Оглавление
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................................................... 3
1.1.
1.2.
II.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................................. 3
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ .............................................................................................. 3
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................................ 4
2.1.
2.2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ............................................................................................... 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ..................................................................................... 5
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .......................................................................................................................... 6
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ..................................................................................................................... 6
3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ........................................................................................ 7
3.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ...................... 8
3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ...................................................................... 9
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время все большее значение имеет раннее выявление и развитие
способностей детей дошкольного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем
органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем лучше они подготовлены
к решению различных жизненных задач. Компьютерные технологии – особое направление
в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Организация компьютерной
творческо-эвристической
высокого
уровня
деятельности
общего
обеспечивает
интеллектуального
достижение
развития,
дошкольниками
развитие
технической
направленности, обогащение познавательной основы личности ребенка; помогает
формированию и развитию способностей, которые помогут ребенку подготовиться к школе
и успешно в дальнейшем осуществлять учебную деятельность. Компьютерные игры
обеспечивают достижение дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального
развития, обогащение познавательной основы личности ребенка, что необходимо для
успешной деятельности в школе и всей последующей жизни.
Цель: обучение детей компьютерной грамотности.
Задачи:
Обучающие: формировать начальные навыки работы за компьютером; учить правилам
работы за компьютером, организации рабочего места и ТБ.
Развивающие: развитие логического мышления; развитие абстрактного, нагляднообразного
мышления;
раскрытие
творческих
способностей
и
наклонностей
детей; расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире; развивать
сенсорные возможности ребёнка;
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность,
усидчивость; воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества; воспитывать
бережное и аккуратное отношение к технике.
1.2. Планируемый результат
По окончании обучения воспитанники знают и умеют:
правила работы с компьютером, организацию рабочего места и ТБ;
название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
создавать простейшие изображения в графическом редакторе Paint;
иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора;
пользоваться игровыми и обучающими программами;
самостоятельно запускать компьютер и программы.
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы
Название блока
1. Компьютерная
азбука
Содержание
Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер.
Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за
компьютером.
Правила включения и выключения компьютера.
Устройство
компьютера.
Монитор.
Клавиатура.
Мышь. Системный блок.
Дополнительные устройства, которые можно подключить к
компьютеру:
колонки,
наушники,
принтер,
сканер,
видеокамера.
Электронная поддержка: ресурсы интернета
2. Учимся работать
на компьютере
Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные
элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка
Пуск. Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.
Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры.
Язык раскладки клавиатуры. Цифровая клавиатура.
Буквенный ряд.
Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо
прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и
двойной щелчок.
Программа. Запуск программы. Выключение программы.
Файл и папка. Перемещение, удаление.
Графический редактор «Paint». Работа с инструментами:
«Карандаш», «Кисть», «Ластик», «Заливка», «Распылитель»,
«Пипетка»; с панелью команд: «Файл» - «Создать».
Графический редактор «Paint». Построение линий и фигур.
Текстовый редактор «Word». Основные клавиши «Enter»,
«Пробел», «Стрелка», «Shift». Буквенный ряд. Цифровой ряд
клавиатуры
Электронная поддержка: ресурсы интернета
3. Развиваемся с
компьютером
Игры и задания для развития у ребенка:
умения сравнивать предметы, объединять в группу по
признакам;
умения находить закономерности в изображении предметов,
обобщать категории;
умения составлять целое из предложенных частей;
внимания;
зрительной и слуховой памяти;
ориентировки в пространстве;
распознавания цветов и геометрических фигур; - логического,
образного и ассоциативного мышлений
творческого подхода к изучению нового
навыков усидчивости и самостоятельной работы
2.2. Тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
Диагностика
1
Здравствуй, класс компьютерный
1
2
Знакомство с компьютером
1
3
Устройство компьютера
1
4
Устройство «Монитор»
1
5
Манипулятор «мышь»
1
6
Клавиатура
2
8
Системный блок
1
9
Мы с компьютером на ты
1
10
Рабочий стол
1
7
11
Программы
1
12
Файлы и папки
1
13
Компьютерные игры
1
14
Компьютерные игры
1
15-
Графический редактор «Paint». Работа с
10
24
инструментами
25
Творческая мастерская
1
26
Развиваем логику
1
27
Учимся считать
1
28
Развиваем внимание
1
29
Развиваем мышление
1
30
Развиваем логику
1
31
Открытка для ветерана
1
32
Любимые игры
2
33
Играем с любимыми героями
1
34
Викторина «Мой друг - компьютер»
1
Диагностика
Итого
34
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Занятия проводятся с детьми 6-7 лет по подгруппам (до 4 человек). Длительность
занятий составляет 25-30 минут.
