РП УК Коммуникативные возможности графического языка 10-11 класс

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом №91 от 30.08.23)

Рабочая программа
по учебному предмету
«Коммуникативные
возможности графического
языка»
для 10-11 классов

Рабочая программа курса «Коммуникативные возможности графического
языка», разработана для учащихся 10-11 классов и является частью Основной
образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №14 им.
В.Ф. Фуфачева.
Курс «Коммуникативные возможности графического языка» рассчитан на 2
года обучения (68 часов), 1 час в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Коммуникативные возможности
графического языка»
Личностные результаты
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, проявления познавательной
активности в области предметной технологической деятельности;
- формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, овладению элементами организации умственного и
физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности
в различных сферах с позиции будущей социализации;
- воспитания трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры,
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или
проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового
коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для новых задач в учебе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой
деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе
заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из
них; поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение
различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и
технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению
учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или
технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствие с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов,
формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и
организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов совей деятельности;
- формирование и развитие компетентностей в области использования ИКТ;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и
другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой
деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и
средств устранения ошибок или разрешение противоречий выполняемых
технологических процессов;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности
и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в
соответствие с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности сточки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и
приемы основных геометрических построений;

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных
аксонометрических изображений;
- основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;
- условности изображения и обозначения резьбы;
- способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;
- методы вспомогательных секущих плоскостей.
- использование чертежных инструментов;
- анализ форм предметов в натуре и по их чертежам;
- анализ графического состава изображений;
- умение читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображе-ния
предметов;
- умение выбирать необходимое число видов на чертежах;
- умение осуществлять несложные преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей;
- умение выполнять необходимые разрезы;
- умение правильно определять необходимое число изображений;
- умение выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием; чертежи резьбовых соединений деталей;
- умение читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
умение
читать
несложные
строительные
чертежи;
пользоваться
государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- умение применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием.
Содержание курса «Выразительные возможности графического языка»
Введение. (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения
об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением
компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Сведения о нанесении размеров
на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса;
указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы,
цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ФИГУРЫ (3 ч.)
Геометрические элементы (линии, углы), геометрические фигуры и тела. Анализ
геометрической формы объектов.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и
окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление
окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 9, 12 частей)

ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ПЛОСКОЙ ДЕТАЛИ (2 ч.)
Применение знаний и навыков правил построение чертежа.
ЧЕРТЕЖИ В СИСТЕМЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ (6 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид
слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах.
Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК
(8 ч.)
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция
окружности. Построение овала. Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел (призмы, пирамида, конус, цилиндр, шар). Понятие о
техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида - аксонометрической проекции и рационального способа
ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции вершин, ребер, граней.
Порядок построения чертежа. Нанесение размеров с учетом формы предмета.
Порядок чтения чертежа.
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (9 ч.)
Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение разрезов и сечений. Сечение
как способ выявления поперечной формы предметов. Правила выполнения
разрезов и сечений. Соединение вида и разреза. Виды разрезов. Обозначение
разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО КОЛЛИЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЙ
(3 ч.)
Выбор количества изображений, выбор главного вида. Условности и упрощения
на чертеже.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (10 ч.)
Общие сведения о соединениях деталей. Виды соединения деталей. Стандартные
детали. Изображения резьбовых и шпоночных соединений. Порядок чтения
сборочных чертежей. Спецификация. Разрезы на сборочных чертежах.
Условности и упрощения на сборочных чертежах.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ (5 ч.)
Деталирование. Конструирование. Выполнение третьего вида чертежа детали по
двум заданным. Выполнение аксонометрии по чертежу детали.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (4ч.) Основные особенности строительных
чертежей. Масштабы, размеры. Условные изображения. Упрощения на
строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ (2 ч.)
Правила выполнения электрической схемы. Условные изображения

Тематическое планирование 10 класс
№

тема

1

Введение.
Графические
изображения
и чертежные инструменты.

2

Правила
чертежей

3

Линии чертежа

4

Графическая работа «Линии
чертежа».
Шрифты чертежные

5

содержание

оформления

6

Нанесение
размеров
чертеже. Масштабы.

