РП УК Основы проектно-исследовательской деятельности 7-9 класс

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
_____________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ОСНОВЫ ПРОКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
основное общее образование
7-9 класс

Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Программа учебного курса «Основы проектно-исследовательской
деятельности» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Важность
реализации
программы
обусловлена
особенностью
проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития
современного мира, является залогом общественного прогресса и важным
условием индивидуального развития человека. Жизнь современного общества
устроена таким образом, что любые более или менее серьезные изменения
связаны с успешной реализацией разнообразных проектов и исследований —
в науке, творчестве, бизнесе, в быту. Поэтому, чтобы школа по-настоящему
стала «учительницей жизни», важно учить школьника основам проектноисследовательской деятельности. Программа нацелена на помощь ребенку в
освоении основ организации и осуществления собственной проектноисследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого
опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом. Этот
опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и — в перспективе — во
взрослой самостоятельной жизни. Программа поможет школьнику более
глубоко изучить интересующую его область знаний, а также приобрести
важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и
гармоничного вхождения в современный мир:
навык самостоятельного осмысления актуальных проектных
или
практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы,
которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и
реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную
работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому
результату;
- навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в
удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время
людьми многих творческих профессий;

- навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным
в работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной
собственности;
- навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и
взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
- навык работы со специализированными компьютерными программами,
техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными
ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская
деятельность школьника. Кроме того, работа школьника над проектом или
исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки.

Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа курса реализована в работе со школьниками с 7- 9 классах. В
силу возрастных особенностей школьников педагогу важнее акцентировать
внимание не столько на качестве результата проекта или исследования,
выполненного ребенком (качественный результат проекта или исследования
подростка — все-таки редкость, а не правило), сколько на том, чтобы ребенок
научился делать проекты и исследования, т. е. освоил основы проектноисследовательской деятельности и приобрел, возможно, первый опыт такого
рода деятельности.
Программа курса рассчитана на 87 часов, 7 класс 34 ч.; 8 класс- 36 час.;
9 класс – 17 час.
В рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседа,
обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на
отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры,
самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации
педагога, конкурс, итоговая научно-практическая конференция, коллективнотворческие дела. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание
индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им
возможность проявить и развить самостоятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций Федеральной
рабочей программы воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребенка, что проявляется в:

- приоритете развитие личностных результатов реализации программы,
нашедших свое отражение и конкретизацию в Примерной программе
воспитания;
- высокой степени самостоятельности школьников в проектноисследовательской деятельности, что является важным компонентом
воспитания ответственного гражданина;
- ориентации школьников на подчеркиваемую Примерной программой
воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности, в
частности их проектов и исследований;
- интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых
общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается
Федеральной рабочей программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе
На каждом этапе работы над проектом (исследованием) школьник
вправе рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую
помощь оказать. Делать это нужно крайне деликатно: не подменяя своим
трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за
результатом ради результата. Результат проектно-исследовательской
деятельности — это забота школьника, а развитие личности школьника —
забота педагога, педагогический результат.
Примерная схема действий педагога
1. Объяснение школьникам особенностей их работы на предстоящем
этапе. Предупреждение возможных сложностей. Обращение к примерам из
уже реализованных детских проектов или исследований.
2. Индивидуальные консультации для школьников, которые в них
нуждаются.
3. Совместный анализ с ребенком той части работы, которая была
выполнена им на данном этапе. Подчеркивание успехов школьника и сильных
сторон его работы. Обращение внимания на слабые стороны. Предложение
исправить, скорректировать, усилить их. Лучше, если сначала попытку
анализа ребенок предпримет самостоятельно, затем при помощи других детей
(если этот анализ проводится не индивидуально, а в группе, и при условии, что
автор будет не против), а затем уже с педагогом.
4. Повторный анализ результатов работы на данном этапе и подготовка
к работе на следующем. Таким образом, шаг за шагом школьник при

поддержке учителя осуществляет проектно-исследовательскую деятельность
— где-то ошибаясь, где-то преуспевая, и самое главное — обучаясь на своих
ошибках и благодаря своим успехам.
Оценить результаты проектно-исследовательской деятельности
школьников можно в процессе защиты ими подготовленных работ в рамках
школьной научно-практической конференции.
Планируемые результаты освоения курса
ИССДЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

