Юный журналист

Содержание
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3

Целевой раздел
Пояснительная записка. Цели и задачи программы
Результаты освоения программы
Особенности реализации программы

2.
2.1.
2.2
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Содержательный раздел
Содержание программы
Тематическое планирование
Организационный раздел
Учебный план
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы

Стр.
3
5
6
8
10
12
13
114

1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
-Закона «Об Образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.);
-Концепции развития дополнительного образования детей;
-«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября
2018г. №196)
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242
о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
-нормы СанПиНа 2.4.4.3172 (от 04.07.2014 №4)
Направленность программы. Журналистика по определению В.И. Даля - журнальная,
срочная словесность. Программа
кружка «Юный журналист» является программой
интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться
в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому
назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с
современным издательским бизнесом. который сегодня немыслим без компьютерных
технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши
замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это
делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми,
потому что даёт каждому, возможность самоутвердиться.
Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько
велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один
человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже
непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера
позволяют сделать газету красочной.
Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают
коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они
предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела,
иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний
немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях
кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.
Актуальность программы.
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми
с
точки
зрения
полиграфических
требований,
а
значит
и
более
привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для
получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение
построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания:
от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно
посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу
с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя
самостоятельную работу учащихся, При организации 'занятий целесообразно создавать
ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или
конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать

интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может
продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат.
Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так
как дело, которым учащиеся будут заниматься значимо и для других. представляет интерес
для окружающих.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной,
воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно
содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них
стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора
единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной
стилевой принадлежности.
Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной
стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь
стилистики с культурой речи. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения
курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и
статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий
современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание
компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков
работы с компьютером и современными информационными технологиями.
В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение
теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на
изучение теории и практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса
аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного
обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет).
Цели программы:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского
дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования
публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным
издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке
информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задачa сложная многогранная, всегда
актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников
рождает новую проблему - проблему «моральной 'Защиты» детей и подростков от
негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи
данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать
информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;

- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и
прививать им необходимые для этого навыки:
-развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет.
рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических
средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира
учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Отличительные особенности. Особенностью методики проведения занятий является
объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках
русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи,
пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее,
согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве).
На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные
темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные
произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Юный журналист»
составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные,
инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей
между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от
пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редакторконсультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов
деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов,
видеоматериалов, радиопередач и др.).
Форма проведения занятий. Издательская деятельность в кружке имеет четкую
направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания
задуманы как литературно- художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные,
которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и
индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач
конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть
использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные
задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы детского объединения:
индивидуальные занятия;
занятия по звеньям;
семинары;
лекции;
выездные занятия;
встречи с интересными людьми;
практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в
специализированных сми и др.)

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 учебный год (с сентября по
май). Общее количество часов – 34 часа. Детское объединение «Юный журналист» объединяет
учащихся 8-9 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных
корреспондентов. Число детей, находящихся в группе составляет около 15 человек.
Планируемые результаты. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и
если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и
планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы
самовоспитания школьника. работы по формированию своей личности. Изучение материалов
связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной
культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка
моментов – осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит
самостроительство или саморазрушение личности; необходимость же творческого подхода к делу
ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из
эффективных путей для достижения этого.
Предметные результаты: учащиеся знают историю развития журналистики, известных
представителей профессии; журналистские специализации; особенности работы в различных СМИ;
приёмы и средства речевой выразительности; жанры журналистики; содержание правовой культуры
журналиста и журналистскую этику; методы и приёмы управления активностью аудитории;
организацию работы в редакции печатного издания, на радио, телевидении, информационных
агентствах сети Интернет и т.п.;
Метапредметные. Обучающиеся умеют производить литературную обработку текста;
создавать журналистские материалы различных жанров; самостоятельно готовить материалы к
публикации в прессе; создавать рекламные тексты и иллюстрации, фоторепортаж;
Личностные. Обучающиеся должны овладеть методикой применения правовых и этических
норм журналиста; решать различной степени сложности творческие задачи; владеть навыками
общения с разными людьми и аудиторией; навыками написания основных (распространённых)
журналистских материалов; навыками создания редакции «семейства СМИ»: пресса, радио,
телевидение, агентство; приёмами журналистского взаимодействия в рамках правового поля.
Учащиеся должны научиться: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста
публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять
план и использовать им в устных и письменных высказываниях: совершенствовать содержание и
языковое оформление сочинения: пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях
публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные.
грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных
высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и
систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным
высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
Умение работать с разной литературой.
Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
Умение брать и давать интервью.
Использование знаний основных жанров периодической печати.
Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические
навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают
грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться
интересные журналистские тренинги.

Учащиеся должны знать: понятие макета; общие правила набора текста; форматы графических
файлов; цветовые системы; основные термины работы со шрифтами; основные понятия верстки.
Основными требованиями к обучаюшимся при изучении основ журналистики являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, прессконференциях, творческих конкурсах.
Формы подведения итогов: реализация программы проходит в виде итоговых занятий,
фотовыставок работ учащихся, мониторинга участия в журналистских конкурсах и фестивалях,
научно-практических конференциях. Кроме того, каждую четверть выпуск школьной газеты «На трех
этажах».

