РП Шахматы

Приложение № 23
к основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева
(утверждено приказом № 91 от 30.08.2023)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 им. В. Ф. Фуфачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШАХМАТЫ
2-4 класс

1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»
разработана для учащихся 1-4 классов и является частью Основной
образовательной программы начального общего образования МАОУ
СОШ №14 им. В.Ф.Фуфачева.
Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на
основе программы факультативного курса «Шахматы» автора И.Г. Сухина,
имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской
Федерации».
Направление программы: общеинтеллектульное
Объем программы: программа рассчитана на три года обучения. На
реализацию курса отводится 1 час в неделю (2 класс – 34 часа в год, 3 класс –
34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).
Цели программы:
•
способствовать становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
•
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям.
Задачи:
•
совершенствование у детей многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
•
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
•
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и
практической деятельности;
•
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и
коллективной деятельности;
•
умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к
самореализации.
Планируемые результаты освоения курса.
К концу 1 учебного года дети должны знать:
•
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
2

•
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
•
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу 1 учебного года дети должны
уметь:
•
ориентироваться на шахматной доске;
•
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
•
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
•
правильно расставлять фигуры перед игрой;
•
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
•
рокировать;
•
объявлять шах;
•
ставить мат;
•
решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу 2 учебного года дети должны знать:
•
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
•
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу 2 учебного года дети должны уметь:
•
записывать шахматную партию;
•
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем и ладьей;
•
проводить элементарные комбинации.
К концу 3учебного года дети должны знать:
•
принципы игры в дебюте;
•
основные тактические приемы;
•
что означают термины: дебют, миттельшпиль.
К концу 3 учебного года дети должны уметь:
•
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
•
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
•
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
3

•
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
•
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
•
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
•
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
•
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
•
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
•
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
•
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.
•
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
•
Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
•
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые,
чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и
её правила.
4

•
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры
в дебюте;
•
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
•
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
простейшие окончания
Содержание внеурочного курса
2 класс
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА (2ч.)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (3ч.)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР (1Ч.)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса) (16ч.)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (9ч.)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
(3ч.) Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
3 класс (34 часа)
Раздел№1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (2ч.)

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.
Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Варианты ничьей. Игровая практика
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ (1ч.)
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в

5

Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ (2ч.)
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального
положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР (4ч.)
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ (4ч.)
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь
против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА (3ч.)
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ (15ч.)
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые
комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
прикрытия,
отвлечения,
завлечения,
блокировки,
освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие
к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Раздел №7. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (3ч.)
Повторение программного материала, изученного за второй год обучения.
4класс (34 часа)
Раздел №1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (4ч.)
Повторение программного материала, изученного за второй год обучения
Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА (27ч.)
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра
против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба
за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Раздел №3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (3ч.)
Повторение программного материала, изученного за третий год обучения.

6

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
Класс

№
раздел
а

Название
раздела
(темы)

2 класс
1

Шахматная
доска

2

Шахматные
фигуры

3

Начальная
расстановка
фигур

Содержание

Количеств
о часов

34 часа
Чтение
и
инсценированние 2 часа
дидактической сказки «Удивительные
приключения
шахматной
доски».
Знакомство с шахматной доской. Белые и
черные поля. Чередование белых и
черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля
квадратные. Расположение доски между
партнерами.
Чтение и инсценировка дидактической
сказки
«Котята
–
хвастунишки».
Горизонтальная линия. Количество полей
в горизонтали. Количество горизонталей
на
доске.
Вертикальная
линия.
Количество
полей
в
вертикали.
Количество
вертикалей
на
доске.
Чередование белых и черных полей в
горизонтали и вертикали. Диагональ.
Отличие диагонали от горизонтали и
вертикали.
Количество
полей
в
диагонали. Короткие диагонали. Центр.
Форма центра. Количество полей в
центре. Дидактические задания и игры
«Горизонталь»,
«Вертикаль»,
«Диагональ».
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, 3 часа
пешка, король. Чтение и инсценировка
дидактической сказки И.Г. Сухина
«Приключения в шахматной стране».
Дидактические
задания
и
игры
«Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Секретная фигура», «Угадай», «Что
общего?», «Большая или маленькая».
Расстановка фигур перед шахматной 1 час
партией. Правило: «Ферзь любит свой
цвет», связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальным
положением
фигур.
Дидактические
задания и игры «Мешочек», «Да и нет»,
«Мяч».
7

4

Ходы и взятие Место ладьи в начальном положении. 16 часов
Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические
фигур
задания и игры «Лабиринт», «Перехитри

