Рабочая программа спецкурса За страницами учебника Физика 9 класс

Серовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В. Ф. Фуфачева
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева
__________ Е.Г. Аджиумер
Приказ № 126 от 30 августа 2024 г.

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа спецкурса
«За страницами учебника «Физика»
естественнонаучной направленности
для обучающихся 9 классов.
Срок реализации программы – 7 месяцев

2

Содержание

1.

Целевой раздел

3-5

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

5

2.

Содержательный раздел

6

2.1.

Содержание программы

6

2.2.

Тематическое планирование

8

3.

Организационный раздел

8

3.1.

Учебный план

8

3.2.

Календарный учебный график

9

3.3.

Система условий реализации программы

9

3.4.

Методическое обеспечение программы

10

3

1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка
Нормативно – правовая основа программы

Дополнительная образовательная программа спецкурса «За страницами учебника
«Физика» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных
правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 27
июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам”, Устав МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева, Положение о правилах
оказания платных образовательных услуг МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
Актуальность заключается в том, что программа вырабатывает понимание
общественной потребности в развитии физики, а также формирует отношение к
физике как к возможной области будущей практической деятельности.
Педагогическая целесообразность курса заключается в том, что в процессе обучения
создаются условия к формированию у обучающихся целостной картины мира,
воспитанию людей творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению
нестандартных жизненных задач. Программа направлена на дальнейшее развитие
принципа индивидуализации обучения.

Основные цели курса:



создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной
деятельности;



углубление полученных в основном курсе знаний и умений.

Задачи курса:



сознание условий для формирования основных мыслительных операций
учащихся, развитие продуктивного творческого мышления;



формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической
деятельности при решении задач повышенной сложности;



создание условий для развития самостоятельности мышления,
способности к самореализации;



развитие физического мышления, научного мировоззрения
школьников;



формирование познавательного интереса к предмету.

Предлагаемый учебный курс предназначен для учащихся 9-х классов. При
обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для
организации деятельности обучающихся по решению нестандартных задач, требующих
творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности
мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач
различных типов. Актуальность данного курса обусловлена введением предпрофильного
обучения в основной школе и востребованностью умений и навыков решения задач.
4

Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных
целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики,
приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а также приёмам и
методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения проводится
зачёт по умению решать задачи. Оценивание достижений учащихся осуществляется по
пятибалльной системе в течение четверти и по четвертям. Предусмотрен текущий
контроль в форме опросов, самостоятельных, проверочных работ по изучаемым темам.
После окончания курса обучающиеся научатся решать задачи базового, повышенного и
высокого уровня, уметь проводить экспериментальные измерения. При решении задач по
механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач
различной сложности и на накопление опыта решения задач.
Общая характеристика программы:
Программа спецкурса рассчитана на 21 час аудиторной нагрузки, реализуется в рамках
платных образовательных услуг. Структура курса предусматривает лекции,
практические занятия, направленные на закрепление теоретических знаний. Реализация
программы построена на использовании активных методов обучения, совместной
творческой деятельности преподавателя и слушателей. Структура образовательной
программы включает комплекс разделов по решению различных типов химических
задач.
Планируемые результаты освоения учебного курса означают владение
следующими компетенциями:
предметной— овладение приемами и методами решения физических задач повышенного
уровня сложности; овладение приемами решения графических задач; применение начал
анализа для решения задач с параметрами; овладение приемами планирования этапов
решения задач, интерпретации полученного результата с позиции практического
применения; овладение умением решать задачи комбинированного и межпредметного
содержания;
• информационной — овладение приемами работы с различными источниками
информации, системного анализа физических явлений при решении задач;
• социальной — проведение мировоззренческих и методологических обобщений
приведенных научных фактов и формулировка задач на их основе;
• коммуникативной — овладение системным анализом физических явлений при решении
задач, навыками работы в группе, уважительным отношением к мнению партнера и
оппонента;
• личностного самосовершенствования — приобретение опыта преодоления трудностей,
целеполагания, самообразования, самоконтроля.

1.2.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы
Введение. Цели и задачи курса. Физическая задача. Классификация задач. Общие
рекомендации по решению задач. Значение задач в обучении и жизни учащихся.
Математические основы курса.
Методы изучения природы. Измерения. Погрешности прямого измерения

2.1.

