РП КВД Разговоры о важном СОО

Приложение № 5
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 98 от 31.08.2023)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
______________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
среднее общее образование
10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов н среднего общего
образования, федеральных образовательных программ среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных

требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Задачей педагога, реализующего
программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию;
− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; − создание мотивации для участия в социальнозначимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности; − развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− осознание своего места в обществе;
− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют
следующие документы.
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ 4
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190. 5
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4.
В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам,
первым уроком. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине –
России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны
быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися.
Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам. Основные темы занятий
связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ среднего общего образования.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: − в выделении в цели программы ценностных приоритетов; − в приоритете
личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;

− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники,
даты исторических событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества», «Новогодние семейные традиции разных
народов России», «День учителя (советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День
российской науки», «215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина». В
программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в
воспитании 7 школьника.
К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и др
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому
тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств.
Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются
предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память – историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина; – историческая память
соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений; – историческая
память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. Осознание этой нравственной ценности базируется на
конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах – единение
людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений – каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения,
традиции; – семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото,
вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям. Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается
проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый

человек должен 8 воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле,
малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине – патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина; – любовь к своему Отечеству
начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине; – патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех
сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его
проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела − доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания
благодарности; − благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что
стало сегодня примером для подражания. Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в
настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности – семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми
ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.; – каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти
на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу; – обучающийся должен ответственно относиться к
своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям; – семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные
ценности представлены в традиционных религиях России. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения
на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России – культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории; – российская
культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире; – культура представлена достижениями в материальной сфере
(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и
др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей. Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и
разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов,
произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7. Наука на службе Родины – наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека; – в науке работают талантливые,
творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность; – в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить
современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «190-лет со дня
рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий
выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных
формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения.

В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному
их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое
предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из
статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога.
Личностных результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной и интересной многообразной
деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный
опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать. В приложениях к программе содержатся методические рекомендации,
помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Содержание программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание». Возможности,
общества
«Знание»
для обучающихся различных возрастов.

которые

предоставляют

проекты

Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники – чем гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности
Отечеству, истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь,
свобода, права и благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание участвовать в
развитии своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей, которые создало государство для каждого
ребенка в стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить
личную траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма
жизни в нашем обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности,
стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести
к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе,
сохранить свое психическое здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не статьжертвой «травли», и самому не опуститься до «травли» других,
необходимы всем.

Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях кинематографического
искусства, которое
имеет
свой «золотой
фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурноисторическое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития
страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести
свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество
и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми
профессиональными, физическими
и
моральным качествами, являются
достойным примером настоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства. Единство многонационального народа, уважение традиций, религий,
уклада жизни всех народов является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы государства, это основа и залог существования
современной страны. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего, профессии в этой сфере очень
перспективны и востребованы. Технологический
суверенитет решает
задачи обеспечения безопасности,
получения
энергии,
продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития
экономики предполагает
защиту
и
формирование
высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые создают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной
поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ.
Чувство любви к своей Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не просто территория, это, прежде всего
то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство
в
России.
страны люди безвозмездно помогали
друг
милосердия – история и современность.

Особенности волонтерской деятельности. Исторически сложилось, что в сложные годы нашей
другу,
оказывали всестороннюю
поддержку. Даша
Севастопольская,
сёстры

Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.

Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и
культурой новогодних праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи информации до появления письменности. Разница между
азбукой и букварем. «Азбука»,
напечатанная Иваном
Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к чтению, бережное
отношение к книге начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан? Выплата налогов – обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад городгерой Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что дает заключение союзного договора для
государств? Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные ценности, уважают культуру,
стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёногохимика, специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной в мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом
исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со
дня рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790— 1798); командующего русско-турецкой эскадрой в
Средиземном море (1798— 1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть
хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином.
Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка профессионального
самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют подростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного
фестиваля молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей первых российских самолетов.
Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.

Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и
психическое здоровье населения играютважнуюрольв укреплении экономического потенциала и социальной стабильности страны, повышают
качество жизни каждого человека.
Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир
российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день. Экологичное потребление — способ позаботиться
о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции
празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее создания и деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина в формирование современного литературного
русского языка.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение
достижения
школьниками

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных образовательных результатов.

Личностные результаты должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон

и

правопорядок,

обладающего

чувством

собственного

достоинства, осознанно

принимающего

традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики,

основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить
экстремизма,

общие цели

национализма,

и

сотрудничать

для

их

достижения,

способность противостоять

идеологии

ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим

негативным социальным явлениям;
- навыки

сотрудничества

со

сверстниками,

детьми

младшего

учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной

деятельностью, неприятие

в

вредных

физическом
привычек:

курения, употребления

алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный

выбор

будущей

профессии

профессиональной деятельности как возможности

и

участия

возможностей
в

решении

реализации собственных жизненных планов; отношение к
личных,

общественных,

государственных, общенациональных

проблем;
- сформированность

экологического

мышления,

понимания

влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной программы должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

самостоятельно

осуществлять,

контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей

и реализации

планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности, навыками разрешения

проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов

познания;
- готовность
навыками

и

получения

способность

к

самостоятельной

необходимой информации

из

словарей

информационно-познавательной
разных

типов,

умение

деятельности,

ориентироваться

в

владение

различных источниках

информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
коммуникативных

и организационных

задач

с

соблюдением

требований

(далее

эргономики,

-

ИКТ)

в

решении

когнитивных,

техники безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять

назначение

и

функции

различных

социальных институтов;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные

результаты

освоения

программы

среднего

общего образования представлены с учетом специфики

содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; сформированность
представлений

об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений

историко-культурный контекст и контекст творчества

писателя

в

процессе

анализа

художественного

учитывать

исторический,

произведения; способность

выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных
устных и письменных высказываниях.
Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение; умение выделять
общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; сформированность умения использовать иностранный язык
как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и
роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества
в целом, представлениями об общем и особенном
исторические

знания

в

в

мировом

профессиональной

историческом
и

процессе;

сформированность

умений применять

общественной

деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов;

владение

умениями

выявлять

другие связи социальных объектов и процессов; сформированность
развития

мирового

сообщества

в

глобальном

причинно-следственные, функциональные, иерархические и

представлений

об

основных

тенденциях

и

возможных перспективах

мире; сформированность представлений о методах познания социальных явлений

и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых
решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа
для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. География:
владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим
мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных

социально

ориентированных

природы, размещения населения и хозяйства, о динамике

и

географических

территориальных

географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными
явлениями,

знаний

о закономерностях

особенностях процессов,
географическими

их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями

развития

протекающихв

объектами, процессами и

использовать

карты

разного

содержания

для

выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-

экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;

владение

умениями

применять

географические

знания

для объяснения

и

оценки

разнообразных

процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

явлений

и

сформированность

представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни

общества

как

пространстве,

осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание значения
норм
сформированность

и

нравственных

уважительного отношения

ценностей
к

чужой

в

экономической деятельности

собственности;

информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать

владение

факты,

навыками

аргументы

и

отдельных
поиска

в

котором

этических
людей

и

общества;

актуальной экономической

оценочные

суждения;

анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и
реальной жизни; понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических
событиях в России и в мире.
Право:

сформированность

представлений

о

понятии

государства,

его функциях, механизме и формах; владение знаниями о

понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; сформированность представлений о Конституции Российской
Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность умений применять

правовые

знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их

соответствия законодательству Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений
использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со
средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Биология:

владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование биологической

терминологией

и

символикой;

владение

основными

методами научного

познания; сформированность

собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
Естествознание:

сформированность

природе как единой целостной системе, о
Вселенной;

владение

знаниями

о

представлений

о

целостной современной естественнонаучной картине мира, о

взаимосвязи человека, природы и общества; о

наиболее

пространственно-временных

масштабах

важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию

представлений о природе, на развитие техники и технологий; сформированность умения

