СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Стр.
п/п
1
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.1.1
Цели реализации программы начального общего образования
3
1.1.2
Принципы формирования и механизмы реализации программы начального
4
общего образования
1.1.3
Общая характеристика программы начального общего образования
6
1.2
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального
8
общего образования
1.3
Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
10
программы начального общего образования
2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
18
2.1
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов
18
2.2
Программа формирования универсальных учебных действий
19
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
2.3
Рабочая программа воспитания начального общего образования
26
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
29
3.1
Учебный план
29
3.2
Календарный учебный график
30
3.3
План внеурочной деятельности
32
3.4
Календарный план воспитательной работы
35
3.5
Система условий реализации программы начального общего образования.
37
2
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Основная образовательная программа начального общего образования (далее –
ФОП НОО) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809).
ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева разработана в соответствии с
ФГОС НОО 2021 года и с учетом ФОП НОО. При этом содержание и планируемые
результаты разработанной ООП НОО не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФОП НОО.
ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева является основным документом,
определяющим
содержание
образовательную
общего
деятельность
образования,
организации
в
а
также
единстве
регламентирующим
урочной
и
внеурочной
деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
предусматривает
непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО
федеральных
рабочих
программ
по
учебным
предметам:
«Русский
язык»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир».
1.1.1
Цели реализации ООП НОО
Целями реализации ООП НОО являются:
1) обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина
Российской Федерации на получение качественного образования, включающего
обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
2) развитие единого образовательного пространства Российской Федерации на
получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание
каждого обучающегося;
3) организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых
результатов начального общего образования, отраженных в ФГОС НОО;
4) создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учетом
его потребностей,возможностей и стремления к самореализации;
3
5) организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся
и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО предусматривает
решение следующихосновных задач:
- формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовнонравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
-
достижение
планируемых
результатов
освоения
ООП
НОО
всеми
обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
(далее – обучающиеся с ОВЗ);
-
обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц,
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других,
организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-
технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
-
участие
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей),
педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды
образовательной организации.
1.1.2 Принципы формирования и механизмы реализации программы
ООП НОО
ООП НОО учитывает следующие принципы:
1)
принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на требованиях,
предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатами
условиям обучения в начальной школе;
4
2)
принцип учета языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП НОО характеризует право получения образования
на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает
механизмы реализации данного принципа в учебных
планах, планах внеурочной деятельности;
3)
принцип
учета
ведущей
деятельности
обучающегося:
программа
обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности,
предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности
(мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4)
принцип
индивидуализации
обучения:
программа
предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов
для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом
мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
5)
принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает
связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между
этапами начального общего образования, а также успешную адаптацию обучающихся
к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые
подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного
общего образования;
6)
принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает
связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на
обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся,
нравственно-ценностного отношения к действительности;
7)
принцип
здоровьесбережения:
при
организации
образовательной
деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред
физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих
организация
педагогических
учебных
и
технологий.
внеурочных
Объем
мероприятий
учебной
должны
нагрузки,
соответствовать
требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности
для
человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта
2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
5
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее – Санитарноэпидемиологические требования).
ООП
НОО
учитывает
возрастные
и
психологические
особенности
обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре
года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3190
академических часов в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В
целях
удовлетворения
образовательных
потребностей
и
интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для
ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего
образования
в
порядке,
установленном
локальными нормативными
актами
образовательной организации. При формировании индивидуальных учебных планов, в
том числе для ускоренного обучения, объем дневной и недельной учебной нагрузки,
организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объем
домашних
заданий
должны
соответствовать
требованиям,
предусмотренным
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
1.1.3 Общая характеристика программы ООП НОО
Структура Программы включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных
предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей по
выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из
перечня, предлагаемого школой.
Программа
является
основным
документом,
регламентирующим
образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности
ООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
1) Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.
6
Целевой раздел ООП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО;
систему
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения ООП НОО. Пояснительная записка целевого раздела ООП
НОО раскрывает:
цели
реализации
ООП
НОО,
конкретизированные
в
соответствии
с
требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы
начального общего образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП НОО, в том числе
посредствомреализации индивидуальных учебных планов;
общую характеристику ООП НОО.
2) Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы,
ориентированные
на достижение
предметных,
метапредметных
и
личностных
результатов:
- рабочие программы учебных предметов;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- рабочую программу воспитания.
Рабочие
программы
учебных
предметов
обеспечивают
достижение
планируемых результатов освоения ООП НОО и разработаны на основе требований
ФГОС НОО к результатам освоенияпрограммы начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
содержит: описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов;
характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных
учебныхдействий обучающихся.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся
определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего
образования.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
7
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся,
в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение
ими результатов освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
3) Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации программы начального общего образования и включает:
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает
участие в учебном году или периоде обучения.
ООП НОО является основным документом, определяющим содержание
начального общего образования, а также регламентирующим образовательную
деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
1.2 Планируемые результаты освоения программы начального общего
образования
Планируемые результаты освоения ООП НОО соответствуют современным
целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система
личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ФОП НОО достигаются в единстве учебной и
воспитательной
деятельности образовательной организации
традиционными
российскими
социокультурными
и
в соответствии
с
духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
8
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление
способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания
программы
начального
общего
образования
обучающиеся
овладевают
рядом
междисциплинарных понятий, а также различными знаково- символическими
средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в
новых, нестандартных учебных ситуациях.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего
образования:
1) обеспечивают
связь
между
требованиями
ФГОС,
образовательной
деятельностью и системой оценки результатов освоения программы начального
общего образования;
2) являются содержательной и критериальной основой для разработки:
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности);
рабочей программы воспитания;
программы формирования универсальных учебных действий обучающихся –
обобщенных
учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в
различных предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися
программы начального общего образования;
системы оценки качества освоения обучающимися программы начального
общего образования;
в целях выбора средств обучения и воспитания, а также учебно-методической
литературы.
Структура и содержание планируемых результатов освоения программы
начального общего образования отражают требования ФГОС, передают специфику
образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей), соответствуют возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального
общего образования дают общее понимание формирования личностных результатов,
уточняют и конкретизируют предметные и метапредметные результаты как с позиций
организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки
этих результатов.
9
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
начального общего образования
Основой
объективной
оценки
соответствия
установленным
требованиям
образовательной
деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ООП НОО, является ФГОС НОО
независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения.
Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным
результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки достижения планируемых результатов (далее - система оценки)
является
частью
системы
оценки
и
управления
качеством
образования
в
образовательной организации и служит основой при разработке образовательной
организацией соответствующего локального акта.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её
основными
функциями
достижение
планируемых
эффективной
являются:
ориентация
результатов
обратной
связи,
образовательного
освоения ФОП
позволяющей
НОО
процесса
на
и
обеспечение
осуществлять
управление
образовательным процессом.
Основными
направлениями
и
целями
оценочной
деятельности
в
образовательной организацииявляются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа
процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых
исследований муниципального, регионального и федерального уровней;
оценка результатов деятельности педагогических работников как основа
аттестационных процедур;
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационныхпроцедур.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых
результатах освоения обучающимися ФОП НОО.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
стартовую диагностику;
10
текущую и тематическую оценку;
итоговую оценку;
промежуточную аттестацию;
психолого-педагогическое наблюдение;
внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
независимую оценку качества подготовки обучающихся;
итоговую аттестацию.
В соответствии с ФГОС НОО система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных
достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных
и
учебно-
практических
задач,
а
также
в
оценке
уровня
функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и
критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения,
выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит
важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он
реализуется как по
отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов
измерений.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся
реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися
планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать
типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в
ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей
знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения
последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений
реализуется через:
- оценку предметных и метапредметных результатов;
- использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки
11
динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой
оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся,
условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в
целях управления качеством образования;
- использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих
друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических
(в том числе исследовательских) и творческих работ;
- использование форм работы, обеспечивающих возможность включения
обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка,
взаимооценка);
- использование мониторинга динамических показателей освоения умений и
знаний,
в
том
числе
формируемых
с
использованием
информационно-
коммуникационных (цифровых) технологий.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является получение
общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и
ее влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов соблюдаются этические нормы и правила
взаимодействия с обучающимся с учетом его индивидуально-психологических
особенностей развития.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две
группы результатов:
основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и
социально значимые качества личности;
готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению,
активное участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник
осуществляеттолько оценку следующих качеств:
- наличие и характеристика мотива познания и учения;
- наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать
учебные действия;
- способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические
задания,
устанавливающие
уровень
этих
качеств,
целесообразно интегрировать с заданиями по оценке метапредметных регулятивных
универсальных учебных действий.