7

Построение чертежа плоской
детали. Практическая работа.
Графическая работа «Чертеж
плоской детали»
Геометрические фигуры и Геометрические элементы (линии, 1
тела.
углы), геометрические фигуры и
тела.
Анализ
геометрической Анализ геометрической формы 1
формы объектов.
объектов.
Практическая
работа Применение знаний и навыков при 1
«Анализ
геометрической анализе геометрической формы
формы детали»
объектов.

8
9
10
11

на

кол.
часов
Значение черчения в практической 1
деятельности
людей.
Краткие
сведения
об истории черчения. Современные
методы выполнения чертежей с
применением
компьютерных
программ. Цели и задачи изучения
черчения в школе. Организация
рабочего места.
Инструменты, принадлежности и 1
материалы
для
выполнения
чертежей. Рациональные приёмы
работы инструментами.
Понятие о стандартах. Форматы.
(основная, тонкая, штриховая, 1
штрихпунктирная)
Применение знаний и навыков при 1
выполнении чертежных линий
Применение
и
обозначение 1
масштаба. Сведения о чертежном
шрифте. Буквы, цифры и знаки на
чертежах.
Сведения о нанесении размеров на 1
чертежах (выносная и размерная
линии, стрелки, знаки диаметра и
радиуса; указание толщины и длины
детали надписью; расположение
размерных чисел).
Применение знаний и навыков 1
правил построение чертежа.
правил построение чертежа.
1

12

Геометрические построения. Деление окружности на равные 1
Деление
окружности
на части (деление окружности на 3, 5,
равные части
6, 7, 9, 12 частей)

13

Сопряжения углов

14

Сопряжения
дуг
и
окружностей
Графическая
работа
«Геометрические
построения»
Проецирование

15
16
17

Прямоугольное
проецирование

18

Расположение
чертеже.

19

Определение необходимого
числа видов на чертежах.
Местные виды

20

Соотнесение видов чертежа с
наглядным
изображением
детали
Графическая
работа
«Выполнить чертеж детали»
Получение
аксонометрических проекций

21
22

23
24
25

26

видов

на

Сопряжения (сопряжения прямого,
острого и тупого углов, сопряжение
прямой и окружности)
Сопряжения (сопряжение дуг и
окружностей внешнее и внутреннее)
Применение знаний и навыков при
выполнении
геометрических
построений.
Проецирование. Центральное и
параллельное проецирование.
Прямоугольные
проекции.
Выполнение
изображений
предметов на одной, двух и трех
взаимно
перпендикулярных
плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их
названия: вид спереди, вид сверху,
вид слева.
Определение
необходимого
и
достаточного числа видов на
чертежах. Понятие о местных видах
(расположенных в проекционной
связи).
Расположение видов на чертеже.
Анализ геометрической формы
объектов
Применение знаний и навыков при
выполнении чертежей детали
Косоугольная
фронтальная
диметрическая и прямоугольная
изометрическая
проекции.
Направление
осей,
показатели
искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические
проекции
плоских фигур.
Аксонометрические
проекции
объемных фигур.
Эллипс как проекция окружности.
Построение овала.

Аксонометрические
проекции плоских фигур.
Аксонометрические
проекции объемных фигур.
Аксонометрические
проекции
предметов,
имеющих
круглые
поверхности
Чертежи
и Чертежи
аксонометрические проекции проекции

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

и
аксонометрические 1
геометрических
тел

геометрических тел
27
28
29

30
31
32
33
34

Построение
аксонометрической проекции
детали.
Графическая
работа
«Аксонометрическая
проекция детали».
Технический рисунок.

(призмы, пирамида, конус, цилиндр,
шар)
Выбор вида - аксонометрической
проекции и рационального способа
ее построения.
Применение знаний и навыков при
выполнении
аксонометрической
проекции детали.
Понятие о техническом рисунке.
Технические
рисунки
и
аксонометрические
проекции
предметов.
Анализ геометрической формы
предметов.
Проекции вершин, ребер, граней.

Анализ
геометрической
формы предметов.
Проекции вершин, ребер,
граней.
Порядок
построения Порядок
построения
чертежа.
чертежа.
Нанесение размеров с учетом формы
предмета.
Порядок чтения чертежа.
Порядок чтения чертежа.

1
1
1

1
1
1
1

Занимательные
задачи. Применение знаний и навыков при 1
Анализ
геометрической анализе геометрической формы
формы предметов.
предметов
Итого
34

Тематическое планирование 11 класс
№

тема

1

Сведения
о
способах
проецирования. Повторение.

