Юные инспектора движения

Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка….............................................................................................................3
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы первого года обучения ……………………………………………..7
2.2 Содержание программы второго года обучения…………………………………………….11
2.3 Содержание программы третьего года обучения……………………………………………15
3. Организационный раздел
3.1 Учебный план……………………………………………………………………………………..16
3.2 Учебный график…………………………………………………………………………………..16
3.3 Форма аттестации…………………………………………………………………………………
3.4 Оценочные процедуры…………………………………………………………………………..
3.5 Методическое обеспечение программы………………………………………………………21
3.6 Список литературы…..................................................................................................................23

2

1. Целевой раздел
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора
движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного
движения», национального проекта «Безопасные и качественные дороги», с учетом
возрастных особенностей детей.
Вид программы - модифицированная.
Перечень документов.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р.
Приказ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Устав MAOУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева.
СанПиН 2.4.4.1251–03 «Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ Министерства образования и науки Российской Федерации. Москва. 2015 год.
Актуальность данной программы обусловливается тем, что в наше время развитие
сети дорог и резкий рост количества транспорта значительно усложнили обстановку на
дорогах. Опасность для детей постепенно увеличивается. Одна из причин детского дорожнотранспортного травматизма — несформированность элементарной культуры поведения в
условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному
передвижению по улицам и дорогам. Полученные на занятиях кружка знания позволят
ребятам верно, оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения
правил дорожного движения. Программа создает условия для обучения детей не только
правилам дорожного движения, но, владения навыками коммуникативной компетенции,
соответствующей возрасту, принятия адекватных решений в любых ситуациях, помогает
осознать ответственность за свою собственную жизнь и за жизнь окружающих.
Знания, полученные после освоения программы по безопасности дорожного движения,
будут реализованы в дальнейшей жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что учащиеся в
процессе обучения научатся безопасно участвовать в дорожном движении, ориентироваться в
«дорожном» пространстве, приобретут устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения, оказания самопомощи и первой доврачебной помощи.
Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства и изучения
обучающихся с правилами дорожного движения, основами оказания первой медицинской
помощи; в проведении интегрированных занятий совместно с учащимися других детских
объединений, различных экскурсий, акций, рейдов, патрулей; активном взаимодействии с
ГИБДД; в практической направленности программы; изготовлении наглядных материалов для
применения их на практике. Кроме этого, программа способствует в ориентации на выбор
будущей профессии, в определении жизненного пути.
Цель программы: обучение правилам дорожного движения и
формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного
поведения на улице и дорогах.
Программа решает следующие задачи:
Обучающие задачи:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров и велосипедистов на
3

основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- обучение безопасному участию в дорожном движении;
- обучение способам оказания самопомощи и первой доврачебной помощи;
формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения и
применять на практике полученные знания.
Развивающие задачи:
- развитие умения ориентироваться в дорожно-транспортном пространстве;
- развитие самостоятельности, ответственности и умения рационально организовывать свою
деятельность в процессе дорожного движения;
- развитие логического и пространственного мышления, воображения, внимания и памяти;
Воспитательные задачи:
- воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения;
- воспитание коммуникативных качеств, чувства единения в команде, взаимовыручки, умения
прийти на помощь;
- формирование культуры и этики участника дорожного движения;
- воспитание устойчивой мотивации к соблюдению ПДД, бережного отношения к своему
здоровью, к своей жизни и жизни окружающих.
Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юные инспектора движения» рассчитана на ребят от 12 до 14 лет,
интересующихся техникой, вождением велосипеда, имеющих желание участвовать в работе по
пропаганде ПДД и профилактике предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Дети в возрасте 11-12 лет открыты для новых знаний, им интересен окружающий мир,
свободно и легко приобщаются к изучению безопасного поведения на улицах и дорогах.
Обучающиеся 12-13 лет, приобретая знания, включаются в практическую деятельность, в
условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на
дорогах и улицах, у ребят складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Обучающиеся 13-14 лет не только обучаются сами, они передают свои теоретические и
практические знания другим, осваивают проектную деятельность, имеют способность к
публичным выступлениям, общению с участниками дорожного движения во время акций.
Сроки реализации программы, этапы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора
движения» рассчитана на 3 года обучения. Общее количество учебных часов по программе
обучения – 102 часа. Продолжительность первого учебного года составляет 34 учебных
часов, второго - 34 учебных часа, третьего – 34 часа.
Методы и формы обучения. Процесс достижения поставленных цели и задач программы
осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные
методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах
ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные
– объяснение, рассказ, беседа, сообщение, диалог, дискуссия; наглядные - показ
иллюстрационных пособий, плакатов, схем, стендов, демонстрация видеофильмов,
видеороликов, презентаций, фотоматериалов).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
(познавательные и развивающие игры, праздники с ГИБДД, викторины, конкурсы,
практическая направленность, акции, рейды, патрули).
Методы воспитания: беседы,
метод
примера,
педагогическое
требование,
создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анализ
результатов, коллективно-творческая деятельность (создание коллективного проекта,
проведение общих мероприятий в объединении вне занятий).
Методы контроля - соревнования, викторины, контрольные задания в конце каждой
темы, тестирование, контрольные опросы, технические диктанты, кроссворды, игры, защита
творческих проектов и исследовательских работ.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта

4

учащихся. Комплексное использование методов на занятиях позволяет создать творческую
атмосферу освоения образовательных задач программы и условия для саморазвития личности
обучающихся, формирования у них навыков безопасного поведения на дороге, воспитание
законопослушного гражданина и заинтересованности в дальнейшем изучении предмета.
Формы работы: массовая познавательная и практическая, исследовательская и
пропагандистская деятельность.
Проведение пропаганды знаний ПДД, профилактики детского дорожно- транспортного
травматизма осуществляется через реализацию творческих возможностей детей, используя
следующие формы проведения занятий:
- тематическое занятие (занятие по ознакомлению учащихся с новым материалом);
- учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
- занятие – презентация и защита проектов (приобретение знаний в процессе планирования и
выполнение постоянно усложняющихся практических заданий-проектов);
- комбинированные учебные занятия;
- интегрированные занятия по безопасности дорожного движения (разработанные совместно с
педагогами других детских объединений);
- занятия – игры (использование дидактических игр в обучении детей правилам дорожного
движения, ролевые игры);
- занятия – экскурсии;
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
- занятие – практика (выполнение практических заданий в тетрадях, создание и решение
проблемных ситуаций, с помощью которых проверяются знания ПДД, решение дорожных
ситуаций на настольных играх и настенном макете, решение задач, кроссвордов,
тестирование, экскурсии по поселку сцелью закрепления программного материала).
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- освещение результатов деятельности в уголке безопасности дорожного движения;
- встреча с работниками ГИБДД и проведение совместных акций;
- просмотр видеофильмов;
- создание роликов и другие.
Программой используются групповые (коллективные) и массовые занятия.
Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем коллективом тех
целей и задач, решение которых требует общих усилий. Сочетая принцип группового
обучения с индивидуальным подходом, учитываются индивидуальные склонности к
выбранной деятельности. Наравне с развитием познавательных способностей уделяется
особое внимание развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Массовая форма работы направлена на формирование целостного мировоззрения ребенка с
гармонично развитыми сферами индивидуальности, позволяющая ему активизировать знания,
умения и навыки поведения на дорогах и в общественном транспорте, а также активно
участвовать в агитационной работе и профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Режим занятий.
Форма обучения: очная
Количество учебных недель в году: 1-й год обучения – 34 недели, 2–й год обучения – 34
недель, 3-й год обучения – 34 недель.
Первый год обучения: 34 часа в год – 1 час в неделю. Обучаются учащиеся в возрасте от 11
до 12 лет.
Второй год обучения: 34 часа в год – 1 час в неделю. Обучаются учащиеся в возрасте от 12
до 13 лет.
Третий год обучения: 34 часа в год – 1час в неделю. Обучаются учащиеся в возрасте от 13 до
14 лет.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу первого года обучения по данной программе учащиеся будут:
- оценивать свое поведение на дороге и уметь объяснить товарищу правила поведения на
улице и дороге;
5

