
сочинение
после
предварительного
анализа

оформлять
все
виды деловых
бумаг

строить простые
распространённые
и
нераспространённые
предложения,
предложения
с
однородными членами,
сложные предложения;

использовать
в
устной
речи
сложноподчиненные
предложения при ответе
на вопрос;
УДЗ

главные
и
16

интонирование в диалоге
Составление телеграммы.

второстепенные
предложения;

члены

132

17

№
раздела
1.
Предложе
ние

Содержание тем учебного курса
русский язык
5 класс
Содержание
Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложения.
Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.
и Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных буквой «Ь».
Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И».
Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных.
Гласные ударные и безударные.
Алфавит.
Корень и однокоренные слова.
3.
Окончание.
Слово.
Приставка. Образование слов при помощи приставок.
Состав
Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки.
слова
Правописание безударных гласных в корне слова.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные.
Непроизносимые согласные.
Правописание приставок. Приставки и предлоги.
Буква «Ъ» после приставок
Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол.
4.
Имя существительное.
Части
Имена существительные собственные и нарицательные.
речи
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Число имен существительных.
Род имен существительных.
Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей
(ж, ш, ч, щ) на конце слов.
Изменение имен существительных по падежам.
Три склонения имен существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе.
Второе склонение имен существительных в единственном числе.
Третье склонение имен существительных в единственном числе.
Падежи и падежные окончания имен существительных.
Главные члены предложения.
5.
Предложе Второстепенные члены предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения.
ние
Однородные члены предложения.
2.
Звуки
буквы

18

№ раздела
1.
Предложен
ие

2.
Звуки и
буквы

3.
Слово.
Состав
слова

4.
Части речи.
Имя
существите
льное

Содержание тем учебного курса
русский язык 6 класс
Содержание
Знания
Предложение. Главные
Должны усвоить:
члены предложения.
Понятия:
Второстепенные члены
Подлежащее, сказуемое.
предложения.
Второстепенные
члены
Предложения
предложения.
распространенные и
Главные и второстепенные
нераспространенные.
члены предложения.
Однородные члены
Предложения
предложения.
нераспространенные
и
Перечисление без союзов и распространенные.
с одиночным союзом «И».
Однородные
члены
Знаки препинания при
предложения.
однородных членах.
Алфавит. Звуки и буквы.
Должны усвоить:
Звуки гласные и согласные.

Понятия:
Звонкие и глухие

Звуки и буквы.
согласные.

Алфавит.
Слова с разделительным

Звуки гласные и
«Ь».
согласные.

Согласные мягкие и
твердые.

Согласные звонкие и
глухие.

Разделительный
мягкий знак.
Корень. Однокоренные
Должны усвоить:
слова.
Понятия.
Приставка, суффикс.

Однокоренные
Окончание.
слова.
Правописание безударных

Корень.
гласных в корне слова.

Приставка.
Правописание проверяемых

Суффикс.
звонких и глухих

Окончание.
согласных в корне слова.

Приставка и предлог.
Двойные и непроизносимые
согласные.
Приставка и предлог.
Разделительный твердый
знак «Ъ» после приставок.
Правописание приставок.
Повторение понятия имени Понятия:
существительного, имени

Части речи.
прилагательного, глагола.

Имя
Значение имени
существительное.
существительного. Род

Род
имен
имени существительного.
существительных.
Падеж имени

Падеж
имен
существительного.
существительных.
Правописание падежных

Склонение
имен

Умения
Уметь
различать
члены
предложения,
Дифференцироват
ь
предложения
распространенные
и
нераспространенн
ые,
выделять
однородные члены
предложения.
Уметь правильно
обозначать звуки
буквами на письме.
Уметь употреблять
правило правописания
слов с разделительным
мягким знаком.

Уметь подбирать
группы родственных
слов (несложные
случаи).
Проверять написание
в корне безударных
гласных, звонких и
глухих
согласных
путем
подбора
родственных слов.
Разбирать слово по
составу.

Уметь выделять имя
существительное как
часть речи.

