ДОП обучение чтению 2024

1

Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ....................................................................................... 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................. 3
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ................................... 4
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................... 4
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ............................................................................. 4
2.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................................... 6
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ............................................................ 8
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ............................................................................................... 8
3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК................................................................... 8
3.3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 9
3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ............................................... 10

2

I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок
пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность,
зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. К
овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная
готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому
каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В
процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами,
ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую
программу включены элементы логопедических упражнений, направленных
на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв
расположено в определенном порядке: вначале знакомимся с гласными. Это
буквы, которые могут "петь" А, О, У. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и
т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от
одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только
после знакомства с гласными - перебегаем к согласным.
Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке
даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в
разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах,
разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в
букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что читает
уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста.
Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает
плавность и правильность процесса чтения.
Очень важно, чтобы чтение было не по принуждению, а в удовольствие. И
чтобы этот процесс был увлекательным, работа построена по принципу
максимального использования ребенком собственной познавательной
активности и последовательного введения программного материала (то есть от
простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения. Кроме
того на занятиях педагог будет использовать авторские рабочие тетради,
составленные в нейропсихологическом подходе, которые помогут сделать
путь освоения сложных навыков увлекательным.
Цели и задачи программы
Цель: Подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как
знаками записи известных им звуков, учить читать.
Задачи:
1. Учить правильной артикуляции звуков, умению определять место
звука (буквы) в слове.
2. Формировать базу для развития последовательного вектора обработки
информации и соответственно вектора чтения (слева направо).
3

3. Закреплять зрительный образ буквы для развития предпосылок к
печатанию и письму.
4. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного.
5. Воспитывать интерес, удовольствие и любовь к чтению.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники должны знать и уметь:
 различать понятия «звук», «буква»;
 знать алфавит;
 определять наличие и место заданного звука в слове;
 анализировать звуковой состав слова;
 определять количество слогов в слове, ударный слог;
 уметь составлять слова из слогов;
 иметь представление о предложении;
 уметь выделять последовательность звуков в простых слова;
 плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3
слов;
 взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
 уметь пользоваться выразительными средствами языка;
 уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
 уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим
звуком в предложении, определять место звука в слове.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить
дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и
особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является
хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы
используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие,
внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру
каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у
детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами
соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется
двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию
материала.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей
старшего дошкольного возраста, их потенциальные возможности и
способности.

4

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать,
но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, умение получать
удовольствие от прочитанного, на познание чего-то нового и удивительного.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению
знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психологопедагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной
атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен
ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для
него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр
со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание
узнавать новое.
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников в игровой и
доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение
звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и
как часть занятия.
Реализуется следующая схема проведения занятия:
- прорабатываются упражнения для губ или язычка (артикуляционная
гимнастика);
- знакомство с новой буквой;
- читается стихотворение о букве;
- уточняется правильность произношения звука;
- описывается звук;
- игра со звуком;
- рассматриваются цветные картинки на определённую букву;
- определение место звука в слове:
- физминутка;
- работа в тетради;
- чтение.
Примечание: Структуру занятий можно менять (корректировать) в
зависимости от материала. Занятия носят интегрированный характер, каждое
из которых включает в себя программные задачи из разных образовательных
областей.

5

2.2. Тематическое планирование
Тема
Содержание
1. Звук [а] и буква
Учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с
А,а.
буквами А,а. Развивать фонематический слух.
Определять место звука в словах.
2. Звук [о] и буква
Учить выделять звук [у] из речи. Познакомить с
О,о.
буквами У,у. Развивать фонематический слух.
Определять место звука в словах.
3. Звук [у] и буква
Учить выделять звук [о] из речи. Познакомить с
У,у.
буквами О,о. Развивать фонематический слух.
Определять место звука в словах.
4. Звук [м] [м`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква М,м.
узнавать букву М. Читать знакомые буквы.
5. 4.Звук [с] [с`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква С,с.
узнавать букву С. Читать знакомые буквы.
6. Звук [х] [х`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква Х,х.
узнавать букву Х. Читать знакомые буквы.
7. Звук [р], [ р`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква Р,р.
узнавать букву Р. Читать знакомые буквы,
слиянию буквы в один слог. Учимся узнавать на
слух, сколько звуков в словах.
8. Звук [ш] и буква
Определять место звука в словах. Учить
Ш, ш.
узнавать букву Ш. Читать знакомые буквы
9. Звук [ы] и буква
Определять место звука в словах. Учить
Ы,ы
узнавать букву Ы. Читать знакомые буквы
10. Звук [л] [л`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква Л,л.
узнавать букву Л. Читать знакомые буквы
11. Звук [н] [н`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква Н,н.
узнавать букву Н. Читать знакомые буквы
12. Звук [к] [к`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква К,к.
узнавать букву К. Читать знакомые буквы
13. Звук [т] [т`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква Т,т.
узнавать букву Т. Читать знакомые буквы
14. Звук [и] и буква
Определять место звука в словах. Учить
И,и.
узнавать букву И. Читать знакомые буквы
15. Звук [п] [п`] и
Определять место звука в словах. Учить
буква П,п.
узнавать букву П. Читать знакомые буквы
16. Звук [з] [з`] и
Определять место звука в словах. Учить узнавать
буква З,з.
букву З. Читать знакомые буквы
17. Звук [й] и буква Определять место звука в словах. Учить узнавать
Й,й.
букву Й. Читать знакомые буквы
18. Звук [г] [г`] и
Определять место звука в словах. Учить узнавать
буква Г,г.
букву Г. Читать знакомые буквы
6