- строить безопасные маршруты по дороге из дома;
- переходить улицы и дороги по пешеходным переходам, а также проезжую часть
небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, в транспорте, при езде на
велосипеде, при игре на улице;
- осуществлять посадку и высадку как пассажир из общественного транспорта;
- ориентироваться при переходе дороги в сигналах светофора и дорожных знаках.
К концу второго года обучения по данной программе учащиеся будут:
- соблюдать правила поведения пешехода, велосипедиста, пассажира;
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора, сигналам регулировщика, а также
проезжую часть дороги, регулируемый и нерегулируемый перекресток;
- работать на макетах дорог и перекрестков;
- выполнять требования дорожных знаков;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- иметь первые навыки оказания первой доврачебной помощи.
К концу третьего года обучения по данной программе учащиеся будут:
- оценивать поведение на дороге всех участников дорожного движения, уметь объяснить
товарищу правила поведения на дороге;
- иметь представление об истории возникновения правил дорожного движения;
- различать виды транспортных средств;
- различать виды регулирования дорожного движения;
- работать на макетах дорог и перекрестков;
- организовывать работу регулировщика на перекрестке в игровой форме;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- выполнять требования дорожных знаков;
- ориентироваться в транспортном и дорожном пространстве;
- применять правила юного велосипедиста;
- определять скрытые опасности на дорогах и улицах;
- создавать и реализовывать собственные проекты;
- оказывать первую доврачебную помощь.

6

2.Содержательный раздел
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Задачи 1 года обучения:
обучающие задачи:
-сформировать представление о необходимости обучения и соблюдения Правил дорожного
движения;
-познакомить с основными терминами и понятиями, используемыми при изучении ПДД;
-сформировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах;
-дать знания правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
-дать знания о сигналах светофора и значении дорожных знаков для перехода дороги.
развивающие задачи:
- развивать интерес к изучению правил дорожного движения;
- развивать внимание, память, мыслительные навыки;
- развивать практические умения и навыки безопасного поведения, представление о том, что
дорога несет потенциальную опасность.
воспитательные задачи:
- сформировать ответственное и сознательное отношение к своему поведению на улицах и
дорогах;
- сформировать способность добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам;
- воспитать
уверенность в себе, такие черты характера, как дисциплинированность,
сосредоточенность;
- воспитать личную ответственность за принятое решение.
Учебно-тематический план первого года обучения - 34 часа (возраст 11-12 лет).
№ п/ п

Название раздела, темы

Количество
Формы
часов
аттестации/контроля
1
Анкетирование.
Вопросы
общего
представления
об
обучении
и
элементарных знаний
ПДД.
2
Рисование по памяти
элементов дороги.
1
Ролевая игра

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях кружка. Для чего
нужно знать и соблюдать Правила дорожного
движения.
Проведение входного контроля.

2.

Дорога, её элементы и правила поведения на
ней.

3.

Правила поведения на тротуаре,
пешеходной дорожке, обочине.

4.

Мы идем в школу.

5.

Встреча с работниками ГИБДД.
деятельности объединения ЮИД.

6.

Пешеходный переход.

1

7.

Светофор. Виды светофора. Сигналы светофора.

2

Работа на настенном
макете «Дорожное
\движение»
Викторина

8.

Промежуточная

2

Игра

1

аттестация

(за

Значение

первое

1

Создание
маршрута
движения дом – школа
и обратно
Экскурсия

«Мы

учимся
7

полугодие). Конкурс.
9.

