Приложение № 5
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ No14 им. В.Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 98 от 31.08.2023)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 им. В.Ф. Фуфачева
_____________________________________________________________________________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Краеведение»
основное общее образование
8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Краеведение»
разработана в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образоваия и федеральных образовательных программ основного
общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС
во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
− формирование интереса к познанию родного края;
− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
− развитие у школьников общекультурной компетентности.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
№ 273-ФЗ 4
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. №
24480)
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России
12.09.2022 № 70034).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от 15.08.2022 № 03–1190. 5
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий Программа
реализуется в работе с обучающимися 8х классов
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитан на 1 год обучения (34
часа), 1 час в неделю.
Цели:
•
воспитание и развитие личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
•
формирование познавательного интереса к истории своей малой родины,
воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта
русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
•
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
•
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю,
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение
деятельной любви к родному месту жительства.
- Формирование экологической культуры.
- Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и
социально-ответственного поведения в ней.
- Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств
своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.
- Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.
- Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и
места работы.
Предметные
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения,
показ его сложной структуры.
- Повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины и своего рода.
- Освоение основ русской культуры, быта родного края.
- устойчивый интерес к краеведческому материалу.
Метапредметные
- Краеведение тесно связано с предметом «Родная литература» и
способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к
краеведению через тематические лекции, конкурсы и т.д.
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и
умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня
и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных
образовательных программ основного общего образования. Это позволяет на практике
соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это
проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В
основе
определения
тематики
внеурочных
занятий
заложен
культурноисторический подход.
Рабочая программа «Краеведение» опирается на содержание программы по
предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и
поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей программы
(проблемно- тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы,
но соотносятся с включённым в неё содержанием. В программе выделяются четыре
содержательные линии (три проблемно-тематических блока) «Урал – моя малая родина»;
«Обычаи и культурные традиции народов Урала»; «Литература Урала»; «Мой город в
истории страны».
Содержание программы
Содержание программы
расширяет
литературный и культурный кругозор
обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора,
русской классики, современной литературы, национальной литературы народов России,
которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со
спецификой курса.
Содержание программы включает произведения, актуализирующие вечные
проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и
жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).
РАЗДЕЛ 1. Урал – моя малая родина (10 ч)
Серебряное кольцо Урала (обзорная виртуальная экскурсия по основным
туристическим маршрутам Среднего Урала)
Путешествие к Рифейским горам (кем и когда были открыты Уральские горы)
Сокровища Рифейских гор (природные богатства Урала)
Демидовское гнездо (о династии промышленников Демидовых)
Урал заповедный (заповедники Урала: минералогический Ильменский,
биосферный Висимский и т. д.)
Мир реки (виртуальное путешествие по реке Каква, фауна и экология рек)
Музеи Екатеринбурга (самые интересные и необычные музеи Екатеринбурга)
Святой град Урала (г. Верхотурье, государева дорога в Сибирь)
Имя приказано забыть (разведчик Н. Кузнецов)
Дивизия черных ножей (УДТК)
РАЗДЕЛ 2. Обычаи и культурные традиции народов Урала» (10ч)
Дети Сорни-Эквы (Народы Среднего и Северного Урала – ненцы, ханты,
манси)
По ту сторону – парма (народы Предуралья - коми, мари и т. д.)
Кто как празднует (праздники народов Урала)
Пером Жар-птицы (художественные росписи, в т.ч. тагильские подносы)
Тонкое благородство (фарфор, в т.ч. сысертский)
Плотник топором думает (деревянное зодчество, в т.ч. музей под открытым небом в Н.
Синячихе)
Волшебная береста
Горные мастера (камнерезное искусство)
Хозяева огня (кузнецы и оружейники)
Художники Урала
РАЗДЕЛ 3. «Литература Урала» (6 ч)
Шкатулка сказов (П. Бажов)
Мамин сын (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Последний романтик (В. Крапивин)
Осторожно: живое! (Б. Рябинин)
Мужество (М. Джалиль)
«Аэлита» - родом с Урала (уральская фантастика)
РАЗДЕЛ 4. «Мой город в истории страны» (8 часов)
Я шагаю по Серову (виртуальная игра-экскурсия)
Прогулки вокруг Дворца (история ДКМ в истории города, творческие
коллективы, театр и т. д.)
Создающие историю (замечательные люди города, Почетные граждане)
Город на краю Галактики (космический Серов: А. Штернфельд, И. Соловьева,
В. Савиных)
Маленький город в большой войне
Крылья Серова (о летчике А. К. Серове)
Жизнь, отданная небу (улицы города, названные в честь летчиков)
Серов литературный.