Срок реализации программы: 9 месяцев. В течение года на освоение программных
задач отводится 33 часа (одно занятие в неделю).
Учебный план образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Направления
Содержание
Наименование
Количество ООД в
ООД
неделю
развития ребенка образовательной
деятельности
Подготовительная к
школе группа
Познавательной
Использование
направленности
современных
«Информатика»
1
информационных
технологий
ВСЕГО на образовательную деятельность
1
(30 мин)
Максимальная образовательная нагрузка на ребенка:
НН
30 мин
ГН
990 мин
Расписание
группы
среда
Дети от 6 до 8 лет
16:15-17:15
3.2. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Подготовительная к школе группа
6-7 лет
Начало учебного года
1 сентября
Продолжительность уч. года
33 недель
Продолжительность уч. недели
5 дней
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность непрерывной НОД
Не более 30 мин
Перерывы между периодами НОД
10 минут
Летний период
с 01.06.2024 по 31.08.2024.
3.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, программы и
регламентируется расписанием занятий.
Программа спецкурса реализуется в течение 9 месяцев: с 1 сентября до 31 мая. Занятия
реализуются в очной форме. Порядок организации занятий: 1 раз в неделю;
продолжительность занятий – 25-30 минут.
Материально-техническая база. Занятия проводятся на базе кабинета оснащенного
необходимым для организации образовательного процесса оборудованием,
наглядными
пособиями и дидактическими материалами.
Педагогические кадры. Образовательный процесс по образовательной программе
обеспечивает педагог филиал МАОУ СОШ № 14-детский сад № 24 «Умка», имеющая
соответствующую подготовку по данному направлению.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы. Содержательная
составляющая образовательной программы отражена в рабочей программе, в котором
отдельным
блоком
представлены
учебно-методические
(списки
основной
дополнительной литературы) и информационные
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Компьютерный класс:
компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала;
компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы.
Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и
после компьютерной релаксации включает в себя:
столы для работы детей
демонстрационные дидактические игры
демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной
грамотности, правилам поведения и правильной осанке
и
3.4. Методическое обеспечение программы
1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в
детском саду / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.
2. Горячев, А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В.
Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
3. Горячев, А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу
информатики для дошкольников /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
4. Кравцов С. С., Ягодина Л. А. Компьютерные игровые программы как средство
стабилизации эмоционального состояния дошкольников/ С. С. Кравцов, Л. А.
Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020,
зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
6. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю.
М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. /
В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
8. А.Дуванов Изучаем компьютер /Дуванов А. – М.: Эксмо, 2012 – 112 с.
9. З.М.Габдуллина Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Волгоград
2011 – 139 с.
10. Л.К. Балабанова Компьютерные игры в обучении детей, Волгоград 2012 – 175 с.
Обучающие и развивающие компьютерные программы
1.
«Компьютер для Ежика»;
2.
«Нескучные уроки. Учимся пользоваться мышкой»;
3.
«Нескучные уроки. Клавиатурный тренажер»;
4.
«Бука. Раскрашиваем на компьютере»;
5.
Конструктор мультфильмов «Мульти - пульти»;
6.
Программа Paint.