Содержание программы
РАЗДЕЛ 1
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цель и задачи программы
3
1.3
Отличительными особенностями курса
3
1.4
Результаты освоения программы
4
РАЗДЕЛ 2
Содержательный раздел
2.1
Содержание программы
6
2.2
Тематическое планирование
9
РАЗДЕЛ 3
Организационный раздел
3.1
Учебный план
15
3.2
Календарный учебный график
15
3.3
Методическое обеспечение
16
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»
разработана для учащихся 1-4 классов, на основе программы развития познавательных
способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам.
Сроки реализации программы 4 года. Общее количество часов за 4 года - 135
из расчета 1 час в неделю.
1.2 Основной целью учебного курса является: развитие познавательных
способностей учащихся на основе системыразвивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов
мыслительной
деятельности:
анализа,
синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать
несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия,воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать впарах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и впрактической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого
курса является
именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков,
а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
1.3 Отличительными особенностями курса
1. Определение видов организации
деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности
предполагают
уровневую оценку в достижении планируемыхрезультатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные
Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся
по
каждой
теме.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Ценностные ориентиры содержания программы:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
совместной
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса
являются формирование
умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять
закономерности
и
проводить
следующих
аналогии.
2. Содержательный раздел
Содержание программы
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом
основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности
задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,
движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений
в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное,
умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих
заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения
давать несложные определения понятиям.
Содержание программы. 1 класс
Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные
лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема
внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух трехходовые задачи.
Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и
совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся
пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В
результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные
учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения
построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором
идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в
начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены
задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить
правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического
освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети
учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются
задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями
(шаговое выполнение задания).
Содержание программы. 2 класс
Свойства, признаки и составные части предметов.
Определения. Ошибки в построении
определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. Сравнение. Сходство.
Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила
сравнения. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями.
Противоположные
отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по
родовидовым отношениям. Элементы логики. Истинные и ложные высказывания. Правила
классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. Развитие
речи. Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов.
Знакомство со словарями. Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.
Практический материал. Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные
викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Содержание программы. 3 класс.
Свойства, признаки и составные части предметов. Закономерность в чередовании признаков.
Классификация по какому-то признаку. Состав предметов. Сравнение. Сравнение предметов
по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры. Комбинаторика. Перестановки.
Размещения. Сочетания. Действия предметов. Результат действия предметов. Обратные
действия. Порядок действий. Последовательность событий. Взаимосвязь между родовыми и
видовыми понятиями. Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Элементы логики. Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества.
Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами
(объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. Развитие творческого
воображения. Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему
«Состав предметов». Практический материал. Логические упражнения. Логические игры.
Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Содержание программы. 4 класс
Сравнение.
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение. Комбинаторика.
Решение задач с помощью таблиц и графов. Элементы логики. Виды отношений между
понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки.
Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения. Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность.
Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал. Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские
задачи.
Формы и виды деятельности:
Игры, конкурсы, беседы, презентации, мозговой штурм, викторины. Основной вид
деятельности парная и групповая работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Класс
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
33 часа
1 класс
1
Речь и её значение в жизни человека. Техника 1
речи. Речь устная и письменная. Особенности
устной речи
2
Вводный тест. Выявление уровня развития 1
внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления.
3
Тише, громче. Регулирование громкости речи, 1
темпа речи.
4
Найди закономерность
1
5
Слово. Лексическое значение слова.
1
6
Разворачивающиеся фигуры
1
7
Буквы в слове
1
8
Определи два числа
1
9
Определение лексического значения слова
1
10
Счёт, порядковые числительные
1
11
Многозначные слова
1
12
Цифровые квадраты
1
13
Культура речи. Вежливые слова.
1
14
Составление пары предметов
1
15
Пословицы
1
16
Сколько возможных решений
1
17
Учимся рассуждать
1
18
Логическая последовательность
1
19
Учимся рассуждать. Формирование навыка
подбора слов
1
20
Определи три числа
1
21
Текст
1
22
Фигуры и символы
1
23
Текст. Закрепление.
1
24
Логические весы
1
25
Заглавие текста
1
26
Помогите числам занять свои места по
порядку
1
27
Повторение пройденного
1
28
Деньги в задачках
29
Опорные слова
1
30
Числа в древности
1
31
Мы строим текст
1
32
Правила алгоритма
1
33
План текста
1
2 класс
34 часа
1.
