Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка ..............................................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы… ...................................................................................................... 8
1.3. Содержание программы… ......................................................................................................... 8
1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (3-4 года)..................8
1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (4-5 лет). ................... 9
1.3.3. Учебный план. Содержание учебного плана. Третий год обучения(5-6
лет). ……………………………………………………………………………………………10
1.3.4. Учебный план. Содержание учебного плана. Четвёртый год обучения (6-7 лет). ............ 11
1.4. Планируемые
результаты………………………………………………………………...… .. 12
1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (3-4 года). ............................................. 12
1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (4-5 лет). ................................................ 12
1.4.3. Планируемые результаты. Третий год обучения (5-6 лет). ................................................ 12
1.4.4. Планируемые результаты. Четвёртый год обучения (6 -7 лет). ......................................... 13
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график ................................................................................................ 14
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 года .................................................14
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет ................................................. 18
2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет ................................................. 22
2.1.4. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет ................................................ 25
2.2. Условия реализации программы. ............................................................................................29
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы. ....................... 29
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. ..................................29
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. ............................ 29
2.4. Оценочные материалы. ........................................................................................................... 30
2.5. Методические материалы… ....................................................................................................32
2.6. Список литературы. .................................................................................................................. 34
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика » разработана в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Направленность программы – художественная.
Обучение детей по данной рабочей программе, предполагающей изучение основ
танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные
ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего
образования и культуры детей. Если образовательное учреждение может предоставить своим
воспитанникам возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащённое
соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и
развиваться не только физически, но и духовно.
Актуальность хореографического образования
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню,
элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический,
духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец,
без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия
танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно,
оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека.
Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца
исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки,
многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно,
в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорнодвигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация движений и
ориентация в пространстве.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо
продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения ,
заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться
только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная
организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие
способности.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая возрастные
особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме,
большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх,
3
создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные
чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному , с учетом всех необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии
многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований
Программы.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания нравственного самосознания.
Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как
изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый
народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его
обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и
изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы
национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федера-
ции» [14];
2. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания";
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 30.09.2020 г.;
5. Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
6. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
7. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №
1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
8. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях
к программам дополнительного образования детей»;
Отличительная особенность программы Внеурочная деятельность курса «Ритмика»
включает в себя проведение теоретических занятий, а также формирование двигательных
умений и навыков в ходе практической работы на занятиях хореографией.
В ходе обучения танцевальному движению необходимо опираться на итоговый,
ожидаемый результат. Под результатом подразумевается, в первую очередь, значительное
повышение обучаемости (что обусловлено отходом от привычных стереотипов восприятия,
мышления и движения, развитию контроля внимания). Также как результат – это владение
базовой техникой, повышение психической устойчивости дошкольников.
Занятия хореографией в дошкольном возрасте является достаточно целесообразными
как в плане художественно-эстетического, физического, так и психического и
интеллектуального развития.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при
реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую
направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение
простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
4
формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации
ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только
узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях
танцевальных движений;
формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам
выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при
постановке танцев и подготовке публичного выступления.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с
усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Один и тот же
учебный материал для различного возраста обучаемых и на разных годах обучения может
использоваться в различных пропорциях .
1 год обучения: дети 3-4 года;
2 год обучения: дети 4-5 лет;
3 год обучения: дети 5-6 лет
4 год обучения: дети 6-7 лет
Этот период можно определить, как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки
классического, русского и бального танцев.
Долгосрочность освоения программы определяется:
постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для освоения и
в связи с этим постепенное усложнение образовательной программы;
процессами психического развития ребенка;
большим объемом материала, многопредметностью;
групповым характером освоения программы и предъявления образовательного
результата.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются
следующие подходы и концепции:
Структура занятия
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и
начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера,
воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в
которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть занятия — музыкально-ритмическая
– наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания,
танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части
задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из
мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на
протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.
Основные психолого-педагогические особенности
Образовательная программа учитывает психолого-возрастные особенности детей
дошкольного возраста.
Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Основой
впечатлений этого возраста остаются эмоции, происходит развитие интеллектуальных
способностей, смена установок психики с двигательно-зрительной на зрительно-двигательную.
Содержание данной программы способствует увеличению познавательной и двигательной
активности, закладывает фундамент правильного поведения, возможности для художественно5
эстетического развития.
На занятиях хореографией память развивается многократным выполнением движений
независимо от смены музыкального сопровождения. Внимание ребенка - явление произвольное,
но оно может быть полностью организовано самим обучающимся. Педагог держит внимание
обучающегося под контролем, следит за колебаниями внимания, обусловленными
индивидуальными психологическими особенностями (повышенная возбудимость или
утомляемость, а также снижение интереса к обучению).
