Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева 2023

Российская Федерация
Свердловская область
Серовский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
_____________________________________________________________________________

Принято на педагогическом совете
30. 08. 2023. Протокол № 19

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева
____________ Е.Г. Аджиумер
Приказ № 91 от 30.08. 2023

Основная образовательная программа
среднего общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 14 им. В.Ф. Фуфачева

г. Серов
2023
0

Оглавление ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
№
1.
2.
2.1.
2.2
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

Наименование раздела
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ООП СОО МАОУ СОШ №14 им. В.Ф.
Фуфачева
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ №14
им. В.Ф. Фуфачева.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
ООП СОО МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Стр.
2
5

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей
Программа формирования универсальных учебных действий
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
Рабочая программа воспитания основного общего образования
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

21

Учебный план МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
Календарный учебный график МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева.
Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева.

28
30

5
10
13
21

24
25
28

32
34

1

1. Общие положения
1. Основная образовательная программа среднего общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 14 им. В.Ф. Фуфачева (далее – ООП СОО
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева, ООП СОО) разработана в
соответствии федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования (далее – ФГОС СОО1 ) и ФОП СОО.
2. Содержание ООП СОО МОАУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
представлено

учебно-методической

документацией

(учебный

план,

календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа
воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей
единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования
уровня среднего общего образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы2.
3. ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева предусматривает
непосредственное применение при реализации обязательной части ООП СОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы
безопасности жизнедеятельности»3.
5. ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева включает три
раздела: целевой, содержательный, организационный4.
1

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г.,
регистрационный № 35953),
от 31 декабря 2015 г. № 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
9 февраля 2016 г., регистрационный № 41020), от 29 июня 2017 г. № 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828)
и от 12 августа 2022 г. № 732 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный
№ 70034).
2
Пункт 101 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
3
Часть
63
статьи
12
Федерального
закона
от
29
декабря
2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в Российской Федерации».
4
Пункт 14 ФГОС СОО.

2

6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева, а также способы определения достижения этих целей и
результатов5.
7. Целевой раздел ООП СОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ФОП СОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП
СОО6.
8. Содержательный раздел ФОП СОО включает следующие программы,
ориентированные

на

достижение

предметных,

метапредметных

и

личностных результатов:
рабочие программы учебных предметов;
программу

формирования

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся7;
рабочую программу воспитания.
9. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева и разработаны на основе требований ФГОС СОО к результатам
освоения программы среднего общего образования.
10. Программа

формирования

универсальных

учебных

действий

у обучающихся содержит:
цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную
деятельность

обучающихся

как

средства

совершенствования

их

универсальных учебных действий;
описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных
учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов и
внеурочной деятельностью, а также места универсальных учебных действий
5

Пункт 14 ФГОС СОО.

6

Пункт 14 ФГОС СОО.

7

Пункт 14 ФГОС СОО.

3

в структуре образовательной деятельности8.
11. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева направлена на развитие личности обучающихся, в том числе
укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение
ими результатов освоения программы среднего общего образования9.
12. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и
другими институтами воспитания10.
13. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева

предусматривает

традиционным

духовным

приобщение
ценностям

обучающихся
–

к

нравственным

российским
ориентирам,

являющимся основой мировоззрения граждан России, передаваемым от
поколения к поколению, лежащим в основе общероссийской идентичности и
единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское
единство, нашедшие свое уникальное проявление в духовном, историческом
и культурном развитии многонационального народа России11.
14. Организационный раздел ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева

определяет

общие

рамки

организации

образовательной

деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации
программы среднего общего образования12 и включает:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы.
15. Календарный план воспитательной работы содержит перечень
8

Пункт 14 ФГОС СОО.

9

Пункт 18.2.3 ФГОС СОО.

10

Пункт 18.2.3 ФГОС СОО.

11

Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом

Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809.
12

Пункт 14 ФГОС СОО.

4

событий

и

мероприятий

воспитательной

направленности,

которые

организуются и проводятся образовательной организацией или в которых
образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.
2. Целевой раздел
2.1.

Пояснительная записка.

ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева является основным
документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф. Фуфачева в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете
установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Целями реализации ФОП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
являются:
­ формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
­ воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация
посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального
­ и гражданского становления;
­ преемственность основных образовательных программ дошкольного,
начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего,

профессионального образования;
­ организация учебного процесса с учётом целей, содержания и
планируемых результатов среднего общего образования, отражённых в
ФГОС СОО;
­ формирование

навыков

самостоятельной

учебной

деятельности

обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной
ориентации содержания среднего общего образования;
­ подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному
5

жизненному

выбору,

продолжению

образования

и

началу

профессиональной деятельности;
­ организация деятельности педагогического коллектива по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для одарённых,
успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп,
нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП СОО МАОУ СОШ №
14 им. В.Ф. Фуфачева предусматривает решение следующих основных задач:
­ формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического
вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным
языком Российской Федерации, навыками умственного и физического
труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному
самоопределению;
­ обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся
целевых

установок,

определяемых

приобретению

личностными,

знаний,

семейными,

умений,

навыков,

общественными,

государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
­ обеспечение преемственности основного общего и среднего общего
образования;
­ достижение планируемых результатов освоения ООП СОО МАОУ
СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева всеми обучающимися, в том числе
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ОВЗ);
­ обеспечение доступности получения качественного среднего общего
образования;
­ выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе
проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
6

­ организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
­ участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников в проектировании и развитии социальной
среды образовательной организации;
­ включение обучающихся в процессы познания и преобразования
социальной

среды

(населенного

пункта,

района,

города)

для

приобретения опыта реального управления и действия;
­ организация

социального

и

учебно-исследовательского

проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при
поддержке

педагогов,

сотрудничество

с

психологов,

базовыми

социальных

организациями,

педагогов,

организациями

профессионального образования, центрами профессиональной работы;
­ создание

условий

для

сохранения

и

укрепления

физического,

психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева учитывает следующие
принципы:
­ принцип учёта ФГОС СОО: ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к
целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на
уровне среднего общего образования;
­ принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования
образовательной организации ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева характеризует право получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы
реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной
деятельности;
­ принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО
МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева обеспечивает конструирование
7

учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности
(мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и
самоконтроль);
­ принцип индивидуализации обучения: ООП СОО МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения
детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом
мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
­ системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на
результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной
деятельности обучающегося на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
­ принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических
образовательного

особенностей
процесса

обучающихся
и

определении

при

построении

образовательно-

воспитательных целей и путей их достижения;
­ принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета
специфики изучаемых учебных предметов;
­ принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО МАОУ СОШ
№ 14 им. В.Ф. Фуфачева предусматривает связь урочной и внеурочной
деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение

личностных

результатов

освоения

образовательной

здоровьесбережения: при организации

образовательной

программы;
­ принцип

деятельности не допускается использование технологий, которые могут
нанести

вред

обучающихся,

физическому
приоритет

и

(или)

психическому

использования

здоровью

здоровьесберегающих

педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация
8

учебных и внеурочных мероприятий соответствуют требованиям,
предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,

утвержденными

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы),
и

санитарными

правилами

эпидемиологические

требования

СП
к

2.4.3648-20
организациям

«Санитарновоспитания

и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее –
Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной
работы обучающихся за два учебных года не может составлять менее 2170
часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами
и Санитарно-эпидемиологическими требованиями13.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том
числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы
среднего общего образования в порядке, установленном локальными
13

Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

9

нормативными актами образовательной организации14.
2.2. Планируемые результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ №
14 им. В.Ф. Фуфачева.
Планируемые результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф. Фуфачева соответствуют современным целям среднего общего
образования, представленным во ФГОС СОО как система личностных,
метапредметных и предметных достижений обучающегося.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися
ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева включают осознание
российской

гражданской

саморазвитию,
ценность
к

идентичности;

самостоятельности

самостоятельности

обучению

и

личностному

и

и

готовность

личностному

инициативы;

развитию;

обучающихся

к

самоопределению;

наличие

целенаправленное

мотивации
развитие

внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
установок,

формирование

системы

антикоррупционного

значимых

ценностно-смысловых

мировоззрения,

правосознания,

экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные
планы.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф. Фуфачева достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.