применять

естественнонаучные

знания

для

объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе,
рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; сформированность представлений о научном методе
познания

природы

и

средствах

изучения

мегамира,

макромира

и микромира; сформированность умений понимать значимость

естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственновременных масштабах Вселенной;

сформированность представлений

о

значении

астрономии в

практической

деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения

устойчивого (сбалансированного)

развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа"; сформированность
мышления

и

способности

учитывать

экологического

и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение умениями

применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; владение знаниями
экологических императивов,

гражданских

прав

и

обязанностей

в области

энерго-

и

ресурсосбережения

в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; сформированность личностного отношения к экологическим
ценностям,

моральной

ответственности

за

экологические

последствия

своих действий в окружающей среде; сформированность

способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической
окружающей
Основы

среды,

безопасности

здоровьем

людей

безопасностью

и повышением их экологической культуры.

жизнедеятельности:

сформированность

представлений о культуре

безопасности

жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а
также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное
влияние

человеческого

фактора;

знание

основ

государственной

системы, российского законодательства, направленных на защиту

населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других
действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
средстве

обеспечения

духовного,

физического

и

сформированность представлений о здоровом образе жизни как о

социального благополучия

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

личности;

знание

распространенных

опасных

и

Тематическое планирование 10–11 классы (1 час в неделю)

Темы
День знаний

Там, где Россия

Основное содержание
Знакомство
с
проектами
Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляют
проекты общества «Знание» для
обучающихся
различных возрастов.
Родина
— не только место
рождения.
История, культура,
научные достижения: чем мы можем
гордиться?

Деятельность школьников
Участие
во вступительной
беседе.
Просмотр
ролика
о
необходимости знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которые присущи
людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их
достигнуть.
Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России.
Интерактивная викторина.
Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизни
человека.
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о жизни и подвиге

Зоя.
Зоя Космодемьянская – её подвиг
К 100-летию со дня бессмертен, её имя стало символом
рождения
Зои мужества и стойкости, а жизнь
Космодемьянской
служит
примером
беззаветной
преданности Отечеству,
истиной
любви к своей Родине.

Зои.
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности героя. Подвиг
Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В защиту всего,
что любила эта молодая девушка. Просмотр
интерактивной карты, беседа о сохранении памятников героям.

Темы
Избирательная
система России (30
лет ЦИК)

День
учителя
(советники
по
воспитанию)

Основное содержание
Право избирать и быть избранным
гарантировано
Конституцией
Российской Федерации каждому
гражданину нашей страны.
Жизнь,
свобода,
права
и
благополучие
граждан
является
одной из главных ценностей, а
проявление
гражданской
позиции,
желание
участвовать
в
развитии
своего города, региона, страны –
достойно уважения.
Ценность
профессии учителя.
Советник
по воспитанию –
проводник в мир возможностей,
которые
создало
государство
для
каждого ребенка в стране, наставник и
«старший товарищ», помогающий как
объединить школьный коллектив в
дружную команду, так и выстроить
личную
траекторию
развития
каждому ребенку.

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика об истории
Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием и
выборами.
Выполнение интерактивного задания «Избирательная система в России».

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен быть современный Учитель?
(создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был
учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к
ученикам…, как готовился к занятиям…, какие вспомогательные
средства использовал для проведения уроков?»; «Чем может помочь
советник по воспитанию?»

Темы
О взаимоотношениях в
коллективе (Всемирный
день
психического
здоровья, профилактика
буллинга)

Основное содержание
В
условиях
информационных
перегрузок,
разнообразия быстро
решаемых
задач,
экономической
нестабильности,
стрессы
стали
неотъемлемой
составляющей
жизни
человека.
Они
приводят к
депрессивному состоянию, которое, в
свою очередь, может привести к
проблемам
физического
здоровья,
конфликтам
с близкими,
неуверенности,
озлобленности.
Знания
о
том,
как
наладить
отношения в коллективе, сохранить
свое
психическое
здоровье,
как
смотреть на мир позитивно, как не
стать жертвой «травли», и самому не
опуститься до «травли» других,
необходимы всем.
Развитие
отечественного кино
отражает не только основные вехи
По ту сторону экрана. развития страны, но и моделирует
115 лет кино в России
образ ее будущего. Кино, наряду с
литературой и театром, позволяет
человеку
увидеть
себя, как в
«зеркале», соотнести свои поступки с
поступками героев, анализировать и
рефлексировать,
приобретать
новые
знания, знакомиться с
миром
профессий,
с
творчеством
талантливых людей, с историей и
культурой страны.