«Основы

проектно-

Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
- готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках
реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими
работами пользуется школьник во время проведения исследования или с
которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
активное участие посредством реализации социально ориентированных
исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны.
В сфере патриотического воспитания:
-осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, к истории и современному состоянию российских
гуманитарных наук;
- ценностное отношение историческому и природному наследию,
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к
науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков,
психологов, социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований,

осознание важности морально этических принципов в деятельности
исследователя;
- готовность в процессе работы над проектом или исследованием
оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
-свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
-восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или
используемым в ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям
и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства;
-осознание важности художественной
коммуникации и самовыражения.

культуры

как

средства

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
-осознание ценности жизни как главного и важнейшего ориентира для
проектных работ;
-способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с
реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой
собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектноисследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно
профессионального будущего.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных
или групповых проектов;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе
исследования.
В сфере экологического воспитания:

-ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания:
-ориентация
в
проектно-исследовательской
деятельности
на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой;
-овладение языковой и читательской культурой как средством научного
и практического познания мира;
-овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
-освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
-способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень компетентности через практическую проектную и исследовательскую
деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других);
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
-умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
Метапредметные результаты

1.
Овладение универсальными познавательными действиями:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, с учетом
предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях;
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
использовать вопросы как исследовательский инструмент;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное; -формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять
различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации; эффективно систематизировать
информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
проектной или исследовательской работы при решении конкретной

практической или научной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, планировать организацию совместной работы, определять
собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы
и иные);
- выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать
собственные действия с другими членами команды;
- оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями:
- владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской
и проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
- составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами
самоконтроля — осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку
полученных результатов исследовательской или проектной работы; вносить
коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы курса (основное общее
образование) представлены в том числе с учетом специфики содержания
проекта выбранного обучающимся.
Извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме; осуществление выбора языковых средств для
создания устного или письменного высказывания в соответствии с
коммуникативным замыслом; обогащение словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой
общения; осознанное расширение речевой практики; овладение основными
нормами современного русского литературного языка.

Умение участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с
приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
умение использовать словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники
в библиотечных фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи;
применение ИКТ, соблюдение правил информационной безопасности.
Умение видеть проблему, формулировать её. Разрабатывать проект,
этапы его реализации.
Умение работать над проектом в соответствии с этапами.
Искать необходимую информацию.
Вести сопутствующие исследования (эксперимент, наблюдение, опрос,
интервью, и т.д.)
Делать собственные умозаключения и выводы.
Иметь представление о разных видах проектов, освоить 2-3 вида в
практической деятельности.
Освоение и применение системы знаний о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, о характерных
чертах общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные
отношения,
включая
правовые
нормы;
умение
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни; овладение
приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из
различных адаптированных источников и публикаций средств массовой
информации с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в сети Интернет; умение анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников и публикаций
СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами; приобретение опыта использования полученных знаний в
практической проектной деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОИССДЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 8 класс
Введение в проектно-исследовательскую деятельность (4 ч)
Открытия и изобретения в нашей жизни. Любопытство и желание
помочь людям как двигатели прогресса. Детские мечты школьников и
педагога об открытиях и изобретениях, первые попытки их реализации —
наивные и реалистичные, смешные и серьезные, удачные и неудачные. Мир
взрослых как мир, построенный на проектах и исследованиях. Курс
внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» как
возможность воплотить детские мечты и подготовиться к успешной взрослой
жизни. Суть проектно-исследовательской деятельности — решение
актуальной исследовательской или практической проблемы, с которой
сталкиваются люди; возможность получить (хотя бы отчасти) новое знание
или создать (хотя бы отчасти) новый продукт, который поможет решить эту
проблему. Два вида проектно-исследовательской деятельности: деятельность,
направленная на получение нового знания (исследование), и деятельность,
направленная на создание нового практического продукта (проект). Признаки
проектно-исследовательской деятельности школьников: направленность на
решение сложной практической или исследовательской проблемы,
требующей совершения поэтапных действий; предложение нового или
отчасти нового решения этой проблемы; получение результата в виде нового
или отчасти нового (усовершенствованного) продукта / нового или отчасти
нового (дополненного) знания, помогающего решить эту проблему; сложность
или невозможность предопределения результата; самостоятельность
выполнения с возможностью обратиться за консультациями к взрослым.
Индивидуальные и групповые проекты и исследования. Особенности занятий
в рамках курса «Проектно-исследовательская деятельность»: творчество и
ориентация на получение конкретного результата работы, максимум
посильной самостоятельности, сочетание индивидуальной работы и
коллективного обсуждения ее этапов, мотивирующая и консультативная роль
педагога. Индивидуальные взгляды, интересы, увлечения школьника как
основа выбора направления проектно-исследовательской деятельности,
повышающая вероятность ее успеха. Примеры исследовательских проблем в
гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее решались другими
школьниками)
и
соответствующие
им
возможные
направления
исследовательской деятельности. Коммуникативная игра «Никто не знает, что
я…», направленная на рефлексию и презентацию школьником своих взглядов,
интересов и увлечений. Деловая игра-карусель «Проблемы, которые я хотел
бы решить», направленная на определение школьником предварительного
спектра исследовательских проблем, которые кажутся ему важными и
посильными для решения в рамках исследовательской деятельности.

