РП Познавательное чтение

Приложение № 12
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 им. В. Ф. Фуфачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
1- 3 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Познавательное чтение» для 1-3 классов является приложением
основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №14
им.В.Ф.Фуфачева.
Общее число часов, рекомендованных для изучения познавательного чтения – 101 час: в 1
классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Реализация воспитательного потенциала уроков:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение

целевых

ориентиров

результатов

воспитания,

их

учёт

в

определении

воспитательных задач уроков, занятий;
 включение тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность
в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами
результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать
в команде, способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и
педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими
одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся, планирование и
выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать
собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, обучающее, выборочное, поисковое) в
зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из теста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование –
создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание –
характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя
позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми
типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут
умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию
и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Формировать умения и

навыки вести беседу (рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на
них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблемы.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
использовать

знаково-символические

средства,

в

том

числе

овладеют

действием

моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие
приемы решения задач; приобретут умения:
•
формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте человека
в нём;
•
разовьют способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую
оценку предметам и явлениям, нравственную оценку – отношениям, поступкам.
•
сформируют умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, разовьют творческое и воссоздающее воображение, ассоциативное мышление;
•
сформируется потребность в самостоятельном чтении книг, разовьётся интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выращивание и развитие познавательного чтения в Школе Жизни достигается по
определённой программе и специфическими методическими путями, последовательная схема
которых имеет такую структуру:
* объективация речевой действительности, слова и смысловых единиц;
* овладение способом структурного анализа звукового состава слова с помощью
материализованных действий;
* овладение способом структурного анализа словесного состава смысловых единиц;
* "запись" и "чтение" слов с помощью условных графических знаков (кружочков),
обозначающих буквы, квазичтение и квазиписьмо;
* постоянное предъявление всех букв алфавита для установочного восприятия;
* решение познавательных задач с помощью квазичтения;
* решение познавательных задач с помощью первоначального чтения;
* чтение варьированных текстов и решение познавательных задач при чтении;
* поддержание и поощрение опережающих устремлений детей; » праздник завершения
букваря (ноябрь-декабрь);
* чтение книжек, предлагаемых детям в виде печатного текста на раскрытом формате бумаги
(надо сложить бумагу, сшить книжку, оформить художественно, пояснить слова, поставить
вопросы к тексту);
* выпуск сборников с образцами народного творчества, с набором любимых стихотворений, с
сообщениями из газет и журналов о необычных явлениях и т.д.;
* участие в работе авторского коллектива по созданию "учебников": "Поэзия", "Басня",
"Рассказ";
* "мои страницы в учебнике";
* выбор произведения для заучивания;
* чтение, размышление, впечатления.

Изучаемые тексты: С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». » К.Чуковский
«Доктор Айболит», В.Берестов « Мастер птица». Стихи А. Барто, Я. Аким, В. Драгунский,
Э. Успенский, Н. Носов. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке».
Стихотворения Б.В.Заходера. Рассказы и сказки Е.Пермяка. . Книги Е.И.Чарушина. Рассказы
Б.С.Житкова. Рассказы Н.Н.Носова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Н. Сладкова. Е. Благинин
«Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука»
Стихи и рассказы Э. Успенского, Г. Граубина В. Бирюковой, Т. Золотухиной, В. Лапина, В.
Пескова, М. Пришвина, С. Михалкова, М. Коршунова, Ю. Коваля, Ю. Мориц. Сказки
А.Н.Толстого для детей.
В. Голявкин. Из сборника «Карусель в голове», Л. Воронкова «Девочка из города», А. Гайдар
«Чук и Гек», К. Паустовский «Стальное колечко» , Некрасов «Дедушка Мазай и Зайцы» , К.
Паустовский «Бескорыстие», К. Паустовский «Заячьи лапы», Л. Татьяничева «Когда говорят
о России, я вижу свой синий Урал…», Д. Н. Мамин-Сибиряк, рассказы о природе Урала
«Зимовье на Студёной», «Емеля-охотник», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Богач и Ерёмка», П. П.
Бажов «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», Б.
Окуджава «Ах, война, что ты сделала подлая…», К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»,
белорусская деревня Хатынь, Н. К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только»,
«Что такое зима». Сказки, И. Резник. Заповеди. , А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,
Сказка. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», Д. С. Лихачёв «Заветное для ума и сердца»,Б.
Окуджува «В Иерусалиме первый снег, побелели улочки пустые…», «Осень ранняя падают
листья…» , И.Пивоварова. Из сборника «О чём думает моя голова».
Контроль осуществляется раз в полугодие по УМК О.Н. Крыловой Чтение. Работа с текстом
для 1, 2, 3 классов.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урок
а