14

Часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

10

Личностные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф. Фуфачева отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания,
патриотического

воспитания,

духовно-нравственного

воспитания,

эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры
здоровья

и

эмоционального

благополучия,

трудового

воспитания,

экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают:
­ освоение обучающимися межпредметных понятий (используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания
из различных учебных предметов, учебных курсов, модулей в
целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
­ способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;
­ готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
­ овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и
отражают

способность

обучающихся

использовать

на

практике

универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:
познавательными универсальными учебными действиями;
коммуникативными универсальными учебными действиями;
11

регулятивными универсальными учебными действиями.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями
предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые
исследовательские действия, работать с информацией.
Овладение

системой

коммуникативных

универсальных

учебных

действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения,
совместной деятельности.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями
включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального
интеллекта.
Предметные результаты
Предметные результаты включают:
­ освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных
знаний,

умений

и

способов

действий,

специфических

для

соответствующей предметной области;
­ предпосылки научного типа мышления;
­ виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов.
Требования к предметным результатам:
­ сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на
применение знаний и конкретные умения;
­ определяют минимум содержания гарантированного государством
среднего общего образования, построенного в логике изучения каждого
учебного предмета;
­ определяют требования к результатам освоения программ среднего
общего образования по учебным предметам;
­ усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной
России и мира в целом, современного состояния науки.

12

Предметные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева

устанавливаются

для

учебных

предметов

на

базовом

и

углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф. Фуфачева для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на
обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф.

Фуфачева

ориентированы

для
на

учебных

подготовку

предметов
к

на

последующему

углубленном

уровне

профессиональному

образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем
более глубокого, чем это предусматривается базовым уровнем, освоения
основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих
учебному предмету.
Предметные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф.

Фуфачева

обеспечивают

возможность

дальнейшего

успешного

профессионального обучения и профессиональной деятельности.
2.3.

Система

оценки

достижения

планируемых

результатов

освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей
системы

образования,

обеспечению

преемственности

в

системе

непрерывного образования. Её основными функциями являются: ориентация
образовательного

процесса

на

достижение

планируемых

результатов

освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева и обеспечение
эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
образовательной организации являются:
­

оценка образовательных достижений обучающихся на различных

этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а
также

основа

процедур

внутреннего

мониторинга

образовательной
13

организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального
и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических
работников как основа аттестационных процедур;
­

оценка результатов деятельности образовательной организации

как основа аккредитационных процедур.
Основным
критериальной

объектом
базой

системы

выступают

оценки,

её

требования

содержательной

ФГОС

СОО,

и

которые

конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ООП
СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева. Система оценки включает
процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
­

стартовую диагностику;

­

текущую и тематическую оценку;

­

итоговую оценку;

­

промежуточную аттестацию;

­

психолого-педагогическое наблюдение;

­

внутренний

мониторинг

образовательных

достижений

обучающихся.
Внешняя оценка включает:
­ независимую оценку качества подготовки обучающихся15;
­ итоговую аттестацию16.
В соответствии с ФГОС СОО система оценки образовательной
организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный
подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный

подход

к

оценке

образовательных

достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в
оценке

уровня

функциональной

грамотности

обучающихся.

Он

15

Статья 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
16
Статья 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

14

обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых
выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной
форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации
индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению
к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов
измерений.
Уровневый подход реализуется за счёт фиксации различных уровней
достижения обучающимися планируемых результатов. Достижение базового
уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые
учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в
ходе учебного процесса, выступает достаточным для продолжения обучения
и усвоения последующего учебного материала.
Комплексный

подход

к

оценке

образовательных

достижений

реализуется через:
­

оценку предметных и метапредметных результатов;

­

использование комплекса оценочных процедур для выявления

динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для
итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях
обучающихся, условиях и процессе обучения и другое) для интерпретации
полученных результатов в целях управления качеством образования;
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно

­

дополняющих друг друга, в том числе оценок проектов, практических,
исследовательских, творческих работ, наблюдения;
использование форм работы, обеспечивающих возможность

­

включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность
(самоанализ, самооценка, взаимооценка);
использование мониторинга динамических показателей освоения

­
умений

и

знаний,

в

том

числе

формируемых

с

использованием

информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через
15

оценку

достижения

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС
СОО.
Формирование

личностных

результатов

обеспечивается

в

ходе

реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая
внеурочную

деятельность.