2

Общие сведения о сечениях и
разрезах.
Назначение
сечений.
Правила
выполнения
сечений.

3

4

Графическая работа «Эскиз
детали
с
выполнением

содержание

кол.
часов
Прямоугольные
проекции. 1
Выполнение
изображений
предметов на одной, двух и трех
взаимно
перпендикулярных
плоскостях проекций.
Косоугольная
фронтальная
диметрическая и прямоугольная
изометрическая проекции.
Общие сведения о сечениях и 1
разрезах.
Назначение разрезов и сечений. 1
Сечение как способ выявления
поперечной
формы
предметов.
Правила выполнения разрезов и
сечений. Расположение сечений.
Применение знаний и навыков при 1
выполнении сечений.

5
6
7
8
9
10

11

12

13
14
15
16
17
18
19
20

сечений».
Назначение разрезов.
Назначение разрезов и сечений.
Правила
выполнения Правила выполнения разрезов и
разрезов.
сечений.
Виды
разрезов.
Обозначение разрезов.
Соединение вида и разреза.
Соединение вида и разреза.
Тонкие стенки и спицы на Тонкие стенки и спицы на разрезах.
разрезах.
Графическая работа «Эскиз Применение знаний и навыков при
детали
с
выполнением выполнении разрезов.
необходимого разреза».
Выбор
количества Определение
необходимого
изображений,
выбор количества изображений. Выбор
главного вида.
количества изображений, выбор
главного вида.
Условности и упрощения на Определение
необходимого
чертеже.
количества
изображений.
Условности
и упрощения
на
чертеже.
Графическая работа «Эскиз Применение знаний и навыков при
детали с натуры».
выполнении
эскиза
детали
с
применением
необходимых
условностей
и
целесообразных
разрезов или сечений.
Общие
сведения
о Общие сведения о соединениях
соединениях деталей.
деталей. Виды соединения деталей.
Стандартные детали.
Чертежи
болтовых
и Изображения
резьбовых
шпилечных соединений.
соединений. Обозначение резьбы.
Работа со справочным материалом.
Графическая работа «Чертеж Применение знаний и навыков при
резьбового соединения».
выполнении сборочных чертежей с
резьбовым соединением.
Изображения шпоночных и Изображения
шпоночных
и
штифтовых соединений.
штифтовых соединений. Работа со
справочным материалом.
Общие
сведения
о Общие сведения о сборочных
сборочных чертежах.
чертежах. Спецификация.
Разрезы
на
сборочных Особенности
применения
чертежах.
необходимых
разрезов
на
сборочных чертежах.
Размеры
на
сборочных Особенности простановки размеров
чертежах.
на сборочных чертежах.
Порядок чтения сборочных Порядок
чтения
сборочных
чертежей. Условности и чертежей. Условности и упрощения
упрощения на сборочных на сборочных чертежах.

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34

чертежах.
Практическая
работа Применение знаний и навыков при
«Чтение
сборочных выполнении сборочных чертежей.
чертежей».
Понятие о деталировании.
Понятие о деталировании. Значение
спецификации.
Графическая
работа Применение знаний и навыков при
«Деталирование».
выполнении деталирования.
Выполнение третьего вида Выполнение третьего вида чертежа
чертежа детали по двум детали по двум заданным.
заданным.
Выполнение аксонометрии Выполнение
аксонометрии
по
по чертежу детали.
чертежу детали.
Решение творческих задач с Понятие
и
особенности
элементами
конструирования.
конструирования.
Особенности строительных Основные
особенности
чертежей.
строительных чертежей. Масштабы,
размеры.
Условные изображения на Условные изображения. Упрощения
строительных чертежах.
на строительных чертежах.
Порядок
чтения Порядок
чтения
строительных
строительных чертежей.
чертежей.
Практическая
работа Применение знаний и навыков при
«Чтение
строительного анализе и чтении строительных
чертежа».
чертежей.
Графическая
работа Применение знаний и навыков при
«Выполнение чертежа детали выполнении чертежей.
по
чертежу
сборочной
единицы».
Электрические схемы.
Правила выполнения электрической
схемы.
Правила
выполнения Правила выполнения электрической
электрической схемы.
схемы.
Условные изображения
Условные изображения.
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».