Приложение №13
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ
10 - 11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения
подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили:
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об
общих целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего
общего образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии,
её значении в познании живой природы и обеспечении существования человеческого
общества. Согласно названным положениям, определены основные функции программы
по биологии и её структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Биология»,
определяет обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по
разделам и темам, рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса,
возрастных особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в формировании
основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий обучающихся по
освоению содержания биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается
направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного
мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологического мышления,
представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей
природной среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также
знаний о строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в них
процессов в программе по биологии уделено внимание использованию полученных
знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: профилактики
наследственных заболеваний человека, медико-генетического консультирования,
обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде,
анализа влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и
искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного
предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения
одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает
формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично
развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Она
обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира,
расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой
организации и эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и
развивающих задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение
биологии
обеспечивает
условия
для
формирования
интеллектуальных,
коммуникационных и информационных навыков, эстетической культуры, способствует
интеграции биологических знаний с представлениями из других учебных предметов, в
частности, физики, химии и географии. Названные положения о предназначении учебного
предмета «Биология» составили основу для определения подходов к отбору и
структурированию его содержания, представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён
с позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
адекватное поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний
занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования
представлений о современной естественно-научной картине мира и ценностных
ориентациях личности, способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в
структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система»,
«Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем
разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в
отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях,
законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования
представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания,
строении, многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации,
выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов,
идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности,
развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на
основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится
68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация воспитательного потенциала уроков биологии (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания уроков для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение в содержание уроков целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит
строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу школы,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
- реализацию мероприятий календарного плана Рабочей программы воспитания МАОУ
СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
Результаты реализации единства учебной и воспитательной деятельности
отражены в разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного
предмета биологии на уровне основного общего образования».
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Тема 1. Биология как наука.
Биология как наука. Связь биологии с организованными, техническими и другими
сохранившимися науками, философией, этикой, эстетикой и правом. Роль биологии в
современной научной картине мира. Система биологических наук.
Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент, описание, измерение,
классификация, моделирование, статистическая обработка данных).
Демонстрации:
Портреты: Ч. Дарвин, Г. Мендель, Н. К. Кольцов, Дж. Уотсон и Ф. Крик.
Таблицы и схемы: «Методы познания живой природы».
Лабораторные и практические работы:
Практическая работа № 1. «Использование различных методов при изучении
биологических объектов».
Тема 2. Живые системы и их организация.
Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Отличие живых
систем от неорганической природы.
Свойства биосистем и их разнообразие. Уровни организации биосистемы:
молекулярный,
клеточный,
тканевый,
организменный,
популяционно-видовой,
экосистемный (биогеоценотический), биосферный.
Демонстрации:
Таблицы и схемы: «Основные признаки жизни», «Уровни организации живой
природы».
Оборудование: модель молекулы ДНК.
Тема 3. Химический состав и строение клетки.
Химический
состав
клетки. Химические
микроэлементы. Вода и минеральные вещества.
элементы:
макроэлементы,
Функции воды и минеральных веществ в камере. Поддержание осмотического
баланса.
Белки. Состав
и
строение
белков. Аминокислоты
–
мономерные
белки. Незаменимые и заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав. Уровни
структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная и четвертичная
структуры). Химические свойства белков. Биологические функции белков.
Ферменты – биологические катализаторы. Строение фермента: активный центр,
субстратная
специфичность. Коферменты. Витамины. Отличия
ферментов
от
неорганических катализаторов.
Углеводы: моносахариды (глюкоза, рибоза и дезоксирибоза), дисахариды
(сахароза, лактоза) и полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза). Биологические
функции применяются.
Липиды: триглицериды, фосфолипиды, стероиды. Гидрофильно-гидрофобные
свойства. Биологические функции липидов. Сравнение полученных белков и липидов как
источников энергии.
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Нуклеотиды – мономеры нуклеиновых
кислот. Строение и функции ДНК. Строение и функции РНК. Виды РНК. АТФ: строение
и функции.
Цитология – наука о камере. Клеточная теория – пример взаимодействия идей и
фактов в научном познании. Методы исследования клетки.
Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток: замкнутая наружная
мембрана, молекулы ДНК как генетический аппарат, система синтеза белка.
Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности строения
прокариотической клетки. Клеточная стенка погибает. Строение эукариотической
клетки. Основные различия растительной, животной и грибной клетки.
Поверхностные структуры клеток – клеточная стенка, гликокаликс, их
функции. Плазматическая мембрана, ее свойства и функции. Цитоплазма и ее
органоиды. Одномембранные
органоиды:
ЭПС,
аппарат
Гольджи,
лизосомы
клетки. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды. Происхождение
митохондрий и пластид. Виды пластида. Немембранные органоиды: рибосомы, клеточный
центр, центриоли клетки, реснички, жгутики. Функции органоидов клетки. Включения.