Совместное обсуждение в группе предложенных школьниками проблем,
поддержка педагогом по возможности каждого ребенка, акцентирование
внимания на перспективных направлениях исследовательской деятельности,
связанных с предложенными школьниками проблемами, замечания
относительно труднорешаемых или малоактуальных проблем. Примеры
практических проблем в гуманитарной сфере (в том числе те, которые ранее
решались другими школьниками) и соответствующие им возможные
направления
проектной
деятельности.
Виды
проектов,
которые
подразумевают создание конкретного продукта, необходимого людям. Проект
как дело или мероприятие для других: творческие, социальные,
экологические, краеведческие, трудовые, спортивные проекты. Проект как
преобразование виртуальной или реальной среды: создание сайта, оформление
классной комнаты или пришкольной территории, создание наглядных
пособий и т. п. Проект как инициирование новых видов деятельности:
создание школьной медиастудии, организация танцевальных перемен в школе,
создание игротеки для малышей и т. п. Консультации для школьников по
вопросу определения проблемы, которую они хотели бы попытаться решить,
и
выбора
соответствующего
ей
направления
проектной
или
исследовательской деятельности.
Общий замысел проектно-исследовательской работы (6 ч)
Этапы работы над проектом или исследованием: выбор темы,
обоснование актуальности выбранной темы, формулировка цели и задач,
разработка гипотезы (для исследовательских работ)
или описание
предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ),
решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных
результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного
исследования или реализованного проекта, защита работы. Выбор темы
проектной или исследовательской работы. Требования к выбираемой теме
будущего исследования или проекта: личная заинтересованность в теме,
отражение в теме проблемы, которую школьник хочет решить, простота,
четкость, однозначность, непротиворечивость формулировки темы.
Тривиальность, многословие, наукообразие, избыток иноязычных аналогов
слов русского языка как наиболее распространенные ошибки в
формулировании темы исследовательских или проектных работ. Примеры
удачных и неудачных тем исследовательских и проектных работ в
гуманитарной сфере, в том числе тех, над которыми ранее работали другие
школьники. Практикум: групповая работа «Коротко обо всем» —
формулировка школьниками тем на основе предложенных педагогом
исследовательских (1-я группа) или практических (2-я группа) проблем.
Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для школьников по
вопросу выбора темы проекта или исследования, а также первоначального