соблюдать
правила
безопасного поведения
на дороге»
Мероприятие
«Вступление в ЮИД»
Подвижная
ролевая
игра

Подготовка
и проведение
мероприятия «Вступление в ЮИД».
Участники дорожного движения.
Движение пешеходов.

2

11.

Общие правила перехода проезжей части.

2

12.

Проведение акции «Иди туда, где переход, ты
отличный пешеход»

2

Работа на настольных
макетах
дорог
и
перекрестков
Проведение акции.

13.

Дорожные знаки

3

Загадки. Рисунки.

14.

1

15.

Интегрированное занятие «Дорожные
знаки»
Места для игр

16.

Правила юного велосипедиста

2

Закрепление значений
дорожных знаков.
Звуковая
настенная
игра.
Ответы на вопросы.

Проведение акции «Велосипедист,
будь примером!»
Подготовка
городскому конкурсу
конкурсу
рисунков
«Безопасное
колесо»
Подготовка и проведение итогового
мероприятия «Мы соблюдаем ПДД».
Итоговая аттестация (за год)

1

Акция

ИТОГО:

34

10.

17.
18.

19.

2

1

4

2

Викторины, игры

1

Контрольный опрос.
Практические занятия.

20.

8

Содержание программы первого года обучения (34 часа).
1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Проведение
инструктажа по технике безопасности. О культуре поведения на учебных занятиях. О значении
соблюдения Правил дорожного движения.
Практика: Проведение входного контроля. Анкетирование. Вопросы общего представления об
обучении и элементарных знаний ПДД (при возможности проведение совместно с родителями)
2. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Теория: Формирование у учащихся целостного восприятия окружающей дорожной среды,
наблюдательности, представления о значении новых терминов – элементов дороги:
«проезжая часть», «тротуар», «пешеходная дорожка», и «обочина», «пешеходные ограждения».
Дорога с двусторонним и с односторонним движением. Знакомство учащихся с особенностями
движения пешеходов и транспорта на улице.
Практика: Рисование по памяти дороги и обозначение ее элементов. Проведение экскурсии на
улице Зеленая, закрепление элементов дороги, наблюдение за движением на улице транспорта и
пешеходов. Рассматривание опасностей, которые несет транспорт человеку.
3. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Теория: Обучение правилам дисциплинарного поведения, умению предвидеть опасность.
Воспитание наблюдательности, осторожности.
Практика: Примеры детей об их поведении на дороге при различных ситуациях. Устное
описание ситуаций по картинкам. «Строительство» улицы города, используя макеты элементов
дороги, домов, различных объектов, машинок, пешеходов и ролевая игра (организация
движения транспорта и пешеходов).
4. Мы идем в школу.
Теория: Определение: наиболее безопасного пути в школу и обратно, опасных мест; объектов,
закрывающих обзор улиц и дорог. Обучение детей видеть движение машин, концентрировать
внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на
изменяющуюся дорожную обстановку. Воспитание культуры поведения на улице.
Практика: Составление маршрута дорога в школу и домой. Обсуждение опасных ситуаций,
встречающихся на маршруте (использование для практики ул.Зеленая).
5. Встреча с работниками ГИБДД.
Теория: Значение деятельности объединения ЮИД. О совместных мероприятиях ГИБДД и
ЮИД.
Практика: Совместная экскурси. Беседа о правилах поведения на дороге.
6. Пешеходные переходы.
Теория: Изучение правил перехода через дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его
обозначения (знаки, разметка). Назначение дорожных знаков «Пешеходный переход»,
«Подземный пешеходный переход», Надземный пешеходный переход.
Практика: Работа на настенном макете «Дорожное движение» с использованием дорожных знаков на
магнитах.
7. Светофор. Виды и сигналы светофора.
Теория: История появления светофора, его значение? Знакомство с видами и сигналами светофора.
Пешеходный светофор и его сигналы. Порядок работы двух, трех секционного светофора. Переход
дороги на перекрестке со светофором. Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Практика: Изготовление светофоров с привлечением родителей. Викторина.
8. Проведение промежуточной аттестации (за первое полугодие).