5

физической величины. Единицы измерения. С.И. Приемы преобразования единиц
измерения.
Решение экспериментальных задач по теме: «Измерения». Методы и приемы
решения экспериментальных задач. (Постановка проблемы; формулирование гипотезы;
анализ;
измерения;
вычисления;
анализ
результата.)
Алгоритм
решения
экспериментальных задач.
Механические
явления.
Относительность
движения.
Кинематика.
Характеристики движения. Средняя скорость. Этапы решения количественных задач.
Сравнение аналитико-синтетического и графического методов решения задач. Общий
алгоритм решения задач. Решение задач в общем виде.
Динамика. Силы в природе. Практикум по решению задач на различные виды
сил. Составление обобщенных таблиц и алгоритма решения задач по теме: «Динамика.
Силы в природе» как опоры для поиска пути решения задачи.
Практикум по решению задач на закон сохранения импульса и закон сохранения
механической энергии. Сравнение энергетического подхода к решению задач и
динамического. Общий алгоритм решения задач по теме. Составление и конструирование
задач и рабочих алгоритмов.
Механика. Механические колебания и волны. Звук. Колебательное движение.
Опыты Галилея по изучению колебательного движения. Этапы решения графических
задач. Гармонические колебания. Метод размерностей. Применение метода размерностей
для определения периода колебаний математического маятника. Решение задач,
иллюстрирующих применение фундаментальных законов, в рамках творческих заданий
Электромагнитное поле. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный
поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства веществ. Переменный ток.
Электромагнитные волны и скорость их распространения. Энергия электромагнитной
волны. Общий алгоритм решения задач. Решение задач.
Атом и атомное ядро. Ядерная модель атома. Методы регистрации
заряженных частиц. Радиоактивность. Состав атомных ядер. Энергия связи атомных ядер.
Дефект масс. Использование энергии атомных ядер. Решение задач с использованием
единиц измерений, принятых в квантовой, атомной и ядерной физике.

6

2.2. Тематическое планирование
№
Тема урока
п/п
1.
Введение. Цели и задачи курса. Классификация задач. Общие
рекомендации по решению задач. Математические основы курса.
Теоретические и экспериментальные методы познания. Измерения.
Погрешности прямого измерения. Единицы измерения. С.И.
2.
Механические явления. Относительность движения.
Кинематика. Характеристики движения. Средняя скорость.
3.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Проекции
перемещения на оси координат.
4.
Прямолинейное неравномерное движение. Ускорение.
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Графики зависимости скорости и перемещения от времени.
Опыты Галилея по изучению движения тел. Мысленный эксперимент
Галилея и закон инерции.
Динамика. Применение второго закона Ньютона к решению задач.

1

1
1
1
1
1
2

Движение тела в горизонтальном направлении под действием 2
нескольких сил.
Решение задач повышенной сложности по теме «Динамика»
2
Решение задач на закон сохранения импульса.

2

Колебательное движение.
Гармонические колебания. Применение метода размерностей для
колебаний математического маятника.
Механические волны. Звук. Длина волны. Скорость распространения
волны.
Магнитное поле тока. Магнитная индукция.
Решение задач на применение закона Ампера. Сила Лоренца.

1
1

20.

Состав атомных ядер. Методы регистрации заряженных частиц.
Радиоактивность.
Энергия связи. Дефект масс.

1

21.

Ядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Итого

1
21

15.
16.
17.
18.
19.

1
1
1

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.

Учебный план

Срок реализации программы 7 месяцев. Форма обучения: очная, групповая. Программа
предназначена для учащихся 9 классов. Занятия один раз в неделю, три занятия в месяц с
октября по апрель включительно (всего 21 час).

7

Учебный план на 2024-2025 учебный год
Наименование
Программы
(спецкурса)
«За
страницами
учебника» групповые
занятия по
физике

Количество часов
В месяц
1 полугодие

2 полугодие

год

3

12

21

9

3.2. Календарный учебный график
Месяц

даты

Количество
часов

октябрь

9, 16,23

3

ноябрь

6,13,20

3

декабрь

4,11,18

3

январь

15,22,29

3

февраль

5,12,19

3

март

5,12,19

3

апрель

9,16,23

3

ИТОГО

21

3.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей
программы учебного модуля и регламентируется расписанием занятий.
Программа спецкурса реализуется в течение 7 месяцев: с 1 октября до 30 апреля.
Занятия реализуются в очной форме. Порядок организации занятий: 1 раз в неделю;
продолжительность занятий – 1 час
Материально-техническая база. Занятия проводятся на базе кабинета №41 МАОУ СОШ№
14, оснащенного необходимым для организации образовательного процесса лабораторным
оборудованием, наглядными пособиями и дидактическими материалами.
Педагогические кадры. Образовательный процесс по образовательной программе
обеспечивает преподаватель МАОУ СОШ№14, имеющая соответствующую подготовку по
данному направлению.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы. Содержательная
составляющая образовательной программы отражена в рабочей программе учебного
модуля, в котором отдельным блоком

8

представлены
учебно-методические
(списки основной
и дополнительной
литературы) и информационные материалы (ссылки на электронные ресурсы).

3.4.

Методическое обеспечение программы

Материалы ФГБНУ «ФИПИ» или по ссылке http://fipi.ru/materials
1) Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
(http://www.gia.edu.ru/ru/);
2) Открытый банк заданий ОГЭ;
3) Кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного
государственного экзамена по физике; демонстрационный вариант контрольных измерительных
материалов основного государственного экзамена 2020 г. по физике; спецификация контрольных
измерительных материалов для проведения в 2020 г. ОГЭ физике.
4) «Мои достижения» https://myskills.ru/

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».