19. Звук [в] [в`] и
буква В,в.
20. Звук [д] [д`] и
буква Д,д.
21. Звук [б] [б`] и
буква Б,б.
22. Звук [ж] и буква
Ж,ж.
23. Звук [е] и буква
Е,е.
24. Звук и буква Ь,ь.
25.Учимся читать
предложения из
двух-трёх слов.
26. Звук [я] и буква
Я,я.
27.Звук [ю] и буква
Ю,ю.
28.Звук [е] и буква
Е,е.
29.Звук [ч`] и буква
Ч,ч.
30.Звук [э] и буква
Э,э.
31.Звук [ц] и буква
Ц,ц.
32.Звук [ф] [ф`] и
буква Ф,ф.
33.Звук [щ] и буква
Щ,щ.
34.Звук и буква Ъ,ъ.
35. Учимся читать
предложения из
двух-трёх слов.
Почитай-ка!
36.Почитай-ка!

Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву В. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Д. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Б. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Ж. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Е. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Ь. Читать знакомые буквы
Формируем навык чтения.
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Я. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Ю. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Е. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Ч. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Э. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Ц. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Ф. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Щ. Читать знакомые буквы
Определять место звука в словах. Учить узнавать
букву Ъ. Читать знакомые буквы
Формируем навык чтения. Учимся читать тексты
и отвечать на вопросы. Закрепляем навык
чтения.
Учимся читать тексты и отвечать на вопросы.
Закрепляем навык чтения.

7

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Занятия проводятся с детьми 5-8 лет по подгруппам (до 4 человек).
Длительность занятий составляет 25-30 минут.
Срок реализации программы: 9 месяцев. В течение учебного года на
освоение программных задач отводится 33 часов (одно занятие в неделю).
Учебный план образовательной деятельности детей дошкольного
возраста
Направлени
я развития
ребенка

Содержание
образовательно
й деятельности

Наименовани
е ООД

Количество ООД в неделю
Старша Подготовительна
я
я

Речевое
развитие

Обучение
Обучение
чтению
чтению
дошкольников
ВСЕГО на образовательную деятельность

Максимальная образовательная нагрузка на
ребенка:
НН
ГН

1

1

1
(25
мин)

1
(30 мин)

25 мин
825 мин

30 мин
990 мин

Расписание
группы

Вторник

Дети от 5 до 8 лет

10:30-12:00

Этапы
процесса

3.2. Календарный учебный график
образовательного
5-6 лет

Начало учебного года

1 сентября

6-7 лет
1 сентября
8

Продолжительность уч. года

33 недель

33 недель

Продолжительность уч. недели

5 дней

5 дней

Окончание учебного года

31 мая

31 мая

Продолжительность непрерывной Не более 25 Не более 30
НОД
мин
мин
Перерывы между периодами НОД Не менее 10 мин
Летний период

с 01.06.2025 с
по 31.08.2025 01.06.2025
по
31.08.2025

3.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей
программы и регламентируется расписанием занятий.
Программа спецкурса реализуется в течение 9 месяцев: с 1 сентября до 31
мая. Занятия реализуются в очной форме. Порядок организации занятий: 1 раз
в неделю; продолжительность занятий – 25-30 минут.
Материально-техническая база. Занятия проводятся на базе кабинета
оснащенного необходимым для организации образовательного процесса
оборудованием, наглядными пособиями и дидактическими материалами.
Педагогические кадры. Образовательный процесс по образовательной
программе обеспечивает педагог МАОУ СОШ № 14-детский сад № 24
«Умка», имеющая соответствующую подготовку по данному направлению.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Содержательная составляющая образовательной программы отражена в
рабочей программе, в которой отдельным блоком представлены учебнометодические (списки основной и дополнительной литературы) и
информационные.
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
Демонстрационный материал:






Мольберт
Крупные буквы на магнитиках
Предметные картинки
Карточки для звукового анализа слов (на магнитиках)
Фишки: зеленая, синяя, красная (на магнитиках)
9

 Полотно в линию, для показа, как правильно печатать буквы.
 Маркеры: синий, зеленый, красный.
Раздаточный материал:
 Буквари
 Тетради в линию
 Конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого
ребенка.
 Индивидуальные карточки на каждого ребёнка из «Папки
дошкольника».
 Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка.
 Фишки: зеленая, синяя, красная на каждого ребенка
 Цветные карандаши
 Простые карандаши
3.4. Методическое обеспечение программы
1. Шурыгина Е. Большая грамматическая тетрадь курса «Подготовка к
школе» («Чтение в удовольствие»)
2. Жукова Н. С. Букварь: пособие по обучению дошкольников правильному
чтению- Издательство «Гриф МО РФ», 2019
3. Жукова Н. С. Магнитная азбука - Издательство "Эксмо", 2019

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».