Для разрядки чрезмерной возбудимости детей на занятиях хореографией, даются задания
под музыку в жанре польки, исполняются движения - бег, подскоки, галоп, прыжки, игры в
танцевальной форме, хореографический марафон и др.
Адресат программы - дети в возрасте 3-7 лет.
Первый год обучения (3-4 года)
Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых.
Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки
установить свои правила в своем близком окружении. Ребенок начинает понимать чувства
других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые
ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они
поступают. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно непосредственны и
эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако
возрастные особенности в пропорциях строения тела) короткие ноги и руки, большая голова ,
короткое туловище), особенности протекания нервных процессов и их зрелости,
сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще не
достаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и
разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой
характер.
Второй год обучения (4-5 лет)
Для детей 4-5 лет характерен направленный интерес к музыкальной и танцевальной
деятельности, что проявляется в элементарных эстетических оценках. В этом возрасте у детей
появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает
способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной
выразительности. Ощущение ритма проявляется в более точных и скоординированных
действиях (движение под музыку, импровизация), в реакциях на смену частей музыки, в
понимании пауз.
Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий,
мечтаний, где он получает возможность стать 8 главным героем, добиться недостающего
признания и т.п. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Но
безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. Интерес к ровесникам.
От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со
сверстниками. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со
стороны ровесников. Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем,
что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы.
Третий год обучения (5-6 лет)
В возрасте 5-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки
собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.
Ребенок способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на
той, которая дается с некоторым волевым усилием.
Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации,
ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.
Четвертый год обучения (6-7 лет)
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая
выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к
6
исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии,
гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в
основе которого не только народная современная и танцевальная музыка, но и некоторые
классические произведения.
Приоритетные задачи:
— развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений
умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и
самооценки.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на четыре учебных года обучения
(период учебного года: сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения
программы – 33 часа.
Форма обучения — очная.
Режим занятий - Занятия проводятся: один раз в неделю, во второй половине дня.
Длительность занятий -15- 30 минут, в зависимости от восраста. 4 часа отводится на
проведение мониторинга 2 раза в год в начале и конце года.
Объём и срок освоения программы: программа рассчитана на четыре учебных года
обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы 33 часа.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса — групповая работа в
разновозрастном составе.
Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность- с сентября по май включительно,
продолжительность — 15-30 минут.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей творческих способностей через развитие музыкальноритмических и танцевальных движений .
Задачи программы:
Образовательные:
предоставлять возможность ребенку выразить собственное восприятие музыки;
расширить музыкальный кругозор;
формировать умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший
ритмический рисунок;
учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и
музыкальными фразами.
Развивающие:
развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность
движений;
учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки,
динамикой;
формировать координацию и тренировать опорно-двигательный аппарат;
приобщать к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к занятиям хореографией путем создания
положительного эмоционального настроя;
способствовать психологическому раскрепощению ребенка;
воспитывать умение работать в паре, коллективе,
повышать способность понимать и исполнять ритмические движения, названия
которых даются педагогом на французском языке.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно
7
только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана
Модуль 1 — Первый год обучения: 3-4 года
№
Название
раздела, темы
1
Вводное занятие
2
Её величество
музыка
3
Форма
проверки
реализации
программы
Содержание
Познакомить детей с залом, рассказать о правилах
поведения на занятиях, правилах приветствия,
познакомить с требованием детей к внешнему виду.
Провести инструктаж по ТБ на занятиях.
Воспитывать у детей умение слушать музыку, учить
воспринимать и оценивать музыку, развивать умение
организовывать свои действия под музыку.
1
Играя, танцуем
Развивать внимание, развивать координацию
движений. Развивать зрительную и слуховую память.
Подготовить детей к выполнению более сложных
упражнений.
2
4
Игровой стретчинг
10
5
Азбука танца
6
Рисунок танца
7
Народный танец
8
Танцевальное
ассорти
Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат
Улучшать эластичность мышц и связок
Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость),
вестибулярный аппарат
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию
движений.
Подготовить детей к изучению более сложных
элементов, этюдов, танцев.
Научить детей ориентироваться в пространстве.
Научить детей соблюдать интервалы.
Самостоятельно находить свободное место в зале.
Учить детей перестраиваться в круг,
становиться в пары.
Познакомить детей с историей русского танца, его
особенностями, формами.
Рассказать об отличительных особенностях
характера, манер исполнения.
Научить основам русского танца.
Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
Развить память, актёрское мастерство. Готовить к
концертной деятельности.