Оценка метапредметных результатов осуществляется через оценку достижения
12
планируемых
результатов
освоения
ФОП
НОО,
которые
отражают
совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных
учебных действий.
Формирование
метапредметных
результатов
обеспечивается
комплексом
освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения
сформированности:
- познавательных универсальных учебных действий;
- коммуникативных универсальных учебных действий;
- регулятивных универсальных учебных действий.
Овладение
познавательными
универсальными
учебными
действиями
предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических действий,
базовых исследовательских действий, умения работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает формирование у
обучающихся следующих умений:
- сравнивать объекты,
устанавливать
основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
-
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать
предложенныеобъекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
-
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственномунаблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Овладение базовыми
формирование
исследовательскими действиями
обеспечивает
уобучающихся следующих умений:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основепредложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
- сравнивать
несколько
вариантов
решения
задачи,
выбирать
наиболее
подходящий (на основепредложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
13
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое,
причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных илисходных ситуациях;
Работа с информацией как одно из познавательных универсальных учебных
действийобеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию,представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основаниипредложенного педагогическим работником способа её проверки;
- соблюдать с
помощью
работников, родителей
взрослых
(законных
(педагогических
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями
предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как
общение и совместная деятельность.
Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечиваетсформированность у обучающихся следующих умений:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями иусловиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек
зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
14
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
Совместная
деятельность
как
одно
из
коммуникативных
универсальных
учебных действийобеспечивает сформированность у обучающихся следующих умений:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно
ФГОС
НОО
предполагает
формирование
и
оценку
у
обучающихся
умений
самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля
(устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои
учебные действия для преодоления ошибок).
Оценка
достижения
метапредметных
результатов
осуществляется
как
педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так
и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем
учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные
ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными,
коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном
преподавании.
В ходе мониторинга проводится оценка сформированности универсальных
учебных действий. Содержание и периодичность мониторинга устанавливаются
решением педагогического совета образовательной организации. Инструментарий для
оценки
сформированности
межпредметной
основе
и
универсальных
включает
учебных
диагностические
действий
материалы
строится
по
на
оценке
функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и
15
познавательных учебных действий.
Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания
предметных
областей,
включающих
конкретные
учебные
предметы,
ориентированы на применение знаний,
умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях, а также на успешное обучение.
Оценка предметных результатов освоения ООП НОО осуществляется через
оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным
предметам.
Основным предметом оценки результатов освоения ООП НОО в соответствии с
требованиями ФГОС НОО является способность к решению учебно-познавательных и
учебно- практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах
действий,
в
том
числе
метапредметных
(познавательных,
регулятивных,
коммуникативных) действий.
Оценка
предметных
педагогическим
работником
результатов
в
ходе
освоения
процедур
ООП
НОО
осуществляется
текущего,
тематического,
промежуточного и итогового контроля.
Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
фиксируютсяв приложении к ООП НОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету
включает:
1) список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования и
способов оценки (например, текущая (тематическая); устно (письменно),
практика);
2) требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные
процедуры);
3) график контрольных мероприятий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе
текущего
и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения
итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем
успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным
содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с
16
целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как основа
(точка отчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность
предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и
счетом.
Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью
оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой
диагностики
являются
основанием для корректировки
учебных
программ и
индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения
обучающегося в освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей
усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность)
и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим
работником и обучающимся существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты,
этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному
предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные
и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и
групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с
учетом особенностей учебного предмета.
Результаты те кущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса.
Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися
тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со второго
класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному
предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов
накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и
фиксируется в классном журнале.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода
17
обучающихся в следующий класс.
Итоговая оценка является процедурой внутренней оценки образовательной
организации и складывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по
предмету. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном
содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий.
2. Содержательный раздел.
