ДОП Кружок Хоровое пение 2024

1

Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ....................................................................................... 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................... 3
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ........................................................ 4
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА . 6
1.4. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ... 6
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ................................. 10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................. 10
2.1. СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ .................................................................... 10
2.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ ............................................. 14
2.3. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................ 16
3.1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ......................................................................................................... 16
3.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ДЕТЕЙ (МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ)........................................................ 18
3.3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ..................................... 18
3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ................................ 20

2

I.
1.1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
«Музыка начинается с пения» (Курт Закс).

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство
воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть
прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она
способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую
активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и
сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой
детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо,
которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте
человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной
системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного
возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих
произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые
основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца,
следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер,
наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение
принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать
самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико
благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы
естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.
Пение – основной вид музыкального искусства, которому
последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей
учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому,
стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют
певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному
исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно
происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для
их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения
вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать
состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к
длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не
получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения
дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением,
объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
3

Пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и
других. Правильный режим голосообразования является результатом работы
по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,
используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают
оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная
функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая
сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных
процессов.
1.2.

Цели и задачи рабочей программы

Цель: создание условий для развития певческих навыков
формирования певческой культуры детей дошкольного возраста.

и

Задачи:
Образовательные
формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной
культуры;
- умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без
напряжения, постепенно расширяя диапазон;
- петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а
также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни);
- учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие
- развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное
певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование
отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
- развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления
через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности
песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство,
тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза
исполнителя).
Воспитательные
- поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому
наслаждению при их слушании и исполнении;
- побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной
отзывчивости;
- побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной
импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева),
импровизации песни, танца, марша.

4

Отличительная особенность данной программы состоит в ее
практической значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в
активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных
исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию
интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение
способов творческого самовыражения, формирование ценностных
ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в
социально значимой деятельности.
Программа вокального кружка «Очаровашки» рассчитана на 3 года и
направлена на развитие вокальных и творческих способностей у детей от 4 до
7 лет. В программе учитываются возрастные особенности детей, и
выделяется три возрастных ансамблевых состава:
- средняя группа (4-5 лет)
- старшая группа (5-6 лет)
- подготовительная группа (6-7лет)
Методы и приемы по реализации задач программы:
Игровой метод:
- игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
- развивающие игры с голосом;
- игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- театральные, мимические этюды;
- игры: музыкальные, на развитие песенного творчества;
- музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.
Словесный метод:
- беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими
установками,
эмоциональное
восприятие
художественно-образного
содержания вокальных произведений;
- скороговорки на развитие дикции;
- творческие игры со словом.
Наглядный метод:
- наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения
песен, попевок педагогом);
- наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкальнодидактическим играм);
Практический:
- песни-миниатюры;
- упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие
дикции, дыхания, артикуляции;
- песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок,
для развития песенного творчества).

5

1.3.

Принципы и подходы к организации образовательного процесса

В соответствии со Стандартом рабочая программа построена на следующих
принципах:
1.Принцип системности (организация образовательного процесса на основе
взаимодействия ведущих его компонентов - цель, содержание, средства,
результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального
развития ребенка);
2.Принцип психологической комфортности (создание условий, в которых
дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов,
ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности);
3.Принцип творчества (креативности) – (предполагает максимальную
ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности);
4.Принцип построения материала от простого к сложному (логичное
усложнение задач и художественно-образной основы содержания
музыкального репертуара);
5.Принцип учёта интересов детей (позволяет учесть индивидуальные
особенности детей, предоставить возможность осуществлять собственный
выбор, обеспечить им продвижение вперед своим темпом);
6.Принцип тематизма (средствами музыкального искусства последовательно
знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и
родного дома, детского сада, родного края, родины — России и с их мирами);
7.Принцип культуросообразности (последовательное освоение красоты
разнообразных направлений музыкального искусства — народного,
классического и современного);
8.Принцип гуманизации (реализацию программы в условиях личностно
ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ);
9.Принцип интеграции;
10.Принцип сотрудничества.
1.4.