Итого
5
10
10
10
20
68
1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана
Модуль 2 — Второй год обучения: 4-5 лет
8
Количе
ство
часов
Практи
ка
№
Название
раздела, темы
1
Вводное занятие
2
Её величество
музыка
Форма
проверки
реализации
программы
Содержание
Познакомить детей с залом, рассказать о правилах
поведения на занятиях, правилах приветствия,
познакомить с требованием детей к внешнему виду.
Провести инструктаж по ТБ на занятиях.
Закрепить знания, навыки, полученные на первом
году обучения.
Количе
ство
часов
Практи
ка
1
5
Уметь анализировать музыкальное произведение,
двигаться в соответствии с музыкой.
3
Играя, танцуем
Развивать внимание, развивать координацию
движений.
Развивать зрительную и слуховую память.
Подготовить детей к выполнению более сложных
упражнений.
4
Игровой стретчинг
5
Азбука танца
6
Рисунок танца
7
Народный танец
8
Танцевальное
ассорти
Подготовить двигательный аппарат к сценическим
сложностям. Развивать природные данные детей.
Исправлять дефекты осанки. Укреплять физическое и
психическое здоровье.
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию
движений.
Подготовить детей к изучению более сложных
элементов, этюдов, танцев.
Приобрести навыки свободного перемещения в
пространстве.
Изучить простые рисунки танца для использования их
в концертных номерах.
Привить навык держать равнения в рисунке,
соблюдать интервалы.
Познакомить детей с историей русского танца, его
особенностями, формами.
Рассказать об отличительных особенностях
характера, манер исполнения.
Научить основам русского танца.
Научить детей двигаться под музыкой. Подготовить к
показательным выступлениям.
Итого
2
10
10
10
10
20
68
1.3.3. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана
Модуль 3 — Третий год обучения: 5-6 лет
№
9
Название
раздела, темы
Форма
проверки
реализации
программы
Содержание
Количе
ство
часов
Практи
ка
1
Вводное занятие
Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях
(поклон)
познакомить с требованиями к внешнему виду.
Провести инструктаж по ТБ на занятиях.
Провести начальную диагностику на элементарных
движениях.
Познакомить детей с различными видами танцев:
народными, классическими, современными,
бальными. Рассказать о пользе танца для здоровья
детей. Беседа о любимых танцах.
1
2
Волшебное
знакомство с танцем
3
Её величество
Музыка
Закрепить знания , умения и навыки, полученные
ранее. Расширить представления о танцевальной
музыке. Учить детей сознателно подбирать нужные
сложные характеристики к музыкальным образам.
2
4
Игровой стрейчинг
5
5
Партерный экзерсис
(классический)
6
Рисунок танца
7
Народный танец
8
Бальный танец
Подготовить двигательный аппарат к сценическим
сложностям. Развивать природные данные детей.
Укреплять физическое и психическое здоровье.
Расширять музыкальный кругозор.
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию
движений.
Подготовить детей к изучению более сложных
элементов.
Приобрести навыки свободного перемещения в
пространстве.
Изучить простые рисунки танца для использования их
в концертных номерах.
Привить навык держать равнения в рисунке,
соблюдать интервалы.
Познакомить детей с историей русского танца, его
особенностями, формами.
Рассказать об отличительных особенностях
характера, манер исполнения.
Научить основам русского танца.
Познакомить детей с историей бального танца.
Научить основам танца « Полька»
9
Танцевальное
ассорти
Научить детей самостоятельно двигаться под
музыку. Подготовить к показательным выступлениям.
Итого
4
15
5
10
11
15
68
1.3.4. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана
Модуль 4 — Четвёртый год обучения: 6 -7 лет
№
1
10
Название
раздела, темы
Волшебное
знакомство с танцем
Форма
проверки
реализации
программы
Содержание
Познакомить детей с историей хореографии, жанрами
танцевального искусства.
Количе
ство
часов
Практи
ка
4
2
Её величество
Музыка
Закрепить знания , умения и навыки, полученные
ранее. Уметь анализировать музыкальное
произведение , двигаться в соответствии с музыкой.
3
3
Игровой стрейчинг
5
4
Партерный экзерсис
(классический)
5
Рисунок танца
6
Народный танец
7
Бальный танец
Подготовить двигательный аппарат к сценическим
сложностям. Развивать природные данные детей.
Укреплять физическое и психическое здоровье.
Расширять музыкальный кругозор. Пополнять
словарный запас терминами, принятыми в
танцевальном искусстве.
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию
движений.
Подготовить детей к изучению более сложных
элементов.
Приобрести навыки свободного перемещения в
пространстве.
Изучить простые рисунки танца для использования их
в концертных номерах.
Привить навык держать равнения в рисунке,
соблюдать интервалы.
Познакомить детей с историей русского танца, его
особенностями, формами.
