Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)
ПРОГРАММА
Тренинг личностного роста
«Инициативная личность»
для учащихся 10 - 11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Актуальность программы.
Современные условия модернизации образования обуславливают необходимость
поиска методов совершенствования подготовки инициативной, интеллектуально развитой
личности. Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» ставит задачу создания условий и
возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. В Конституции
Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования» (2014), в
Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» (редакция от 27.12.2019) перед
системой образования поставлена задача воспитания инициативного человека, творческой
личности, способной принимать решения в ситуации выбора.
Инициативность исследуют как способность личности к самостоятельным,
целеустремленным действиям. Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров и И. Э. Плотник
рассматривают инициативность как мотивационную составляющую личности. А. И.
Высоцкий, Л. С. Рубинштейн, А. И. Щербаков изучают поведенческую направленность
личности. Социально значимые качества личности, одним из которых является
инициатива, начинают формироваться в дошкольном возрасте. Особенно в старшем
дошкольном
возрасте,
который
характеризуется
важнейшими
личностными
новообразованиями (Л.Л. Коломинский, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.), развитием
азов социализации и инициативности.
Развитие инициативности начинается в раннем возрасте. Но что делать, если как
личность человек уже сформировался, а данное качество и не проснулось? Для
проявления и развития инициативности необходимо научиться понимать и правильно
оценивать складывающуюся обстановку, в которой предстоит действовать и проявлять
энтузиазм.
Самосознание – сложное психическое образование, важнейшим компонентом
которого является самоотношение, которое активно формируется в старшем
подростковом возрасте: вырабатывается собственная независимая система эталонов
самооценивания, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний
мир и активная жизненная позиция. Являясь одной из важнейших образующих личности,
инициативность непосредственно связана с межличностной и социальной позицией, с
масштабом и значимостью тех задач и деяний, за которые личность принимает
ответственность. Таким образом, инициативность определяет практически все сферы
жизнедеятельности человека, не только на данном этапе развития старшего подростка, но
и в будущем.
Инициативность не формируется самопроизвольно, для ее развития необходима
целенаправленная работа. Воспитательно-образовательная работа по развитию
инициативы должна опираться на когнитивный компонент, мотивационную и
эмоциональную сферу, подкрепляться субъектными формами взаимодействия. Особенно
эффективно подобные механизмы используются в проектной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу
положен такой теоретический конструкт, как «инициативность», тогда как большинство
разработанных программ, акцентируют внимание на развитии лидерских качеств
подростков. Данную программу можно использовать в развивающих, профилактических
целях, а также для консультирования и просвещения старших подростков по вопросам
осознания ценности собственной личности и стремления к активной жизненной позиции.
Цель программы: Развитие положительного качества личности, проявляющееся
как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг,
самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем
и отвечать за свой выбор.
Задачи:
1. Развивать у старшеклассников стремление к самопознанию.
2. Формировать способность адекватно оценить себя на основе личной и социальной
систем ценностей.
3.Актуализировать качества, необходимые для развития инициативности.
4.Мотивировать социально направленную деятельность личности
Контингент: учащиеся 10-11 класса.
Форма работы: групповая. Выбор групповой формы работы обусловлен
возрастно-психологическими особенностями старшего подросткового возраста.
Возможность сравнить себя с окружающими, получить обратную связь от сверстников
будет стимулировать самопознание, стремление к
саморазвитию, самосовершенствованию. Групповая форма работы реализуется в
форме занятия с элементами тренинга.
Тренинговая форма работы построена на следующих принципах:
1. Принцип активности.
Предполагается активность участников тренинговой группы. В тренинге
подростки вовлекаются в специально разработанные действия, проигрывание той или
иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением.
2. Принцип исследовательской творческой позиции
В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, свои личные
ресурсы, возможные особенности. Для этого в тренинге используются ситуации,
позволяющие членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы
поведения, экспериментировать с ними.
3. Принцип объективации (осознания) поведения.
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на
объективированный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным
средством объективации поведения является обратная связь.
4. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия,
открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим
поведением, не стесняясь ошибок.
Программа рассчитана на 68 часов
Срок реализации программы: 2 года (10-11кл)
Частота встреч: 1 раз в неделю.