Название раздела
Тема урока

Я среди людей

Мои близкие

Содержание (к разделу)

Колво
часов

1 класс (33 часа)
М. Исаковский, Вишня
8
Сказка. Урок дружбы.
Р. Гамзатов. «Вон человек, что
скажешь ты о нём?...
Л. Толстой. Отец и сыновья
В. Сухомлинский. Обыкновенный
человек.
Е. Пермяк. Самое страшное
В. Лифшиц. Лыжня.
Ю. Юркова. Палка
А. Барто. Одиночество
К. Образцов. Мой друг. В.
Голявкин. Друзья
Э. Шим. Брат и младшая сестра
В. Осеева. Печенье
М. Горький. Горячее сердце
Л. Воронкова. Что сказала бы мама?
Е. Евтушенко. «Люди сильны друг
другом...».
А. Исаакян. У солнца
9
М. Скребцова.. Сердце матери..

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
https://uchi.ru/

Жить на земле, душой
стремиться в небо

Человек, словно в зеркале
мир, многолик

Откуда вы приходите,
слова, исполненные
доброго доверья?

Г. Макунц. Три сестры
В. Сухомлинский. Зелёная
кастрюля.
В. Сухомлинский. Ожерелье с
четырьмя лучами
А. Лопатина, Мама
И. Уткин. Песня о родине и о
матери
А. Лопатина. Новогодняя сказка.
Э. Мошковская. Обида.
В. Сухомлинский. Как на свете
жить?
Л. Толстой. Старый дед и внучек..
С. Маршак. Отец....
А. Барто. Разлука
А. Барто. Разговор с дочкой
В. Лифшиц. Разговор
Г. Х. Андерсен. Ромашка
К. Ушинский. Слепая лошадь
И. Нехода. Воробьи
С. Михалков. Гнездо стрижей
Л. Толстой. Лев и собачка.
А. Фет. Сосны
Л. Яшин. Покормите птиц зимой
Н. Сладков. Выдра и ворон...
А. Александрова. Белая черёмуха
Н. Сладков. Время
Л. Толстой. Косточка.
С. Михалков. Заячье горе
С. Михалков. Ответ.
В. Берестов. Аист и соловей
К. Ушинский. Два плуга
Н. Заболоцкий. Не позволяй душе
лениться.
Г. Граубин. Совесть....
И. Бутман. Волшебники
Ю. Палецкис. «Торопись, ведь дни
проходят...».
Я. Аким. Жадина.......
А. Барто. Митяй-лентяй
Э. Мошковская. Трудный путь.....
В. Сухомлинский. Красивое и
уродливое
Ю. Семендер. Ты будь человеком,
сынок...
В. Осеева. До первого дождя. А.
Барто. Если вы ему нужны.
В. Осеева. На берегу реки
2 класс (34 часа)
В. Сухомлинский. Я хочу сказать
своё слово
И. Токмакова. Плим....
В. Беспалов. Сила слова
В. Лифшиц. Ни «да», ни «нет»...
В. Шефнер. Слова
Притча. Думай, что говоришь
В. Солоухин. Здравствуйте