2.1 Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), приложением к ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева и
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения программы начальноо
общего образования. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности) соответствуют требованиям обновленного Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Федеральной образовательной программы начального общего образования, рабочей
программы воспитания МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
По учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение", " и "Окружающий
мир" предусмотрено непосредственное применение федеральных рабочих программ (в
соответствии с частью 6.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2023).
Рабочие программы включают:
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности);
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности);
тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности) и возможность использования по этой теме
электронных
(цифровых)
образовательных
ресурсов,
являющихся
учебно-
методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники
и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
18
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности содержат указание на
форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей
представлены в Приложениях № к ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева:
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (Приложение 1)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (Приложение 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский)
(Приложение 3)
Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык» (немецкий)
(Приложение 4)
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (Приложение 5)
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» (Приложение 6)
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» (Приложение 7)
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Изобразительное
искусство»
(Приложение 8)
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (Приложение 9)
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Приложение 10)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (Приложение
11)
Рабочая программа по учебному предмету части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений «Познавательное чтение» (Приложение
12)
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности (Приложения 13-23)
2.2
Программа формирования универсальных учебных действий
В соответствии с ФГОС НОО программа формирования универсальных
(обобщенных)учебных действий (далее ‒ УУД) имеет следующую структуру:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
характеристика
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных
универсальных учебных действий.
Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется
19
через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания
обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это
взаимодействиепроявляется в следующем:
-
предметные
знания,
умения
и
способы
деятельности
являются
содержательной основой становления УУД;
- развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как
активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе
применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического
мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного
обучения
(в
условиях
неконтактного
информационного
взаимодействия
с
субъектами образовательного процесса);
- под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности:
универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и
составляющих его
операций, что позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий
на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных
(виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно
отражается на качестве изучения учебных предметов;
- построение учебного процесса с учетом реализации цели формирования
УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски,
которые нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к
вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и
виртуального представления экранных (виртуальных) моделей
изучаемых
объектов, сюжетов, процессов.
Познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в
учебно- познавательной деятельности обучающихся и включают:
методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на
экране) в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение,
элементарные опыты и эксперименты; измерения и другое);
базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение,
анализ,
обобщение,
классификация,
сериация,
выдвижение
предположений,
проведение опыта, мини-исследования и другое);
работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе
графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах
(возможно на экране).
20
Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности
обучающегося к самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности
обучающегося к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой
обитания,
членами
многонационального
поликультурного
общества
разного
возраста, представителями разных социальных групп, в том числе представленного
(на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с
самим собой.
Коммуникативные УУД целесообразно формировать, используя цифровую
образовательнуюсреду класса, образовательной организации.
Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных
операций,обеспечивающих:
смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую
текстовую деятельность с ними;
успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с
субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного
диалога), в том числе в условиях использования технологий неконтактного
информационного взаимодействия;
успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание
текстов разного типа – описания, рассуждения, повествования), создание и
видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного,
бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое
представление);
результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности
(высказывание собственного мнения, учет суждений других собеседников, умение
договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в
условиях
использования
технологий
неконтактного
информационного
взаимодействия.
Регулятивные
УУД
отражают
совокупность
учебных
операций,
обеспечивающих становление рефлексивных качеств обучающегося (на уровне
начального
общего
образования
их
формирование
осуществляется
на
пропедевтическом уровне).
Выделяются шесть групп операций:
принимать и удерживать учебную задачу;
планировать её решение;
21
контролировать полученный результат деятельности;
контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной
учебной задачи;
корректировать при необходимости процесс деятельности.
Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие
способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной и (или)
совместной
деятельности,
к
мирному
самостоятельному
предупреждению
и
преодолению конфликтов, в том числе в условиях использования технологий
неконтактного информационного взаимодействия.
В федеральных рабочих программах учебных предметов требования и
планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел,
что позволяет учителю осознать, что способность к результативной совместной
деятельности строится на двух феноменах, участие которых обеспечивает её
успешность:
знание
и
применение
коммуникативных
форм
взаимодействия
(договариваться, рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в
условиях
использования
технологий
неконтактного
информационного
взаимодействия;
волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать
вклад свой и других в результат общего труда и другие).