2.
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления.
Развитие концентрации внимания.
1
1
3.
Игра «Внимание». Совершенствование
мыслительных операций. Логически поисковые задания. Закономерности.
4.
Тренировка внимания. Игра «Внимание». 1
Совершенствование мыслительных операций.
«Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове.
1
5.
Логически-поисковые задачи.
1
6.
Тренировка слуховой памяти. «Весёлая
грамматика», «Волшебные фразы».
1
7.
Задачи на развитие аналитических
способностей.
1
8.
Тренировка зрительной памяти. «Найди
фигуру». Логически –поисковые задания
1
9.
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей.
1
10.
«Первая одинаковая». Логические задачи.
1
11.
Тренировка слуховой памяти «Послушай,
вообрази», «Закодированное слово», «
Поставь точку».
1
12.
Тренировка зрительной памяти. «Ряды 1
чисел», «Найди фигуру». Совершенствование
мыслительных операций. Задачи на логику.
Закономерности.
13.
Развитие логического мышления.
«Аналогия», «Первая – одинаковая».
14.
Совершенствование воображения. «Изобрази 1
без предмета», «Фантазёр», «Художник».
Ребусы.
15.
Пространственное воображение. Работа с 1
изографами и числографами. «Так же, как …»
16.
Составление ребусов.
1
17.
Развитие концентрации внимания. «Найди
фигуру», «Вычисли слово», «Слова в
корзинку».
1
18.
1
Тренировка внимания. « Антонимы»,
«Лабиринт»,
«Найди
пару».
Совершенствование мыслительных операций.
19.
Тренировка слуховой памяти. «Изобрази
выражение», «Найди пару», «Парный звук»,
«Поставь точку».
20.
Логически-поисковые задачи. Тренировка 1
зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик».
Решение кроссвордов.
21.
Совершенствование воображения. Ребусы.
1
1
1
Задания по перекладыванию спичек.
22.
Развитие быстроты реакций. « Внимание»,
«Шифровальщик», «Так же, как..»,
«Многозначные слова».
1
23.
Развитие концентрации внимания.«
Слоговица», «Найди слово». Антонимы.
1
24.
Тренировка внимания. Вопросы-загадки.
«Лабиринт», «Найди 7 ошибок»,
«Слоговица». Пословицы.
1
25.
Тренировка слуховой памяти. «Волшебные
слова», «Заполни заготовки». Графический
диктант. Штриховка.
1
26.
Тренировка зрительной памяти. «Найди
фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни
расположение фигур». Графический диктант.
Штриховка.
1
27.
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей. «Первая –
одинаковая», «Числовая закономерность»,
«Аналогия». Графический диктант.
Штриховка.
1
28.
1
Совершенствование воображения.
«Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без
предмета», «Угадай настроение». Логические
задачи. Задания по перекладыванию спичек.
Графический диктант. Штриховка.
29.
Развитие быстроты реакции. «Лабиринт»,
«Так же, как…», «Фразеологизмы».
Графический диктант. Штриховка.
30.
Развитие концентрации внимания. «Расскажи 1
о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт»,
«Лишнее слово». Графический диктант.
Штриховка.
31.
Тренировка внимания. «Внимание»,
«Лабиринт», «Фразеологизмы».
1
32.
Тренировка слуховой памяти. «Поставь
точку». Литературная викторина. Работа над
содержанием текста.
1
33.
Совершенствование воображения.
«Внимание», «Числовая закономерность»,
«Волшебный огород». Ребусы. Задания по
1
1
перекладыванию спичек.
34.
Выявление уровня развития внимания, 1
восприятия, воображения, памяти и
мышления. Конкурс эрудитов.
3 класс
34 часа
1.
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления.
1
2.
Развитие концентрации внимания.
1
3.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
1
4.
Тренировка слуховой памяти.
1
5.
Развитие
аналитических
способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
1
6.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
7.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
1
8.
Развитие концентрации внимания.
1
9.
Развитие мышления. Тренировка внимания.
1
10.
Развитие слуховой памяти. Развитие
мышления.
1
11.
Тренировка зрительной памяти.
1
12.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
13.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
1
14.
Развитие концентрации внимания.
1
15.
Развитие слуховой памяти. Развитие
мышления.