Ядро – регуляторный центр клетки. Строение ядер: ядерная оболочка, кариоплазма,
хроматин, ядрышко. Хромосомы.
Перевозка веществ в камере.
Демонстрации:
Портреты: А. Левенгук, Р. Гук, Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов, Дж. Уотсон,
Ф. Крик, М. Уилкинс, Р. Франклин, К. М. Бэр.
Диаграммы: «Распределение основных элементов
«Распределение основных элементов в живой природе».
в
неживой
природе»,
Таблицы и схемы: «Периодическая таблица основных элементов», «Строение
молекул воды», «Биосинтез белка», «Строение молекул белка», «Строение фермента»,
«Нуклеиновые кислоты. ДНК», «Строение молекул АТФ», «Строение эукариотической
клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение
прокариотической клетки», «Строение ядра клетки», «Углеводы», «Липиды».
Оборудование: световой микроскоп, оборудование для проведения наблюдений,
измерений, экспериментов, микропрепараты растительных, животных и бактериальных
клеток.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 1. «Изучение каталитической активности ферментов (по
типу амилазы или каталазы)».
Лабораторная работа № 2. «Изучение химических клеток растений, животных и
животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
Тема 4. Жизнедеятельность клетки.
Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен) и симуляция
(энергетический дискурс) – две стороны сложного процесса метаболизма. Роль
сохранения веществ и энергии в метаболизме.
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный. Роль ферментов в обмене
веществ и превращении энергии в клетке.
Фотосинтез. Световая
и
темная
фазы
фотосинтеза. Реакции
фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни на
Земле. Соблюдение условий окружающей среды на фотосинтезе и меры по повышению
его продуктивности у культурных растений.
Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для жизни на
Земле.
Энергетический обмен в камере. Расщепление веществ, выделение и накопление
энергии в камере. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Брожение и его
виды. Кислородное
окисление,
или
клеточное
дыхание. Окислительное
фосфорилирование. Эффективность энергетического обмена.
Реакции матричного синтеза. Генетическая информация и ДНК. Реализация
генетической информации в камере. Генетический код и его свойства. Транскрипция –
матричный синтез РНК. Трансляция – биосинтез белка. Этапы трансляции. Кодирование
аминокислот. Роль рибосома в биосинтезе белка.
Неклеточные формы жизни – вирусы. История открытия вирусов (Д.
И. Ивановский). Особенности
хранения
и
жизненного
цикла
вирусов. Бактериофаги. Болезни растений, животных и человека, вызываемые
вирусами. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – возбудитель СПИДа. Обратная
транскрипция, ревертаза и интеграза. Профилактика распространения вирусных
заболеваний.
Демонстрации:
Портреты: Н. К. Кольцов, Д. И. Ивановский, К. А. Тимирязев.
Таблицы
и
схемы: «Типы
питания»,
«Метаболизм»,
«Митохондрии»,
«Энергетический обмен», «Хлоропласт», «Фотосинтез», «Строение ДНК», «Строение и
функционирование гена», «Синтез белка», «Генетический код». », «Вирусы»,
«Бактериофаги», «Строение и жизненный цикл вируса СПИДа, бактериофага»,
«Репликация ДНК».
Оборудование: модели-аппликации «Удвоение ДНК и транскрипция», «Биосинтез
белка», «Строение клетки», модели структуры ДНК.
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Клеточный цикл, или жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Процессы,
протекающие в интерфазе. Репликация – реакция матричного синтеза ДНК. Строение
хромосом. Хромосомный набор – кариотип. Диплоидные и гаплоидные хромосомные
наборы. Хроматиды. Цитологические основы размножения и индивидуального развития
организма.
Деление клетки – митоз. Стадии митоза. Процессы, происходящие на разных
стадиях митоза. Биологический смысл митоза.
Программируемая гибель клетки – апоптоз.
Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого
размножения: деление надвое, почкование одно- и многоклеточных, спорообразование,
вегетативное размножение. Искусственное клонирование организмов имеет значение для
селекции.
Половое размножение, его отличие от бесполого.
Мейоз. Стадии мейоза. Процессы, происходящие на стадиях мейоза. Поведение
хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл и значение мейоза.
Гаметогенез – процесс образования половых клеток у животных. Половые железы:
семенники и яичники. Образование и развитие половых клеток – гамет (сперматозоид,
яйцеклетка) – сперматогенез и овогенез. Особенности содержания яйцеклеток и
сперматозоидов. Оплодотворение. Партеногенез.