Рассказать об отличительных особенностях
характера, манер исполнения.
Научить основам русского танца.
Познакомить детей с историей бального танца.
Научить основам танца « Полька». Разучить
основные элементы танца «Вальс». ». Разучить
основные движения танца «Вару-вару».
8
Танцевальное
ассорти
Научить детей самостоятельно двигаться под
музыку. Подготовить к показательным выступлениям.
. Учить выражать через движения заданный образ.
Итого
10
5
10
11
20
68
Планируемые результаты
1.4.
1.4.1. К концу первого года обучения обучающийся освоит:
основы хореографических упражнений этого года обучения;
правила музыкально-подвижных игр;
специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные
задания по креативной гимнастике этого года обучения;
1.4.2. К концу второго года обучения обучающийся освоит:
- правила поведения на занятии и ПДД;
- позиции рук и ног;
- программный материал подготовительного этапа;
Научится:
- ориентироваться в пространстве;
- различать характер музыки, темп, размер, части, фразу;
- выполнять движения согласно характеру музыки;
- держать осанку, апломб, подбородок, правильно держать руки;
11
- выполнять пластические, гимнастические и образные этюды.
1.4.3. К концу третьего года обучения
Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают
определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут
передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический,
героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе
этого года обучения. Умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под
музыку.
1.4.4. К концу четвертого года обучения
Воспитанник освоит:
настроение и характер музыки.
жанровые особенности
музыки.
виды движений, используемые в процессе музыкально-ритмического исполнения.
навыки культурного поведения в процессе группового общения.
узнавать музыкальное произведение, называть автора;
виды основных движений, используемые для передачи музыкального образа;
контрасты и характер музыки;
стиль музыкального произведения.
передавать в пластике разнообразный характер музыки;
передавать основные средства музыкальной выразительности: тепм, динамику, регистр
и т.д.
самостоятельно находить свое место в зале;
исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях;
самостоятельно начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ;
передавать в пластике музыкальный образ;
перестраиваться в круг. Становится в пары и друг за другом и т.д.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет на 2024-2025учебный год.
№п/п
1.
Форма
занятия
групповое
Кол-во
часов
1
2.
групповое
1
3.
групповое
1
4.
групповое
1
12
Тема занятия
Место проведения
Вводное занятие.
Знакомство с
залом,основными
терминами.
Поклон.
Её величество
Музыка.
Теория.
Музыкальный
темп.
збука танца
.Теория
Танцевальные
положения рук.
Играя,
танцуем.Игра
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальныйзал
Форма контроля
Зеркало
5.
групповое
1
6.
групповое
1
7
групповое
1
8.
групповое
1
9.
групповое
1
10.
групповое
1
11.
групповое
1
12.
групповое
1
13.
групповое
1
14.
групповое
1
15.
групповое
1
16.
групповое
1
17.
групповое
1
18.
групповое
1
19.
групповое
1
20.
групповое
1
21.
групповое
1
13
Аз
збука танца
.ТеорияПозиции
ног, рук.
Играя, танцуем.
Игровая
ритмика.
Музыкальный зал
Народный танец.
Постановка
корпуса.
Игровой
стрейчинг.
Теория.
Её величество
Музыка.
Импровизация.
Кошечка
,Лошадка.
Танцевальные
игры.
Теория .
Рисунок танца.
Теория.
Танцевальне
ассорти
Танцевальная
разминка.
Народный
танец.
Пружинка,
хлопки.
бука
танца.Теория
Позиции ног, рук.
Игровой
стрейчинг.
Упржнения на
укрепления
мышцспины.
Музыкальный зал
Музыкальныйзал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Танцевальные
игры.
Теория.
Народный танец.
Пружинка.
Ковырялочка
Рисунок танца.
Круг. Линия
Игровой
стрейчинг.
Упражнения для
тренировки
равновесия
«Цапля»
Танцевальное
ассорти. Этюд
«Снежинки
пушинки»
Рисунок танца.
Круг.
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Выступление
22.
групповое
1
23.
групповое
1
24.
групповое
1
25.
групповое
1
26.
групповое
1
27.
групповое
1
28.
групповое
1
29.
групповое
1
30.
групповое
1
31.
групповое
1
32.
групповое
1
33.
групповое
1
34.
групповое
1
групповое
1
36.
групповое
1
37.
групповое
1
групповое
1
35.
38
Игровой
стрейчинг.
Упражнения на
укрепления
мышц тазового
пояса.
Рисунок танца.
Круг.
Танцевальные
игры. Игровая
ритмика
Азбука танца.
Теория.
Постановка
корпуса.
Игровой
стрейчинг.
Упражнения на
укрепления
мышц
плечевого пояса.