19

5.
Части речи.
Имя
прилагател
ьное

окончаний.
Склонение имен
существительных.
Множественное число имен
существительных.
Именительный и
винительный падежи.
Дательный падеж.
Творительный падеж.
Предложный падеж.
Родительный падеж.
Знакомство с именами
существительными,
употребляемыми только в
единственном или только
во множественном числе.
Понятие имени
прилагательного.
Изменение имен
прилагательных по родам.
Изменение имен
прилагательных по числам.
Склонение имен
прилагательных в
единственном числе.
Именительный и
винительный падежи имен
прилагательных мужского
и среднего рода.
Родительный падеж имен
прилагательных мужского
и среднего рода.
Дательный падеж имен
прилагательных мужского
и среднего рода.
Деловое письмо:
оформление
поздравительной открытки.
Творительный падеж имен
прилагательных мужского
и среднего рода.
Предложный падеж имен
прилагательных мужского
и среднего рода.
Деловое письмо: заметка в
стенгазету.
Склонение имен
прилагательных женского
рода.
Родительный, дательный и
предложный падежи имен
прилагательных женского

существительных.

Уметь выделять имя
Понятия:
 Имя прилагательное. прилагательное как
 Род
имен части речи.
прилагательных.
 Число
имен
прилагательных.
 Склонение
имен
прилагательных.

20

6.
Предложен
ие

№ раздела
1.
Повторение
.
Предложен
ие.

рода.
Творительный падеж имен
прилагательных женского
рода.
Винительный падеж имен
прилагательных женского
рода.
Винительный и
творительный падежи имен
прилагательных женского
рода.
Закрепление пройденного
материала.
Склонение имен
прилагательных во
множественном числе.
Родительный и
предложный падежи.
Дательный и творительный
падежи.
Однородные члены
предложения.
Сложное предложение.
Обращение.
Дифференциация простого
и сложного предложения.

Содержание

Понятия:
 Простое
предложение.
 Простые предложения
с однородными членами.
 Сложное
предложение.
 Обращение.

Содержание учебного курса
русский язык
7 класс
Знания

Простое и сложное
предложение.
Простое предложение с
однородными членами.
Однородные члены
предложения без союзов, с
одиночным союзом «и», с
союзами «а», «но».
Сложные предложения с
союзами «и», «а», «но».

Должны знать:
Понятия:
 Простое и сложное
предложение.
 Однородные
члены
предложения.
 Сложные
предложения с союзами.
Словарные
слова:
беречь,
насекомые,
спектакль,
стадион,
мороженое.

Уметь
различать
предложения
простые
и
сложные.
Уметь
строить
простое
распространенное
предложение.

Умения
Уметь
различать
члены
предложения,
Дифференцироват
ь
предложения
простые
и
сложные.

21

2.
Слово.
Состав
слова.

Корень, приставка,
суффикс, окончание.
Единообразное написание
гласных и согласных в
корнях слов, в приставках.
Непроверяемые гласные и
согласные в корне слов.
Сложные слова.
Случаи написания сложных
слов с соединительными
гласными «о» и «е».

3.
Имя
существите
льное

Имя существительное как
часть речи.
Имена существительные
собственные и
нарицательные.
Род и число имен
существительных.
Падеж и склонение имен
существительных.

Должны знать:
Понятия:
 Корень,
приставка,
суффикс, окончание.
 Сложные слова.

Уметь писать под
диктовку
текст,
применять правило
проверки написания
слов.
Уметь писать слова с
непроверяемыми
гласными
и
согласными в корне
слова, сложные слова с
соединительными
гласными.

Должны знать:
Уметь выделять имя
Понятия:
существительное как
 Род, число, падеж часть речи.
имени существительного.
 Имена
существительные
собственные
и
нарицательные.
 Склонение
имен
существительных.

Правописание падежных
окончаний имен
существительных в
единственном и
множественном числе.
Разбор имени
существительного.
4.
Имя
прилагательное.

Имя прилагательное как
часть речи.
Значение имени
прилагательного в речи.
Согласование имени
прилагательного с именем
существительным в роде,
числе и падеже.
Изменение имен

Должны знать:
Уметь выделять имя
Понятия:
прилагательное как
 Род, число, падеж часть речи.
имени прилагательного.
 Согласование имени
прилагательного с именем
существительным.
 Склонение
имен
прилагательных.
Словарные
слова:
экзамен.