Механизмом
конструирования
образовательного
процесса
являются
следующиеметодические позиции.
Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с
точки зрения УУД и устанавливает те содержательные линии, которые в особой
мере способствуют формированию разных метапредметных результатов. На уроке
по каждому учебному предмету предусматривается включение заданий, выполнение
которых требует применения определенного познавательного, коммуникативного
или
регулятивного
универсального
действия.
Соответствующий
вклад
в
формирование УУД можно выделить в содержании каждого учебного предмета.
Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются
приоритеты учебных предметов для формирования качества универсальности на
данном предметном содержании.
На втором этапе подключаются другие учебные предметы, педагогический
работник предлагает задания, требующие применения учебного действия или
22
операций на разном предметном содержании.
Третий этап характеризуется устойчивостью УУД, то есть использования его
независимо от предметного содержания. У обучающегося начинает формироваться
обобщенное видение учебного действия, он
может охарактеризовать его, не
ссылаясь на конкретное содержание. Например,
«наблюдать – значит…», «сравнение – это…», «контролировать – значит…» и другое.
Педагогический работник делает вывод о том, что универсальность
(независимость от конкретного содержания) как свойство учебного действия
сформировалась.
Педагогический работник использует виды деятельности, которые в особой
мере провоцируют применение универсальных действий: поисковая, в том числе с
использованием электронных
информационно-
образовательных
телекомуникационной
сети
и информационных
«Интернет»,
ресурсов
исследовательская,
творческая деятельность, в том числе с использованием экранных моделей
изучаемых объектов или процессов, что позволяет отказаться от репродуктивного
типа организации обучения, при котором главным методом обучения является
образец, предъявляемый обучающимся в готовом виде. В этом случае задача
обучающегося – запомнить образец и каждый раз вспоминать его при решении
учебной задачи. В таких условиях изучения учебных предметов универсальные
действия, требующие мыслительных операций, актуальных коммуникативных
умений,
планирования
и
контроля
своей
деятельности,
не
являются
востребованными, так как использование готового образца опирается только на
восприятие и память.
Поисковая
обучающегося
к
и
исследовательская
диалогу,
деятельность
обсуждению
проблем,
развивают
способность
разрешению
возникших
противоречий в точках зрения. Поисковая и исследовательская деятельность
осуществляется с использованием информационных банков, содержащих различные
экранные (виртуальные) объекты (учебного или игрового, бытового назначения), в
том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного
взаимодействия.
Например, для формирования наблюдения как метода познания разных
объектов действительности на уроках окружающего мира организуются наблюдения
в естественных природных условиях. Наблюдения можно организовать в условиях
экранного (виртуального) представления разных объектов, сюжетов, процессов,
отображающих реальную действительность, которую невозможно предоставить
23
ученику
в
условиях
образовательной
организации
(объекты
природы,
художественные визуализации, технологические процессы и другие).
Уроки литературного чтения позволяют проводить наблюдения текста, на
которых строится аналитическая текстовая деятельность. Учебные диалоги, в том
числе с представленным на экране виртуальным собеседником, дают возможность
высказывать
гипотезы,
строить
рассуждения,
сравнивать
доказательства,
формулировать обобщения практически на любом предметном содержании. Если эта
работа проводится учителем систематически и на уроках по всем учебным
предметам, то универсальность учебного действия формируется успешно и быстро.
Педагогический работник применяет систему заданий, формирующих
операциональный состав учебного действия. Цель таких заданий – создание
алгоритма решения учебной задачи, выбор соответствующего способа действия.
На первых этапах указанная работа организуется коллективно, выстраиваются
пошаговые
операции,
постепенно
обучающиеся
учатся
выполнять
их
самостоятельно. При этом очень важно соблюдать последовательность этапов
формирования алгоритма: построение последовательности шагов на конкретном
предметном содержании; проговаривание их во внешней речи; постепенный переход
на новый уровень – построение способа действий на любом предметном содержании
и с подключением внутренней речи.
При этом изменяется и процесс контроля:
от
совместных
действий
с
учителем
обучающиеся
переходят
к
самостоятельным аналитическим оценкам;
выполняющий задание осваивает два вида контроля – результата и процесса
деятельности;
развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а
также предвидеть возможные
трудности и ошибки. При этом
возможно
реализовать автоматизацию контроля с диагностикой ошибок обучающегося и с
соответствующей методической поддержкой исправления
самим обучающимся своих ошибок.
