Содержание
1.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной
программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
дополнительной образовательной программы
Содержательный раздел
4
6
2.2.
Особенности дополнительной образовательной программы спецкурса
«Школа подготовки будущего первоклассника «Умка»
Программы отдельных курсов
2.2.1.
Развитие речи. Обучение грамоте
6
2.2.2.
Математические ступеньки
9
2.2.3.
Рисование и художественный труд
11
2.2.4.
Зелёная тропинка
13
2.2.5.
Легоконструирование ЛЕГО- мастер
14
2.2.6
Интеллектуальные витаминки
18
2.3.
Ожидаемые результаты реализации дополнительной образовательной
программы
Организационный раздел
20
3.1.
Учебный план
20
3.2.
Календарный учебный график
21
3.3.
Система условий реализации дополнительной образовательной
программы
Методическое обеспечение
21
1.3.
2.
2.1.
3.
3.4.
2
5
6
22
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа спецкурса «Школа подготовки будущего
первоклассника «Умка»» была разработана педагогическим коллективом МАОУ СОШ
№ 14 в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре
общеобразовательных программ дошкольного образования и условиям их реализации,
учитывая особенности психофизического развития и возможностей детей 5,5-6,5 лет.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части,
касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми
детьми образовательной программы платных дополнительных образовательных услуг
«Школа подготовки будущего первоклассника «Умка»», закреплены в заключённом
между ними и образовательным учреждением договоре.
Дополнительная образовательная программа дошкольной подготовки будущих
первоклассников подготовлена в соответствии с программой подготовки дошкольника
к школьному обучению «дошкольная пора» под
ред. Н.Ф. Виноградовой и предназначена для формирования у детей предпосылок к
учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации
к школьному обучению по ФГОС.
Направленность программы - социально-педагогическая.
Программа реализуется в рамках платных образовательных услуг.
Цель: обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у
будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих
способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации
первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
•
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе
дошкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного
возраста;
•
отбор содержания образования детей на уровне дошкольного образования,
которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от
дублирования содержания обучения в первом классе школы;
•
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к
школе, желания учиться;
•
формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых
для благополучной адаптации к школе.
Основные принципы работы:
•
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
•
уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
•
комплексный подход при разработке занятий;
•
вариативность содержания и форм проведения занятий, опора на игровую
деятельность;
•
систематичность и последовательность занятий;
•
наглядность;
3
•
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности
ребенка.
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной
программы
В результате освоения программы спецкурса «Школа подготовки будущего
первоклассника «Умка»»:
Выпускник:
- готовый к обучению в школе: умеющий учиться, способный организовать свою
деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать
свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.
Таким образом, результатом всего хода развития и воспитания ребёнка в дошкольном
возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только
подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»),
свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и
сотрудничать со взрослыми и сверстниками. А также формирования у детей
предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к
школьному обучению по ФГОС.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
•
принимать и выполнять правила школьного распорядка:
•
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения в школе, на улице
и в быту;
•
уважительное отношение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям;
•
освоить роли ученика, формирование интереса (мотивации) к учению.
•
оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
•
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
•
определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в
жизненных ситуациях под руководством учителя;
•
определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в
жизненных ситуациях под руководством учителя;
•
использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник
и пр.
4
Познавательные УУД:
•
ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела;
•
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
учебнике;
•
сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие;
•
группировать объекты, предметы на основе существенных признаков;
•
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять
тему.
Коммуникативные УУД:
•
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
•
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
•
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
•
слушать и понимать речь других;
•
участвовать в деятельности при работе в паре.
Предметные результаты:
Ребенок научится:
• распознавать первый звук в словах;
• внимательно слушать литературные произведения;
• называть персонажей, основные события;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
• составлять элементарный рассказ по серии картинок;
• обсуждать нравственные стороны поступков людей;
• участвовать в коллективных разговорах;
• использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
• различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету,
по размеру;
• считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
• определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
• ориентироваться в пространстве;
• ориентироваться в тетради в клетку;
• выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
• выполнять элементарный орнамент в полосе;
Ребенок получит возможность научиться:
• устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по
имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу,
говорить спокойным дружелюбным тоном);
• различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
•
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные, потешки);
• устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
• присчитывать и отсчитывать по одному;
• использовать основные правила построения линейного орнамента.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
дополнительной образовательной программы.