Индивидуальное
развитие
(онтогенез). Эмбриональное
развитие
(эмбриогенез). Этапы эмбрионального развития у позвоночных животных: дробление,
гаструляция, органогенез. Постэмбриональное развитие. Типы постэмбрионального
развития: прямое, непрямое (личиночное). Анализ среды развития организмов, факторов,
способных переходов врождённые уродства.
Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового растения: строение семян, стадии
развития.
Демонстрации:
Таблицы и схемы: «Формы размножения организмов», «Двойное оплодотворение у
цветковых растений», «Вегетативное размножение растений», «Деление клеток гибнет»,
«Строение половых клеток», «Строение хромосом», «Клеточный цикл», «Репликация
ДНК». , «Митоз», «Мейоз», «Прямое и непрямое развитие», «Гаметогенез у млекопита и
человека», «Основные стадии онтогенеза».
Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Сперматозоиды млекопитающего»,
«Яйцеклетка млекопитающего», «Кариокинез в клетках корешка лука», магнитная
модель-аппликация «Деление клетки», модель ДНК, модель метафазной хромосомы.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 3. «Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на
готовых микропрепаратах».
Лабораторная работа № 4. «Изучение содержания половых клеток на готовых
микропрепаратах».
Тема 6. Наследственность и изменчивость существ.
Предмет и задачи генетики. История развития генетики. Роль цитологии и
эмбриологии в становлении генетики. Вклад российских и зарубежных ученых в развитие
генетики. Методы генетики (гибридологический, цитогенетический, молекулярногенетический). Основные генетические понятия. Генетическая символика, используемая в
схемах скрещивания.
Закономерность
наследования
признаков,
установленные
Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого
поколения. Правило доминирования. Закон распределения признаков. Гипотеза чистоты
игры. Полное и неполное доминирование.
Дигибридное
скрещивание. Закон
независимого
наследования
признаков. Цитогенетические основы дигибридного скрещивания. Анализирующее
скрещивание. Использование анализа данного скрещивания для определения генотипа
особи.
Сцепленное исследование признаков. Работа Т. Моргана по сцепленному
наследованию генов. Нарушение сцепления генов в результате кроссинговера.
Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Генетический пол. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые
хромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование признаков,
сцепленных с поломкой.
Изменчивость. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная. Роль
среды
в
ненаследственной
изменчивости. Характеристика
модификационной
изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма Состояние
признака. Количественные
и
качественные
характеристики
и
их
норма
состояния. Свойства модификационной изменчивости.
Наследственная,
или
генотипическая,
изменчивость. Комбинативная
изменчивость. Мейоз
и
половой
процесс
–
основа
комбинативной
изменчивости. Мутационная
изменчивость. Классификация
мутаций:
генные,
хромосомные, геномные. Частота и причины мутаций. Мутагенные факторы. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность и изменчивость.
Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики человека:
генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, молекулярногенетический. Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование,
генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания
человека: генные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью,
хромосомные
болезни. Соматические
и
генеративные
мутации. Стволовые
клетки. Принципы здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения
заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Значение медицинской генетики в
предотвращении и возникновении генетических заболеваний человека.
Демонстрации:
Портреты: Г. Мендель, Т. Морган, Г. де Фриз, С. С. Четвериков, Н. В. ТимофеевРесовский, Н. И. Вавилов.
Таблицы и схемы: «Моногибридное скрещивание и его цитогенетическая основа»,
«Законы распределения и его цитогенетическая основа», «Закон чистоты гамет»,
«Дигибридное скрещивание», «Цитологические основы дигибридного скрещивания»,
«Мейоз», «Взаимодействие аллельных генов», «Генетические карты растений, животных
и человека», «Генетика основы», «Закономерности наследования, сцепленного с
поломкой»,
«Кариотипы
человека
и
животных»,
«Виды
изменчивости»,
«Модификационная изменчивость», «Наследование резус-фактора», «Генетика» группа»,
«Мутационная изменчивость крови».
Оборудование: модели-аппликации «Моногибридное скрещивание», «Неполное
доминирование», «Дигибридное скрещивание», «Перекрёст хромосом», микроскоп и
микропрепарат «Дрозофила» (норма, изменения формы крыльев и окраски тела), гербарий
«Горох посевной».
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 5. «Изучение результатов моногибридного и дигибридного
скрещивания у дрозофилы на готовых микропрепаратах».
Лабораторная работа № 6. «Изучение модификационной изменчивости, построение
вариационных рядов и вариационной кривой».
Лабораторная
микропрепаратах».
работа
№ 7.
«Анализ
мутаций
у
дрозофил
на
готовых
Практическая работа № 2. «Составление и анализ родословных людей».
Тема 7. Выбор тел. Основы биотехнологии.
Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикации. Обучение
Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений. Центры
происхождения домашних животных. Сорт, порода, штамм.