замысла его реализации. Аргументация актуальности работы как важный
социальный навык, дающий возможность взрослому человеку реализовать
интересы, отстаивать свои взгляды, добиваться целей, находить
единомышленников и продвигать результаты собственного труда. Примеры из
бизнеса, политики, культуры, науки, демонстрирующие успех аргументации в
том или ином начинании. Обоснование актуальности исследовательской или
проектной работы: в чем суть решаемой в ходе работы проблемы, почему ее
нужно решать, в чем будет новизна предлагаемого решения, кому поможет это
решение, чем новое решение может быть полезно. Научная актуальность как
важность и полезность пополнения недостающих знаний об изучаемом
объекте или явлении или новом взгляде на изучаемый объект или явление. Как
описать актуальность исследовательской работы. Социальная актуальность
как важность и полезность решения той или иной практической задачи для
конкретных людей (целевой аудитории проекта). Как определить целевую
аудиторию проекта, возраст и масштаб аудитории, ориентация проекта на
потребности аудитории. Примеры удачных и неудачных обоснований
актуальности тем исследовательских и проектных работ в гуманитарной
сфере, в том числе тех, над которыми ранее работали другие школьники.
Обучающая игра «Кому это надо?» — работа в микрогруппах: определение
адресата и обоснование актуальности тем, предложенных группами друг
другу. Консультации (в режиме личных и/или онлайн встреч) для школьников
по вопросу обоснования актуальности выбранной темы исследования или
проекта, а также замысла его реализации. Цель как идеальный, мысленно
представленный результат исследовательской или проектной работы.
Требования к цели: краткость, конкретность, достижимость, проверяемость ее
достижения. Примеры удачных и неудачных формулировок целей
исследований и проектов. Задачи исследовательской и проектной работы.
Отличие задач от цели, соотношение цели и задач. Задачи как отражение
этапов предстоящей работы, как преодолеваемые препятствия на пути к
достижению цели. Поступательность и поэтапность формулируемых задач.
Примеры удачных и неудачных формулировок задач исследований и
проектов. Гипотеза в исследовательской работе и модель описания
создаваемого продукта в проектной работе. Гипотеза как описанное в общих
чертах предположение о будущих результатах исследовательской работы, как
предполагаемая новая информация, которую школьник планирует получить в
ходе исследования. Описание предполагаемых свойств создаваемого в ходе
проектной работы продукта. Примеры удачных и неудачных гипотез и
моделей. Консультации (в режиме личных и/или онлайн-встреч) для
школьников по вопросу целей, задач и гипотез/описания предполагаемых
свойств создаваемого продукта, сформулированных ими для своих
исследовательских/проектных работ. Консультации для школьников (по
запросу) по вопросу первых шагов реализации проекта или исследования.

Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)
Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных
задач и описание сделанного. Приоритет самостоятельной работы школьника.
Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над
решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных
консультаций с педагогом той части работы школьника, которая была
выполнена им на каждом этапе; разбор успехов и неудач школьника;
предложения педагога по исправлению или корректировке работы; помощь
педагога (по запросу школьника) в преодолении имеющихся у школьника
затруднений; повторный анализ результатов работы на данном этапе и
подготовка к работе на следующем этапе; параллельное ознакомление
школьников с необходимыми нюансами реализации проекта или
исследования. Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных
и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям,
сомнениям в реализации их проектных или исследовательских работ.
Проблемы и потребности людей как исходный посыл для создания проекта.
Инструменты изучения проблемных зон. Опросы как инструменты
конкретизации проблемы. Составление опросников. Открытые и закрытые
опросы. Выбор аудитории для опроса. Гугл-формы и их создание. Способы
обработки полученных данных. Обратная связь от целевой аудитории в ходе
реализации проекта и после его окончания. Механизмы получения обратной
связи. Непосредственные и опосредованные методы получения обратной
связи. Коррекция краткосрочных проектов в зависимости от обратной связи.
Коррекция долгосрочных проектов в зависимости от обратной связи: создание
регулирующих механизмов и инструментов. Негативная обратная связь от
аудитории: как правильно ее воспринимать и как с ней работать.
Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайнвстреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в
реализации их проектных работ. Обзор литературы и анализ литературы:
отличие одного от другого. Анализ разработанности проблемы в научной
литературе как важная часть настоящего исследования. Этика исследователя.
Плагиат и цитирование высказываний других авторов. Правила оформления
ссылок на использованную литературу. Консультации для школьников (по
запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей
идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их исследовательских работ.
Способы реализации проекта. План работы как исходная точка реализации
проекта. Признаки хорошего плана работы. Формулировка конкретных этапов
работы. Требования к результатам каждого этапа работы. Дедлайны и их
значение. Визуализация плана и реализация задач. Что делать, если «не
получается». Организация собственной работы над индивидуальным
проектом. Организация работы проектной группы над групповым проектом:
распределение поручений в группе в зависимости от особенностей