Достижение

личностных

результатов

не

выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки
эффективности

воспитательно-образовательной

деятельности

образовательной организации и образовательных систем разного уровня.
Во внутреннем мониторинге возможна оценка сформированности
отдельных личностных результатов, проявляющихся в участии обучающихся
в общественно значимых мероприятиях федерального, регионального,
муниципального, школьного уровней; в соблюдении норм и правил,
установленных в общеобразовательной организации; в ценностно-смысловых
установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов; в
ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный
выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних
мониторингов, допускается использовать только в виде агрегированных
(усредненных, анонимных) данных.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения ФОП СОО, которые
отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий.
Формирование
комплексом

освоения

метапредметных
программ

результатов

учебных

предметов

обеспечивается
и

внеурочной

деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
­

освоение обучающимися универсальных учебных действий

(регулятивных, познавательных, коммуникативных);
­

способность использования универсальных учебных действий в
16

познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности, организации
учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
­

овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и

социальной деятельности.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется
администрацией

образовательной

организации

в

ходе

внутреннего

мониторинга. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга
устанавливается

решением

педагогического

совета

образовательной

организации. Инструментарий может строиться на межпредметной основе и
включать диагностические материалы по оценке читательской, естественнонаучной,

математической,

цифровой,

финансовой

грамотности,

сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий.
Формы оценки:
для проверки читательской грамотности – письменная работа на
межпредметной основе;
для проверки цифровой грамотности – практическая работа в
сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка
процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных
учебных исследований и проектов.
Каждый

из

перечисленных

видов

диагностики

проводится

с

периодичностью не менее чем один раз в два года.
Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты
(далее вместе – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из
учебных

предметов

продемонстрировать

или
свои

на

межпредметной

достижения

в

основе

самостоятельном

с

целью
освоении

содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и
17

способность

проектировать

и

осуществлять

целесообразную

и

результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую и другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы,

­

обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый
доклад и другие);
художественная творческая работа (в области литературы,

­

музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического
или

стихотворного

декламации,

произведения,

исполнения

инсценировки,

музыкального

художественной

произведения,

компьютерной

анимации и других;
­

материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

­

отчётные материалы по социальному проекту.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта разрабатываются МАОУ СОШ № 4 им. В.Ф.
Фуфачева.
Проект оценивается по критериям сформированности:
­

познавательных универсальных учебных действий, включающих

способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
умение поставить проблему и выбрать способы её решения, в том числе
поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование
и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
макета, объекта, творческого решения и других;
­
содержание

предметных знаний и способов действий: умение раскрыть
работы,

грамотно

и

обоснованно

в

соответствии

с

рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и
способы действий;
­

регулятивных

самостоятельно

универсальных

планировать

и

учебных

управлять

действий:

своей

умение

познавательной
18

деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для
достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях;
­

коммуникативных универсальных учебных действий: умение

ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
Предметные результаты освоения ООП СОО МАОУ СОШ № 4 им. В.Ф.
Фуфачева

с

учётом

специфики

содержания

предметных

областей,

включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение
обучающимися знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение.
Оценка

предметных

результатов

представляет

собой

оценку

достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным
предметам.
Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом
учебном материале, с использованием способов действий, отвечающих
содержанию

учебных

предметов,

в

том

числе

метапредметных

(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также
компетентностей,

соответствующих

направлениям

функциональной

грамотности.
Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим
работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и
итогового контроля.
Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в
приложении к ООП СОО МАОУ СОШ № 4 им. В.Ф. Фуфачева.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному
предмету включает:
­

список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их

формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно
(письменно), практика);
19

­

требования

к

выставлению

отметок

за

промежуточную

аттестацию (при необходимости – с учётом степени значимости отметок за
отдельные оценочные процедуры);
­

график контрольных мероприятий.

Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной
организации с целью оценки готовности к обучению на уровне среднего
общего образования.
Стартовая диагностика проводится в начале 10 класса и выступает как
основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений
обучающихся.
Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность
учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для
основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе:
средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами,
логическими операциями.
Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с
целью оценки готовности к изучению отдельных учебных предметов.
Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая

оценка

представляет

собой

процедуру

оценки

индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы
учебного предмета.
Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную
оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и
осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих
проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании по учебному предмету.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки
20

(устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия,
листы продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета.
Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации
учебного процесса.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня
достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
­

стартовая диагностика;

­

оценка уровня достижения предметных и метапредметных

результатов;
­

оценка уровня функциональной грамотности;

­

оценка уровня профессионального мастерства педагогического

работника,

осуществляемого

на

основе

выполнения

обучающимися

проверочных работ, анализа посещённых уроков, анализа качества учебных
заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся.
Содержание

и

периодичность

внутреннего

мониторинга

устанавливается решением педагогического совета МАОУ СОШ № 4 им.
В.Ф. Фуфачева. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием
подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его
индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического
работника.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей являются приложением к ООП
СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева и обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения программы среднего общего образования.
21

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей соответствуют требованиям
обновленного Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования,

Федеральной

образовательной

программы среднего общего образования, рабочей программы воспитания
МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева.
По учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История",
"Обществознание",

"География"

и

"Основы

жизнедеятельности"

предусмотрено

непосредственное

безопасности
применение

федеральных рабочих программ (в соответствии с частью 6.3 Федерального
закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
Рабочие программы включают:
­

содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе

внеурочной деятельности), учебного модуля;
­

планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного

курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
­

тематическое

планирование

с

указанием

количества

академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного
предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного
модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные

программы,

электронные

учебники

и

задачники,

электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности содержат
указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных
22

модулей представлены в Приложениях № к ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф. Фуфачева:
­

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

(Приложение 1)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» (базовый

уровень) (Приложение 2)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный

(английский) язык (базовый уровень)» (Приложение 3)
­ Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (немецкий)
язык (базовый уровень)» (Приложение 4)
­

Рабочая

программа

учебного

курса

«Алгебра

и

начала

математического анализа» (углубленный уровень) (Приложение 5)
­

Рабочая программа учебного курса «Геометрия» (Приложение 6)

­

Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика»

(Приложение 7)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика»

(базовый уровень) (Приложение 8)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика»

(углубленный уровень) (Приложение 9)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (базовый

уровень) (Приложение 10)
­

Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Физика»

(углубленный уровень) (Приложение 11)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый

уровень) (Приложение 12)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» (базовый

уровень) (Приложение 13)
­

Рабочая программа по учебному предмету «История» (базовый

уровень) (Приложение 14)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»

(базовый уровень) (Приложение 15)
23

­

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание»

(углубленный уровень) (Приложение 16)
­

Рабочая программа по учебному предмету «География» (базовый

уровень) (Приложение 17)
­

Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Физическая

культура» (Приложение 18)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности

жизнедеятельности (Приложение 19)
­

Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект»

(Приложение 20)
­

Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Экономика»

(углубленный уровень) (Приложение 21)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Право» (углубленный

уровень) (Приложение 22)
­

Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Математика»

(углубленный уровень) (Приложение 23)
­

Рабочая

программа по

учебному предмету «Астрономия»

(базовый уровень) (Приложение 24)
­

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык

(русский)» (Приложение 25)
­

Рабочие программы по учебным предметам части учебного

плана, формируемой участниками образовательных отношений (Приложение
26)
­

Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности

(Приложение 27)
3.2. Программа формирования универсальных учебных действий.
На уровне среднего общего образования продолжается формирование
универсальных учебных действий (далее – УУД), систематизированный
комплекс которых закреплен во ФГОС СОО.
24

На уровне среднего общего образования регулятивные действия должны
прирасти за счет умения выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях,
управлять своей деятельностью в открытом образовательном пространстве.
Развитие регулятивных действий напрямую связано с развитием
коммуникативных УУД. Обучающиеся осознанно используют коллективнораспределенную

деятельность

для

решения

разноплановых

учебных,

познавательных, исследовательских, проектных, профессиональных задач,
для эффективного разрешения конфликтов. Старший школьный возраст
является ключевым для развития познавательных УУД и формирования
собственной

образовательной

стратегии.