Современные методы селекции. Массовый и индивидуальный отборы в селекции
растений и животных. Оценка экстерьера. Близкородственное скрещивание –
инбридинг. Чистая линия. Скрещивание чистых линий. Гетерозис, или гибридная
сила. Неродственное скрещивание – аутбридинг. Отдалённая гибридизация и её
успехи. Искусственный мутация и получение полиплоидов. Достижения селекции
растений, животных и собраний.
Биотехнологии как отрасли производства. Генная инженерия. Этапы создания
рекомбинантной ДНК и трансгенных организмов. Клеточная инженерия. Клеточная
культура. Микроклональное размножение растений. Клонирование высокопродуктивных
сельскохозяйственных организмов. Экологические и этические проблемы. ГМО –
модифицированные генетические организмы.
Демонстрации:
Портреты: Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин, Г. Д. Карпеченко, М. Ф. Иванов.
Таблицы и схемы: карты «Центры происхождения и многообразия культурных
растений», «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений», «Отдалённая
гибридизация», «Работы академика М. Ф. Иванова», «Полиплоидия», «Объекты
биотехнологии», «Клеточные культуры и клонирование», «Конструирование и перенос
генов, хромосом».
Оборудование: муляжи плодов и корнеплодов диких форм и культурных сортов
растений, гербарий «Сельскохозяйственные растения».
Лабораторные и практические работы:
Экскурсия «Основные методы и достижения селекции растений и животных (на
селекционную станцию, племенную ферму, сортоиспытательный участок, в тепловое
хозяйство, лабораторию агроуниверситета или научного центра)».
11 КЛАСС
Тема 1. Эволюционная биология.
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная теория и ее
место в биологии. Исследование эволюционной теории развития биологии и других наук.
Свидетельства эволюции. Палеонтологические: по порядку проявления видов в
палеонтологической летописи, переходные формы. Биогеографические: сходство и
сравнение фаун и флоры материков и островов.
Эмбриологические:
сходства
и
различия
эмбрионов
разных
видов
позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные, одинаковые, рудиментарные
органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические: сходство принципов наследственности и
основных метаболических путей у всех организмов.
Эволюционная
теория
Ч. Дарвина. Предпосылки
возникновения
дарвинизма. Развивающиеся цивилизации видов силы по Дарвину (избыточное
размножение при ограниченности ресурсов, неопределенная изменчивость, борьба за
существование, теория отбора).
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как единица вида и цивилизации.
Движущиеся (факторы силы) видов цивилизации в природе. Мутационный процесс
и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Изоляция и
миграция.
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного
отбора.
Приспособленность
организмов
как
результат
приспособлений у тел. Ароморфозы и идиоадаптации.
эволюции. Примеры
Вид и видообразование. Критерии вида. Основные формы видообразования:
географическая, экологическая.
Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная,
параллельная. Необратимость революции.
Происхождение
от
неспециализированных
специализация. Адаптивная радиация.
предков. Прогрессирующая
Демонстрации:
Портреты: К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, В. О. Ковалевский, К. М. Бэр,
Э. Геккель, Ф. Мюллер, А. Н. Северцов.
Таблицы и схемы: «Развитие органического мира на Земле», «Зародыши
позвоночных животных», «Археоптерикс», «Формы борьбы за существование»,
«Естественный отбор», «Многообразие сортовых растений», «Многообразие пород
животных»,
«Популяции»,
«Мутационная
изменчивость»,
«Ароморфозы»,
«Идиоадаптации», «Общая дегенерация», «Движущиеся силы эволюции», «Карта-схема
маршрута путешествия Ч. Дарвина», «Борба за существование», «Приспособленность
организмов», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».
Оборудование: коллекция насекомых с различными типами окраски, набор
фруктов и семян, коллекция «Примеры защитных приспособлений у животных», модель
«Основные направления эволюции», объемная модель «Строение головного мозга
позвоночных».
Биогеографическая карта мира, коллекция «Формы сохранности животных и
растений», модельная аппликация «Перекрёст хромосом», влажные препараты «Развитие
насекомого», «Развитие лягушки», микропрепарат «Дрозофила» (норма, изменения
формы крыльев и окраски тела).
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 1. «Сравнение видов по морфологическому критерию».
Лабораторная работа № 2. «Описание приспособленности организма и его
относительного характера».
Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы возникновения
жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая эволюция. Абиогенный синтез
веществ
из
неорганических. Экспериментальное
подтверждение
финансовой
устойчивости. Начальные
этапы
биологической
цивилизации. Гипотеза
РНКмира. Формирование мембранных структур и функций протоклетки. Первые клетки и их
эволюция. Формирование основных групп живых организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и
протерозойская эпоха. Палеозойская эра и ее периоды: брийский, ордовикский,
силурийский, девонский, каменноугольный, пермский.
