Приложение № 5
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 98 от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
_____________________________________________________________________________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Коммуникативные возможности графического языка»
основное общее образование
9 «И» (инженерный класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Выразительные возможности
графического языка», разработана для учащихся 5-9 класса и является частью Основной
образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №14 им. В.Ф.
Фуфачева
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №
273-ФЗ 4
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»»
от 15.08.2022 № 03–1190. 5
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Курс внеурочной деятельности «Выразительные возможности графического языка» рассчитан
1 час в неделю. Всего 33 часа.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация воспитательного потенциала уроков Выразительные возможности графического
языка (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной
нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания уроков для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение в содержание уроков целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность
в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки
своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и
действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и
педагогическими работниками, соответствующие укладу школы, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и
выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
- реализацию мероприятий календарного плана Рабочей программы воспитания МАОУ СОШ
№14 им. В.Ф. Фуфачева.
Результаты реализации единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе
рабочей программы Выразительные возможности графического языка «Личностные результаты
изучения учебного предмета на уровне основного общего образования».
Содержание курса «Выразительные возможности графического языка»
Введение. (2 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения
об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением
компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты,
принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы
инструментами. Организация рабочего места.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ФИГУРЫ (10 ч.)
Геометрические элементы (линии, углы), геометрические фигуры и тела. Анализ
геометрической формы объектов.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (12 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на
чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины
и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение
масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (20 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности,
сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части
(деление окружности на 3, 5, 6, 7, 9, 12 частей)
ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ПЛОСКОЙ ДЕТАЛИ (10 ч.)
Применение знаний и навыков правил построение чертежа.
ЧЕРТЕЖИ В СИСТЕМЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ (21 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции.
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных
плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах
(расположенных в проекционной связи).
АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК
(26 ч.)
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции
плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о
техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор
вида - аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ (13 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции вершин, ребер, граней. Порядок
построения чертежа. Порядок чтения чертежа.
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (15 ч.)
Общие сведения о сечениях и разрезах. Правила выполнений. Соединение вида и разреза.
Тонкие стенки и спицы на разрезах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО КОЛЛИЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЙ
(5ч.)
Выбор количества изображений, выбор главного вида. Условности и упрощения на чертеже.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (14 ч.)
Общие сведения о соединениях деталей. Изображения резьбовых и шпоночных соединений.
Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ (10 ч.)
Выполнение третьего вида чертежа детали по двум заданным. Выполнение аксонометрии по
чертежу детали.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (10 ч.) Основные особенности строительных чертежей. Условные
изображения. Упрощения на строительных чертежах.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ (4 ч.)
Правила выполнения электрической схемы. Условные изображения
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Выразительные возможности графического языка»
Личностные результаты
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, проявления познавательной активности в области предметной
технологической деятельности;
- формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладению
элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных
сферах с позиции будущей социализации;
- воспитания трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности,
планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости
общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками,
умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности
интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей
деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для новых
задач в учебе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям
способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений
возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую
стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических
процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- осознанное использование речевых средств в соответствие с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме
результатов совей деятельности;
- формирование и развитие компетентностей в области использования ИКТ; выбор для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее
участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в
решении общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее
решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешение
противоречий выполняемых технологических процессов;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствие с
технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности сточки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы
основных геометрических построений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических
изображений;
- основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;
- условности изображения и обозначения резьбы;
- способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;
- методы вспомогательных секущих плоскостей.
- использование чертежных инструментов;
- анализ форм предметов в натуре и по их чертежам;
- анализ графического состава изображений;
- умение читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображе-ния предметов;
- умение выбирать необходимое число видов на чертежах;
- умение осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
- умение выполнять необходимые разрезы;
- умение правильно определять необходимое число изображений;
- умение выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием; чертежи резьбовых соединений деталей;
- умение читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- умение читать несложные строительные чертежи; пользоваться государственными
стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- умение применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием.
Тематическое планирование 9кл.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Название разделов и тем
программы
Количество часов
всего
Контрольные
работы
Общие сведения о соединениях
деталей
Изображения резьбовых
соединений
Изображения шпоночных
соединений
Порядок чтения сборочных
чертежей
Условности и упрощения на
сборочных чертежах
Деталирование.
2
Основные особенности
строительных чертежей.
Упрощения на строительных
чертежах
2
5
4
2
2
5
4
Неделя 05.02.24 9.02.24
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
9
10
11
Правила выполнения
электрической схемы
Условные изображения на
электрических схемах
Машиностроительное
черчение. Выполнение третьего
вида чертежа детали по двум
заданным.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
2
3
33