22

прилагательных по числам
и родам.
Склонение имен
прилагательных.
5.
Местоимен
ие

Местоимение как часть
речи.
Личные местоимения.
Местоимения 1,2,3-го лица.
Склонение и правописание
личных местоимений
единственного и
множественного числа.

6.

Глагол как часть речи.

Глагол

Роль глагола в
предложении.
Изменение глаголов по
временам.
Изменение глаголов по
числам.

Должны знать:
Уметь
выделять
Понятия:
местоимение как часть
 Местоимение.
речи.
 Личные местоимения
 Местоимения 1,2,3-го
лица.
 Склонение
личных
местоимений.

Должны знать:
Уметь выделять глагол
Понятия:
как часть речи.
 Глагол.
 Время глаголов.
 Число глаголов.
 Изменение глаголов
по лицам.
 Неопределенная
форма глаголов.

Изменение глаголов по
лицам.
Правописание личных
окончаний глаголов во 2-м
лице единственного числа.
Правописание окончаний
глаголов в 3-лице.
Неопределенная форма
глаголов.
Правописание «ь» в
неопределенной форме
глагола.
Правописание «-тся», «ться» в глаголах.

23

«Не» с глаголами.
Изменение глаголов
прошедшего времени по
родам и числам.
7.
Предложен
ие.

Простое и сложное
предложение.
Предложение с
однородными членами.
Сравнение простых
предложений с
однородными членами,
соединенными союзами
«и», «а», «но» со сложными
предложениями с теми же
союзами.

Должны знать:
Понятия:
 Предложение
сложное и простое.

Уметь
различать
однородные члены
предложения
без
союзов и с союзами;
дифференцировать
однородные члены
простого
предложения
с
союзами и сложное
предложение
с
союзами

Сложные предложения.

Содержание тем учебного курса
русский язык
8 класс
Повторение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с
союзами и, а, но и без союзов.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к
различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих
согласных, ударных и безударных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок
и суффиксов.
Сложные слова.
Образование сложных слов с соединительными гласными без соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного.
Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных
единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя
прилагательное.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и
правописание.
Личные местоимение. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
24

Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по
лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на
материале более употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложении. Простое предложение с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных.
Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление
однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и.
Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союза и, а, но и без
союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Изложение ( с изменением лица и времени).
Сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Составление рассказа по опорным словам.
Составление рассказа по данному началу. Сочинение по личным наблюдениям, на
материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний
«История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе».
Деловое письмо; объявление, заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение
бланков по платежам за коммунальные услуги.
Повторение пройденного за год.
Содержание курса русского языка
9 класс
№
раздела
1.
Повторени
е
2.
Предложе
ние

Содержание

Знания

Умения

Простое
предложение.
Виды предложений по
интонации. Главные и
второстепенные члены
предложения.
Простое
предложение
с
однородными членами.
Знаки препинания при
однородных членах с
союзом И и без союза.
Обращение.
Знаки
препинания
при
обращении.
Сложное
предложение без союза,
с союзами и союзными
словами.

Виды предложений по
интонации.
Особенности
однородных
членов
предложения,
постановка
запятой
между ними. Правила
пунктуации
при
обращении; в сложных
предложениях
без
союзов, с союзами И,
А,НО; с союзными
словами ЧТО, ЧТОБЫ,
ГДЕ, КОГДА.

Определять
границы
предложений;
ставить
нужные знаки препинания в
конце
предложения.
Распознавать
однородные
члены
в предложении,
соблюдать
интонацию
перечисления. Распознавать
обращения в предложении,
выделять
их
запятыми.
Применять
правила
постановки
запятой
в
сложных предложениях без
союзов,
с
союзами
и
союзными словами.

25

3. Звуки
и буквы

Гласные и согласные
звуки. Твердые и мягкие
согласные. Звонкие и
глухие
согласные.
Ударные и безударные
гласные. Разделительный
мягкий и твердый знаки.

Алфавит.
Группы
гласных и согласных.
Парные звонкие и глухие
согласные.
Непарные
согласные.
Правила
написания мягкого и
твердого знаков в словах.
Правила правописания
ударных и безударных
гласных, парных звонких
и глухих согласных,
непроизносимых
согласных в корне слова;
способы проверки слов.