Танцевальные
игры. Игровая
ритмика
Народный
танец.Простой
ход.
Танцевальное
ассорти. Танец
снежинок
Рисунок танца.
Движение по
линиитанца
Танцевальные
игры. Игровая
ритмика.
Танцевальное
ассорти.
Репетициятанца.
Народный
танец.Простой
ход.
Музыкальный зал
Рисунок танца.
Круг.
Народный танец.
Боковой,
приставной шаг
Танцевальные
игры. Игровая
ритмика.
Музыкальный зал
Народный
танец.
Приставной
шаг.
Народный
танец.Простой
ход.
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Выступление
Музыкальный зал
Музыкальный зал
и
14
Количество учебных недель
33
Количество учебных дней
33
Продолжительность каникул
31.12.2023-09.01.24 г.
(зимние)
31.05.2024- 31.08.2024 г.
(летние)
Дата начала и окончания учебных периодов
01.09.2023-31.05.2024
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет на 2024-2025учебный год.
№
п/п
Форма
занятия
Кол-во Тема занятия
часов
Место проведения
1.
групповое
1
Вводное занятие. Знакомство с залом, Музыкальный зал
основными терминами. Поклон.
2.
групповое
1
Её величество
Музыкальный зал
музыка. Теория. Музыкальный темп.
3.
групповое
1
4.
групповое
1
5.
групповое 1
6.
групповое
1
7.
групповое
1
Народный танец.
Постановкакорпуса.
Музыкальный зал
8.
групповое
1
Музыкальный зал
9.
групповое
1
Игровой стрейчинг.
Теория.
Её величествоМузыка.
Импровизация. Кошечка,Лошадка.
10.
групповое
1
11.
групповое
1
12.
групповое
1
Танцевальне ассортиТанцевальная
разминка.
Музыкальный зал
групповое
1
Народный танец. Пружинка, хлопки.
Музыкальный зал
Азбука танца.ТеорияПозиции ног, рук.
Музыкальный зал
13.
групповое 1
14.
15
Азбука танца.
Теория.
Танцевальные положения рук.
Играя, танцуем.Игра Зеркало
Музыкальный зал
Музыкальныйзал
Азбука танца.ТеорияПозиции ног, рук.
Музыкальный зал
Играя, танцуем. Игровая ритмика.
Музыкальныйзал
Весёлая разминка.
Теория.
анцевальное ассорт
Танец « Лягушка ицапля».
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Форма
контроля
15.
групповое
1
16.
групповое
1
17.
групповое
18.
групповое
1
Рисунок танца.Круг. Линия
Музыкальный зал
19.
групповое
1
Игровой стрейчинг.Упражнения для
тренировки равновесия
«Цапля»
Музыкальный зал
20.
групповое
1
Танцевальноеассорти. Этюд
«Снежинкипушинки»
Музыкальный зал
21.
групповое
1
Музыкальный зал
22.
групповое
1
Рисунок танца.
Круг.
Игровой стрейчинг.Упражнения на
укрепления мышц тазового пояса.
23.
групповое
1
Музыкальный зал
24.
групповое
1
25.
групповое
1
Рисунок танца.
Круг.
Весёлая разминка.
Теория.
Азбука танца.
Теория. Постановкакорпуса.
26.
групповое
1
Игровой стрейчинг.Упражнения на
укрепления мышц
плечевого пояса.
Музыкальный зал
27.
групповое
1
28.
групповое
1
29.
групповое
1
Танцевальное ассорти. Танец .
Музыкальный зал
30.
групповое
1
Рисунок танца.
Движение по линиитанца
Музыкальный зал
31.
групповое
1
Музыкальный зал
32.
групповое
1
Весёлая разминка.
Теория.
Танцевальное ассорти. Репетиция
танца .
33.
групповое
1
Танцевальное ассорти. Танец .
Музыкальный зал
34.
групповое
1
16
Игровой стрейчинг.
Упржнения на укрепления мышц
спины.
Весёлая разминкаТеория.
1
Народный танец.
Пружинка. Ковырялочка
Весёлая разминка.
Теория.
Народный танец.Простой ход.
Народный танец.
Бег захлест.
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Выступление
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Выступление
35.
групповое
1
36.
групповое
1
Танцевальноеассорти.
Танец «Куклы»
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Веселая разминка.
Танцевальныешаги.
групповое
37.
1
Открытое занятиедля родителей
Музыкальный зал
Выступление
Количество учебных недель
33
Количество учебных дней
3
Продолжительность каникул
31.12.25-09.01.25 г.
(зимние)
31.05.25- 31.08.25 г. (летние)
Дата начала и окончания учебных периодов
02.09.24-31.05.25г.
2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2024-2025 учебный год.
№
п/п
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место проведения
1.
