Рабочая программа спецкурса За страницами учебника Обществознание

Серовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В. Ф. Фуфачева
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева
__________ Е.Г. Аджиумер
Приказ № 126 от 30 августа 2024 г.

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа спецкурса
«За страницами учебника «Обществознание»»
социально - гуманитарной направленности
для обучающихся 9 классов.
Срок реализации программы – 7 месяцев

Содержание
1.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Планирование. Результаты освоения программы
Содержательный раздел
Особенности дополнительной образовательной программы
спецкурса.
Содержание программы
Тематическое планирование
Организационный раздел
Учебный план
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы

Стр.
3
3
8
8
9
10
10
10
11

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спецкурса «За
страницами учебника «Обществознание» для обучающихся 9 классов (далее –
программа) составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми
документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №
629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, Устав МАОУ
СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева, Положение о правилах оказания платных
образовательных услуг МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
Курс рассчитан на
образовательных услуг.

21

час.

Программа

реализуется

в

рамках

платных

Основные цели и задачи программы:
•
развитие личности в ответственный период социального взросления
человека, ее познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)
информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
•
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважение к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
•
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о
позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах
регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
•
формирование опыта применения полученных знаний
типичных задач в области социальных отношений; экономической
общественной деятельности; межличностных отношений; отношений
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной
деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
1.2.

для решения
и гражданскомежду людьми
познавательной

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания экономической сферы жизни общества.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
изменяющимся условиям социальной и природной среды:

обучающегося

к

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства

при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

фактов,

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями
обнаруживать различие и сходство позиций;

других

участников

диалога,

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
2.
2.1.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов
изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.
В программе предложены следующие разделы: «Человек и общество» - вводит в
круг проблем современного общества и общественных отношений.
Раздел «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических
проявлениях (производство, обмен, потребление), через раскрытие ключевых
экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени
обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической
жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов).
Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим
отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители,
производители,
фирмы).
Специальное
внимание
уделено
и
некоторым
макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике безработицу,
международную торговлю.
2.2.

Содержание программы.

1. Общество как форма жизнедеятельности людей; взаимодействие общества и
природы; основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
3. Биологическое и социальное в человеке; личность; деятельность человека и ее
основные формы (труд, игра, учение), человек и его ближайшее окружение;
межличностные отношения; общение, межличностные конфликты, их конструктивное
решение.
4.
Общество и человек.
5.
Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного
общества; образование и его значимость в условиях информационного общества;
возможности получения общего и профессионального образования в Российской
Федерации; религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни
современного общества; свобода совести; мораль гуманизм; патриотизм;
гражданственность.
6.
Сфера духовной культуры
7.
Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность;
производство, производительность труда; разделение труда и специализация; обмен,
торговля; рынок и рыночный механизм.
8.
Предпринимательство; малое предпринимательство и индивидуальная
трудовая деятельность; деньги; заработная плата и стимулирование труда; неравенство
доходов и экономические меры социальной поддержки; налоги, уплачиваемые
гражданами; экономические цели и функции государства.
9. Экономическая сфера жизни общества
11. Социальная структура общества, семья как малая группа, многообразие
социальных ролей в подростковом возрасте, социальные ценности и нормы,

отклоняющее поведение; социальный конфликт и пути его решения, межнациональные
отношения.
12. Социальная сфера

13. Власть; роль политики в жизни общества; понятия и признаки государства;
разделение властей; формы государства; политический режим; демократия; местное
самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум;
политические партии и
движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое
государство.
14. Сфера политики и социального управления
15. Право и его роль в жизни общества и государства норма права; нормативно –
правовой акт; признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической
ответственности; административные правоотношения, правонарушения и наказания;
основные понятия и институты уголовного права; уголовная ответственность
несовершеннолетних.
16. Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ;
Федеративное устройство Российской Федерации; органы государственной власти РФ.
Правоохранительные органы; судебная система; взаимоотношения органов
государственной власти и граждан; права и свободы человека и гражданина в РФ, их
гарантии; конституционные обязанности гражданина.
17. Права ребенка и их защита; особенности правового статуса
несовершеннолетних; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина. Международная правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
18. Понятие правоотношений, право на труд и трудовые правоотношения,
трудоустройство несовершеннолетних, семейные правоотношения, права и обязанности
родителей и детей, гражданские правоотношения, права собственности, права
потребителей.
2.3. Тематическое планирование
№

Название темы

Количество
часов

1

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

2

Взаимодействие общества и природы.

1

3

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

1

4

Биологическое и социальное в человеке

1

5

Личность. Особенности подросткового возраста

1

6
7
8
9
10

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношение.
Общение
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Экономика, ее роль в жизни общества

1
1

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов

1

1
1

10
11

Экономические системы и собственность
Производство, производительность труда. Разделение труда и
специализация
Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда
Неравенство доходов и экономические меры социальной
поддержки
Налоги, уплачиваемые гражданами
Экономические цели и функции государства
Тестирование в форме ОГЭ-9
Решение задания №21.Выделение черт сходства и различия.
Решение задания №22. Установление соответствия.
Решение заданий №23-24. Работа с диаграммой.
Решение заданий №26, 27, 28. Работа с текстом. Составление плана.

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 21

Срок реализации программы 7 месяцев. Форма обучения: очная, групповая.
Программа предназначена для учеников 9 класса. Занятия один раз в неделю, три
занятия в месяц с октября по апрель включительно (всего 21 час).
Наименование

Количество часов
1
полугодие

В

программы
(спецкурса)
«За страницами
учебника» «Обществознание»

месяц
3

9

3.2.КАКАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц

Количество часов

октябрь

3

ноябрь

3

декабрь

3

январь

3

февраль

3

март

3

апрель

3
Итого 21

2
полугодие
12

год
21

3.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: «Обществознание» 8 класс
учебник для общеобразовательных организаций Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И.
Жильцова и др. под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2016 г.
«Обществознание» 9 класс учебник для общеобразовательных организаций Л.Н.
Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.:
Просвещение, 2016 г.
Обществознание. Типовые экзаменационные варианты ФИПИ, О.А. Котова, Т.Е.
Лискова М. «Национальное образование» 2016. Обществознание практикум. Подготовка к
выполнению заданий часть 1-2. Е.Н. Калачева М. издательство «Экзамен» 2016
Открытый банк заданий ОГЭ. https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
ЦОС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/
Для учителя:
1.
Конституция РФ
2.
Декларация прав ребёнка.
3.
Конвенция о правах ребёнка.
4.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 8 кл. — дидактические
материалы по курсу «Введение в обществознание»
5.
Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 8 кл. — М., 2017.
6.
Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа. — М., 2023.
7.
Методические рекомендации по курсу «Обществознание «Под ред. Л. Н.
Боголюбова. — М., 2022.
8.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.
Сост. Л. Н. Боголюбов. — М., 2022.
9.
Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2022 гг.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».