Теория: Подготовка к конкурсу. Повторение правил поведения на дороге. Ознакомление с
правилами игры.
Практика: Игра «Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на дороге».
9. Подготовка и проведение мероприятия «Вступление в ЮИД».
Теория: Подготовка и проведение мероприятия «Вступление в ЮИД».
Практика: Изучение речевки, девиза, стихотворений и песен. Мероприятие «Вступление в
9

ЮИД» совместно с родителями.
10. Участники дорожного движения. Движение пешеходов.

Теория: Формирование у учащихся понятия «участник дорожного движения», представления о
безопасности дорожного движения при передвижении по дорогам. Развитие умения
оценивать действия пешеходов, пассажиров, водителей.
Практика: Проведение подвижных ролевых игр «Водители, пассажиры и пешеходы».
11. Общие правила перехода проезжей части.
Теория: Повторение и закрепление учащимися знаний о значении и сигналах светофора, о
безопасном поведении пешехода на дороге.
Практика: Построение в кабинете улицы, перекрестка и организация движения пешеходов.
Переход дороги и перекрестка пешеходами по сигналам светофора, используя настольные
макеты дорог, перекрестков и пешеходов.
12. Проведение акции «Иди туда, где переход, ты отличный пешеход!».
Практика: Акция проводится совместно с ГИБДД. Изготовление, рисование памяток для
проведения акций.
13. Дорожные знаки.
Теория: Ознакомление учащихся со значениями дорожных знаков для пешеходов,
«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», Надземный пешеходный переход.
понимание их схематического изображения для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Просмотр мультипликационного фильма «Уроки тетушки Совы».
Практика: Рисование дорожных знаков.
14. Интегрированное занятие «Дорожные знаки».
Теория: Закрепление значений дорожных знаков.
Практика: Изготовление знака из современного материала – фоамирана.
15. Места для игр.
Теория: Убеждение детей в опасности игр рядом с проезжей частью на проезжей части
дороги.
Практика: Создание различных ситуаций игры в опасных местах и оценивание детьми
предлагаемого материала. Использование настенной звуковой игры.
16. Правила юного велосипедиста.
Теория: Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством,
элементарными правилами велосипедиста.
Практика: Ответы учащихся на вопросы: «Основные требования к техническому состоянию
велосипеда», «ПДД велосипедиста на придомовой территории, улице, дороге», используя
наглядно-методический материал, соответствующий данному возрасту.
17. Проведение акции «Велосипедист, будь примером!».
Практика: Акция проводится совместно с ГИБДД.
18. Подготовка к городскому конкурсу «Безопасное колесо».
Практика: Выполнение работ к конкурсу ПДД.
19. Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы учимся соблюдать правила
безопасного поведения на дорогах и в транспорте».
Теория: Повторение и закрепление знаний и умений учащихся по пройденным темам.
Практика: Викторины, игры, проведение акций с родителями и ГИБДД.
20. Итоговая аттестация (за год). Контрольный опрос.
Практика: Практические занятия по карточкам, задания на память по соблюдению дорожных
знаков пешеходом, велосипедистом.

10

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Задачи 2 года обучения:
обучающие задачи:
- дать учащимся знания по истории возникновения правил дорожного движения;
- расширить знания о правилах дорожного движения (видах светофора, сигналах
регулировщика, значении и применении дорожных знаков, видах транспорта, дополнительных
требований к велосипедистам);
- сформировать навыки безопасного поведения на перекрестках;
- учить видеть дорожные ловушки, опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дать знания об оказании первой доврачебной помощи.
развивающие задачи:
- развивать умения работать разными информационными источниками;
- развивать познавательную активность, кругозор учащихся;
- развивать умение работать в группе.
воспитательные задачи:
- воспитывать осознанное, внимательное отношение ко всем участникам дорожного движения;
- воспитывать дисциплинированность, ответственность на дорогах;
- формировать общую культуру поведения на дорогах;
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения.
Учебно-тематический план второго года обучения - 34 часа (возраст 12-13лет)
№ п/ п

Название раздела, темы

1

Введение

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях кружка. Задачи
на новый учебный год. Встреча с
работниками ГИБДД. О совместных
мероприятиях ГИБДД и ЮИД .
«Что я знаю о ПДД?»
Занятие - повторение. Основные правила
поведения учащихся на улице, дороге.