Тематическое планирование
№
д
а
т
а
Раздел
1
7.09
Урал
Тема
– Серебряное
Количест
во часов
кольцо
Урала
(обзорная 1 час
моя малая виртуальная
экскурсия
по
основным
родина
туристическим маршрутам Среднего Урала)
2
14.09
Обычаи и Дети Сорни-Эквы (Народы Среднего
культурн Северного Урала – ненцы, ханты, манси)
ые
традиции
народов
Урала»
и 1 час
3
21.09
«Мой
Я шагаю по Серову (виртуальная игра- 1 час
город
в экскурсия)
истории
страны»
4
28.09
5
5.10
6
12.10
7
19.10
Урал
–
моя малая
родина
Урал
–
моя малая
родина
«Литерат
ура
Урала»
Урал
–
моя малая
родина
8
9
26.10
2.11
10
9.11
11
16.11
12
23.11
13
30.11
Путешествие к Рифейским горам (кем и когда 1 час
были открыты Уральские горы)
Сокровища Рифейских
богатства Урала)
гор
(природные 1 час
Последний романтик (В. Крапивин)
1 час
Святой град Урала (г. Верхотурье, государева 1 час
дорога в Сибирь)
1 час
1 час
«Литерат
ура
Урала»
Урал
–
моя малая
родина
Мамин сын (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Урал
–
моя малая
родина
«Литерат
ура
Урала»
«Литерат
ура
Урала»
Мир реки (виртуальное путешествие по реке 1 час
Каква, фауна и экология рек)
Урал
заповедный
(заповедники
Урала: 1 час
минералогический Ильменский, биосферный
Висимский и т. д.)
Осторожно: живое! (Б. Рябинин)
«Аэлита» фантастика)
родом
с
Урала
1 час
(уральская 1 час
14
7.12
14.12
15
21.12
16
11.01
17
18.01
18
25.01
19
1.02
20
8.02
21
15.02
22
22.02
Обычаи и
культурн
ые
традиции
народов
Урала»
Обычаи и
культурн
ые
традиции
народов
Урала»
Обычаи и
культурн
ые
традиции
народов
Урала»
Урал
–
моя малая
родина
«Литерат
ура
Урала»
Урал
–
моя малая
родина
Обычаи и
культурн
ые
традиции
народов
Урала»
Обычаи и
культурн
ые
традиции
народов
Урала»
Урал
–
моя малая
родина
Урал
–
моя малая
родина
По ту сторону – парма (народы Предуралья - 1 час
коми, мари и т. д.)
Художники Урала
1 час
Кто как празднует (праздники народов Урала)
1 час
Музеи Екатеринбурга (самые интересные и 1 час
необычные музеи Екатеринбурга)
Шкатулка сказов (П. Бажов)
Демидовское
гнездо
(о
промышленников Демидовых)
1 час
династии 1 час
Плотник
топором
думает
(деревянное 1 час
зодчество, в т.ч. музей под открытым небом в
Н. Синячихе)
Горные мастера (камнерезное искусство)
1 час
Имя приказано забыть (разведчик Н. Кузнецов) 1 час
Дивизия черных ножей (УДТК)
1 час
23
1.03
24
15.03
25
22.03
26
29.03
27
5.04
28
12.04
29
19.04
30
26.04
31
3.05
32
10.05
33
17.05
Обычаи и
культурн
ые
традиции
народов
Урала»
«Мой
город
в
истории
страны»
Обычаи и
культурн
ые
традиции
народов
Урала»
«Мой
город
в
истории
страны»
«Мой
город
в
истории
страны»
«Мой
город
в
истории
страны»
«Мой
город
в
истории
страны»
«Мой
город
в
истории
страны»
«Мой
город
в
истории
страны»
«Литерат
ура
Урала»
Обычаи и
культурн
Пером Жар-птицы (художественные росписи, в 1 час
т.ч. тагильские подносы)
Серов литературный
Тонкое благородство
сысертский)
1 час
(фарфор,
в
т.ч. 1 час
Прогулки вокруг Дворца (история ДКМ в 1 час
истории города, творческие коллективы, театр
и т. д.)
Крылья Серова (о летчике А. К. Серове)
1 час
Город на краю Галактики (космический Серов: 1 час
А. Штернфельд, И. Соловьева, В. Савиных)
Создающие историю (замечательные люди 1 час
города,
Почетные
граждане,
Л.
И.
Дзюбинский)
Жизнь, отданная небу (улицы
названные в честь летчиков)
города, 1 час
Маленький город в большой войне
1 час
Мужество (М. Джалиль)
1 час
Волшебная береста
1 час
34
24.05
ые
традиции
народов
Урала»
Обычаи и Хозяева огня (кузнецы и оружейники)
культурн
ые
традиции
народов
Урала»
Итого
1 час
34 часа