Длительность встречи: 40 минут.
Количество участников в групповой работе: 8-12 человек.
Литература:
1. Анн Л.Ф Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007.
2. Гонохова Т. Трудно быть собой // Эл. ресурс. Режим доступа:
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304108
3. Григоренко Т.А. Программа по развитию позитивной Я-концепции у
старших подростков с помощью методов арттерапии "Все грани моего Я". Эл.
ресурс.Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602627/
4.Долинина Н.В. Я - лидер нового поколения: учебное пособие для общеобразовательных
организаций. М.: Просвещение, 2020
2.Тематическое планирование.
10 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема
Определение, суть понятия
инициативная личность
Целостность личности
Как развивать в себе
целостность?
Внутренний выбор,
самостоятельность и
ответственность
Роли в области
ответственности
Личные качества и
характеристики
инициативного человека
Путь от принуждения к
вдохновению
Основа лидера нового
поколения.
Чувство собственного
достоинства и
самоуважения
Сила намерения и
управление жизнью
Позитивное мышление и
личное влияние
Проблемный вопрос
Колво
часов
Почему инициативность притягивает к себе так много 1
внимания и вокруг неё только споров?
Что первое приходит в голову, когда ты слышишь 1
выражение «целостная и гармоничная личность»
Сколько у человека интеллектов?
1
Что такое свобода? Что такое ответственность и почему 1
люди ее боятся?
Инициативная
личность
вдохновляет или руководит?
Какие
личные
инициативным7
качества
Что такое эволюция смыслов?
будит,
делают
принуждает, 1
человека 1
1
Чтобы вести людей за собой нужно идти впереди, за 1
ними или рядом?
Что стоит за понятием «личное достоинство»? Чем 1
отличается любовь к себе от эгоизма?
Что значит управлять своей жизнью и надо ли это? 1
Почему часто я не получаю того, чего хочу?
Эмоция-это друг или враг? В чем разница между 1
чувствами и эмоциями? Как переключить на
позитивное мышление другого человека?
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Управление эмоциями
Индивидуальность и
инициативность
Сила слова
Этика и культура
взаимоотношений
Выявление сильных сторон
и индивидуальных
способностей
Система личных
потребностей и убеждений
Профессиональное
самоопределение
Инициативный работник
Непрерывное обучение в
цифровую эпоху
Почему важно научиться управлять эмоциями? Чем 1
может быть полезен эмоциональный интеллект?
Что такое харизма? В чем твоя уникальность? Что такое 1
личный бренд и для чего он нужен?
Как выбирать слова в критической или конфликтной 1
ситуации? Как говорить, чтобы тебя поняли?
Этика- это вынужденная мера или норма поведения?
1
Нравственный выбор -это поступить правильно или…?
Почему сильные и слабые стороны виднее со стороны? 1
Развитие это устранение недостатков или развитие
сильных сторон?
«Не хлебом единым жив человек», а чем еще?
1
Что важнее, кем ты являешься или что ты имеешь? 1
Почему сложно выбрать дело по душе?
Должен ли работник быть инициативным?
1
Как не потерять себя в цифровом мире? Дает ли 1
этот мир развитие инициативе?
Управление временем
Как правильно ставить цели и планировать? Что такое 1
бесцельная жизнь? Как правильно управлять своим
временем?
Хочу или должен?
Что сильнее сила воли или сила желания? Что такое 1
эмоциональное выгорание?
Идеи и люди, которые их
воплощают
Развитие креативности
Мечтатель. Критик.
Реалист
Потенциал личности:
Что нужно чтобы воплотить идею? Чем группа 1
отличается от команды?
Что мешает креативности?
1
Игра- дебаты.
1
Есть
ли
границы
у
потенциала?
Что
мешает 1
27
28
29
30
31
32
33
34
видеть, верить, предлагать
инициировать?
Управление мотивацией
Что такое увлеченность и вовлеченность? Как н где 1
найти смысл?
Умение слушать и слышать
сердцем
Обратная связь вместо
критики
Твоя Родина и твои
возможности
Моральная основа
инициативной личности
Итоги, выводы,
обсуждения
Итоги, выводы,
обсуждения
Итоги, выводы,
обсуждения
Почему люди не слышат друг друга? Что значит 1
слушать сердцем?