8

часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного
поля»,
«Защита
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (ладья против ладьи, две
ладьи против одной, две ладьи против
двух), «Ограничение подвижности».
Место слона в начальном положении.
Ход слона, взятие. Белопольные и
чернопольнын слоны. Разноцветные и
одноцветные слоны. Качество. Легкая и
тяжелая фигура. Дидактические задания
и
игры
«Лабиринт»,
«Перехитри
часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (слон против слона, два
слона против одного, два слона против
двух), «Ограничение подвижности».
Дидактические
задания
и
игры
«Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру». Термин «стоять под
боем». Дидактические задания и игры
«Захват контрольного поля», «Защита
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (ладья против слона, две
ладьи против слона, ладья против двух
слонов, две ладьи против двух слонов,
сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Место ферзя в начальном положении.
Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая
фигура. Дидактические задания и игры
«Лабиринт»,
«Перехитри
часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного
поля»,
«Защита
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (ферзь против ферзя),
«Ограничение подвижности».
Дидактические
задания
и
игры
«Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй
фигуру»,
«Захват
контрольного
поля»,
«Защита
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (ферзь против ладьи,
9

ферзь против слона, ферзь против ладьи и
слона,
сложные
положения),
«Ограничение подвижности».
Место коня в начальном положении. Ход
коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Дидактические
задания
и
игры
«Лабиринт»,
«Перехитри
часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (конь против коня, два
коня против одного, один конь против
двух,
два
коня
против
двух),
«Ограничение подвижности».
Дидактические
задания
и
игры
«Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй
фигуру»,
«Захват
контрольного
поля»,
«Защита
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (конь против ферзя, конь
против ладьи, конь против слона,
сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Место пешки в начальном положении.
Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход пешки, взятие.
Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Один в поле воин».
Дидактические задания и игры «Игра на
уничтожение» (пешка против пешки, две
пешки против одной, одна пешка против
двух, многопешечные положения),
«Ограничение подвижности».
Дидактические
задания
и
игры»
Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй
фигуру»,
«Игра
на
уничтожение» (пешка против ферзя,
пешка против ладьи, пешка против слона,
пешка против коня, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место короля в начальном положении.
Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и
под
бой
его
ставить
нельзя.
Дидактические
задания
и
игры
«Лабиринт»,
«Перехитри
часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь»,
«Игра на уничтожение» (король против
10

5

Цель
шахматной
партии

6

Игра
всеми
фигурами
начального
положения

1

Повторение
изученного
материала

3класс

короля).
Дидактические
задания
и
игры
«Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй
фигуру»,
«Захват
контрольного
поля»,
«Защита
контрольного
поля»,
«Игра
на
уничтожение» (король против ферзя,
король против ладьи, король против
слона, король против коня, король против
пешки), «Ограничение подвижности».
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, 9 часов
пешкой. Защита от шаха. Открытый шах.
Двойной шах. Дидактические задания
«Шах или не шах», «Дай шах», «Пять
шахов»,
«Защита
от
шаха».
Дидактическая игра «Первый шах».
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в
один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой
(простые
приемы).
Дидактические
задания «Мат или не мат», «Мат в один
ход».
Мат в один ход: сложные примеры с
большим числом шахматных фигур.
Дидактическое задание «Дай мат в один
ход».
Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Примеры на пат. Дидактическое задание
«Пат или не пат».
Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание
«Рокировка».
Игра всеми фигурами из начального 3 часа
положения (без пояснения о том, как
лучше начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».
Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми
фигурами из начального положения.
Демонстрация коротких партий.
Повторение программного материала –
викторина «В стране шахмат». Игра
всеми фигурами из
начального положения.
34часа
2 часа
Просмотр диафильма «Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мире
шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы шахматных
11

фигур. Шах, мат, пат. Начальное
положение. Игровая практика (игра
всеми
фигурами
из
начального
положения).

2

Краткая
история
шахмат

3

Шахматная
нотация

Рокировка.
Взятие
на
проходе.
Превращение пешки. Варианты ничьей.
Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Задания на мат в
один ход. Демонстрация
коротких
партий. Дидактические игры и задания
«Две фигуры против целой армии»,
«Убери лишние фигуры», «Ходят только
белые», «Неотвратимый мат». Игровая
практика.
Происхождение шахмат. Легенды о 1 час
шахматах. Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в Европу. Просмотр
диафильма «Книга шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы
мира по шахматам. Игровая практика.
Обозначение горизонталей, вертикалей, 2 часа
полей. Дидактические игры и задания
«Назови
вертикаль»,
«Назови
горизонталь»,
«Назови
диагональ»,
«Какого цвета поле», «Кто быстрее»,
«Вижу цель». Игровая практика. На этом
занятии дети, делая ход, проговаривают,
какая фигура с какого поля на какое идет.
Например: «Король с е1 – на е2».
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального положения.
Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Игровая
практика (с записью шахматной партии
или фрагмента шахматной партии).

12

4

Ценность
шахматных
фигур

Ценность фигур. Сравнительная сила 4 часа
фигур. Дидактические игры и задания»
Кто сильнее», «Обе армии равны».
Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактические
игры
и
задания»
Выигрыш материала» (выигрыш ладьи,
слона, коня). Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактические
игры
и
задания
«Выигрыш
материала»
(выигрыш

5

Техника
матования
одинокого
короля

пешки). Способы защиты. Дидактические
игры и задания «Защита» (уничтожение
атакующей фигуры, уход из-под боя).
Игровая практика.
Защита. Дидактические игры и задания
«Защита» (защита атакованной фигуры
другой своей фигурой, перекрытие,
контратака). Игровая практика.
Две ладьи против короля. Дидактические 4 часа
игры и задания «Шах или мат», «Мат или
пат», «Мат в один ход», «На крайнюю
линию», «В угол», «Ограниченный
король», «Мат в два хода». Игровая
практика.
Ферзь
и
ладья
против
короля.
Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход»,
«На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Ферзь и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход»,
«На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Ладья и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход»,
«На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.