исполнителей,
исполнительские
и
организаторские
поручения,
сопровождение выполнения исполнительского поручения, привлечение
специалистов не из состава проектной группы. Как стать хорошим
организатором? Консультации для школьников (по запросу, в режиме личных
и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям, затруднениям,
сомнениям в реализации их проектных работ. Методы проведения
исследования. Анализ исторических источников (для исторических работ),
критика источника, тенденциозность источника. Контент-анализ. Анкетный
опрос, правила составления опросников и этика проведения опроса, офлайн- и
онлайн-опросы. Метод фокус-группы и правила беседы с ее участниками.
Эксперимент. Особенности проведения эксперимента в гуманитарной сфере,
этика экспериментатора. Оформление результатов. Консультации для
школьников (по запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по
возникающим у детей идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их
исследовательских работ.
Авторский путь реализации задуманного проекта
.1-й этап: проверка готовности к реализации задуманного. Демонстрация
замысла проекта нескольким представителям целевой группы. Доработка
проекта по итогам данного тестирования. Определение запасных вариантов в
случае изменения обстоятельств реализации проекта. Намеренная мысленная
проверка на прочность «А что если…».
2-й этап: предстартовая подготовка. Работа с проектной группой (если в
реализации проекта задействовано несколько человек) по всему содержанию
проекта, определение возможных страховок и замен. Подготовка
необходимого оборудования. Настрой проектной группы. Определение
способов связи членов проектной группы в случае реализации проекта как
дела или мероприятия.
3 этап: старт проекта. Педагогическое сопровождение проекта. Обратная
связь от целевой аудитории. Консультации для школьников (по запросу, в
режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей идеям,
затруднениям, сомнениям в реализации их проектных работ. Сопровождение
реализации проекта школьника. Авторское видение изучаемого объекта или
явления: его возможного устройства, характерных признаков, особенностей
функционирования, причин появления, этапов развития, последствий,
классификации, связей с другими объектами или явлениями, внутренних
закономерностей и т. п. Гуманитарное исследование как авторское видение
изучаемого объекта или явления, представленное в его описательной модели.
Модель как рассмотренный с определенной точки зрения упрощенный образ
объекта — его интерпретация, где выделены существенные элементы объекта
и определены ключевые связи между ними. Особенность гуманитарного

исследования — трудность или невозможность объективного описания
реальности, тенденциозность и субъективность исследовательского взгляда,
гипотетичность предлагаемой исследователем описательной модели
изучаемого им объекта или явления. Возможность сосуществования
различных описательных моделей одного и того же объекта или явления, то
есть множества его интерпретаций. Консультации для школьников (по
запросу, в режиме личных и/или онлайн-встреч) по возникающим у детей
идеям, затруднениям, сомнениям в реализации их исследовательских работ.

Содержание курса
7 класс
Введение в организацию коллективного проектирования (8ч.)
Коллективное творческое дело. Виды. Стадии. Условия успеха КТД. Формируемые
качества личности. Формы организации дел. Правила работы в коллективе.
Эффективные методы взаимодействия (3ч.)
Что такое ЭМВ? Организация процесса ЭМВ. Роли. Отличительные черты ЭМВ. Мозговой
штурм. Продуцирование идей. Отбор лучщих идей для реализации проекта.

Дневник коллектива (2ч.)
Зачем нужен дневник летописи КТД? Структура дневника (коллективная разработка).
Коллективное принятие решения, используя ЭМВ.

Разработка и реализация коллективного проекта (15ч.)
Коллективное определение вида КТД . Предварительная работа.
Коллективное планирование. Коллективная подготовка КТД. Отчёт о
проделанной работе. Проведение КТД. Коллективное проведение итогов.
Стадия ближайшего последействия КТД.
Организация волонтерской деятельности (8ч.)
Направления волонтерской деятельности. Знакомство с волонтерскими
движениями города. Встреча с волонтерами. Участие в волонтерской акции.
Разработка и проведения волонтерской акции

8 класс
Введение в проектную деятельность (5ч.)
Атрибуты проекта
Виды проекта. Определение направлений проектной деятельности
Принципы проектной деятельности.
Этапы проекта.
Определение темы индивидуального проекта.
Оформление паспорта индивидуального проекта (14ч.)
Что такое паспорт проекта? Структура паспорта. Типы проекта. Тема проекта
Противоречие.
Цель и задачи проекта. Гипотеза проекта. Краткое описание проекта.
Актуальность проекта. Построение диаграмм по итогам опроса.
Подтверждение актуальности проекта
из официальных
источников
информации. Практическая работа после каждого урока.