5
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов,
которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта и образовательным
процессом и системой оценки.
Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных
оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного
процесса.
Личностные результаты выпускников школы будущего первоклассника не подлежат
итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов – это оценка достижения планируемых
результатов освоения образовательной программы «Школа подготовки будущего
первоклассника «Умка»», а также планируемых результатов, представленных во всех
учебных программах.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных
действий.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В 2.1. Особенности программы спецкурса «Школа подготовки будущего
первоклассника «Умка»»
Общая характеристика
Основные положения программы:
подготовка к школе носит развивающий характер;
не допускает дублирования программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми);
обеспечивает формирование ценностных установок;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные
виды деятельности;
готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
готовит к любой системе школьного образования.
Ведущая деятельность:
игра;
продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование.
Виды действий в процессе конструирования:
анализ объекта;
сравнение и сопоставление;
выделение общего и различного;
осуществление классификации; установление аналогии.
Структура программы
Программа спецкурса «Школа подготовки будущего первоклассника «Умка»»
состоит из следующих курсов:
Развитие речи. Обучение грамоте
Математические ступеньки
6
Рисование и художественный труд
Зелёная тропинка
Интеллектуальные витаминки
Легоконструирование ЛЕГО- мастер
2.2. Программы отдельных курсов
2.2.1. Развитие речи. Обучение грамоте
Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является
развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество
дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.
Изучение данного раздела обеспечивает обогащение активного словаря ребенка,
связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный
рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к
изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму.
Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества
ребенка.
Цель: обогащение активного словаря, связной речи, формирование умений
составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение; развитие
фантазии, воображения, словесного творчества, развитие звуковой культуры речи, звуко слогового анализа слов; подготовка руки к письму.
Содержание:
Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.
Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.
Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.
Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в
слове по порядку.
Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные,
звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).
Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга
познавательных задач в области языка:
Овладение звуковым синтезом слов.
Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
Правильное произношение всех звуков родного языка.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой
структуре.
Уточнение, обогащение, активизация словаря.
Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание
простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без
использования терминов).
Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и
самостоятельно).
Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей
темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,
чистоговорок, скороговорок.
Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты,
эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и
при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам
дрyгиx детей.
7
Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по
специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность
детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.
На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого
включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:
графические диктанты;
штриховку фигур;
рисование по клеткам узоров;
построение фигур из прямых линий.
Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как
фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть
рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает
конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой
буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и
скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям
такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из
геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления
ребёнка.
В данный раздел включены следующие упражнения:
Пальчиковая гимнастика.
Штриховка.
Лепка.
Аппликация
Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.
Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения
и конструкторских способностей.
Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны,
требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти
ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира
является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место
занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять
через лепку.
Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической деятельности:
расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и
развитию мелкой моторики.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
·
правильно держать ручку при письме;
·
ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
·
фиксировать границу и величину элементов;
·
запоминать конфигурацию букв;
·
знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
·
при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
·
уметь по фрагментам продолжить узор.
В процессе обучения дошкольники должны:
•
Иметь в активном словаре слова, характеризующие качества и свойства
предметов ("какой, из чего сделан", "для чего нужен"), обобщающие слова (мебель,
одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные
по значению (например, бежать-идти; смеяться-улыбаться; грустно-весело; легкотяжело и др.).
8
•
Пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например,
широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.).
•
Использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей
(печальный, грустный, обиженный, усталый).
•
Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и разные черты
(например, два разных яблока; яблоко и банан и др.).
•
В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к
наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам ("нравится — не
нравится"), элементарно обосновывать свое мнение ("почему нравится - не нравится").
•
Различать (в процессе моделирования) слово и предложение, составлять по
образцу и самостоятельно предложения.
•
Строить модели предложений (в игре).
•
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим
знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть
его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку,
называть пары звуков по твердости-мягкости.
•
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить
звуковой анализ 3-5-звуковых слов (в процессе моделирования).
•
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные,
твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять
звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой
структурой слова и т. п.
•
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения на материале
всегоалфавита.
• Писать печатными буквами.