2. Содержательный раздел
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Юный журналист»
№

1

2

3

4

5

6
7

Тематика

Кол-во часов
Форма
теор
прак
всего аттестации/контроля
Модуль 1 «Журналистика»
Введение. История развития печатных средств массовой коммуникации
Инвариантная часть (3 часа)
Краткая история возникновения развития
печатных средств массовой
коммуникации.
Роль и место книги и
1
периодической печати. Вводное занятие.
Выборы старосты. распределение
обязанностей между членами кружка
Твой друг – газета. Знакомство с
историей возникновения школьной
1
1
печатной газеты.
Стили речи (12 часов)
Инвариантная часть (10 часов)
Публицистический стиль речи. Общая
характеристика сфера применения,
2
1
жанры, языковые и стилевые
особенности
Специфика детских и юношеских
периодических изданий. Основные
1
2
жанры публицистического стиля в устной
и письменной форме речи.
Лексические и фразеологические,
морфологические, синтаксические
изобразительно-выразительные
особенности языковых средств
1
2
публицистического стиля. Обобщение
систематизация сведений о стилях и
типах речи.
Вариативная часть (2 часа)
Экскурсия «Кто имеет отношение к
газетам».
«Расскажи мне о себе».

-

беседа
1

2

3

3

круглый стол

сообщение

заметка
зарисовка
репортаж
интервью

3

1

1

отзыв

1
Справочники (3 часа)

1

коллаж

6

Инвариативная часть (3 часа)
Активный и пассивный словарь. Словари
Справочники и их классификация,
тематика и использование в газете.
Классификация речевых,
1
2
3
грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок. Исправление
различных типов ошибок, их условное
обозначение.
Периодическая печать. Жанры (17 часов)

викторина

Инвариантная часть (14 часов)
7

8

9

Жанры периодической печати.
(Информационной, художественно1
4
публицистический, литературный.
Общий обзор.
Язык литературы. Виды газетных и
журнальных публикаций. Хроника.
1
4
Организация работы корреспондентов –
хроникеров. Расширенная информация.
Защита творческих работ. Практическая
работа. Написание расширенной
информации. Заметка, заметка
информационного характера, заметка
1
3
типа делового описания. Заметка типа
художественного описания с элементами
повествования.
Вариативная часть (3 часа)
«Моя любимая газета»
Анализ практических работ
Игра - «Я – журналист»

1
0

Всего

5

5

обзор

рецензия
заметка
очерк

4

-

1
1
1

1
1
1

10

24

34

беседа
анализ
деловая игра

№
п/п

1

2-3

4-6

7-9

10-12

13
14

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной
программы «Юный журналист»
Месяц
Число
Форма
КолТема занятия
занятия
во
часов
Модуль 1
Введение. История развития печатных средств массовой коммуникации
Инвариантная часть темы (3 часа)
сентябрь
теория
1
Краткая история возникновения
развития печатных средств массовой
коммуникации.
Роль и место книги и
периодической печати. Вводное
занятие. Выборы старосты.
распределение обязанностей между
членами кружка
сентябрь
Теория
2
Твой друг – газета. Знакомство с
Практика
историей возникновения школьной
печатной газеты.
Стили речи (12 часов)
Инвариантная часть темы (9 часов)
Сентябр
Теория
3
Публицистический стиль речи.
ь
Практика
Общая характеристика сфера
Октябрь
применения, жанры, языковые и
стилевые особенности
Октябрь
Теория
3
Специфика детских и юношеских
Ноябрь
Практика
периодических изданий. Основные
жанры публицистического стиля в
устной и письменной форме речи.
Ноябрь
Теория
3
Лексические и фразеологические,
Декабрь
Практика
морфологические, синтаксические
изобразительно-выразительные
особенности языковых средств
публицистического стиля.
Обобщение систематизация сведений
о стилях и типах речи.
Вариативная часть темы (2 часа)
Октябрь
Практика
1
Экскурсия «Кто имеет отношение к
газетам».
Декабрь

Практика
1
«Расскажи мне о себе».
Справочники (3 часа)
Инвариативная часть (3 часа)

Форма
контроля

беседа

круглый
стол

сообщение

заметка
зарисовка
репортаж
интервью

отзыв
коллаж

15-17

Декабрь
Январь

18-22

Январь
Февраль

23-27

Март
Апрель

28-31

Апрель
Май

32

Март

33

Май

34

Май

Теория
Практика

3

Активный и пассивный словарь.
Словари
Справочники и их классификация,
тематика и использование в газете.
Классификация речевых,
грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Исправление различных типов
ошибок, их условное обозначение.
Периодическая печать. Жанры (17 часов)
Инвариантная часть (14 часов)
Теория
5
Жанры периодической печати.
Практика
(Информационной, художественнопублицистический, литературный.
Общий обзор.
Теория
5
Язык литературы. Виды газетных и
Практика
журнальных публикаций. Хроника.
Организация работы
корреспондентов – хроникеров.
Расширенная информация.
Теория
4
Защита творческих работ.
Практика
Практическая работа. Написание
расширенной информации. Заметка,
заметка информационного характера,
заметка типа делового описания.
Заметка типа художественного
описания с элементами
повествования.
Вариативная часть (3 часа)
Теория
1
«Моя любимая газета»
Практика
Теория
1
Анализ практических работ
Практика
Теория
1
Игра - «Я – журналист»
Практика