групповое
1
2.
групповое
1
Её величество Музыка
Музыкальный темп.
3.
групповое
1
4.
групповое
1
5.
групповое
1
Волшебное знакомствс танцем. Музыкальный зал
Теория.
Играя, танцуем.Игра
Музыкальныйзал
Зеркало
Партерный экзерсис. Музыкальный зал
Теория.
6.
групповое
1
7.
групповое
1
17
Форма контроля
Вводное занятие. Знакомство с Музыкальный зал
залом, сновными терминами
Поклон.
Играя, танцуем. Игровая
ритмика.
Народный танец.
Постановка корпуса.
Музыкальный зал
Музыкальныйзал
Музыкальный зал
о
8.
групповое
1
9.
групповое
1
10.
групповое
1
11.
групповое
1
12.
групповое
1
групповое
1
14.
групповое
1
15.
групповое
1
16.
групповое
1
17.
групповое
18.
групповое
1
19.
групповое
1
20.
групповое
1
13.
1
Игровой стрейчинг.
Теория.
Её величество Музыка.
Хлопки.
Весёлая разминка.
Теория.
Рисунок танца.
Теория.
Танцевальне ассорти
анцевальная разминка
Народный танец.
Пружинка, хлопки.
Азбука танца.Теория.Позиции
ног, рук.
Игровой стрейчинг.
Упржнения на укрепления
мышцспины.
Музыкальный зал
Партерныйэкзерсис.
Теория.
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Народный танец.
Музыкальный зал
Пружинка.
Ковырялочка
Музыкальный зал
Рисунок танца. Круг
противоходом.
Игровой стрейчинг.
Музыкальный зал
Упражнения на укрепления
мышц спины. «Свечка».
Бальный танец.
Музыкальный зал
Теория.
21.
групповое
1
22.
групповое
1
23.
групповое
1
Партерныйэкзерсис.
Теория.
Музыкальный зал
24.
групповое
1
Музыкальный зал
25.
групповое
1
26.
групповое
1
27.
групповое
1
28.
групповое
1
29.
групповое
1
30.
групповое
1
Весёлая разминка.
Теория.
Танцевальноеассорти.
Танец
«Зажигай».
Игровой стрейчинг.
Упражнения на укрепления
мышц
плечевого пояса.
Весёлая разминка.
Теория.
Народный танец.Русский
поклон.
Танцевальное ассорти.
Танец
«Гномы»
Рисунок танца.
Раскрытый круг.
18
Рисунок танца.Круг
Музыкальный зал
парами.
Игровой стрейчинг.
Музыкальный зал
Упражнения на укрепления
мышц тазового пояса.
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Выступление
31.
групповое
1
Весёлая разминка.
Теория.
Танцевальноеассорти.
Танец
«Зажигай».
Партерныйэкзерсис.
Гибкость
Музыкальный зал
32.
групповое
1
33.
групповое
1
34.
групповое
1
Танцевальное ассорти.
Танец
«Куклы».
Музыкальный зал
35.
групповое
1
Народный танец.
Бег. Захлест
Музыкальный зал
36
групповое
1
Танцевальное ассорти.
Танец
«Куклы».
Музыкальный зал
37.
групповое
1
Танцевальное ассорти.
Танец
«Куклы».
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Выступление
Количество учебных недель
33
Количество учебных дней
33
Продолжительность каникул
31.12.25-09.01.25 г.
(зимние)
31.05.25- 31.08.25 г. (летние)
Дата начала и окончания учебных периодов
02.09.24-31.05.25 г.
2.1.4. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2024-2025 учебный год.
№
п/п
Форма
занятия
Кол-во Тема занятия
часов
Место проведения
1.
групповое
1
Вводное занятие.
Музыкальный зал
Знакомство с
танцевальнымижанрами .
2.
групповое
1
3.
групповое
1
Её величество
Музыкальный зал
Музыка.
Такт, затакт.
Волшебное знакомство с Музыкальный зал
танцем.
Теория.
19
Форма контроля
4.
групповое
1
Играя, танцуем.
Разминка на
координацию.
Партерный
экзерсис. Теория.
Музыкальныйзал
5.
групповое
1
6.
групповое
1
Играя, танцуем.
Игровая ритмика.
Музыкальныйзал
7.
групповое
1
Музыкальный зал
8.
групповое
1
9.
групповое
1
10.
групповое
1
Народный танец.
Тройные прыжки.
Игровой стрейчинг.
Теория.
Её величество
Музыка. Хлопки.
Партерный
экзерсис. Теория
11.
групповое
1
Музыкальный зал
12.
групповое
1
групповое
1
Бальный танец.
Положения рук «
Крест-накрест».
Танцевальне ассорти
Танцевальная
разминка.