Появляется

сознательное

и

развернутое формирование образовательного запроса, что особенно важно с
учетом повышения вариативности на уровне среднего общего образования,
когда обучающийся оказывается в ситуации выбора уровня изучения
предметов, профиля и подготовки к выбору будущей профессии.
Программа развития УУД направлена на повышение эффективности
освоения обучающимися ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева, а
также усвоение знаний и учебных действий; формирование у обучающихся
системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм
организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования.
Программа формирования УУД у обучающихся содержит:
­ описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов;
­ описание особенностей реализации основных направлений и форм;
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа

формирования

универсальных

учебных

действий

представлена в Приложении № 28 к ООП СОО МАОУ СОШ № 14 им.
В.Ф. Фуфачева.
3.3. Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева
25

Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
основывается на единстве и преемственности образовательного процесса
всех уровней общего образования.
Рабочая программа воспитания:
-

предназначена

для

планирования

и

организации

системной

воспитательной деятельности;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления общеобразовательной организацией, в том числе советов
обучающихся, советов родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой

совместно

с

семьёй

и

другими

участниками

образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
-

предусматривает

приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
-

предусматривает

историческое

просвещение,

формирование

российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Содержание воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания

обучающихся

включает

духовно-нравственные

ценности

культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
планируется

и

осуществляется

в

соответствии

с

приоритетами

государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
26

Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
планируется

и

осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей

и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа

воспитания

реализуется

в

единстве

учебной

и

воспитательной деятельности МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева по
основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
-

гражданского

воспитания,

способствующего

формированию

российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском

государстве

и

субъекту

тысячелетней

российской

государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
- патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
- духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры

народов

России,

традиционных

религий

народов

России,

формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
27

честности,

доброты,

милосердия,

справедливости,

дружелюбия

и

взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
-

эстетического

воспитания,

способствующего

формированию

эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
- физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков

безопасного

поведения

в природной

и

социальной

среде,

чрезвычайных ситуациях.
- трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
-

экологического

воспитания,

способствующего

формированию

экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей

среде

на

основе

российских

традиционных

духовных

ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды.
- ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №14 им. В.Ф.
Фуфачева является Приложением № 29 к ООП СОО МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева.
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
28

4.1. Учебный план МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности17.
Учебный план МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева обеспечивает
реализацию требований ФГОС СОО, определяет общие рамки отбора
учебного материала, формирования перечня результатов образования и
организации образовательной деятельности.
Учебный план МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева:
­

фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

­

определяет

(регламентирует)

перечень

учебных

предметов,

курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
­

распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и

учебным годам.
Учебный план МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева обеспечивает
преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а
также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного
языка, государственных языков республик Российской Федерации. В случаях,
предусмотренных

законодательством

Российской

Федерации

в

сфере

образования, предоставляет возможность обучения на государственных
языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков
народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также
устанавливает количество занятий.
Учебный план МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева состоит из двух
частей:

обязательной

части

и

части,

формируемой

участниками

образовательных отношений.
17

Пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

29

131.5.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной
программе государственную аккредитацию образовательных организаций,
реализующих образовательную программу среднего общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева,
формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных

предметов, с целью удовлетворения

различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана,
может быть использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том
числе этнокультурные;
другие

виды

учебной,

воспитательной,

спортивной

и

иной

деятельности обучающихся.
В интересах обучающихся, с участием обучающихся и их родителей
(законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития
обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и
формы образования).
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года
на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не
30

более 37 часов в неделю).
Учебный план МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева представлен в
Приложении № 30 к ООП СОО МАОУ СОШ № 124 им. В.Ф. Фуфачева.
4.2. Календарный учебный график МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева.
Организация