4.
Имя
существи
тельное.

Значение
имени
существительного в речи.
Грамматические
признаки
имени
существительного.
Склонение
имени
существительного.
Ударные и безударные
окончания.
Морфологический разбор
имени существительного.
Существительные
с
шипящей на конце.

Значение
имени
существительного
в
речи. Грамматические
признаки. Три склонения
имен существительных.
Правило правописания
имен существительных с
шипящей на конце;
правило правописания
безударных падежных
окончаний.

5.
Имя
прилагат
ельное

Роль прилагательного в
речи.
Связь
имени
прилагательного
с
именем
существительным.
Безударные
окончания
прилагательных.
Правописание
прилагательных на –ИЙ, ЬЯ,
-ЬЕ,
-ЫЕ.
Морфологический разбор
имени прилагательного.

Грамматические
признаки
имени
прилагательного.
Правило правописание
окончаний
имен
прилагательных.

Располагать
слова
в
алфавитном
порядке.
Проверять написание слов с
парными звонкими и глухими
согласными
в
корне;
распознавать
в
словах
проверяемые
и
непроверяемые безударные
гласные в корне и подбирать
проверочные
слова,
сравнивать написание корня в
проверочном и проверяемом
словах.
Отличать
разделительный мягкий от
разделительного
твердого
знака.
Относить слова определенной
грамматической категории.
Распознавать
имена
собственные
и
нарицательные,
одушевленные
и
неодушевленные
существительные.
Определять склонение имен
существительных. Применять
правило
правописания
безударных
падежных
окончаний в единственном и
множественном
числе.
Производить
морфологический
разбор
имени
существительного.
Объяснять
правописание
существительных,
оканчивающихся
на
шипящий.
Относить слова определенной
грамматической категории.
Ставить
вопросы
к
прилагательным; определять
род,
число,
падеж
существительных
и
связанных
с
ними
прилагательных. Проверять
безударные
окончания
прилагательных
способом
постановки
вопроса;
выделять
окончания
прилагательных. Проводить
морфологический
разбор
имени прилагательного.
26

6.
Местоиме
ние

Личное местоимение как
часть речи. Лицо и число
местоимений. Склонение.
Личные местоимения с
предлогами.
Правописание
местоимений 3 лица.
Заметка-сочинение.

Грамматические
признаки местоимения
Лицо
и
число
местоимений.
Правописание личных
местоимений 3 лица.

7. Глагол

Различение глаголов по
значению.
Грамматические
признаки глаголов. Род и
число
глаголов
прошедшего
времени.
Правописание глаголов
неопределенной формы
на –СЯ. Правописание
частицы НЕ с глаголами.
Изменение глагола по
лицам
и
числам.
Правописание глаголов 2
лица
единственного
числа.
Спряжение
глаголов. Правописание
окончаний
1
и
2
спряжений.
Правописание
безударных окончаний.
Повелительная
форма
глаголов. Правописание
глаголов повелительной
формы. Мягкий знак в
глаголах.
Описание
картины
В.Поленова
«Московский
дворик».
Сочинение-рассуждение.
Наречие как часть речи.
Наречия, обозначающие
время, место, способ
действия. Правописание
наречий с А и О на конце.
Наречия в памятках по
трудовому обучению.

Грамматические
признаки глагола. Род,
число и лицо глаголов.
Спряжение
глаголов.
Повелительная форма
глаголов единственного
и множественного числа.
Правила правописания
глаголов
неопределенной формы;
частица НЕ с глаголами.
Правила правописания
глаголов
1
и
2
спряжения.
Правило
правописания
Ь
в
глаголах.

8.
Наречие

Грамматические
признаки
наречия.
Значение
наречий.
Правило правописания
наречий с А и О на
конце.

Употреблять
личные
местоимения; указывать лицо
и число. Склонять личные
местоимения;
определять
падеж. Применять правило
правописания
личных
местоимений с предлогами.
Правильно
строить
предложения, осуществлять
контроль за письмом.
Относить
слова
к
определенной
грамматической категории.
Указывать время глаголов.
Определять число, лицо и род
глаголов.
Указывать
спряжение
глаголов.
Выделять личные окончания
глаголов.
Объяснять
правописание глаголов 2
лица единственного числа;
применять
правило
при
письме.
Обосновывать
написание НЕ с глаголами.
Заменять
глаголы
повелительной
формы
единственного
числа на
множественное и наоборот.