8

8

https://uchi.ru/

8

https://uchi.ru/

Этот смех для меня точно
родник в пустыне

Мы в ответе за тех, кого
приручили

Все дороги ведут к людям

И. Токмакова. «Спасибо.
Извините...>
В. Осеева. Волшебное слово.
А. Яшин. С добрым утром!
А. Босев. С нами Смех
9
Г. Остер. Вредные советы..
В. Драгунский Куриный бульон.....
В. Драгунский. Заколдованная
буква
В. Драгунский. Тайное становится
явным.....
В. Драгунский. «Где это видано, где
это слыхано
С. Маршак. Чем болен мальчик?
Н. Носов. Метро...
Н. Носов. Замазка
Н. Носов. Находчивость.
Л. Пантелеев. Буква «Ты».
М. Твен. Приключения Тома
Сойера......
С Первым апреля!
В. Драгунский. Он живой и
8
светится...
М. Басина. Удивительная верёвка
А. Дмитриев. Бездомная кошка..
Б. Заходер. Песня бездомных собак
Изречения о животных
5. Емельянов. Как я покупал собаку.
Л. Толстой. Котёнок.
А. Куприн. Сапсан.
Н. Гарин Михайловский. Тема и
Жучка
С. Михалков. Беглец
С. Михалков. Зяблик
В. Астафьев. Капалуха
Ф. Туманский. Птичка..
А. Толстой. Желтухин.
Н. Спирина. Медведь....
Г. Скребицкий. Пушок
Н. Некрасов. Дедушка Мазай и
зайцы (отрывок)
Н. Рубцов. Про зайца
А. Митяев. Справедливость.
9
В. Ерошенко Цветок
справедливости:
К. Паустовский. Стальное колечко.
4. Толстой, Басни
Л. Толстой. Акула
С. Ахматова. Мои желания
Л. Устинов. Говорливый медведь
Г. Фиш. Лёня и авторитет.
С. Михалков. Хрустальная ваза.
С. Михалков, Лиса-Советчица
А. Барто. Требуется друг
Е. Благинина. Снегурка.
Русская народная сказка.
Снегурочка

https://uchi.ru/

Г. Х. Андерсен. Сказка
Себя судить труднее, чем
других

Земля - планета не
простая

Ты найдёшь мои следы на
песке…

Мой Урал

3 класс (34 часа)
Н. Артюхова. Трусиха
В. Бояринов. У страха глаза велики.
Н. Носов. Карасик
Н. Носов. Огурцы...
В. Солоухин. Мститель...
К. Паустовский. Тёплый хлеб.
Л. Толстой. Прыжок....
М. Скребцова. Чудесный порошок.
В. Солоухин. Ножичек с костяной
ручкой
А. Ковалева. Где-то на Марсе...
С.Дрожжин. Вернулось царство
А. Майков. Весна.
Э. Шим. Звонкий спор
М. Пришвин. Светлая капель
В. Жуковский, Жаворонок.
Е. Баратынский. Весна, весна! Как
воздух чист!..
Немецкая легенда. Богиня Весны.
М. Пришвин. Живые ночи....
М. Пришвин. Когда раскрываются
почки..
К. Бальмонт. Осень
О. Тихомиров. Битва на Неве.....
С. Алексеев. Мишка
С. Алексеев. Прошка
Н. Головин. Дмитрий Донской.....
В. Соловьёв. Тайна Андрея Рублёва
Б. Сергуненков. Сердце Кутузова
Из истории детской периодики. Кто
такой граф Толстой
Е. Мар. Ложка
С. Сахарнов. Три плавания
капитана Кука
К. Ушинский. Христофор Колумб..
С. Сахарнов. В Антарктических
водах
Кроссворд...
Урал в стихах родных поэтов
Славянская мифология
Рассказы Мамина-Сибиряка
Мудрость книг Е. Пермяка
Павел Бажов и его сказы
Летящие сказки В. Крапивина
Творческий проект «Я воспеваю
мой Урал!»
Проет «Уральские писатели –
детям»
Итоговое занятие: Ими гордится
Урал!

8

https://uchi.ru/

9

https://uchi.ru/

8

9

https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».