Значимые для реализации рабочей программы характеристики.
Особенности осуществления образовательного процесса

Особенности слуха и голоса детей среднего дошкольного возраста
(4 - 5 лет).
На пятом году жизни дети имеют уже определенный музыкальный опыт.
В этом возрасте у них отмечается:
- большой интерес к пению — любят петь вместе со сверстниками и
взрослыми, а также самостоятельно (в основном поет в пределах квинты);
- наличие любимых песен с ярким характером и образами, связанными с
жизнедеятельностью в семье, детском саду;

6

- осознанное использование в пении средств выразительности: музыкальных
(высота звука, динамические оттенки), внемузыкальных (выразительная
мимика);
- правильное пропевание мелодии отдельных небольших фраз песни,
исполнение контрастных низких и высоких звуков, а также несложного
ритмического рисунка песни;
напевное звуковедение, пропевание небольших фраз песни, не прерывая
дыхания;
- расширение певческого диапазона (в пределах ре—си первой октавы);
- способность свободно различать по высоте звуки, расположенные на
расстояние октавы, сексты и даже квинты, слышать движение мелодии вверх,
вниз, вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым,
- петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при
поддержке голоса взрослого).
Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются попрежнему небольшими:
- голосовой (певческий) аппарат ребенка не сформирован, связки очень
тонкие;
- дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно
поверхностное, слабое и короткое;
- во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань
сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствие чего возникает
перенапряжение голосового аппарата;
- дикция у многих детей остается нечеткой, так как у некоторых отсутствуют
отдельные звуки;
- ребенок не может отследить правильность собственного пения.
Особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста
(5 – 6 лет).
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт.
Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов
высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на
формирование
голосового
аппарата
и
на
развитие
слуховой
активности.
Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается
хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще
недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит
слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный,
хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время
которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более
протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной
тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются
7

звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой
октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста
( 6 - 7 лет).
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и
пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного
мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более
устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не
только
психические,
но
и
физические
особенности
развития
ребенка.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы,
певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок,
поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает
тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо
учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в
этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе
появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей
6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким,
это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными
музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети
правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу
кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу
(постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в
различных видах коллективного исполнительства:
 песни хором в унисон;
 хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
 при включении в хор солистов;
 пение под фонограмму;
 пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить
особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту
интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса
определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

8

Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать,
слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно
соблюдение следующих условий:
 игровой характер занятий и упражнений,
 активная концертная деятельность детей,
 доступный и интересный песенный репертуар, который дети
будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и
дома, на улице, в гостях.
 атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально –
дидактические игры, пособия)
 звуковоспроизводящая
аппаратура (магнитофон, микрофон,
кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
 сценические костюмы, необходимые для создания образа и
становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить
работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность
крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для
развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо
соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы вокального кружка «Очаровашки» дети
смогут:
1. Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение
корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох,
пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в
зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация
и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с
аккомпанементом и без него).
2. Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их характер,
жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движение
мелодии.
3. Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и
называть песни, прослушанные в течение года.
4. Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических
суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке.
5. Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных
импровизациях.
6. Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных
выступлениях.

9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура и форма занятий
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые
занятия с сентября по май, 1 раз в неделю, во второй половине дня, в
музыкальном зале.
Всего 34 занятий за учебный год.
Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает
целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная
деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемой
продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского
сада; объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН 2.4.1.3940-13.
Продолжительность занятия:
- средние, старшие группы – 15-20 минут.
- подготовительная группа – 25 минут.
Состав вокального кружка формируется с учетом возрастных особенностей
детей и результатов диагностики уровня развития их певческих навыков.
Наполняемость группы на занятиях 6 - 8 детей.
Занятие включает подразделы:
 восприятие музыки;
 развитие музыкального слуха и голоса;
 песенное творчество;
 певческая установка;
 певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки
эмоционально-выразительного
исполнения;
певческое
дыхание;
звукообразование; навык выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у
дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над
чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная
артикуляция гласных звуков.
Навык артикуляции:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение
гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания
гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется
ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить
согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
10

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,
головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную
работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное
движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает
активность дыхания и голосовых связок.
Слуховые навыки:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе
его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного
пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкальноэстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального
произведения (попевки, песни).
Эмоционально-выразительное исполнение:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое)
значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую
технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям
объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать
его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению
организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются
дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Выработка навыка выразительной дикции упражнения артикуляционной
гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до
кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы
пытаясь жевать;
11

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в
другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую
щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь
производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево
- вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох —
губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые
необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 810 раз с твердой атакой звука.
Формы организации образовательной деятельности вокального кружка:
- индивидуальные и групповые занятия;
- концертные выступления в ДОУ;
- участие в городских конкурсах;
- занятия – игра;
- игра на музыкальных инструментах;
- выступление на мероприятиях школы.
На занятиях используется интеграция разных видов деятельности
(восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные
упражнения, музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных
движений, игра на детских музыкальных инструментах),
сочетание разных видов искусства (музыка, художественное слово,
изобразительное искусство).
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут):
Музыкальное приветствие, коммуникативные игры для создания
положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть (5-10 минут):
Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового
аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений:
- упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание
(правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и
стоя);
12

- дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать
слова);
- упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение
(развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая
атака звука, приемы звуковедения на legato, non legato, staccato, выработка
кантиленного пения);
- упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения
мелодии, понятие высоты звука);
- упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения
опираться на устойчивые ступени лада);
- вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения
навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи
при произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);
- попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
- упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими
оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение,
выработка активного piano);
- упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с
ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому
изображению).
Работа над песней
1 этап. Разучивание песни.
- знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа о
характере, образном содержании, элементах выразительности;
- разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре,
сначала без сопровождения, потом с сопровождением).
2 этап. Закрепление текста.
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее звучание;
- пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют);
- игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке).
3 этап. Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля –
интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и
др.).
- пение на звук «у» для выравнивания унисона;
- пение a capella для установления чистого хорового строя;
- пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией
для уточнения интонации;
- моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно
сложном фрагменте;
13

- метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание,
направленное на восприятие и запоминание звукового эталона подражания;
- использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и достижения ритмического ансамбля;
- пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого
темпового ансамбля;
- вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания;
- задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому
педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства.
- пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.
4 этап. Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа
звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной
выразительности).
- пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога;
- игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух);
- игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету,
припевы можно вместе);
- игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок);
- игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки
(поет ребенок, у которого игрушка);
- игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется «волшебная
палочка»);
- пение с жестовым сопровождением;
- игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»);
- игра «Фабрика звезд» (пение с микрофоном);
- инсценирование песен;
- пение от лица разных персонажей.
5 этап. Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным
исполнением песни).
- пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его
более эмоциональным и запоминающимся;
- пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в
соответствующем характере, темпе, динамике;
- пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских
музыкальных инструментов;
- подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации).
3. Заключительная часть. (5 минут)
Подведение итога занятия. Музыкальная игра. Прощание.
2.2. Методы и приемы обучения детей пению
Наглядный
 рассматривание иллюстраций, репродукций, малых скульптурных
форм, музыкальных инструментов
14

использование дидактических пособий
 просмотр видеоматериалов, презентаций
 сопровождение музыкального материала изобразительным;
Словесный
 беседа
 вопросы
 объяснение
Слуховой
 слушание музыки
Практический
 разучивание песен
 импровизация
 музыкальные игры
 рисование
 исполнение (игра на музыкальных инструментах, пение)
Игровой метод
• использование игрушек, картин
• образные упражнения
Приемы работы над музыкальным произведением:
• пение песни с полузакрытым ртом;
• пение песни на определенный слог;
• проговаривание согласных в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности
интонирования;
• анализ направления мелодии;
• использование элементов дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
• словесная оценка педагогом качества детского исполнения песни.


Формы и методы реализации программы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Коллективная работа;
Индивидуальная работа;
Беседа;
Распевание по голосам;
Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
Дыхательная звуковая гимнастика;
Артикуляционные упражнения;
Музыкально-дидактические игры и упражнения.
15

2.3. Модель педагогического процесса в ходе реализации программы
Общеизвестно, что успешное освоение детьми содержания программы во
многом зависит не только от ее качества, но также и от профессионализма
педагогов, продумывающих эффективность музыкально-педагогического
процесса ДОУ.
Наиболее продуктивной настоящее время является личностноориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой
предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные
партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне
благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта
каждого ребенка.
Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным
формам организации музыкальной деятельности детей:
- возникновение занимательных для детей игровых ситуаций (принесли
письмо, влетел листочек с дерева и т. п.), в процессе разрешения которых
формируется мотивация к предстоящему занятию;
- сюжетное занятие, в течение которого ход игрового действия
разворачиваются на основе сквозной сюжетной линии (например, прогулка в
лес и т. п.);
- игры для поддержания интереса детей на протяжении всего занятия.
Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на
положительном эмоциональном фоне и дети не «учили музыку», а увлеченно
занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для
успешного развития личности каждого ребенка.
Непременным условием для ее успешности является музыкальная
предметно-развивающая среда, и в первую очередь наличие в группе
магнитофона. Так, например, для системного усвоения новой песни, с
которой дети познакомились на занятии, необходимо, чтобы они потом
слышали эту песню в группе и дома в записи. Это хорошо закрепляет у детей
музыкально-слуховые певческие представления о данной песне и помогает
им быстрее усваивать ее.
Другим новшеством в музыкально-педагогическом процессе ДОУ
являются концерты «Дети для детей», на которых встречаются дети разных
групп. На таких концертах дети с удовольствием воспринимают выступления
сверстников.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения рабочей
программы
1. Цифровое фортепиано.
2. Музыкальный центр.
3. Телевизор.
16