1
16.
Тренировка зрительной памяти.
1
17.
Развитие мышления.
1
18.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операий.
1
19.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
1
20.
Развитие концентрации внимания.
1
21.
Развитие мышления.
1
22.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
1
23.
Тренировка
мышления.
24.
Развитие аналитических способностей.
1
25.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
1
26.
27.
1
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций..
Графический диктант
1
Развитие концентрации внимания.
28.
Развитие мышления.
1
29.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
1
30.
Тренировка слуховой памяти.
1
31.
Развитие мышления.
1
32.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
1
33.
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года.
1
34.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
1
слуховой
памяти.
Развитие 1
4 класс
34 часа
1
1.
Диагностика уровня развития познавательных
процессов
2.
Развитие концентрации внимания. Решение
логических задач.
1
3.
Развитие концентрации внимания.
1
Логические задачи на развитие аналитических
способностей.
4.
Тренировка слуховой памяти. Логические
задачи на развитие способности рассуждать.
1
5.
Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
1
6.
Поиск закономерностей. Логические задачи
на развитие способности рассуждать.
7.
Развитие пространственного воображения.
1
Работа со спичками.
Развитие логического мышления. Логические 1
задачи на развитие способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Логические 1
задачи
на
развитие
аналитических
способностей.
8.
9.
1
10.
Тренировка внимания. Логические задачи на
развитие способности рассуждать.
1
11.
Тренировка слуховой памяти. Логические
задачи на развитие аналитических
способностей.
1
12.
Тренировка зрительной памяти. Логические
задачи на развитие умения рассуждать.
1
13.
Поиск закономерностей. Логические задачи
на развитие аналитических способностей.
1
14.
Развитие пространственного воображения.
1
Работа со спичками.
Развитие логического мышления.
1
Решение логических и творческо-поисковых
задач.
Развитие концентрации внимания. Логические 1
задачи на развитие способности рассуждать.
15.
16.
17.
Тренировка внимания. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
1
18.
1
19.
Тренировка слуховой памяти. Логические
задачи на развитие способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Логические
задачи
на
развитие
аналитических
способностей.
20.
Поиск закономерностей. Логические задачи
на развитие способности рассуждать.
1
21.
Развитие пространственного воображения.
Работа со спичками.
Беседа : соблюдение ППБ
1
22.
Развитие логического мышления.
1
23.
Тренировка
концентрации
внимания.
Логические задачи на развитие аналитических
способностей.
1
24.
Тренировка внимания Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
1
1
25.
Тренировка слуховой памяти. Логические
задачи на развитие способности рассуждать.
1
26.
Тренировка зрительной памяти. Логические
задачи
на
развитие
аналитических
способностей.
1
27.
Поиск закономерностей.
1
28.
Развитие пространственного воображения.
Работа со спичками.
1
29.
Развитие логического мышления.
1
30.
Развитие концентрации внимания. Логические 1
задачи на развитие умения рассуждать и
анализировать.
31.
Тренировка внимания. Логические задачи на
развитие логических способностей.
1
32.
Тренировка слуховой памяти. Логические
задачи на развитие умения рассуждать и
анализировать
1
33.
Тренировка зрительной памяти. Логические
задачи
на
развитие
аналитических
способностей.
1
34.
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления
1
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа «Юные умники и умницы » разработана на 4 года обучения. Всего годовой объем
программы составляет 33 часа по 1 часу в неделю. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Наименование
Количество часов
Программы
в месяц
1 полугодие
«Юные умники 4
15
и умницы »
2 полугодие
18
год
33
3.2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
ИТОГО
Количество часов
3
4
4
4
3
4
3
4
4
33
3.3 Методическое обеспечение курса
3.1 Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект,
состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся
на печатной основе в каждом классе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных
вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их,
делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены
специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной
и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с
учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена
автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
3 .4 Формы контроля
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые
учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая
динамику развития познавательных способностей детей.
3.5 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий.
В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. –
М.: Просвещение, 2010.
3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия
к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.:
Просвещение, 2010.
4.
Холодова
О.
Юным умникам
и
умницам:
Задания
по
развитию
познавательных
способностей/Методическое
пособие
1-4
классы.- М.: РОСТ
книга.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных
способностей. 2 класс. Рабочая тетрадь – М.: РОСТ книга.