Народный танец.
Пружинка, хлопки.
Азбука танца.Теория
Позиции ног, рук.
Игровой стрейчинг.
Упржнения на
укрепления мышцспины.
Партерный
экзерсис.
Теория.
Народный танец.
Пружинка.
Ковырялочка
Рисунок танца.
Круг противоходом.
Игровой стрейчинг.
Упражнения на
укрепления мышц спины.
«Свечка».
Музыкальный зал
Бальный танец.
Музыкальный зал
13.
14.
групповое 1
15.
групповое
1
16.
групповое
1
17.
групповое
18.
групповое
1
19.
групповое
1
20.
групповое
1
1
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Теория.
21.
групповое
1
22.
групповое
1
23.
групповое
1
24.
групповое
1
20
Рисунок танца.Круг
Музыкальный зал
парами.
Игровой стрейчинг.
Музыкальный зал
Упражнения на
укрепления мышц тазового
пояса.
Партерный
экзерсис. Теория.
Народный танец.
Боковой галоп.
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Выступление
25.
групповое
1
26.
групповое
1
27.
групповое
1
28.
групповое
1
29.
групповое
1
30.
групповое
1
31.
групповое
1
32.
групповое
1
33.
групповое
1
34.
групповое
1
35.
групповое
1
36.
групповое
1
37.
групповое
1
Игровой стрейчинг.
Упражнения на
укрепления мышц
плечевого пояса.
Весёлая разминка.
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Партерный экзерсис.
Музыкальный зал
Позициирук. .Народный
танец.
Русский поклон.
Бальный танец.
Положения в паре.
Рисунок танца.
Раскрытый круг.
Весёлая разминка.
Теория.
Танцевальное
ассорти. Танец
«Зажигай».
Партерный
экзерсис. Теория
Музыкальный зал
Рисунок танца.Танец
«Вальс»
Танцевальное
ассорти. Танец
«Зажигай».
Бальный танец
Позиции в паре..
Игровой стрейчинг
Веселая размина.
Бальный танец.Танец
«Вальс»
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Музыкальный зал
Количество учебных недель
33
Количество учебных дней
33
Продолжительность каникул
31.12.25-09.01.25 г.
(зимние)
31.05.25- 31.08.54 г. (летние)
Дата начала и окончания учебных периодов
02.09.24-31.05.25 г.
2.2. Условия реализации программы:
2.2.1. Материально-техническое обеспечение:
1. Музыкальный зал, оборудованный пианино
2. Мультимедийная система
3. Детские музыкальные инструменты
2.2.2. Информационное обеспечение:
1. Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете)
2. Видеоаппаратура
21
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
педагогическое наблюдение, анализ, журнал посещаемости, грамоты (при наличии
конкурсов в образовательной среде).
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.
2.4. Оценочные материалы: наблюдение, критерии освоения программы.
Критерии оценки уровня освоения программы «Ритмика».
2-я младшая группа 3-4 лет
№ п/п Ф.И.О. ребенка
Проявляет
интерес,
потребность к
движению под
музыку.
Развито
слуховое
внимание,
умение
выполнять
движения в
соответствии с
характером и
темпоритмом
музыки.
Освоил основы
хореографичес
ких
упражнений.
Знает правила
музыкальноподвижных
игр, старается
их соблюдать.
Знает
Проявляет
специальные творческую
упражнения инициативу.
для
согласовани
я движений
с музыкой.
Освоил
ритмические,
народные и
бальные
танцы и
комплексы
упражнений,
а также
двигательные
задания по
креативной
гиманстике.
Педагогическая диагностика:
З-х бальная система оценки:
Высокий уровень: 17- 24 балла;
Средний уровень: 9 – 16 баллов;
Низкий уровень: 0 – 8 баллов.
3 балла – критерий выполняется полностью;
2 балла – критерий выполняется с небольшими затруднениями;
1 балл – критерий выполняется с большими затруднениями;
0 баллов – критерий не выполняется.
По 1 критерию выводится средний балл = (а + б + в + г + д + е + ж) : 7
Критерии оценки уровня освоения программы «Ритмика» педагог Гришанина Н.А.
Средняя группа 4-5 лет
22
п/п
Ф.И.О. ребенка
Знает правила
поведения на
занятиях.
Освоил
позиции рук и
ног.
Освоил основы
хореографичес
ких
упражнений.
Знает правила
музыкальноподвижных
игр, старается
их соблюдать.
Знает
Проявляет
специальные творческую
упражнения инициативу.
для
согласовани
я движений
с музыкой.
Освоил
ритмические,
народные и
бальные
танцы и
комплексы
упражнений,
а также
двигательные
задания по
креативной
гиманстике.