1.2.

Количество
часов
3

Вопросы-ответы.
1

1

1.3.

Входной контроль.

1

2
2.1.

Правила дорожного движения
История возникновения правил дорожного
движения.
Перекресток.
Регулируемый
и
нерегулируемый перекресток
Дорожные знаки.

20
2

Светофор - наш верный друг. Назначение
светофора, его сигналы, виды.
Сигналы регулировщика.
Промежуточная аттестация
(за первое
полугодие).
Виды транспортных средств и дорожное
движение.
Интегрированное
занятие
«Дорожная
разметка»

2

2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Формы
аттестации/контроля

2
5

Определение безопасного
маршрута «дом
- школа дом».
Технический диктант,
вопросы первого года
обучения
Работа с карточкамииллюстрациями
Игра на макете

2

Игра
–
лото
«Дорожные знаки»
Конкурс между двумя
командами
Работа с жезлом.
Викторина на знания
ПДД
Игра командами.

2

Практическая работа.

2
1

11

2.9.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.

Правила движения велосипедистов, группы
велосипедистов
по
проезжей
части.
Знакомство с устройством велосипеда.
Основы
оказания
первой
доврачебной помощи при ДТП.
Что такое первая помощь при ДТП. Понятие
о травмах и объеме первой помощи.
Раны. Кровотечения, виды кровотечений,
порядок оказания первой помощи.
Правила наложения повязок.

2

Конкурс по сборке
велосипеда.

4

Вопросы-ответы

1

Практические

1

Итоговое
занятие
по разделу
«Основы
доврачебной
медицинской помощи»
Правила дорожного движения
Правила пользования транспортом. Мы
пассажиры.
Дорожные ловушки
Проведение акций по предупреждению
детского ДТП и профилактике нарушений
ПДД.
Подготовка к городским и областным
конкурсам, в том числе к городскому
конкурсу «Безопасное колесо»
Итоговая аттестация (за год).
ИТОГО:

1

Практические
задания.
Практические
задания.
Вопросы-ответы

7
1

Работа по картинкам

1

задания.

1
1

Работа по картинкам
Изготовление
«Соблюдай ПДД»

3

Участие в конкурсах

1
34

Игра «Знатоки ПДД»