План реализации проекта (10 ч.)
Структура плана индивидуального проекта. Групповая работа по составлению
плана реализации проекта. Особенности и условия реализации плана.
Практическая работа по реализации плана. Роль руководителя проекта.
Оформление проекта (5 ч.)
Оформление титульного листа. Оформление оглавления проекта.
Оформление введения в проект. Подбор теоретического материала для
проекта. Оформление списка литературы и источников информации
части проекта. Оформление практической части реализации проекта

9 класс
Оформление итогов проектно-исследовательской работы (17 ч.)
Анализ сделанного : что удалось, что не удалось, почему не удалось, что
можно было улучшить или сделать иначе, определение возможного
последействия проекта или перспектив исследования, предложения по
возможному развитию, улучшению, совершенствованию проекта или
исследования. Описание проделанной проектной или исследовательской
работы как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои
опыт и знание. Структура и правила оформления текста описания проектной
или исследовательской работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза (для
исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств
создаваемого продукта (для проектных работ), описание (возможно, разбитое
на параграфы) процесса решения поставленных задач, заключение с
формулированием
выводов
о
полученных
результатах,
список
использованной литературы (для исследовательских работ). Консультации для
школьников (в режиме личных и/или онлайн-встреч) по вопросу оформления
текста выполненных проектных или исследовательских работ. Защита
проектной или исследовательской работы как возможность приобрести
полезный навык публичного выступления, отстаивания и продвижения
собственных идей. Мультимедийное сопровождение защиты, правила
создания мультимедийной презентации в доступных компьютерных
программах. Правила и секреты публичного выступления: грамотная речь,
темп речи и дикция, мимика и жесты, краткость и яркие примеры, уместный
юмор, внешний вид и умение держать себя перед аудиторией. Особенности
предстоящей научно-практической конференции школьников и проводимого
в ее рамках конкурса проектно-исследовательских работ. Критерии оценки
проектно-исследовательской работы школьника. Консультации для

школьников (в режиме личных и/или онлайн-встреч) по вопросу публичной
защиты своих проектных или исследовательских работ. Научно-практическая
конференция школьников. Торжественное открытие конференции.
Объявление регламента работы конференции и выступлений школьников.
Объявление регламента конкурса проектно-исследовательских работ
школьников, проводимого в рамках конференции. Выступления авторов
проектов и исследований. Вопросы авторам и выступления с комментариями
со стороны других школьников, педагогов, приглашенных специалистов.
Работа жюри конкурса.

Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
«Основы проектно-исследовательской деятельности», 7 класс
№ Наименование разделов и тем
п/п программы

1

Количество часов
Всего

Введение
в
организацию 8
коллективного проектирования

2

Эффективные
взаимодействия

3

Дневник коллектива

методы 3

2

Зачетные
работы
25-30 сентября
23-27 октября
4-8 декабря
18-23 декабря

4

Разработка
и
реализация 14
коллективного проекта

15-20 января
12-17 февраля
11-16 марта

5

Организация
волонтерской 7
деятельности (8ч.)

итого

36

13-25 мая

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного курса «Основы проектноисследовательской деятельности», 8 класс
№ Наименование разделов и Количество часов
п/ тем программы
Всег Зачетные
п
о
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1 Введение в
деятельность

https://yandex.ru/video/
preview/123786503304
50305275

проектную 5

2 Оформление
информационного
паспорта проекта

14

2-7 октября

23-27 октября https://yandex.ru/video/
preview/910277367743
13-18 ноября
5002745
1-6 декабря
https://yandex.ru/video/
18-23 декабря preview/916821141400
6408568

3 План реализации проекта 10

5-9 февраля

4 Оформление проекта

4-8 марта

4

18-22 марта
8-13 апреля
22-26 апреля
5 Предварительный отчет 1
по реализации проекта
итого

36

13-25 мая

Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного курса «Основы проектноисследовательской деятельности», 9 класс
№ Наименование разделов и Количество часов
п/п тем программы
Всего Зачетные работы

1

Планирование
2
индивидуальной
деятельности
по
завершению
реализации
проекта

2

Подготовка к защите проект 6

-

25-30 сентября
9-13 октября
25-28 октября

3

Индивидуальные
консультации

5

-

4

Защита проекта

4

Ноябрь –Декабрь
по индивидуальному
графику

итого

17

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».