Мезозойская эра и ее периоды: триасовый, юрский, меловой.
Кайнозойская эра и ее периоды: палеогеновый, неогеновый, антропогеновый.
Характеристика климата и геологических процессов. Основные этапы
растительного мира и мира животных. Ароморфозы у растений и животных. Появление,
расцвет и вымирание групп живых организмов.
Система
органического
мира
систематические группы организмов.
как
отражение
цивилизации. Основные
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о
происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и уважение к
человеку и животным. Системное положение человека.
Движущие
(факторы)
антропогенеза. Наследственная
изменчивость
отбор. Общественный образ жизни, изготовление орудий труда, мышления, речи.
и
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек умный,
Человек прямо пришедший, Человек неандертальский, Человек разумный. Находки
природных частиц, время свечения, распространение области, объем головного мозга,
образ жизни, эффект.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негроавстралоидная
(экваториальная),
монголоидная
(азиатско-американская). Черты
приспособленности представителей человечества к условиям существования. Единство
человечества рас. Критика расизма.
Демонстрации:
Портреты: Ф. Реди, Л. Пастер, А. И. Опарин, С. Миллер, Г. Юрий, Ч. Дарвин.
Таблицы и схемы: «Возникновение Солнечной системы», «Развитие органического
мира», «Растительная клетка», «Животная клетка», «Прокариотическая клетка»,
«Современная система органического мира», «Сравнение анатомических признаков
признаков и человека человекообразных обезьян», « Основные места палеонтологических
находок предков современного человека», «Древнейшие люди», «Древние люди»,
«Первые современные люди», «Человеческие расы».
Оборудование: муляжи «Происхождение человека» (бюсты австралопитека,
питекантроп, неандертальца, кроманьонца), слепки или изображения каменных орудий
первобытного человека (камни-чопперы, рубила, скребла), геохронологическая таблица,
коллекция «Формы сохранности живых животных и растений».
Лабораторные и практические работы:
Практическая работа № 1. «Изучение природных остатков растений и животных в
коллекциях».
Экскурсия «Эволюция органического мира на Земле» (в естественно-научном или
краеведческом музее).
Тема 3. Организмы и окружающая среда.
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы
исследований. Экологическое мировоззрение современного человека.
Среды
обитания
внутриорганная.
организмов:
водная,
экологических
наземно-воздушная,
почвенная,
Экологические факторы. Классификация экологических факторов: абиотические,
биотические и антропогенные. Действие экологических факторов на организмы.
Абиотические
факторы:
влажность. Фотопериодизм. Приспособления
абиотическим факторам. Биологические ритмы.
свет,
организмов
к
температура,
противодействию
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция,
хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм, комменсализм
(квартиранство,
нахлебничество). Аменсизм,
нейтрализм. Значение
взаимодействий для существования организмов в условиях сообщества.
биотических
Экологические характеристики применения. Основные показатели направления:
наблюдение, освещение, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика
развития и ее регулирование.
Демонстрации:
Портреты: А. Гумбольдт, К. Ф. Руле, Э. Геккель.
Таблицы и схемы: карты «Природные зоны Земли», «Среды обитания организмов»,
«Фотопериодизм», «Популяции», «Закономерности роста развития инфузории-туфельки»,
«Пищевые цепи».
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 3. «Морфологические особенности растений из разных
мест обитания».
Лабораторная работа № 4. «Влияние света на рост и развитие черенков колеуса».
Практическая работа № 2. «Подсчет плотности популяций разных видов
растений».
Тема 4. Сообщества и экологические системы.
Сообщество
организмов
–
биоценоз. Структуры
биоценоза:
видовая,
пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в биоценозе.
Экологические
системы
(экосистемы). Понятие
об
экосистеме
и
биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические (пищевые)
уровни экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные показатели экосистемы: биомасса,
продукция. Экологические пирамиды: продукция, доля, биомассы. Свойства экосистемы:
устойчивость, саморегуляция, поддержание. Сукцессия.
Природные экосистемы. Экосистемы озёр
широколиственного леса.
и
рек. Экосистема войного или
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биологическое и
хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение биологического
разнообразия на Земле.
Обучение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура
биосферы. Живое вещество и его функции. Особенности биосферы как глобальной
экосистемы. Динамическое равновесие и обратная связь в биосфере.
Круговороты веществ и биогеохимические
азот). Зональность биосферы. Основные биомы суши.
циклы
элементов
Человечество
в
биосфере
Земли. Антропогенные
биосфере. Глобальные экологические проблемы.
(углерод,
изменения
в
Сосуществование природы и человечества. Сохранение биоразнообразия как
основа устойчивости биосферы. В основе разумного управления стоят затраты и их
использование. Достижения биологии и охраны природы.