викторина

обзор

рецензия

заметка
очерк

беседа
анализ
деловая
игра

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Срок реализации программы 1 год (9 месяцев). Форма обучения: очная, групповая. Группы
разновозрастные. Программа предназначена для учащихся 12-14 лет. Занятия один раз в неделю по
одному часу. Четыре занятия в месяц с сентября по май включительно (всего 34 часа).
Наименование
Программы
«Юные
инспектора
движения »

в месяц
4

Количество часов
1 полугодие
2 полугодие
16
18

год
34

3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц
Количество
часов
сентябрь
4
октябрь
4
ноябрь
4
декабрь
4
январь
3
февраль
4
март
3
апрель
4
май
4
ИТОГО
34
3.3 Формы промежуточнойи и итоговой аттестации
Выпуск школьных газет, статьи в периодической печати городских СМИ.
3.4 Оценивание
Вручение удостоверения об успешном прохождении курса.

4. Методическое обеспечение ДОП и условия реализации программы
ставящих участников перед необходимостью оперативного
решения соответствующих профессиональных задач. Так, например, для
освоения темы «Пресс-кафе «Я - журналист!» проводится сюжетно-ролевая
игра «Берём интервью» с последующей дискуссией о том, какой жанр

привлекательнее для читателя: репортаж, фоторепортаж или интервью.
Необходимо сопровождать каждую деловую игру глубоким анализом
профессионального поведения ее участников, формируя у них навыки делового
этикета, журналистской этики и т. д.
Практический метод ориентирован на закрепление необходимых моделей
профессионального поведения реальным условиям деятельности. Суть его –
оперативный выпуск журналистской продукции (газеты для детей –
«Ровесник»).
Сочетание этих методов позволяет построить работу так, чтобы она давала
обучающимся системное представление
о журналистской деятельности,
сочетала теорию
и практическую деятельность обучающихся.
Метод проверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в
конкурсных мероприятиях.
Условия реализации программы:
 наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты
(компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);
 методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
 сотрудничество с редакциями городской газеты, а также с редакциями
детских газет других городов.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого
объединения «Журналистика». Он следит за выполнением редакционных
заданий, организует индивидуальные консультации, ведёт занятия кружка,
оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании,
электронной вёрстке, распространении газет
ставящих участников перед необходимостью оперативного
решения соответствующих профессиональных задач. Так, например, для
освоения темы «Пресс-кафе «Я - журналист!» проводится сюжетно-ролевая
игра «Берём интервью» с последующей дискуссией о том, какой жанр
привлекательнее для читателя: репортаж, фоторепортаж или интервью.
Необходимо сопровождать каждую деловую игру глубоким анализом
профессионального поведения ее участников, формируя у них навыки делового
этикета, журналистской этики и т. д.
Практический метод ориентирован на закрепление необходимых моделей
профессионального поведения реальным условиям деятельности. Суть его –
оперативный выпуск журналистской продукции (газеты для детей –
«Ровесник»).
Сочетание этих методов позволяет построить работу так, чтобы она давала
обучающимся системное представление
о журналистской деятельности,
сочетала теорию
и практическую деятельность обучающихся.
Метод проверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в
конкурсных мероприятиях.
Условия реализации программы:
 наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты
(компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);
 методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
 сотрудничество с редакциями городской газеты, а также с редакциями
детских газет других городов.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого
объединения «Журналистика». Он следит за выполнением редакционных

заданий, организует индивидуальные консультации, ведёт занятия кружка,
оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании,
электронной вёрстке, распространении газет
проверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в
конкурсных мероприятиях.
Условия реализации программы:
 наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты
(компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);
 методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
 сотрудничество с редакциями городской газеты, а также с редакциями
детских газет других городов.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого
объединения «Журналистика». Он следит за выполнением редакционных
заданий, организует индивидуальные консультации, ведёт занятия кружка,
оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании,
электронной вёрстке, распространении газ
 Кабинет
 Наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютер, сканер,
фотоаппарат, принтер); а также аппаратура для проведения занятий (ноутбук, проектор)
 Методическое обеспечение (периодическая литература, литература по детской журналистике);
 Сотрудничество с редакцией городской газеты.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого объединения
«Юный журналист». Он следит за выполнением редакционных заданий, организует индивидуальные
консультации, ведет занятия кружка, оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании,
редактировании и электронной верстке, распространении газеты (школьный сайт).
Список литературы
Основная литература:
Лазутина Г.B. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении 1 Специальное приложение к
журналу "Лицейское и гимназическое образование" 2004/2005 уч. год
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей "Открытый
урок" на сайте WWW:11ttp://www.1september.ru
Дополнительная литература для детей
Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. - М.: Галерия,
2002.- 472 с.
Елена Вовк. "Школьная стенгазета и издательские технологии в школе 1 Вкладка в "БШ"
N213, 15, 16.2004 год
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1981.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».