• Сравнивать результаты своей работы с образцом
Планируемые результаты
1.
Классифицируют звуки: гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие;
согласные звонкие и глухие.
2.
Умеют различать звуки на слух. Умеют выделять в слове звуки. Умеют находить
звук в начале, середине и конце слова.
3. Умеют проводить звуковой анализ слова. Соотносят букву и звук.
4. Знают буквы. Умеют читать слова. Могут написать слова печатными буквами.
5. Штрихуют предмет. Свободно обводят предмет по контуру. Печатают буквы по
образцу и без образца. Знакомы с правилами работы в тетради в клеточку и линейку.
2.2.2. Математические ступеньки
Цель: формирование способности к интеллектуальной деятельности,; умение
строить рассуждения, формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике.
Содержание:
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.
Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.
Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равества и
неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью
составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).
9
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в
одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части
предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и
сыпучих веществ.
Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции с ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.
Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на
наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного
материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже,
позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.
Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по
форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
круг, овал. Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида, куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из
палочек.
Формирование представлений о точке, прямой линии, луче, отрезке, ломаной линии,
многоугольниках, углах.
Сравнение предметов по длине, массе, объему.
В процессе обучения дошкольники должны:
1) выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и
совокупностей;
2) объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между
целым и частью;
3) находить части целого и целое по известным частям;
4) сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать их двумя способами,
5) считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
количественными и порядковыми числительными;
6) сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и
устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;
7) называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
8) определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
9) соотносить цифру с количеством предметов;
10) измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или
уменьшения их длины, высоты, ширины;
10
11) узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
12) разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
13) выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
14) называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
15) использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и
нескольких единиц
16) записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.
Планируемые результаты:
1. Умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными. Умеют называть предыдущее и
последующее число в пределах 10.
2. Умеют соотносить цифру с количеством предметов.
3. Умеют сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и
устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.
4. Умеют использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
5. Умеют определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
6. Умеют выполнять сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.
7. Умеют использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной ли
нескольких единиц.
8. Умеют выражать словами местонахождение предметов, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги.
9. Знают и называют части суток, последовательность дней недели,
последовательность месяцев в году.
10.
Умеют узнавать и называть: квадрат, круг, треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник.
11. Умеют в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять
целые фигуры из частей.
12. Умеют по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
13. Умеют измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки,
располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины,
ширины высоты.
14. Умеют непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, массе, объёму,
площади.
15. Умеют практически измерять длину, объём различными мерками. Имеют
представление об общепринятых единицах измерения величин.
2.2.3. Рисование и художественный труд
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и
свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования
социально-экономических и культурных условий. Способность к творчеству –
отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с
природой, создавать, не нанося вреда, не разрушая, а преумножая. Творчество человека
немыслимо вне общества, потому что все созданное творцом всегда было и будет
неповторимым, оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.
Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство, которое
развивает художественно – образное мышление, основанное на воображении, фантазии,
зрительном и слуховом ассоциативном восприятии.
Основное назначение данной программы – развитие творческой личности
ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность, развивающая глаз и
11
пальцы, координацию движения и речь, углубляет и направляет эмоции, возбуждает
фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор.
Цель программы – развитие творческой личности, ориентированной на
гармонизацию своих отношений с окружающей средой, развивать важнейшие для
художественного творчества способности, т. е. умение видеть жизнь глазами
художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей
действительности и первичное освоение художественных материалов.
Учитывая сквозное построение программы, т.е. плавный переход от дошкольного к
школьному образованию, программа выдвигает следующие
Задачи:
•
осуществлять специальную подготовку к курсу изобразительного искусства
в школе: овладение навыками и умениями работы с инструментами, освоение
различных художественных материалов;
•
развивать «ручную умелость» в художественной работе;
•
способствовать развитию творческого потенциала, проявлению
самостоятельности, индивидуальности ребят;
•
создать положительное эмоциональное отношение у детей к своей
продуктивно-художественной деятельности;
•
развивать речь, обогащать словарный запас ребенка, развивать умение
выражать свои мысли, чувства, замысел словами.
Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника , будь то
живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук,
предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей
координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных
техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению
пространства, объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин,
глина, бумага (объёмное моделирование). Необходимо чередовать один вид деятельности
с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом
объёме, нежели на плоскости листа.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:
1. Рисование на различные темы (сюжетное).
3. Лепка
4. Рисование по замыслу (творческие задания).
5. Аппликация.
6. Беседы об изобразительном искусстве.
Разработаны методы обучения и формы работы по данной программе. Наиболее
эффективными методами обучения являются:
- создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между
различными видами искусств; - поиск необходимых вариативных способов воплощения
идеи средствами изобразительного искусства;
- создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного
образа.
Содержание:
«Давайте познакомимся» Проба всех цветов на палитре «Цветик - семицветик»; «Моя
любимая игрушка» Характер линий. Рисование по представлению пастельными мелками;
«То берёзка, то рябинка» Бордюры и узоры. Аппликация. Узор в полосе. Способы
симметричного вырезания; «Братья наши меньшие» Создание формы. Лепка. Способ
вытягивания из куска; «Времена года» Изображение лета и зимы по представлению;
изображение осенней и весенней ветки по представлению; «Кто кому кто?» Оригами.
Конструирование животных и детёнышей. «Папа, мама, я - дружная семья»; «Все
профессии нужны, все профессии важны» Аппликация. Атрибуты профессий. «К нам
прилетели снегири» Оригами. Снегирь. «Дом, в котором я живу» Танграм. Дом. «Город, в
12
котором я живу». «Каждому предмету своё место» Коллективное панно из выполненных
ранее работ. «Чудо рядом» Рисование бордюров по русским мотивам. «День и ночь –
сутки прочь» Состояние неба. Полное заполнение листа. «Наши забавы» «Ждём гостей»
Пластилин. Лепка на основе. Барельеф. «Моя улица» Рисование улицы по представлению.
«Защитники Отечества» Поздравительная открытка. «Моя любимая мама» Платок для
мамы, бабушки. « Внимание, дорога! Помни правила движенья. Транспорт». Зарисовка.
Дорожные знаки. «Во саду ли, в огороде» Рисование с натуры. Овощи и фрукты. Дикие и
домашние животные Театр теней. Силуэт. «Какие бывают растения?» «Любимый мир
сказок» Лепка сказочных героев. «Мои увлечения»
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
1) овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш
и кисть; в аппликации – ножницы, гладилки; в лепке - стеки);
2) развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук,
координация действий руки и глаза, зрительный контроль;
3) производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом
направлении сверху вниз, слева направо и по косой;
4) умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или
ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при
письме;
5) развитие зрительно – двигательной координации;
6) развитие «ручной умелости» ребёнка.
2.2.4. Зелёная тропинка.
Основное назначение данной программы
Модуль «Зеленая тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в
дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены
непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты,
осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой
форме.
«Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном
мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве.
«Явления общественной жизни» – расширяет круг знаний и представлений о явлениях
окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
Цель программы – развитие у детей универсальных предпосылок учебной
деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей,
формирование экологического сознания.
Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и
научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных
природоведческих представлений.
Задачи:
последовательное приобщение ребенка к свойственным естественнонаучным
дисциплинам методам познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть
своими глазами, сделать своими руками;
развивать речь, обогащать словарный запас ребенка, развивать умение выражать свои
мысли, чувства, замысел словами.
Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на
занятиях.
Содержание.
Содержание программы строится как синтез различных составляющих
естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных
сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается
13
достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для
развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные
наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей
данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется
рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. при этом большое
внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства
предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки,
фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется
накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для
успешного освоения программы начальной школы.
Для организации наблюдений в природе последовательность рассмотрения
отдельных вопросов курса в процессе преподавания может быть изменена относительно
порядка их изложения в программе.
Наши друзья животные.
Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные нашей местности.
Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений.
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых
для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске,
выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб.
Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего
природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков,
взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие птиц, сравнение их по
размерам и окраске.
Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на
рисунках и в природе.
Зеленое чудо – растение.
Растения нашей местности: распознавание их в природе. Декоративные растения;
раскрашивание изображений, рисование. Лепка из пластилина овощей и фруктов,
различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание растений из семян.