образовательной

деятельности

осуществляется

по учебным четвертям. Режим работы для среднего общего образования - 6дневная учебная неделя, с учетом законодательства Российской Федерации.
Продолжительность учебного года при получении среднего общего
образования составляет 34 недели.
Учебный год начинается 1 сентября. Если этот день приходится на
выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый,
следующий за ним, рабочий день.
Учебный год в образовательной организации заканчивается 26 мая.
Если этот день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
заканчивается в предыдущий рабочий день. Для 11 классов окончание
учебного года определяется ежегодно в соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул не менее 7 календарных дней.
Продолжительность учебных четвертей составляет: I четверть –
8 учебных недель; II четверть – 8 учебных недель; III четверть – 11 учебных
недель, IV четверть – 7 учебных недель.
Продолжительность каникул составляет:
по окончании I четверти (осенние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании II четверти (зимние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании III четверти (весенние каникулы) – 9 календарных дней;
по окончании учебного года (летние каникулы) – не менее 8 недель.
Продолжительность урока – 40 минут.
31

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее
10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) – 20-30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две
перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность

перемены

между

урочной

и

внеурочной

деятельностью не менее 20-30 минут, за исключением обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется
по специальной индивидуальной программе развития.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных
предметов, определенной гигиеническими нормативами.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в
течение дня составляет для обучающихся 10–11 классов – не более 7 уроков.
Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее
19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного
образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных
уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и
последним

уроком

необходимо

организовывать

перерыв

продолжительностью не менее 20 минут.
Календарный учебный график МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева
составляется с учётом мнений участников образовательных отношений,
региональных
организаций

и

этнокультурных

культуры

региона

традиций,
и

определяет

плановых

мероприятий

чередование

учебной

деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным
периодам учебного года.
Календарный учебный график МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева представлен в Приложении № 31 к ООП СОО МАОУ СОШ №
14 им. В.Ф. Фуфачева.
32

4.3. План внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения

основной

образовательной

программы

(личностных,

метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной
частью основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности является частью организационного
раздела ООП СОО и представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и включает:
- план организации деятельности ученических сообществ (групп
обучающихся),

в

том

числе

ученических

классов,

разновозрастных

объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений,
организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»); - план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору
обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные
общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего
образования).
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность реализуется
ООП МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева (цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организация образовательной деятельности при
получении среднего общего образования). В соответствии с планом
внеурочной деятельности создаются условия для получения образования
всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Количество

часов,

выделяемых

на

внеурочную

деятельность,

за два года обучения на уровне среднего общего образования составляет не
более

700

часов.

Величину

недельной

образовательной

нагрузки,

реализуемой
33

через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева представлен в Приложении № 32 к ООП СОО МАОУ СОШ №
124 им. В.Ф. Фуфачева.

4.4. Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ № 14
им. В.Ф. Фуфачева.
Календарный план воспитательной работы МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф.
Фуфачева. Соответствует Федеральному календарному плану воспитательной
работы.
Федеральный календарный план воспитательной работы может быть
реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
МАОУ СОШ № 14 им. В.Ф. Фуфачева наряду с федеральным
календарным планом воспитательной работы проводит иные мероприятия
согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым
направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Сентябрь:
сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности
в борьбе с терроризмом;
сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
27 сентября: День работника дошкольного образования
День туризма
Октябрь:
октября: Международный день пожилых людей; Международный день
музыки;
октября: День защиты животных;
34

октября: День учителя;
октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
20 ноября: День начала Нюрнбергского процесса;
октября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
10 декабря: День прав человека;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
25 декабря: День принятия Федеральных конституционных законов о
Государственных символах Российской Федерации.
Январь:
января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской
блокады; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти»
Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве;
февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за
пределами Отечества;
35

21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
7 апреля: Всемирный день здоровья;
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их
пособниками в годы Великой Отечественной войны;
22 апреля: Всемирный день Земли;
апреля: День российского парламентаризма.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
18 мая: Международный день музеев;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности;
Последнее воскресенье июля: День Военно-морского флота.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
36

августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».