Деятельность школьников
Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и психического здоровья.
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здорового
образа жизни.
Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их. Беседа о
буллинге, его причинах и вреде, который он причиняет человеку.
Мастер-класс
«Магия
игры»,
в
ходе
которого
школьники
участвуют в игровых упражнениях, помогающих снять стресс и
психологическое напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе которого
школьники составляют список лайфхаков класса о том, как подростку
справляться со стрессами, излишним давлением взрослых.
Итоговая
рефлексивная
беседа,
в
ходе
которой
школьники
обсуждают характеристики идеального коллектива, в котором им было
бы комфортно находиться. .
Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и кинофильмах, жанрах
кино.
Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино.
Обсуждение ролика.
Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху. Интерактивная игра,
в ходе которой школьники называют
мультфильм или фильм по его отрывку.
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров немого кино.
Итоговая беседа о возможности создания собственного фильма о классе,
сделанного руками школьников.

Темы
День спецназа

День
единства

народного

Основное содержание
Деятельность школьников
Подразделения специального
Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о видах
назначения (спецназ) в России имеют подразделений специального назначения в России.
особую
значимость,
они Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа». Выполнение
олицетворяют
служение
Отечеству,
интерактивного
задания
«Что
важнее
для
мужество и силу духа, беспримерное спецназовца – ум или сила?»
самопожертвование,
готовность
мгновенно
прийти
на
помощь
Родине.
Военнослужащие
спецназа
обладают
особыми
профессиональными, физическими и
моральным
качествами,
являются
достойным примером настоящего
мужчины.
Смутное время в истории нашей
страны. Самозванцы — одна из Участие во вступительной беседе о появлении праздника День
народного единства.
причин
продолжавшейся Смуты.
Ополчение во главе с
князем Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного времени.
Дмитрием
Пожарским
и
земским Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы увидели
причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о
старостой Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не только том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения
продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне
в войне
зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют,
что им надо объединяться?

Темы
Россия:
взгляд
в
будущее.
Технологический
суверенитет / цифровая
экономика / новые
профессии

Основное содержание
Деятельность школьников
Технологический суверенитет
решает Беседа
о
сущности
понятий
«суверенитет»,
«технологический
задачи
обеспечения суверенитет», «цифровая экономика».
безопасности,
получения
энергии, Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в
продовольственной
независимости, современную жизнь многих россиян, в экономику, образование и
транспортной связности. Логика
культуру страны. Дискуссия, в ходе которой школьники высказывают свои
развития
экономики
предполагает мнения о возможностях и рисках, которые появляются в связи с
защиту
и
формирование проникновением искусственного интеллекта во многие сферы не
высокотехнологичных отраслей с
только экономики, но и культуры, образования, спорта.
высокой
долей
интеллектуальных Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой школьники
вложений.
Развитие
цифровой знакомятся с новыми понятиями в области цифровых технологий и с
экономики
предполагает профессиями будущего.
выстраивание
системы Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, в ходе
экономических,
социальных
и которого школьники знакомятся с двенадцатью направлениями
деятельности,
которые
охватывают
50
культурных отношений, основанных на профессиональной
использовании
цифровых перспективных профессий.
информационно-коммуникационных
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит школьников
технологий.
Появление
новых завершить некоторые из предложений, например: «Самое большое
профессий связано с цифровизацией открытие, которое я сделал на этом занятии – это …»; «Все говорят, что
экономики,
движением
к без цифры сегодняшняя жизнь просто невозможна, я с этим
технологическому суверенитету.
утверждением …»; «Если у меня спросят, готов ли я учится всю свою
жизнь, то я отвечу …»
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый
школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я
О взаимоотношениях в Мама — важный человек в жизни слышу слово «мама» …»
каждого. Материнская
любовь
— Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей.
семье
простая и безоговорочная.
(День матери)
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Легко ли быть мамой?
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

