Рабочая программа по курсу За страницами учебника География 2024-2025 уч.г.

Серовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В. Ф. Фуфачева

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева
__________ Е.Г. Аджиумер
Приказ № 91 от 30 августа 2023г.

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа спецкурса
«За страницами учебника «География»
естественнонаучной направленности
для обучающихся 9 классов.
Срок реализации программы – 7 месяцев

Содержание
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
Содержание программы
Тематическое планирование
Организационный раздел
Учебный план
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы

Стр.
3
3
6
6
9
10
10
11
11

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спецкурса «За
страницами учебника «География» для обучающихся 9 классов (далее – программа)
составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”, Устав МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева,
Положение о правилах оказания платных образовательных услуг МАОУ СОШ №14 им. В.Ф.
Фуфачева.
Курс рассчитан на 21 час. Программа реализуется в рамках платных образовательных
услуг.
Основные цели и задачи программы:
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки
учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме
по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки
ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы, изучаемые на
заключительном этапе общего географического образования;
2. продолжить формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами,
извлекать и анализировать информацию из различных источников;
3. научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при
выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты, достигнутые при изучении предмета географии, должны
Позволить учащимся сформировать представление о географии как части общечеловеческой
культуры, о значимости географии в развитии цивилизации и современного общества;
сформировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном
информационном обществе.
Метапредметные результаты, достигнутые при изучении географии, должны обеспечить
развитие представлений о науке как форме описания и методе познания действительности,
формирование общих способов интеллектуальной̆ деятельности, характерных для географии и
являющихся основой̆ познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой̆
деятельности.
Предметные результаты отражают необходимый̆ минимум теоретических знаний и
практических умений в объёме, предусмотренным ООО, и конкретизированных в
кодификаторе ФИПИ: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-8
(география).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Содержание курса
Раздел 1 Решение задач по плану и карте.
Тема 1. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности. Ориентирование на
местности. Азимут.
Решение задач по переводу масштаба из численного в именованный, и обратно.
Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки;
курвиметра; циркуля-измерителя, без проведения измерений. Решение задач на определение
масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на
определение площадей по плану местности разными способами.

Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для
ориентирования транспортира, компаса.
Тема 2. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности.
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты
по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными
точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и
бергштрихов. Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны
склонов.
Решение задач на определение крутизны и направления склонов. Построение
простых профилей по плану местности. Тренировка умения читать рельеф по плану
местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на
основе анализа топографической карты.
Тема 3. Годовое и суточное движение Земли.
Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает
Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение
задач на определение полуденной высоты Солнца.
Тема 4. Градусная сетка. Географические координаты.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ
длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и
меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени
совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения; по
разным меридианам и параллелям. Определение местоположения объекта по одной
координате.
Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным
географических координат. Решение задач на определение антиподов географических
объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности
земного шара)
Тема 5. Часовые зоны.
Решение задач на определение местного и поясного времени.
Особенности пересечения линии перемены дат. Решение задач на определение времени
затраченного на путешествие с запада на восток (с востока на запад), при условии
пересечения 180 меридиана.
Раздел II. Решение задач по теме «Оболочки Земли»
Тема 6. Литосфера. Гидросфера
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли.
Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на
поверхности и на глубине. Решение задач на определение расположения слоев горных пород
в зависимости от их возраста.
Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по глубине.
Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в морях и океанах.
Тема 7. Атмосфера. Биосфера
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные
температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на
различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данных атмосферного
давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного
давления у подножия и на вершине). Работа с климатическими картами: чтение изотерм,
определение количества осадков. Приёмы работы с синоптическими картами. Решение задач
на чтение климатограмм, определение типа климата по климатограмме.
Решение задач на соответствие между природной зоной, почвами, животными и
растениями, характерными для данной ПЗ.
Раздел III. Решение задач по темам «Население Земли» и «Политическая карта
мира»
Тема 8. Население Земли. Политическая карта мира
Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по

территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение
задач на выявление зависимости плотности населения на определённой территории от
природных условий.
Выполнение заданий на составление типологий государств (с использованием различных
показателей – положению на материке или острове; по наличию выхода в Мировой океан;
по количеству граничащих государств и т.д.)
Решение задач на определение страны по характерным чертам географического положения,
особенности природы и населения и хозяйства.
Раздел IV. Решение задач по теме «География России»
Тема 9. Природа России
Решение задач на соотношение возраста земной коры, тектонической структуры,
формы рельефа и полезными ископаемыми. Решение задач на определение типов климата
России по климатограмме, соотнесение ее с территорией России.
Решение задач на определение падения и уклона рек России, годового стока.
Тема 10. Население России
Решение демографических задач: на определение рождаемости, смертности и
естественного прироста. Решение задач на определение сальдо миграций. Анализ
статистических демографических данных. Решение задач на определение уровня
урбанизации региона.
Решение задач на определение плотности населения субъектов РФ, выявление
зависимости плотности населения субъектов РФ от природных условий.
Тема 11. Хозяйство России
Решение задач на обоснование размещения предприятий различных отраслей
промышленности на определённых территориях земной поверхности (обоснование
выбора типа электростанций, возможности строительства металлургического комбината
и т.д.)
Решение задач на зависимость размещения отраслей промышленности от
наличия минерально-сырьевой базы.
Решение задач на определение субъекта РФ по характерным чертам
географического положения, особенности природы и населения и хозяйства,
определение субъекта РФ по туристическим слоганам.

2.1. Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

1

Источники
информации.
Масштаб.

2.

Ориентирование на
местности. Азимут.
Абсолютная и
относительная
высота

Содержание урока

Количество
часов
Решение задач по переводу масштаба из
1
численного в именованный, и обратно.
Измерение расстояний на плане местности
разными способами: с помощью линейки;
курвиметра;
циркуля-измерителя,
без
проведения измерений. Решение задач на
определение
масштаба
плана
по
предложенным расстояниям на местности.
Решение задач на определение площадей по
плану местности разными способами.
Решение задач на определение площадей по
1
плану местности разными способами.
Решение задач на определение азимутов по
плану и на местности. Использование для
ориентирования транспортира, компаса.
Особенности определения абсолютной высоты

3.

Изображение
рельефа на плане
местности.
.

4.

Суточное движение
Земли

5

Годовое движение
Земли.

6

Градусная сетка
карты

7.

Географические
координаты

8.

Часовые зоны
Определение
времени часового

и вычисления относительной высоты по плану
местности. Решение задач на определение
превышения высоты между отдельными
точками
на
местности.
Изображение
неровностей рельефа с помощью горизонталей
и бергштрихов.
Изображение неровностей рельефа с помощью
горизонталей и бергштрихов. Определение
зависимости расстояния между горизонталями
от крутизны склонов. Решение задач на
определение крутизны и направления склонов
Построение простых профилей по плану
местности. Тренировка умения читать рельеф
по плану местности. Решение задач на
определение
взаимной
видимости
географических объектов на основе анализа
топографической карты.
Особенности суточного и годового движения
Земли. Особенности освещения поверхности
Земли Солнцем. Часовые пояса. Пояса
освещенности.
Решение задач на определение территорий на
поверхности земного шара, где бывает Солнце
в зените.
Решение
задач
на
определение
продолжительности ночи и дня. Решение задач
на определение полуденной высоты Солнца.
Определение сторон горизонта по параллелям
и меридианам. Определение и анализ длин
меридианов и параллелей. Решение задач на
сравнение протяжённости параллелей и
меридианов на глобусе и географической
карте. Решение задач на сравнение времени
совершения
путешествий
в
различных
широтах, в зависимости от направления
движения; по разным меридианам и
параллелям.
Определение
географических
координат
объектов.
Определение
местоположения
объекта по одной координате.
Определение местоположения объекта по
одной координате. Решение задач на
определение расстояний между пунктами по
данным географических координат.
Решение задач на определение антиподов
географических
объектов
(диаметрально
противоположных объектов, расположенных
на поверхности земного шара)
Поясное, часовое, декретное время в России и
мире. Особенности пересечения линии
перемены дат.

1

1

1

1

1

1

1

пояса

9

Литосфера Земли

10

Гидросфера Земли.