4. Компьютер.
5. Гоупро.
6. Мультимедиа
7. Фонограммы песен.
8. Дидактический материал.
9. Музыкальные инструменты.
10. Магнитная доска.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Наименование
Шапочки животных
Листья осенние для танца
Мягкие игрушки
Цветы для танца
Флажки оранжевые
Султанчики новогодние
Гитара
Гармошки
Дудка
Ксилофоны
Флейта
Кастаньеты
Металлофоны
Барабаны
Аккордеон
Музыкальный коврик «Веселое пианино»
Интерактивная кукла
Микрофон
Лесенка пятиступенчатая
Портреты композиторов
Цветы бумажные для танца
Шапочки цветов
Светильник «Снежинка»
Шапочки мухоморов
Трещотки
Свечи световые
Маракасы
Музыкальный молоток
Бубны
Треугольник музыкальный
Ксилофоны
Балалайки
Музыка ветра

Кол-во
(шт.)
15
40
15
10
30
20
1
10
9
7
4
1
20
3
1
1
1
1
1
8
2
6
2
8
5
8
24
2
5
10
5
10
6
17

34
35
36
37
38
39
40
41
42

Ленты цветные
Погремушки
Платочки
Металлофоны
Зонтики
Ложки деревянные маленькие
Музыкальный шейкер
Барабан шум дождя
Колокольчики настольные

25
10
25
20
5
50
5
2
10

3.2. Педагогическая диагностика уровня развития певческих навыков
детей (мониторинг детского развития)
Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих
способностей детей.
Цель мониторинга – выявление основных свойств певческого голоса, к
которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и
дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными
данными ребенка.
Диагностическая методика разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной
(уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой
(развитие звуковысотного слуха), О.П. Радыновой (развитие музыкальнослуховых представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития дыхания), а
также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных Т.М.
Орловой и С.И. Бекиной. Она заключается в следующем:
1. Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в
речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого
ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может
побеседовать с ним.
2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального
сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение
ребенка аккордами (для определения природного регистра детского голоса).
3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по
полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего
диапазона голоса).
Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и
заносятся в таблицу (см. Приложение 1).
В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность
наметить план дальнейшей работы.
3.3. Проектирование образовательного процесса

18

Учебный план образовательной деятельности детей дошкольного
возраста
Направлен Содержание Наименова
ия
образователь ние ООД
развития
ной
ребенка деятельности
Развитие
Групповые
певческих
занятия
навыков и
«Хоровое
формировани пение»
я певческой
культуры
детей
дошкольного
возраста.
ВСЕГО на образовательную
деятельность

Количество ООД в неделю
Средняя
группа

Старшая
группа

1

1

Подготови
тельная
группа
1

1
(20 мин)

1
(20 мин)

1
(25 мин)

20 мин
660 мин

20 мин
660мин

25 мин
825мин

Художест
венной
направлен
ности

Максимальная образовательная
нагрузка на ребенка:
НН
ГН

Расписание
группы
Дети от 4 до 7 лет

среда
16:30-17:30

Календарный учебный график
Этапы
образовательного
процесса
Начало учебного
года
Продолжительность
уч. года
Продолжительность
уч. недели

Средняя группа
4-5 лет

Старшая
группа
5-6 лет

Подготовитель
ная группа
6-7лет

2 сентября

2 сентября

2 сентября

33 недель

33 недель

33 недель

5 дней

5 дней

5 дней
19

Окончание учебного
27 мая
27 мая
года
Продолжительность не более 20 мин не более 20 мин
непрерывной НОД
Перерывы
между
не менее 10 мин
периодами НОД

27 мая
не более 25 мин

3.4. Методическое обеспечение рабочей программы
Перечень учебной литературы
1. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии
музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного
возраста, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская - Детство-Пресс, С-П, 2010г.
2. Вокально-хоровая работа в детском саду. – 2017. Картушина М.Ю.
3. Игровая методика обучения детей пению. – Кацер О.В. С-Пб.:
Музыкальная палитра, 2016.
4. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. Костина Э.П.
5. Учим петь детей 4-5 лет. – Мерзлякова С.И. М.: Сфера, 2014.
6. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки». Каплунова И., Новоскольцева И. Санкт - Петербург, 2010.
7. Музыкально-дидактические игры дошкольников. Кононова Н.Г.
8. Просвещение, 1982г.
9. Музыка – детям. Метлов Н.А. Просвещение, 19895г.
10.«Топ-хлоп малыши»– Т.Сауко, А.Буренина СПб, 2001
11.Методика музыкального воспитания в детском саду Под. ред. Н.
А.Ветлугиной. – М.,1989.
12.Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. –
А.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. 1983.
13.Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. – М., Радынова О.П. 2000.
14.Детский оркестр. - М., Ветлугина Н.А 1976.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».