13

6

7

Достижение
мата
без
жертвы
материала

Шахматная
комбинация

Учебные положения на мат в два хода в 3 часа
эндшпиле. Цугцванг.
Дидактические
игры и задания «Объяви мат в два хода».
Защита от мата. Дидактические игры и
задания «Защитись от мата». Игровая
практика.
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода». Защита
от мата. Дидактические игры и задания
«Защитись от мата». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в
дебюте. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Защита от мата.
Дидактические
игры
и
задания
«Защитись от мата». Игровая практика.
Матовые
комбинации. 15 часов
Темы комбинаций. Тема отвлечения.

14

Дидактические игры и задания «Объяви
мат в два хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактические игры и задания «Объяви
мат в два хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема блокировки.
Дидактические игры и задания «Объяви
мат в два хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема разрушения
королевского прикрытия. Дидактические
игры и задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Матовые
комбинации.
Тема
освобождения
пространства.
Тема
уничтожения защиты. Тема «рентгена».
Дидактические игры и задания «Объяви
мат в два хода». Игровая практика.
Матовые
комбинации.
Другие
шахматные комбинации и сочетание
приемов. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса.
Тема
отвлечения.
Тема
завлечения.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш
материала».
Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса.
Тема
уничтожения защиты. Тема связки.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш
материала».
Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса.
Тема
освобождения
пространства.
Тема
перекрытия. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала». Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса.
Тема
превращения пешки.
Дидактические
игры и задания «Проведи пешку в
ферзи». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса.
Сочетание
тактических приемов. Дидактические
игры и задания «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации для достижения ничьей.
15

8
4 класс
1

2

Патовые комбинации. Дидактические
игры и задания «Сделай ничью». Игровая
практика.
Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации
на
вечный
шах.
Дидактические игры и задания «Сделай
ничью». Игровая практика.
Типичные
комбинации
в
дебюте.
Дидактические игры и задания «Проведи
комбинацию». Игровая практика.
Типичные комбинации в дебюте (более
сложные примеры). Дидактические игры
и задания «Проведи комбинацию».
Игровая практика.
Повторение
Дидактические игры и задания. Игровая 3 часа
программного практика.
материала
34 часа
Повторение
Просмотр
диафильмов 4 часа
изученного
“Приключения в Шахматной стране.
материала
Первый шаг в мир шахмат” и “Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие
на проходе. Шах, мат, пат. Начальное
положение.

Основы
дебюта

Шахматная
нотация.
Обозначение
горизонталей,
вертикалей,
полей.
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального положения.
Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Ценность
шахматных фигур. Пример матования
одинокого короля. Решение учебных
положений на мат в два хода без жертвы
материала и с жертвой материала (из
учебника второго года обучения).
Выявление причин поражения в них 27 часов
одной из сторон. Дидактическое задание
“Мат в 1 ход” (на втором либо третьем
ходу партии).
Дидактические задания “Поймай ладью”,
“Поймай ферзя”.
Дидактические задания “Поставь детский
мат”, “Защитись от мата
Дидактические задания “Поставь детский
мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.
16

Дидактические задания “Поставь мат в 1
ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у
“повторюшки”.
Дидактическое
фигуру”.

задание

“Выведи

Дидактические задания “Мат в два хода”,
“Выигрыш
материала”,
“Накажи
“пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.
Дидактические задания “Захвати центр”,
“Выиграй фигуру”.
Дидактические задания “Можно ли
сделать рокировку?”, “В какую сторону
можно рокировать?”, “Поставь мат в 1
ход нерокированному королю”, “Поставь
мат в 2 хода нерокированному королю”,
“Не получат ли белые мат в 1 ход, если
рокируют?”.
Выявление причин поражения в них
одной из сторон. Дидактическое задание
“Мат в 1 ход” (на втором либо третьем
ходу партии).
Дидактические задания “Поймай ладью”,
“Поймай ферзя”.
Дидактические задания “Поставь детский
мат”, “Защитись от мата
Дидактические задания “Поставь детский
мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.
Дидактические задания “Поставь мат в 1
ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у
“повторюшки”.
Дидактическое
фигуру”.

задание

“Выведи

Дидактические задания “Мат в два хода”,
“Выигрыш
материала”,
“Накажи
“пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.
Дидактические задания “Захвати центр”,
“Выиграй фигуру”.
17

3

Дидактические задания “Можно ли
сделать рокировку?”, “В какую сторону
можно рокировать?”, “Поставь мат в 1
ход нерокированному королю”, “Поставь
мат в 2 хода нерокированному королю”,
“Не получат ли белые мат в 1 ход, если
рокируют?”.
Повторение
Дидактические игры и задания. Игровая 3 часа
программного практика.
материала

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».