Темы
Основное содержание
для
каждого
человека
Что
такое
Родина? Что
(региональный
и означает слово «Родина»? Это
родители, семья, дом, друзья, родной
местный компонент)
город, регион, вся наша страна и
народ. Чувство любви к своей Родине
человек несет в себе всю жизнь, это его
опора и поддержка. Родина – это не
просто территория, это, прежде всего
то, что мы любим и готовы
защищать.
История
создания
Красного
Мы вместе
Креста.
Особенности
волонтерской
деятельности. Волонтёрство в России

Главный
страны

закон

Значение
Конституции
для
граждан страны. Знание прав и
выполнение
обязанностей.
Ответственность — это осознанное
поведение

Деятельность школьников
Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при
виде
государственных
символов
нашей
страны.
Какова
региональная символика? Что означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов, живущих на территории России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных
национальностей в одной стране, что им в этом помогает?

Знакомство
школьников
с информацией
о создании
в
Международного Комитета Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно
этой организации можно считать началом волонтерского движения?
Работа
в группах по составлению
списка особенностей
волонтерской деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности
Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни
без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или
невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый
школьник
продолжает
предложение
«Нужно
знать
Конституцию, потому что…»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной
ответственности

Основное содержание
Деятельность школьников
Россия — страна с героическим Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о
прошлым. Современные герои — кто войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто вставал на ее
они? Россия начинается с меня?
защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного героя»
Игра
«Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?) Участие в
Новый год — праздник всей семьи.
Новогодние
семейные
Новогодние
семейные дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая
традиции
разных
объединяет народы нашей страны».
традиции. Новогодние приметы.
народов России
Различные традиции встречи
Нового Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о
года у разных
народов материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы
изменить в себе в Новом году?
России.
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.
Беседа о разных способах передачи информации. БлицОт А до Я. 450 лет Способы передачи информации до опрос «Интересные факты об Азбуке».
беседа
«Первая
печатная
«Азбука»:
в
чем
письменности.
Разница Эвристическая
"Азбуке"
Ивана появления
особенности».
между азбукой и букварем. «Азбука»,
Фёдорова
напечатанная
Иваном
Федоровым: Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки».
«Ради
скорого
младенческого
Беседа о том, что такое налоговая система.
научения».
Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?». Беседа
Современный человек должен
Налоговая
обладать
функциональной «Права и обязанности налогоплательщика». Интерактивное
грамотность
грамотностью,
в том
числе задание «Создай и распредели бюджет».
налоговой.
Для
чего
собирают
налоги? Что они обеспечивают для
граждан?
Выплата
налогов –
обязанность
каждого
гражданина
Российской Федерации.
Герои
времени

Темы
нашего

Темы
Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда
от
фашистской блокады

Основное содержание
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы
блокадного
Ленинграда.
Блокадный паек.
Способы
выживания ленинградцев.
О провале планов немецких войск. О
героизме советских воинов,
освободивших город на Неве.

Союзники России

Кто
такой
союзник?
Какие
обязанности он на себя принимает,
какими обладает правами? Что дает
заключение союзного договора для
государств? Союзники
России –
государства, которые разделяют и
поддерживают
наши
общие
традиционные
ценности,
уважают
культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживают
их.
Цивилизация
без
научных
достижений. Научные и технические
достижения в нашей стране. Вклад
российских ученых в мировую науку.
Д.И. Менделеев и роль его
достижений для науки.
Достижения науки в повседневной жизни.
Плюсы
и
минусы
научнотехнического прогресса

190 лет со дня
рождения
Д. Менделеева. День
российской науки

Деятельность школьников
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким
образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город;
почему Ладожское озеро называют дорогой жизни; чем стало полное
освобождение Ленинграда от фашистской блокады для всей страны, для
хода Великой Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном городе. Работа в
парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера
не суждено было сбыться?
Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации.
Блиц-опрос:
«Какие
традиционные
ценности
разделяют
союзники?».
Дискуссия: права и обязанности союзных государств.
В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия делает для
союзников?

Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека
без научных достижений.
Участие
в
беседе
об
основных
научных
и
технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не только химия».
Участие в блиц – опросе «Примеры использования достижений науки в
повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы научнотехнического прогресса»

Темы
День
первооткрывателя

Основное содержание
Россия является не только самой
большой страной в мире, которую за ее
продолжительную историю шаг за шагом
исследовали,
изучали,
открывали
русские
землепроходцы.
Удивительные уголки нашей страны
сегодня может открыть для себя
любой школьник.

День
защитника
Отечества.
280 лет
со дня рождения
Федора Ушакова

День
защитника
Отечества:
исторические
традиции.
Профессия
военного: кто её выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. 280-летие
со дня рождения великого русского
флотоводца,
командующего
Черноморским флотом (1790—1798);
командующего
русско-турецкой
эскадрой
в Средиземном
море
(1798—1800), адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.

Деятельность школьников
Мотивационная
беседа
о
первооткрывателях,
открытиях
и
удивительных местах России. Мозговой штурм, в ходе которого
школьники за 1 минуту должны назвать 15 российских городов; за
вторую минуту - 15 российских рек; за третью – 15 названий деревьев,
кустарников и цветов, которые растут в их регионе.
Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического общества
о русских землепроходцах.
Игра
«Своя
игра»,
в
которой
разыгрываются
вопросы
об
уникальных местах России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они
продолжают предложения, начало которых произносит педагог: «Я
никогда не знал, что …»; «Если бы я делал пост в социальных сетях по
итогам нашего сегодняшнего разговора, то я назвал бы его …»;
«Каждый может стать первооткрывателем, потому что …».
Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне
защитника Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного. Участие в
работе в парах: знакомство с примерами военных
действий, в которых выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители России выражают свою
благодарность защитникам Отечества

Темы
Основное содержание
Как найти свое место в Что нужно для того, чтобы найти друзей
и самому быть хорошим другом?
обществе
Примеры
настоящей
дружбы. Что нужно для того, чтобы
создать хорошую семью и самому
быть
хорошим
семьянином.
Поддержка семьи в России. Что
нужно, чтобы найти свое призвание и
стать
настоящим
профессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения
школьников
в
России.

Всемирный
фестиваль
молодежи

Всемирный фестиваль молодежи – 2024.
Сириус
–
федеральная
площадка
фестиваля.
Исторические
факты
появления
всемирного
фестиваля молодежи и студентов.
Фестивали, которые проходили в
нашей стране.

Деятельность школьников
Проблематизирующая
беседа
о
трех
слагаемых
успешной
самореализации человека в обществе: дружбе, семье и профессии.
Выступление федерального спикера (о примерах и способах
самореализации человека в различных сферах общественной жизни).
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой школьники
обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти
спутника/спутницу жизни, чем руководствоваться в выборе
профессии.
Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?», в ходе
которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают 5
и аргументируют всему классу свой выбор. В набор могут входить,
например, карточки «умение готовить», «умение дружить»,
«умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д.
Групповая работа по созданию кластера «Всемирный фестиваль
молодежи».
Историческая
справка
об
истории
возникновения
Всемирного
фестиваля молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
Дискуссия
«Всемирный
фестиваль
молодежи
– 2024 в
подробностях».

Темы
«Первым
делом
самолеты».
О
гражданской
авиации

Основное содержание
Легендарная
история
развития
российской
гражданской
авиации.
Героизм конструкторов, инженеров и
летчиков-испытателей
первых
российских самолетов.
Мировые
рекорды российских летчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.

Крым. Путь домой

Красивейший полуостров
с
богатой
историей.
История
Крымского
полуострова.
Значение
Крыма.
Достопримечательности
Крыма

Россия
держава

Здоровый
образ
жизни
–
приоритетное
направление
в
большинстве
государств
мира.
Основные
составляющие
здоровья.
Современные проекты, связанные со
здоровьем.