Отношение человека к растениям: каким оно должно быть.
Звезды, Солнце и Луна.
Наблюдение звездного неба, выделение отдельных созвездий (двух-трех). Солнце и
его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе.
Приключения Солнечного Зайчика.
Наблюдение световых лучей, игры с Солнечным Зайчиком, совместное сочинение
сказки о Солнечном Зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.
Круглый год
Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие
признаки. Выявление связей между различными сезонными изменениями (положение
солнца, погода, жизнь растений и животных).
Планируемые результаты:
Неживая природа:
Дети должны:
- иметь представление о сезонных изменениях в природе;
- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал
снег;
- уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Живая природа:
Животный мир
Дети должны иметь представление:
- о домашних животных;
14
- о перелетных и зимующих птицах;
- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир:
Дети должны иметь представление:
- об условиях, необходимых для роста растений,
- о лесных ягодах и грибах;
- об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь:
- различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
2.2.5 Легоконструирование ЛЕГО- мастер
Основное назначение данной программы
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности
взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок
не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но
правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое
благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
LEGO–конструирование
объединяет
в
себе
элементы
игры
с
экспериментированием,
а
следовательно,
активизирует
мыслительно-речевую
деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое
мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и
самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень
развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих
успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для
интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных
видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе
деятельностного подхода в обучении.
Цель программы – создание условий для самовыражения личности ребенка, развитие у
старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO–
конструирования.
Задачи:
приобретение такие социальных качеств как любознательность, активность,
самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного
сотрудничества,
повышение самооценки через осознание «я умею, я могу»,
снятие эмоционального и мышечного напряжения,
формирование логического, проектного мышления,
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить
начатое дело до конца, планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим
мышлением;
развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и
умственные способности.
Содержание.
15
Знакомство с «LEGO- конструктором», знакомство с деталями, способом крепления,
строительство по замыслу «Постройка ограды (вольер) для животных». Зоопарк. Слон и
жираф. Дети. Заюшкина избушка. Дед Мороз. Птицы. Домашние животные. Автомобиль.
Самолёт. Плывут корабли. Беседка. Покорители космоса. Робот. Строительство по
замыслу детей.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину,
длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают
образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных
положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой
моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и
монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется
развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с
предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным
условиям, образцу. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяются
вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваются с образцом либо схемой.
Содержание педагогического процесса
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это
необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые
детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством
воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом
носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий.
Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце
концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем
познавательным увлечением для детей.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в
первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала,
занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с
другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень
важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания
нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет
возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее
части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы:
Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов
крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в
руке или на столе.
Информационно-рецептивный. Обследование LEGO деталей, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с
формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.
Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание
моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический.
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы.
Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация
образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога.
16
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с
использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать,
пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится
пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с
учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования
можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики),
юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2,
2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера
закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются
эти названия в активном словаре.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым
формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели
«шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе,
стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Формы занятий:
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут
быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы
способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном
взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями
и навыками.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД):
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность
– 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные
умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование. Цель второй части – развитие способностей
к наглядному моделированию.
Основные задачи:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и
строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного
проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и
передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Ожидаемый результат реализации программы:
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять
полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная
активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
17
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет,
выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их
назначением и строением.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое
дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных
элементов;
о связи между формой конструкции и ее функциями.
2.2.5 Интеллектуальные витаминки
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый
дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует
подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности
ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная
трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет
учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую
аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами
образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его
личности, вопросами воспитания.
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является
уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал
мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в
количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных
процессов. [6]
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих
умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А.
Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком
смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения
действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение
наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. [4]
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического,
социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а
разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того,
что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации –
работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться
правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего
обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической,
социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это
целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу
школьного обучения.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению
понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы
18
программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка.
[4] Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона
ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то
ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате
несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать
программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.
Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности
ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.
Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование
предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу;
развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к
обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой
моторики, воображения, восприятия.
Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности
дошкольника 5 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.
Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам
психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу,
воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей достаточно
хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение;
сформированы мотивы учения.