Описанная технология обучения в рамках совместно-распределительной
деятельности развивает способность обучающихся работать не только в типовых
учебных ситуациях, но и в новыхнестандартных ситуациях.
Сравнение как УУД состоит из следующих операций: нахождение различий
сравниваемых предметов (объектов, явлений); определение их сходства, тождества,
похожести; определение индивидуальности, специфических черт объекта. Для
24
повышения
мотивации
обучения обучающемуся
предлагается
новый
вид
деятельности (возможный только в условиях экранного представления объектов,
явлений) – выбирать (из информационного банка) экранные (виртуальные) модели
изучаемых предметов (объектов, явлений) и видоизменять их таким образом, чтобы
привести их к сходству или похожести с другими.
Классификация как УУД включает: анализ свойств объектов, которые
подлежат
классификации;
сравнение
выделенных
свойств
с
целью
их
дифференциации на внешние (несущественные) и главные (существенные) свойства;
выделение общих главных (существенных) признаков всех имеющихся объектов;
разбиение объектов на группы (типы) по общему главному (существенному)
признаку. Обучающемуся предлагается (в условиях экранного представления
моделей объектов) большее их количество в отличие от реальных условий, для
анализа свойств объектов, которые подлежат классификации (типизации), для
сравнения выделенных свойств экранных (виртуальных) моделей изучаемых
объектов с целью их дифференциации. При этом возможна фиксация деятельности
обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.
Обобщение как УУД включает следующие операции: сравнение предметов
(объектов, явлений, понятий) и выделение их общих признаков; анализ выделенных
признаков и определение наиболее устойчивых (инвариантных) существенных
признаков (свойств); игнорирование индивидуальных и (или) особенных свойств
каждого
предмета;
существенного
предлагается (в
сокращенная
признака
всех
сжатая
формулировка
анализируемых
общего
предметов.
главного
Обучающемуся
условиях экранного представления моделей объектов) большее их
количество в отличие от реальных условий, для сравнения предметов (объектов,
явлений) и выделения их
общих признаков. При этом возможна фиксация
деятельности обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем
итогов работы.
Систематическая
работа
обучающегося
с
заданиями,
требующими
применения одинаковых способов действий на различном предметном содержании,
формирует у обучающихся четкое представление об их универсальных свойствах,
то есть возможность обобщенной характеристики
сущности универсального действия.
Сформированность УУД у обучающихся определяется на этапе завершения
ими освоения программы начального общего образования. Полученные результаты
не подлежат балльной оценке, так как в соответствии с закономерностями
25
контрольно-оценочной деятельности балльной
оценкой (отметкой) оценивается
результат, а не процесс деятельности. В задачу педагогического работника входит
проанализировать вместе с обучающимся его достижения, ошибки и встретившиеся
трудности.
В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание
метапредметных достижений обучения представлено в разделе «Содержание
обучения», которое строится по классам. В каждом классе каждого учебного
предмета представлен возможный вариант содержания всех групп УУД по каждому
году обучения на уровне начального общего образования. В 1 и 2 классах определен
пропедевтический уровень овладения УУД, и только к концу второго года обучения
появляются признаки универсальности.
В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание УУД
представлено
также
в
разделе
«Планируемые
результаты
обучения».
Познавательные УУД включают перечень базовых логических действий; базовых
исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные УУД
включают перечень действий участника учебного диалога, действия, связанные со
смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие
монологические формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные
УУД включают перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки.
Отдельный раздел
«Совместная
деятельность»
интегрирует
коммуникативные
и
регулятивные
действия, необходимыедля успешной совместной деятельности.
2.3 Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева основывается на
единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего
образования.
Рабочая программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно
с
семьёй
и
другими
участниками
образовательных
отношений,
социальными институтами воспитания;
26
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной
и гражданской идентичности обучающихся.
Программа
воспитания
включает
три
раздела:
целевой,
содержательный,
организационный.
Содержание воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности
и
нормы
определяют
инвариантное
содержание
воспитания
обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева планируется
и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является
развитие
высоконравственной
личности,
разделяющей
российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева планируется
и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом
принципов
воспитания:
гуманистической
направленности
воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
- гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
27
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры.
- патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
- духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков.
- эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства.
- физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
- трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности.
- экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.
- ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
Рабочая программа воспитания основного общего образования МАОУ СОШ №14
им. В.Ф. Фуфачева является Приложением № 24 к ООП НОО МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева.
28
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план начального общего образования
За основу учебного плана начального общего образования МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева на 2023-2024 учебный год взят учебный план ФОП НОО.
Он фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе
учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего
образования реализуется через возможность формирования программ начального
общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом
образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Объем
обязательной
части
программы
начального
общего
образования
составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от
общего объема.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей: «Русский язык и литературное чтение»,
«Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и
естествознание (Окружающий мир)», «Искусство», «Технология», «Физическая
культура», «Основы религиозных культур и светской этики».
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
обязательных для изучения учебных предметов.
Время, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных
отношений, использовано на введение курса «Познавательное чтение»: 1 -3 классы по
1 часу в неделю.
Содержание начального общего образования в 1-4-х классах представлено
29
учебниками УМК «Школа России».
В
целях
удовлетворения
образовательных
потребностей
и
интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе
для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего
образования в порядке, установленном локальными нормативными актами школы.
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Учебный план основного общего образования МАОУ СОШ №14 им. В.Ф.
Фуфачева является Приложением № 25 к ООП НОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева.
3.2 Календарный учебный график
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.
Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября.
Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая. Если
этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
заканчивается в предыдущий рабочий день.
С целью профилактики переутомления в федеральном календарном
учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и
каникул.
Продолжительность
каникул должна составлять
не менее
7
календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть – 8
учебных недель (для 1-4 классов); II четверть – 8 учебных недель (для 1-4
классов); III четверть – 11 учебных недель (для 2- 4 классов), 10 учебных недель
(для 1 классов); IV четверть – 7 учебных недель (для 1-4 классов).
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) – 9 календарных дней (для
1-4 классов);
по окончании II четверти (зимние каникулы) – 9 календарных дней (для 1-4
30
классов);
дополнительные каникулы – 9 календарных дней (для 1 классов);
по окончании III четверти (весенние каникулы) – 9 календарных дней
(для 1-4 классов);
по окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
Продолжительность
урока не должна превышать 45 минут, за
исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в
которых не должна превышать 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большие перемены (после 2 и 3 урока) по 20 минут каждая.
Продолжительность
перемены
между
урочной
и
внеурочной
деятельностью должна составляет 20 минут, за исключением обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по
специальной индивидуальной программе развития.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных
предметов, определенной Гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в
течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов – не превышает 4 уроков и один раз в
неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6
уроков за счет урокафизической культуры.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре – по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре
– декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе – мае – по 4 урока в
день по 40 минут каждый;
в
середине
учебного
дня
организуется
динамическая
пауза
продолжительностью не менее 40 минут;
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти. Занятия
начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются
31
не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо
организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график образовательной организации составляется с учетом
мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных
традиций, плановых
мероприятий
учреждений
культуры
региона
и
определяет
чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным
периодам учебного года.
Календарный учебный график основного общего образования МАОУ СОШ
№14 им. В.Ф. Фуфачева является Приложением № 26 к ООП НОО МАОУ СОШ
№ 14 им. В.Ф. Фуфачева.
3.3 План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
(личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева.
Назначение
плана
внеурочной
деятельности
—
психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
• поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
• совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
• формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
32
безопасного образа жизни;
• повышение
общей
культуры
обучающихся,
углубление
их
интереса
к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
• развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств,
обеспечивающих
успешность
участия
в
коллективном
труде:
умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
• поддержка
детских
объединений,
формирование
умений
ученического
самоуправления;
• формирование культуры поведения в информационной среде.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная
организация учитывает:
—
особенности МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева;
—
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
—
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
—
особенности информационно-образовательной среды
организации.