Демонстрации:
Портреты: А. Дж. Тенсли, В. Н. Сукачёв, В. И. Вернадский.
Таблицы и схемы: «Пищевые цепи», «Биоценоз: состав и структура», «Природные
сообщества», «Цепи питания», «Экологическая пирамида», «Биосфера и человек»,
«Экосистема широколиственного леса», «Экосистема хвойного леса», «Биоценоз
водоёма», «Агроценоз», «Примерные антропогенные воздействия на природу»,
«Важнейшие источники загрязнения воздуха и грунтовых вод», «Почва – важнейшая
составляющая биосферы», «Факторы деградации почв», «Парниковый эффект», «Факторы
радиоактивного
загрязнения».
биосферы»,
«Общая
структура
биосферы»,
«Распространение жизни в биосфере», «Озоновый экран биосферы», «Круговорот азота в
биосфере», «Круговорот азота в природе».
Оборудование: модель-аппликация «Типичные биоценозы», гербарий «Федерация
Растительные сообщества», коллекция «Биоценоз», «Вредители традиционных
сельскохозяйственных культур», гербарии и коллекции растений и животных, защита к
разным экологическим группам одного вида, Красная книга Российская, изображения
охраняемых виды растений и животных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА
БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно ФГОС СОО, требования к результатам освоения обучения соответствуют
программам среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате личностных результатов освоения предмета «Биология» выделяются
следующие составляющие: осознание обучающимися человеческой идентичности –
развитие к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотиваций к
обучению биологии, целенаправленное внутреннее развитие убеждений личности на
основе ключевых принципов и традиций развития биологических знаний, готовности. и
способность обучающихся руководиться в своей деятельности ценностно-смысловыми
установками, критериями системы биологического образования, наличием экологического
правосознания, способностями ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Биология» закрепляются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с консервативными
соображениями
социокультурными,
историческими
и
духовно-нравственными
ценностями, проводимыми в соответствии с принципами и нормами поведения и
соблюдающими процессы самопознания, самовоспитания и саморазвития, внутреннего
развития позиции личности, патриотизма. , уважение к закону и правопорядку,
человеческому труду и сверхму поколению, взаимной независимости, бережному
отношению к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, окружающей среды и окружающей среды.
Личностные результаты освоения курса предмета «Биология» должны отражать
готовность и способность обучающихся руководиться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих устойчивых ценностных позиций российского общества,
продления жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
принципов воспитательной деятельности, в том в части количество:
1) высшее образование:
сформированность гражданской позиции
ответственного члена российского общества;
обучающегося
как
активного
и
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании научных проектов,
решении научных и познавательных задач, биологических экспериментов;
способность определять свою позицию по отношению к явлениям современной
жизни и объяснять ее;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и конкретными
положениями;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению
конфликтов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, поддержка
своего народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценить вклад российских учёных в становление и развитие биологии,
понимание значения биологии в познании природы природы, в жизни человека и
современного общества;
идейная уверенность, готовность к службе и защите Отечества, ответственность за
свою судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность морального сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение будущего;
ответственное отношение к своим родителям, создание семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценностей;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, учет качества творческой
личности;
5) физического воспитания,
эмоционального состояния:
формирования
культуры
здоровья
и
понимание и обеспечение здорового и безопасного образа жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная динамика активности), бережного, ответственного и компетентного
отношения к собственному здоровью и психическому здоровью;
понимание ценностей индивидуального права и коллективного безопасного
поведения в отношении угроз здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курения);
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценностей мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение осознанно
выбирать будущую профессию и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к полному образованию и самообразованию на всю
жизнь;
7) экологического воспитания:
экологическое отношение к природе как к источнику жизни на Земле, на основе ее
существования;
повышение особого уровня культуры: приобретение опыта, планирование
последующих шагов и оценка их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
возможность использовать полученные при изучении биологии знания и навыки
при обеспечении проблем, ограничения с рациональным природопользованием
(соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в
экосистемах, охране видов, экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умение прогнозировать экологические последствия предпринимательской деятельности и
предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, культуры, опыта деятельности
главной направленности, умения руководиться ими в познавательной, коммуникативной и
социальной практике, стремление к продолжению в практической деятельности главной
направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующая современному подходу
развития науки и общественной практики, основанная на диалоге культуры,
способствующая осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской
взаимодействия между людьми и познания мира;
культуры
как
средства
понимание специфики биологии как науки, осознания ее перехода в постепенное
научное мышление, создания целостного представления об окружающем мире как о
единстве природы, человека и общества, в познании закономерностей и условий
сохранения естественного равновесия;
уверенность в инновационности биологии для современной цивилизации:
обеспечение нового уровня развития человечества, создание перспективных технологий,
способных решать ресурсные проблемы человечества, поиск путей выхода из проблем
экологического развития и обеспечение перехода к устойчивому развитию,
рациональному использованию биоресурсов и формированию нового стандарта жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей
культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной
грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
понимание оснований методов познания, применение в различных науках,
способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения перспектив
окружающего мира и происходящих в нем изменений, умение делать обоснованные
выводы на основе научных фактов и фактические данные с получением достоверных
выводов;
возможность самостоятельно использовать биологические знания для решения
проблем в изначально жизненных объектах;
осознание ценностей научной деятельности, готовность изучать проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными
потребностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология» включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира
и специальные методы познания, применение в современных науках (вещество, энергия,
явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, обоснованность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие), универсальные
технологические действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные),
обеспечение средств функциональной грамотности и социальных навыков обучающихся,
способность
обучающихся
использовать
глубокие
междисциплинарные,
мировоззренческие знания и Универсальные технологические действия в познавательной
и социальной практике.