11

Атмосфера Земли

12

Биосфера Земли

13

Размещение
населения Земли
Государства мира

14

Рельеф и
тектоническое

Решение задач на определение местного и
поясного времени. Решение задач на
определение
времени
затраченного
на
путешествие с запада на восток (с востока на
запад), при условии пересечения 180
меридиана.
Решение задач на определение изменения
температуры при движении вглубь Земли.
Решение задач на определение глубины, при
условии, что известны температуры на
поверхности и на глубине. Решение задач на
определение расположения слоев горных
пород в зависимости от их возраста.
Решение задач на сравнение и ранжирование
географических объектов по глубине. Решение
задач на определение, сравнение и анализ
солёности воды в морях и океанах.
Решение задач на определение высоты гор,
при условии, что известны данные температур
у подножия и на вершине. Решение задач на
определение температур на различной высоте
в атмосфере. Работа с климатическими
картами:
чтение
изотерм,
определение
количества осадков
Решение задач с использованием данных
атмосферного давления: определение высоты
форм рельефа (использование данных разницы
атмосферного давления у подножия и на
вершине).
Приёмы работы с синоптическими картами.
Решение задач на чтение климатограмм,
определение типа климата по климатограмме.
Решение задач на соответствие между
природной зоной, почвами, животными и
растениями, характерными для данной ПЗ.
Выполнение заданий на тренировку умения
характеризовать
расселение
людей
по
территории планеты, определение плотности
населения на заданной территории. Решение
задач на выявление зависимости плотности
населения на определённой территории от
природных условий.
Выполнение
заданий
на
составление
типологий государств (с использованием
различных показателей – положению на
материке или острове; по наличию выхода в
Мировой океан; по количеству граничащих
государств и т.д.)
Решение задач на определение страны по
характерным
чертам
географического
положения, особенности природы и населения
и хозяйства.
Решение задач на соотношение возраста
земной коры, тектонической структуры,

1

1

1

1

1

1

15

строение России
Климат России

16

Внутренние воды
России
Демографические
процессы в России
Миграции в России
Размещение
населения

17

Территориальная
структура хозяйства

18

Факторы размещения
крупных
предприятий

19

Сырьевая база РФ

20

Субъекты РФ

формы рельефа и полезными ископаемыми.
Решение задач на определение типов климата
России по климатограмме, соотнесение ее с
территорией России.
Решение задач на определение падения и
уклона рек России, годового стока.
Решение
демографических
задач:
на
определение рождаемости, смертности и
естественного прироста.
Решение задач на определение сальдо
миграций.
Анализ
статистических
демографических данных.
Решение задач на определение плотности
населения
субъектов
РФ,
выявление
зависимости плотности населения субъектов
РФ от природных условий. Решение задач на
определение уровня урбанизации региона
Решение задач на обоснование размещения
предприятий
различных
отраслей
промышленности
на
определённых
территориях земной поверхности (обоснование
выбора типа электростанций, возможности
строительства металлургического комбината и
т.д.)
Решение задач на обоснование размещения
предприятий
различных
отраслей
промышленности
на
определённых
территориях земной поверхности (обоснование
выбора типа электростанций, возможности
строительства металлургического комбината и
т.д.)
Решение задач на зависимость размещения
отраслей
промышленности
от
наличия
минерально-сырьевой базы.
Решение задач на определение субъекта РФ по
характерным
чертам
географического
положения, особенности природы и населения
и хозяйства, определение субъекта РФ по
туристическим слоганам.

Всего

1

1

1

1

1

21

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Срок реализации программы 7 месяцев. Форма обучения: очная, групповая.
Программа предназначена для учеников 9 класса. Занятия один раз в неделю,
три занятия в месяц с октября по апрель включительно (всего 21 час).
Наименование
программы
(спецкурса)

1

В

месяц

Количество
часов
1 полугодие
2 полугодие

год

«За
страницами
учебника
«География»

3

9

12

21

3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц
октябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
ИТОГО

Количество часов
3
3
3
3
3
3
3
3
21

3.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Электронные учебники, компьютер, настенные карты.
География: 9 класс / Алексеев А.И., Низовцев В.А., Липкина Е.К. и др., ООО «ДРОФА»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК: https://lesson.edu.ru/
Видеоуроки и конспекты для учителей и школьников: https://videouroki.net/
Географо-этнографический справочник: http://geography.su/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Каталог векторных карт: https://www.sharada.ru/
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Якласс: https://www.yaklass.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».