План
внеурочной
деятельности
образовательной
формируется
образовательным
Учреждением и направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых
результатов
освоения основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для реализации
планируемых результатов ООП НОО; обеспечение соответствующей возрасту адаптации
обучающегося в Учреждении, создание благоприятных условий для развития, учет
возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность решает следующие специфические задачи:
-создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного
образования и более успешного освоения его содержания;
-способствовать осуществлению воспитания благодаря включению обучающихся в
личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются
нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
- дополнить и углубить в основном образовании те или иные учебные курсы,
которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного
маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных
личностных качеств;
-
ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным
видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» –
разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность
содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся.
В
зависимости
от
решения
педагогического
коллектива,
родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей в МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности.
Формы реализации внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
определяет самостоятельно.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы,
числа
обучающихся
и
их
возрастных
особенностей
допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том
числе
в
сетевой
форме),
включая
организации
дополнительного
образования
соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную образовательную
деятельность,
профессиональные
образовательные
организации,
образовательные
34
организации
высшего
образования,
научные
организации
и
иные
организации,
обладающие необходимыми ресурсами.
План внеурочной деятельности основного общего образования МАОУ СОШ
№14 им. В.Ф. Фуфачева является Приложением № 27 к ООП НОО МАОУ СОШ
№ 14 им. В.Ф. Фуфачева.
3.4 Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева.
Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для
образовательных организаций.
Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в
рамках урочной и внеурочной деятельности.
МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева наряду с федеральным календарным планом
воспитательной работы проводит иные мероприятия согласно федеральной рабочей
программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного
образования детей.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в
борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
27 сентября: День работника дошкольного образования
День туризма
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
20 ноября: День начала Нюрнбергского процесса;
30 октября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
2 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
10 декабря: День прав человека;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
25
декабря:
День
принятия
Федеральных
конституционных
законов
о
Государственных символах Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День
освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау
(Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
7 апреля: Всемирный день здоровья;
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в
годы Великой Отечественной войны;
22 апреля: Всемирный день Земли;
26 апреля: День российского парламентаризма.
36
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
18 мая: Международный день музеев;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности;
Последнее воскресенье июля: День Военно-морского флота.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Система условий реализации программы начального общего образования.
3.5
Система
условий
реализации
программы
начального
общего
образования, созданная в образовательной организации, направлена на:
- достижение обучающимися планируемых результатов освоения
программы начального общего образования, в том числе адаптированной;
- развитие личности, её способностей, удовлетворение образовательных
потребностей и интересов, самореализацию обучающихся, в том числе
одарённых,
социальных
через
организацию
практик,
профессиональные
включая
пробы,
урочной
и
общественно
практическую
внеурочной
деятельности,
полезную
деятельность,
подготовку,
использование
возможностей организаций дополнительного образования и социальных
партнёров;
-
формирование
функциональной
грамотности
обучающихся
(способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности), включающей овладение ключевыми навыками,
составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентацию
в мире профессий;
- формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей
обучающихся,
основ
их
гражданственности,
российской
гражданской
идентичности;
-
индивидуализацию
проектирования
обеспечения
и
процесса
реализации
эффективной
образования
индивидуальных
самостоятельной
работы
посредством
учебных
планов,
обучающихся
при
поддержке педагогических работников;
участие обучающихся, родителей (законных представителей)
-
несовершеннолетних
обучающихся
и
педагогических
работников
в
проектировании и развитии программы начального общего образования и
условий её реализации, учитывающих особенности развития и возможности
обучающихся;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной
среды (класса, школы), формирования у них лидерских качеств, опыта
социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ при
поддержке педагогических работников;
- формирование у обучающихся первичного опыта самостоятельной
образовательной,
общественной,
проектной,
учебно-исследовательской,
спортивно-оздоровительной и творческой деятельности;
- формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни;
-
использование
в
образовательной
деятельности
современных
образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание
обучающихся и развитие различных форм наставничества;
- обновление содержания программы начального общего образования,
методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития
системы
образования,
запросов
обучающихся,
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся с учётом национальных
и культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
-
эффективное
потенциала
использование
педагогических
и
профессионального
руководящих
и
работников
творческого
организации,
повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и
38
правовой компетентности;
- эффективное управление организацией с использованием ИКТ,
современных механизмов финансирования реализации программ начального
общего образования.
При реализации настоящей образовательной программы начального
общего
образования
в рамках сетевого
взаимодействия используются
ресурсы иных организаций, направленные на обеспечение качества условий
реализации образовательной деятельности.