Относить
слова
к
определенной
грамматической категории.
Находить в предложении
наречия, ставить к ним
вопросы
от
глаголов.
Указывать значение наречий.
Объяснять
написание
наречий с О и А на конце.
Восстанавливать
последовательность операций
при изготовлении изделия.

27

9.
Имя
числител
ьное

10. Части
речи

11.
Предложе
ние

Имя числительное как
часть речи. Числительные
количественные
и
порядковые.
Правописание
числительных от 5 до 20
и 30, от 50 до 80, от 500
до 900, правописание
числительных 90, 200,
300, 400. Числа в деловых
бумагах.
Части
речи.
Отличительные признаки
прилагательного
и
порядкового
числительного.
Различение
прилагательного
и
наречия. Различие имени
существительного
и
местоимения.
Простое
предложение.
Главные
и
второстепенные
члены
предложения.
Предложения
распространенные
и
нераспространенные
предложения
с
однородными членами.
Обращение,
знаки
препинания
при
обращении.
Сложное
предложение.
Предложения с союзами
и без союзов. Прямая
речь. Знаки препинания
при прямой речи.

Грамматические
признаки
имени
числительного.
Правописание
числительных. Правила
написания чисел
в
доверенности, расписке,
объявлении, телеграмме.

Ставить
вопросы
к
числительным; определять
количественные
и
порядковые числительные.
Правильно
оформлять
доверенность.

части
речи.
Части
речи. Определять
Грамматические
Отличать имя прилагательное
признаки частей речи.
от
порядкового
числительного.
Отличать
прилагательное от наречия.
Отличать
имя
существительное
от
местоимения.
Главные
и
второстепенные члены
предложения;
роль
главных
членов
предложения.
Особенности
однородных
членов.
Правила
постановки
знаков препинания при
однородных членах, при
обращении, в сложных
предложениях с союзом
и без союза, при
оформлении
прямой
речи.

Выделять
главные
и
второстепенные
члены
предложения.
Определять
однородные
члены
предложения,
указывать
какими частями речи они
выражены. Указывать связь
однородных
членов
предложения с относящимися
к ним словами. Объяснять
постановку
знаков
препинания. Находить в
предложении
словаобращения; выделять их на
письме; объяснять знаки
препинания.
Оформлять
прямую речь при письме.

28

Учебно-методическое обеспечение по русскому языку для
обучающихся с ОВЗ
Программа
Для учителя:
Для обучающихся:
5 класс
1. Воронкова, В.В,, 1.
Аксенова,
А.К.
Методика 1. Галунчикова, Н.Г. Русский
Перова, М.Н., Экк, ВВ.. обучения
русскому
языку
в язык. 5 класс: учебник для
Программа
коррекционной школе. – М.: Владос, специальных (коррекционных)
специальной
2001г.- 320с.
образовательных учреждений
(коррекционной)
2.
Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г. VIII вида/ Н. Г. Галунчикова,
образовательной
Развитие речи учащихся на уроках Э. В. Якубовская. – 6-е
школы
VIII
вида, грамматики и правописания в 5-9 классах издание – М.: Просвещение,
допущенная
специальных
(коррекционных) 2013г. – 263с.
Министерством
образовательных учреждений 8 вида.
образования
Пособие
для
учителя.М.:
Российской Федерации «Просвещение», 2004г. – 143с.
2.
Аксёнова,
А.К., 3. Шабалкова, Т.П. Коррекционное
Галунчикова,
Н.Г. обучение.
Сборник
диктантов
и
Программа
изложений. 5-9 классы.- Волгоград:
специальной
«Учитель», 2007 г.- 102с
(коррекционной)
образовательной
школы
VIII
вида
А.К.Аксёнова,
Н.Г.
Галунчиковой,
допущенной
Министерством
образования
Российской Федерации
6 класс
1. Воронкова, В.В,, 1. Аксенова, А.К. Методика обучения 1.
Галунчикова,
Н.Г.,
Перова, М.Н., Экк, ВВ.. русскому языку в коррекционной школе. Якубовская, Э.В. Русский
Программа
– М.: Владос, 2001г.- 320с.
язык. 6 класс: учебник для
специальной
2. Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г. специальных (коррекционных)
(коррекционной)
Развитие речи учащихся на уроках образовательных учреждений
образовательной
грамматики и правописания в 5-9 классах VIII вида/ Н.Г. Галунчикова,
школы
VIII
вида, специальных
(коррекционных) Э.В. Якубовская. – 7-е изд. –
допущенная
образовательных учреждений 8 вида. М.: Просвещение, 2013. –
Министерством
Пособие
для
учителя.М.: 270с.
образования
«Просвещение», 2004г. – 143с.
Российской Федерации 3. Шабалкова, Т.П. Коррекционное
2.
Аксёнова,
А.К., обучение.
Сборник
диктантов
и
Галунчикова,
Н.Г. изложений. 5-9 классы.- Волгоград:
Программа
«Учитель», 2007 г.- 102с
специальной
(коррекционной)
образовательной
школы
VIII
вида
А.К.Аксёнова,
Н.Г.
Галунчиковой,
допущенной
Министерством
образования
29