здоровая

Деятельность школьников
Проблематизирующая
беседа
«Почему
человек
всегда
хотел
подняться в небо?», в ходе которой обсуждаются события, связанные с
первыми попытками человека «обрести крылья».
Видеоролик об истории российской авиации, от первого полета в 1913
году на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский витязь» до
современных авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114-300, Ту-214, Ил96, "Байкал".
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой
школьники знакомятся с легендарными российскими пилотами,
испытателями, конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники
выполняют некоторые упражнения и задания (например, «Компас»,
«Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам при
профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?», в ходе
которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает
профессия пилота, о том, как может реализоваться мечта
о небе, даже если нельзя стать летчиком.
Участие
в
беседе
о
географическом
положении
Крыма
с
использованием карты.
Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма.
Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало
разные народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни».
Групповая работа: составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде – вредишь здоровью» (о тату, пирсинге,
энергетиках и т.д.).

Темы
Основное содержание
Цирк! Цирк! Цирк! (К Цирк как фантазийное и сказочное
Международному дню искусство. Цирк в России, История
цирка, цирковые династии России.
цирка)
Знаменитые на весь мир российские
силачи,
дрессировщики,
акробаты,
клоуны,
фокусники.
Цирковые
профессии.

«Я вижу Землю! Это
так красиво».

Деятельность школьников
Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная с первого
стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877 году.
Беседа о современном цирке, причинах его популярности у детей и
взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде, акробатике,
эквилибристике,
гимнастике,
жонглировании,
эксцентрике,
иллюзионизме, пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого школьники
разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники знакомятся великими
российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачев,
Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать
оптимизм в себе и в окружающих.
Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях
в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в интернете
информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников
Главные
события
в истории
(Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана
покорения
космоса.
Отечественные
Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев,
космонавты-рекордсмены.
Геннадий Падалка, Анатолий Соловьев).
Подготовка
к
полёту
—
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту.
многолетний процесс.
Обсуждение фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных
Художественный фильм «Вызов» действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.
героизм
персонажей
и
реальных
людей.

215-летие
рождения
Гоголя

Темы
со
Н.

Экологичное
потребление

Труд крут!

Урок памяти

дня
В.

Основное содержание
Николай
Гоголь
–
признанный
классик русской литературы, автор
знаменитых
«Мертвых
душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из
произведений
Николая
Гоголя
актуальны по сей день.

Деятельность школьников
Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе которой
школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из произведений
Гоголя можно было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой
школьники продолжают знаменитые фразы из произведений Н.
Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам из
телеспектаклей,
кинофильмов,
иллюстраций,
созданных
по
произведениям Николая Гоголя, называют произведение и его
главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А.
Гончарова «Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…».
Участие во вступительной беседе об экологическом потреблении.
Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей
в их появлении, поиски решений.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые
легко может соблюдать каждый

Экологичное
потребление
—
способ позаботиться о сохранности
планеты. Экологические проблемы как
следствия
безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так
Вступительная беседа об истории Праздника труда.
сложно
Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность
История Праздника труда.
Труд — это право или обязанность человека?»
Мозговой штурм — обсуждение критериев работы мечты.
человека?
«Владеете
ли вы элементарными
трудовыми
Работа мечты. Жизненно важные навыки Блиц-опрос
навыками?»
Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День
Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься
поиском и захоронением останков погибших защитников Отечества?
История
появления праздника
День Победы. Поисковое движение Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День
России.
Могила
Неизвестного Победы? Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка?
Солдата.
Семейные
традиции
празднования
Дня
Победы.
Бессмертный полк

Темы
Будь готов! Ко дню
детских
общественных
организаций

Основное содержание
19 мая 1922 года — день рождения
пионерской организации. Цель её
создания и деятельность.
Распад
пионерской организации. Причины, по
которым дети объединяются

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе о пионерской организации. Участие в
дискуссии о том, какое должно быть детское
общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие
в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым
дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные
объединения
Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации». Историческая справка
Пушкин.
Творчество «Малоизвестные факты из жизни А. С.
Русский язык. Великий Неизвестный
и могучий. 225 со дня Пушкина объединяет
Пушкина».
рождения
А.
С. поколения. Вклад А. С. Пушкина в Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина».
формирование
современного
Пушкина
Интерактивные задания на знание русского языка.
литературного русского языка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».