Чем опасна и полезна критика? Чем обратная связь 1
отличается от критики?
Что такое культурный код? Любят ли инициативных 1
людей в государстве?
Что такое вектор инициативы? Куда может привести и 1
завести инициатива?
Эссе «Инициативная личность»
1
Обсуждение эссе
1
Подведение итогов первого года, пожелания, 1
вопросы, перспектива.
11класс
№
урока
Тема
Проблемный вопрос
1
Психология
инициативного человека
Инициатива-это умственная или физическая 1
волевая активность? Инициативность устойчивое
свойство личности или ситуативное?
2
Мнение экспертов про
инициативность
Сколько людей столько и мнений. Какие книги 1
можно почитать про инициативность?
3
4
10 позитивных и 10
негативных «Я» во мне
Самоотношение
Колво
часов
Зачем человеку следует учиться самооценке? Что 1
значит фраза «адекватный человек»?
Лидер нового поколения это ты?
1
5
Я управляю
другими
собой
и
6
Я управляю
другими
собой
и Живи и цени жизнь. За что ты ценишь жизнь? 1
Постановщиком спектакля под названием «Жизнь»
должен быть ты?
7
Я управляю
другими
собой
и Твори и созидай. Ты теоретик или практик в своей 1
деятельности?
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Инициативность движет
миром
Как и в чем проявляется
инициатива?
Социально значимые
инициативы
Какая позиция на данный момент для тебя важнее, 1
труднее: вдохновляйся или вдохновляй?
«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир» 1
(Архимед) Что для тебя является такой точкой?
В каких сферах жизнедеятельности человека
1
можно проявить инициативу? Можно ли
научиться чему-то новому без собственного
желания?
В чем состоят проблемы воспитания социальной 1
активности?
Что
такое
патернализм
и
инфантилизм?
Социально значимые
инициативы
Способность творчески мыслить и находить 1
нестандартные решения, что еще необходимо для
социальной инициативы?
Социально значимые
инициативы
Социальные
инициативы
детско-юношеских 1
организаций
разных времен или что может
«подсказать» бабушка.
Социальные практики
Мое участие в социальном проектировании класса,
я
инициатор,
организатор,
исполнитель,
наблюдатель?
Социальные практики
Инициирование идей для возможных социальных 1
проектов старших школьников и студентов
Инициатива, направленная
на государство
Творческие инициативы
Творческие инициативы
Творческие инициативы
Коммуникативная
Что такое законотворческая инициатива?
1
Предлагаю поиграть или как появляются игры.
1
Что такое образное мышление? Где его можно 1
применить?
Новые веяния в искусстве польза или вред?
1
Что такое эмпатия? «Взаимоотношения – это такая 1
система, в которой обоим приходится сталкиваться
инициатива
с
проблемой
проявления
инициативы».
Аргументируй.
«В здоровом теле здоровый дух» или в чем 1
заключается двигательная инициатива.
Что такое безответственная инициативность? 1
Разнообразие интересов личности или как
научиться «не разбрасываться».
20
Двигательная инициатива
21
Инициатива целеполагания
и волевого усилия
22
Любознательность и любопытство кто «враг», а
Познавательная инициатива кто «друг»?
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Познавательная инициатива
«Инициатива наказуема»
так ли это?
Игра Кораблекрушение.
Практика
Практика
Практика
Итоги.
Обсуждения
Итоги. Выводы.
Обсуждения
Итоги. Выводы.
Обсуждения
Итоги.
Обсуждения.
1
В чем проблемы сверхинициативности? Как 1
понять фразу « кто везет, на том и едут»?
Знакомство с мониторингом А.М. Щетинина, 1
оценивание уровня своей инициативности (притча
об инициативном работнике)
Карта проявлений
инициативности
Практика
Как добывать новое знание? Что такое логика?
1
Оценивание уровня инициативности другого.
1
Создание притчи (теория)
1
Сочинение притчи
1
Иллюстрация притчи
1
Книга сказок и притч
1
Выводы. Презентация Книги
1
Эссе Инициативная личность это я?
1
Обсуждение эссе
1
Выводы. Подведение
вопросы.
итогов
второго
года,
пожелания, 1