Российской Федерации
Российской Федерации
7 класс
1. Воронкова, В.В,, 1. Аксенова, А.К. Методика обучения
Перова, М.Н., Экк, ВВ.. русскому языку в коррекционной школе.
Программа
– М.: Владос, 2001г.- 320с.
специальной
2. Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г.
(коррекционной)
Развитие речи учащихся на уроках
образовательной
грамматики и правописания в 5-9 классах
школы
VIII
вида, специальных
(коррекционных)
допущенная
образовательных учреждений 8 вида.
Министерством
Пособие
для
учителя.М.:
образования
«Просвещение», 2004г. – 143с.
Российской Федерации 3. Шабалкова, Т.П. Коррекционное
2.
Аксёнова,
А.К., обучение.
Сборник
диктантов
и
Галунчикова,
Н.Г. изложений. 5-9 классы.- Волгоград:
Программа
«Учитель», 2007 г.- 102с
специальной
.
(коррекционной)
образовательной
школы
VIII
вида
А.К.Аксёнова,
Н.Г.
Галунчиковой,
допущенной
Министерством
образования
Российской Федерации
8 класс
1. Воронкова, В.В,, 1. Аксенова, А.К. Методика обучения
Перова, М.Н., Экк, ВВ.. русскому языку в коррекционной школе.
Программа
– М.: Владос, 2001г.- 320с.
специальной
2. Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г.
(коррекционной)
Развитие речи учащихся на уроках
образовательной
грамматики и правописания в 5-9 классах
школы
VIII
вида, специальных
(коррекционных)
допущенная
образовательных учреждений 8 вида.
Министерством
Пособие
для
учителя.М.:
образования
«Просвещение», 2004г. – 143с.
Российской Федерации 3. Шабалкова, Т.П. Коррекционное
2.
Аксёнова,
А.К., обучение.
Сборник
диктантов
и
Галунчикова,
Н.Г. изложений. 5-9 классы.- Волгоград:
Программа
«Учитель», 2007 г.- 102с
специальной
(коррекционной)
образовательной
школы
VIII
вида
А.К.Аксёнова,
Н.Г.
Галунчиковой,
допущенной
Министерством
образования

1.
Галунчикова,
Н.Г.,
Якубовская, Э.В. Русский
язык. 7 класс: учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида/ Н.Г. Галунчикова,
Э.В. Якубовская. – 7-е изд. –
М.: Просвещение, 2013. –
287с.

1. Якубовская, Э.В. Русский
язык. 8 класс: учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида / Э.В. Якубовская,
Н.Г. Галунчикова. – 2-е
издание, - М. : Просвещение,
2015. -256с.