Метапредметные общие результаты освоения среднего образования должны
отражать:
Владение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно сформулировать и актуализировать проблему, рассмотреть ее
всесторонне;
при освоении знаний приемы логического мышления (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их
характерные признаки, сохранять связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавать параметры и определять критерии их
достижений, соотносить результаты деятельности с поставленными врагами;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и предпосылок живой
природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогиям),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для изображения связей и связей в
изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в
различных информационных источниках;
Разработать план решения проблем с учётом анализа состояния материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов действий,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, технологичностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению новых знаний, их
преобразованию, преобразованию и применению в научных учреждениях, в том числе при
создании научных и социальных проектов;
формировать тип научного
ключевыми понятиями и методами;
мышления,
владеть
научной
терминологией,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных объектах;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу решения ее, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерий решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
дать оценку новой ситуации, оценить приобретенный опыт;
изучить целенаправленный поиск средств переноса и способов действий в
профессиональной среде;
уметь переносить
жизнедеятельности;
знания
в
познавательную
и
практическую
области
уметь интегрировать знания из разных регионов субъектов;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допуская альтернативные решения.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (текстовые учебные
пособия, научно-популярной литературы, биологические словари и справочники,
компьютерные базы данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов
и форм представления, оценивать ее достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для решения научных задач;
приобрести опыт использования информационно-коммуникативных технологий,
совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбрать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы,
формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знакиосимволические средства наглядности;
обладать навыками обнаружения и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Владение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
изучать общение во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или
обсуждении по существующей обсуждаемой теме (умение задавать, высказывать вопросы
относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность
позиций других участников диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и
вести себя нормально;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения
других людей, измерять уважительное отношение к собеседнику и в правильной форме
формулировать свои возражения;
развёрнуто и логично излагать свой вопрос с использованием языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
определении биологических проблем, обосновывать необходимость применения форм
группового взаимодействия при решении учебной задачи;
выберите темы и методы действий участников с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
совместная деятельность, организация и координация действий по ее
осуществлению: составить план действий, записать действия с учетом целей моих
участников, обсудить результаты, принять совместную работу;
оценить качество своего вклада и команды каждого участника в общих результатах
по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической инновации;
Изучайте позитивное стратегическое поведение в различных устройствах, включая
креативность и воображение, чтобы быть инициативным.
Владение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в
жизненных и научных целях;
подставки на основе биологических знаний, целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и
здоровью окружающих;
самостоятельно изучать познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
объектах;
самостоятельно составить план решения проблем с учётом имеющихся ресурсов,
естественных возможностей и природных условий;
дать оценку новой ситуации;
уточнение рамок настоящего предмета на основе личного цвета;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за
решение;
оценить приобретенный опыт;
Обеспечение формирования и обеспечения благоприятной эрудиции в разных
областях знаний, постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.
2) самоконтроль:
давать оценку новой ситуации, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов действиям лиц;
владеть навыками познавательной рефлексии, такими как осознания происходящих
действий и мыслительных процессов, их результатов и причин, использовать приемы
рефлексии для оценки ситуаций, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
мотивы принятия и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
мотивы принятия и аргументы других при анализе результатов деятельности;
вать свое право и право других признавать ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы СОО по биологии на базовом уровне
включают характерные для учебного предмета «Биология» научные знания, навыки и
особенности действий по освоению, преобразованию и преобразованию знаний, виды
деятельности
по
получению
новых знаний и применению знаний в различных научных учреждениях, а также в
различных научных учреждениях. имеют жизненно важные отношения, связанные с
биологией. В программе представлены предметные результаты по годам обучения.