Педагогическая диагностика:
З-х бальная система оценки:
Высокий уровень: 17- 24 балла;
Средний уровень: 9 – 16 баллов;
Низкий уровень: 0 – 8 баллов.
3 балла – критерий выполняется полностью;
2 балла – критерий выполняется с небольшими затруднениями;
1 балл – критерий выполняется с большими затруднениями;
0 баллов – критерий не выполняется.
По 1 критерию выводится средний балл = (а + б + в + г + д + е + ж) : 7
Критерии оценки уровня освоения программы «Ритмика» педагог Гришанина Н.А.
Старшая группа 5-6 лет
№ п/п Ф.И.О. ребенка
23
Владеет
навыками
различных
видов
Имеет «запас»
движений в
общеразвиваю
щих и
Может
передавать
характер
музыкального
Владеет
основными
хореографиче
скими
Умеет
исполнять
ритмически
й танцы и
Во время
занятий
настроен
Умеет
работать в
передвижений
по залу.
танцевальных
упражнениях.
эмоционально- паре,
произведения в упражнениям комплексы
и.
упражнений положительно. коллективе.
движении
под музыку.
(весёлый,
грустный,
лирический,
героический и
т.д.)
Педагогическая диагностика:
З-х бальная система оценки:
Высокий уровень: 17- 24 балла;
Средний уровень: 9 – 16 баллов;
Низкий уровень: 0 – 8 баллов.
3 балла – критерий выполняется полностью;
2 балла – критерий выполняется с небольшими затруднениями;
1 балл – критерий выполняется с большими затруднениями;
0 баллов – критерий не выполняется.
По 1 критерию выводится средний балл = (а + б + в + г + д + е + ж) : 7
Критерии оценки уровня освоения программы «Ритмика»
Подготовительная группа 6-7 лет
№ п/п Ф.И.О. ребенка
Освоил
настроение и
характер
музыки,
жанровые
особенности.
Знает виды
движений,
используемые
в процессе
музыкальноритмического
исполнения.
Владеет
навыками
культурного
поведения в
процессе
группового
общения.
Узнаёт
музыкальные
произведения
, знает автора
данного
произведения
.
Педагогическая диагностика:
З-х бальная система оценки:
Высокий уровень: 17- 24 балла;
Средний уровень: 9 – 16 баллов;
Низкий уровень: 0 – 8 баллов.
3 балла – критерий выполняется полностью;
2 балла – критерий выполняется с небольшими затруднениями;
24
Знаком с
основными
видами
движений,
используемы
х для
передачи
музыкальног
о образа,
умеет их
выполнять.
Знает
контрасты и
характер
музыки.
Умеет
различать
стили
музыкальных
произведений
.
1 балл – критерий выполняется с большими затруднениями;
0 баллов – критерий не выполняется.
По 1 критерию выводится средний балл = (а + б + в + г + д + е + ж):7
2.5.
Методические материалы
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста
является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы
пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая
ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры
дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и
растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя
игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка,
его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих
возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение
методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкальноритмического движения.
Структура занятия.
Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и
начинается с поклона.
Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие
на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в которой реализуются
задачи этапов обучения. Третья часть занятия — музыкально-ритмическая – наиболее
динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные
композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети
самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части
занятия: в подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые
по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих
параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в
заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из
мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.
Этапы процесса обучения.
Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:
Начальный этап — обучению упражнению (отдельному движению);
Этап углубленного разучивания упражнения;
Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об
упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует
упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение, подражая
педагогу.
25
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для
формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок
получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение
при дальнейшем формировании двигательного навыка.
При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами,
головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться
уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные
движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен
выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления
о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части,
целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только
ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить
дальнейшее обучение упражнению.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок.
При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив
тем самым предварительное представление о нем.
Этап
углубленного
разучивания
упражнения
характеризуется
уточнением
и
совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к
уточнению
двигательных
действий,
пониманию
закономерностей
движения,
усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.
Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На
этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по
показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей
самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка,
переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей,
но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение
которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать
у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда
дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после
этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в
различных комбинациях, комплексах и танцах.
На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности
детей.
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают
репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал
подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
соответствие возрасту;
художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
26
разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах
народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не
являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество,
формировало основы духовной культуры детей.
2.6. Список литературы
1. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» под ред.
А.И.Буренина
2. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Москва 2001г.
3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт –
Петербург 2003г.
4. «Секрет танца», Санкт-Петербург, 1997г., составитель Т.К. Васильева.
5. «Общая психокоррекция», Москва, 2000г., под редакцией А.А. Осиповой.
6. Н. Зарецкая, З. Роот «Танцы в детском саду» Москва 2003г.
27