30

Российской Федерации
образования
Российской Федерации
9 класс
1. Воронкова, В.В,, 1. Аксенова, А.К. Методика обучения
Перова, М.Н., Экк, В.В. русскому языку в коррекционной школе.
Программа
– М.: Владос, 2001г.- 320с.
специальной
2. Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г.
(коррекционной)
Развитие речи учащихся на уроках
образовательной
грамматики и правописания в 5-9 классах
школы
VIII
вида, специальных
(коррекционных)
допущенная
образовательных учреждений 8 вида.
Министерством
Пособие
для
учителя.М.:
образования
«Просвещение», 2004г. – 143с.
Российской Федерации 3. Шабалкова, Т.П. Коррекционное
2.
Аксёнова,
А.К., обучение.
Сборник
диктантов
и
Галунчикова,
Н.Г. изложений. 5-9 классы.- Волгоград:
Программа
«Учитель», 2007 г.- 102с
специальной
(коррекционной)
образовательной
школы
VIII
вида
А.К.Аксёнова,
Н.Г.
Галунчиковой,
допущенной
Министерством
образования
Российской Федерации

1.
Галунчикова,
Н.Г.,
Якубовская, Э.В. Русский
язык. 9 класс: учебник для
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
VIII вида/ Н.Г. Галунчикова,
Э.В. Якубовская. – 7-е изд. –
М.: Просвещение, 2013. –
264с.

31

32

Характеристика контрольно-измерительных материалов
по русскому языку 5 класс
Раздел

Количество часов
Контрольные работы

Слово.
слова

Состав Контрольная
работа
«Состав слова»
Проверочный диктант
«Состав слова»

Изложение

по

теме

по

теме

Части речи

Контрольный
диктант
имен
«Правописание
существительных»
Контрольная работа по теме «Имя
существительное».

Повторение
пройденного за
год

Итоговая контрольная работа

Всего по
предмету:

Изложение рассказа с опорой на
план

12 часов

Характеристика контрольно-измерительных материалов
русский язык 6класс
Название раздела

Изложения

Диктанты

Предложение

Сочинения
«Береза
летом»,
«Береза осенью»

Диктант «Черепаха»
Звуки и буквы

«Снегурочка»
по
данному
началу,
словосочетаниям,
рисункам

Состав слова

Контрольный
диктант « На реке»
«Заячьи лапы»
Диктант «Еж»
Диктант «В лесу»

Имя существительное
«Мороз» по плану
и словосочетаниям

33

Диктант
день»
Имя прилагательное

«Зимний

«Куликовская
битва» по плану
Контрольный
диктант «Март»
«Карлуха»
по
плану
и
словосочетаниям
Контрольный
диктант «Весна» за
год
Изложение
по
плану
«Важный
груз»

Характеристика контрольно-измерительных материалов
русский язык 7 класс
Название раздела

Морфология.

Диктанты

Контрольная работа по теме «Слово. Состав слова»

Словообразование

Морфология.

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Существительное

Прилагательное

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Местоимение

Контрольная работа по теме «Местоимение»

Глагол

Контрольная работа по теме «Глагол»

Синтаксис.

Контрольная работа по теме «Предложение»

34

Предложение
Обобщение всего
материала

Годовая контрольная работа

Итого:

13 (работы рассчитаны на 2 урока)

Характеристика контрольно-измерительных материалов
русский язык 8класс
Название раздела

Контрольные работы

Слово. Состав слова

Контрольная работа по теме «Состав слова»

Имя существительное как часть
речи

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Имя прилагательное

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Местоимение

Контрольная работа по теме «Личные местоимения»

Глагол

Контрольная работа по теме «Глагол»

Повторение

Годовая контрольная работа

Всего по предмету: 6

35

Характеристика контрольно-измерительных материалов
русский язык 9 класс

№

Изучаемые разделы

Контрольные работы

п/п
1

Слово. Состав слова

Контрольная работа по теме
«Состав слова»

2

Имя существительное

Контрольная работа по теме
«Имя существительное»

3

Имя прилагательное

Контрольная работа по теме
«Имя прилагательное»

4

Личные местоимения

Контрольная работа по теме
«Личные местоимения»

5

Глагол

Контрольная
«Глагол»

6

Наречие

Контрольная работа по теме
«Наречие»

7

Имя числительное

Контрольная работа по теме
«Имя числительное»

8

Части речи

Контрольная работа по теме
«Части речи»

9

Предложение

Контрольная работа по теме
«Предложение»

работа по теме

Годовая контрольная работа
Итого: 9

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».