Предметные результаты
классе необходимо отразить:
освоения
учебного
предмета
«Биология» в
10
сформированность знаний о местности и биологии в системе научных знаний, в
современной естественно-научной картине мира и научного мировоззрения, о вкладе
российских и зарубежных ученых-биологов в развитие биологии, функциональной
грамотности человека для решения жизненных задач;
умение раскрыть содержание биологических терминов и понятий: жизнь, клетка,
организм, метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), уровневая организация живых систем, самовоспроизведение
(репродукция), наследственность, изменчивость, рост и развитие;
умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная, мутационная,
центральная догма молекулярной биологии), законы (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.
И. Вавилова) и учения (о центрах многообразия и происхождения культурных растений Н.
И. Вавилова), определение границы их применимости к подъемным системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание
живых систем, процессов и направлений, организация и проведение биологических
экспериментов, выдвижение гипотез, выявление зависимостей между фиксированными
величинами, объяснение полученных результатов, использование научных объяснений,
теорий и законов, умение делать выводы на основании. полученные результаты;
Использование следующих признаков вирусов, клеток прокариот и эукариот,
одноклеточных и многоклеточных организмов, особенности процессов: обмена веществ и
превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,
хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, размножения, индивидуального развития
организма (онтогенез). ;
умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и
методов, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм
грамотного поведения в окружающей природной среде, понимания необходимости
использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального
природопользования;
уметь решить элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное
скрещивание, сцепленное наследование, составить схемы моногибридного скрещивания
для предсказания наследования признаков в организме;
уметь выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение оценивать и интерпретировать информацию биологического содержания,
включая псевдонаучные знания из различных источников (средства распространения
информации, научно-популярные материалы), этические аспекты современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
Уметь создавать собственные письменные и устные сообщения, обмениваться
биологической информацией из нескольких источников, грамотно использовать понятный
аппарат биологии.
Предметные результаты
классе необходимо отразить:
освоения
учебного
предмета
«Биология» в
11
сформированность знаний о местности и биологии в системе научных знаний, в
современной естественно-научной картине мира и научного мировоззрения, о вкладе
российских и зарубежных ученых-биологов в развитие биологии, функциональной
грамотности человека для решения жизненных задач;
уметь раскрыть содержание биологических сил, терминов и понятий: вид,
популяция,
генофонд,
эволюция,
движущие
силы
(факторы)
эволюции,
приспособленность организмов, видообразование, экологические факторы, экосистема,
продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, экологическая пирамида,
биогеоценоз, биосфера;
умение излагать биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина,
синтетическая теория эволюции), законы и закономерности (зародышевого сходства К.
М. Бэра, чередования главных хвостов и путей эволюции А. Н. Северцова, учения о
биосфере В. И. Вернадского), определение границы их применимости к подъемным
системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание
живых систем, процессов и направлений, организация и проведение биологических
экспериментов, выдвижение гипотез, выявление зависимостей между фиксированными
величинами, объяснение полученных результатов, использование научных объяснений,
теорий и законов, умение делать выводы на основании. полученные результаты;
применяются следующие признаки биологических объектов: видов, популяций,
продуцентов, консументов, редуцентов, биогеоценозов и экосистем, особенности
процессов: наследственной изменчивости, естественного отбора, видообразования,
приспособленности организмов, действия экологических факторов на организмы,
переноса веществ и потока энергии в экосистемах, антропогенные изменения в
экосистемах своей местности, круговорота веществ и биогеохимических циклов в
биосфере;
умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и
методов, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм
грамотного поведения в окружающей природной среде, понимания необходимости
использования
достижений
современной
биологии
для
рационального
природопользования;
уметь решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса
веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
уметь выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при
работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение оценивать и интерпретировать информацию биологического содержания,
включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства создания
информации, научно-популярные материалы), рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать взгляды к ним собственную позицию;
Уметь создавать собственные письменные и устные сообщения, обмениваться
биологической информацией из нескольких источников, грамотно использовать понятный
аппарат биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Название разделов и тем программы
Всего
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
0,5
1
Биология как наука
2
2
Живые системы и их организация
1
3
Химический состав и строение клетки
8
1
4
Жизнедеятельность клетки
6
1
5
Размножение и индивидуальное
развитие организма
Наследственность и изменчивость
организма
Селекция организаций. Основы
биотехнологии
Резервное время
5
1
8
1,5
6
7
8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
3
1
1
1
34
3
4
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292 ]]
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292 ]]
11 КЛАСС
№
п/п
Название разделов и тем
программы
Всего
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
1
1
Эволюционная биология
9
2
Возникновение и развитие жизни на
Земле
Организмы и окружающая среда
9
5
1
Сообщества и экологические
системы
Резервное время
9
1
3
4
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
0,5
1
2
34
2
2,5
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cc74
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cc74
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cc74
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cc74
]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41cc74
]]