Программа предполагает занятия по 30 минут, в середине занятия предусмотрены два
перерыва-разминки на 5 минут.
В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу;
развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам
обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление,
вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции
деятельности в соответствии с заданными нормами.
ПРОГРАММА
“Интеллектуальные витаминки»
(психологическая подготовка детей к школе)
дошкольники
1 часа в неделю, всего – 29 час.
развернуть таблицу
№
п/п
Содержание
Количество
часов
1.
Развитие внимания
Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание.
6
2.
Развитие памяти
Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая
слуховая память, зрительно-образная память.
5
3.
Развитие мышления
Образное и логическое мышление, зрительное восприятие
пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и
6
19
классификации.
4.
Развитие восприятия
Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость)
4
5.
Развитие воображения
3
6.
Развитие мелкой моторики рук
Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук
5
Всего:
29
2.3. Ожидаемые результаты реализации дополнительной образовательной
программы
В результате обучения по программе спецкурса «Школа подготовки будущего
первоклассника «Умка»» ребенок научится:
1) правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш;
2) свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных
направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
3) выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в
соответствии с изображением;
4) полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы
крупно;
5) передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное
положение, основной цвет предметов;
6) владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь анализировать:
маленький – большой, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;
узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;
7) пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации;
8) воспроизведению и конструированию объектов;
9) умение создавать несложные конструкции из разных материалов.
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Срок реализации программы – 7 месяцев.
Продолжительность обучения: 29 недель.
Наполняемость группы – 20 – 25 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 занятия в день.
Длительность занятий — не более 30 минут. Перерыв
между занятиями — не менее 10 минут.
Общее число занятий — 87, в том числе:
Название занятия
Развитие речи. Обучение грамоте
Количество часов в
неделю
1
Математические ступеньки
1
Зелёная тропинка
0,5
Рисование и художественный труд
0,5
Интеллектуальные витаминки
0,5
20
Развитие конструкторских
способностей «ЛЕГО-мастер»
0,5
Календарный учебный график
Месяц
октябрь
Даты занятий
2,9,16,23,30
Итого дней
5
ноябрь
6,13,20,27
4
декабрь
4,11,18,25
4
январь
15,22,29
3
февраль
5,12,19,26
4
март
5,12,19,26
4
2,9,16,23,30
5
апрель
ВСЕГО:
29 дней
3.3. Система условий реализации программы
В целях обеспечения реализации образовательной программы «Школа
подготовки будущего первоклассника «Умка»» в МАОУ СОШ №14 для участников
образовательных отношений созданы условия, обеспечивающие возможность:
•
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе
детьми с ограниченными возможностями здоровья;
•
участия обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработке дополнительной
образовательной программы спецкурса «Школа подготовки будущего
первоклассника «Умка»»;
•
использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
•
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников;
•
включения обучающихся в процессы понимания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
•
обновления содержания дополнительной образовательной программы
спецкурса «Школа будущего первоклассника», а также методик и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов
детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей
субъекта Российской Федерации;
•
эффективного управления образовательным учреждением с использованием
информационно-коммуникационных
технологий,
а
также
современных
механизмов финансирования.
МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева укомплектована кадрами, имеющими
необходимую квалификацию для решения задач, определённых дополнительной
образовательной программой спецкурса «Школа подготовки будущего первоклассника
«Умка»».
21
Для решения учебно-познавательных задач с применением информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе используются учебные
помещения начальной школы.
3.4. Методическое обеспечение программы
Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная
пора»:
1. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно2.
3.
4.
развивающие игры для младших школьников.
Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для
педагогов и родителей.
Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и
педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова.
5.
ВиноградоваН.Ф. «Придумай и расскажи»
Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;
Салмина Н.Г., Глебова А.О.
«Учимся
рисовать».
6.
7.
8.
9.
Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
Гаврина С.Е.Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
Гаврина С.Е.Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
Жукова О.С.Как хо-ро-шо у-меть чи-тать! Быстрое обучение чтению.
10. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем
вместе»;
11. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и
словами»;
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.
Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка.
Никитин Б.П. Развивающие игры.
Столяр А.А. Давайте поиграем.
Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей.
Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.
Школа для дошколят. Развиваем память.
22