памяток

12

Содержание программы второго года обучения (34 часа).
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводное занятие.
Теория: Задачи на новый учебный год. О значении соблюдения Правил дорожного движения.
Встреча с работниками ГИБДД. Значение деятельности объединения ЮИД. О совместных
мероприятиях ГИБДД и ЮИД.
Практика: Вопросы-ответы «Что я знаю о ПДД?»
1.2. Занятие - повторение. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
Теория: Повторить элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и
двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая
часть, обочина, разделительная полоса, кювет.
Практика: Определение и изображение безопасного маршрута «дом – школа -дом».
1.3. Входной контроль.
Теория: Обзор изученного материала за первый год обучения. Практика: Технический диктант,
вопросам первого года обучения.
Раздел 2. Правила дорожного движения.
2.1. История возникновения правил дорожного движения.
Теория: Ознакомление с историей возникновения правил дорожного движения.
Практика: По иллюстрационным картинкам воспроизвести полученные знания по истории
ПДД.
2.2. Перекресток. Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток.
Теория: Понятия перекрестка, регулируемого и нерегулируемого перекрёстка. Регулирование
светофором и регулировщиком. Опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора
трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других
автомобилей. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого
перекрёстка.
Практика: Игра на макете.
2.3. Дорожные знаки.
Теория: Изучение групп дорожных знаков, их отличительные особенности. Роль дорожных
знаков в безопасности дорожного движения.
Практика: Игра-лото «Дорожные знаки».
2.4. Светофор - наш верный друг. Назначение светофора, его сигналы, виды.
Теория: Назначение светофора, его сигналы. Изучение видов светофора.
Практика: Работа на макете «Дорожное движение», используя светофоры на магнитах. Конкурс
между двумя командами.
2.5. Сигналы регулировщика.
Теория: Знакомство с сигналами регулировщика.
Практика: Сооружение перекрестка и работа с жезлом на нем.
2.6. Промежуточная аттестация (за первое полугодие).
Практика: Викторина на знания ПДД за первое полугодие. (вопросы истории возникновения
ПДД; обязанности пешехода, пассажира; сигналы светофора и регулировщика, дорожные знаки
и их предназначение, элементы улиц и дорог)
2.7. Виды транспортных средств и дорожное движение.
Теория: Познакомить учащихся с видами транспортных средств, условиями их использования и
значением в жизни людей.
Практика: Игра командами. Работа с карточками с изображением транспорта различного вида,
разделить на 2 группы по способу передвижения.
2.8. Интегрированное занятие «Дорожная разметка».
Теория: Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования
движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении по
пешеходному переходу.
Практика: Работа с карточками, на макете. Изготовление пешеходного перехода из подручного
13

материала – флиса с помощью учащихся детского объединения «Мир кукол», с целью
использования на практических занятиях.
2.9. Правила движения велосипедистов, группы велосипедистов по проезжей части.
Знакомство с устройством велосипеда.
Теория: Движение группы велосипедистов по проезжей части. Правила движения велосипедиста.
Знакомство с устройством велосипеда. (Основные узлы; значение каждой детали оборудования.
Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода,
контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда,
промывание вращающихся деталей. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на
велосипеде по проезжей части.

Практика: Работа с пазлами по сбору из элементов велосипеда. Конкурс на скорость.
Раздел 3. Основы оказания первой доврачебной помощи при ДТП.
3.1. Что такое первая доврачебная помощь при ДТП? Понятие о травмах и первой
помощи.
Теория: Понятие о первой доврачебной помощи при ДТП. Изучение порядка действий при
обнаружении пострадавших от ДТП. Понятие о травмах, видах травм и объеме первой помощи.
Практика: Ответы на вопросы, используя презентационный материал.
3.2. Раны. Кровотечения, виды кровотечений, порядок оказания первой помощи.
Теория: Порядок оказания первой помощи при ранении. Изучение видов кровотечений.
Доврачебная помощь при артериальном, венозном, капиллярном и внутреннем кровотечении у
человека. Правила наложения повязок, жгута для остановки крови.
Практика: Выполнение практических заданий – наложение повязок при капиллярном и
венозном кровотечении, жгута при артериальном.
3.3. Правила наложения повязок.
Теория: Изучение общих 10-ти правил наложения повязок.
Практика: Закрепление теоретических знаний на практике. Учащиеся по группам выполняют
практическую часть ситуационной задачи - наложение повязки на голову, на палец,
крестообразная повязка на кисть, наложение повязки на стопу, наложение повязки на грудь.
3.4. Итоговое занятие по разделу «Основы доврачебной медицинской помощи».
Практика: Выполнение практических заданий по оказанию первой доврачебной помощи.
Раздел 4. Правила дорожного движения.
4.1. Правила пользования транспортом. Мы пассажиры.
Теория: Знакомство с правилами пользования общественным транспортом и обязанностями
пассажиров.
Практика: Ролевая игра.
4.2. Дорожные ловушки.
Теория: Опасности на дороге. Дорожные ловушки, подстерегающие пешехода на перекрёстке.
«Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение
обзора остановившимися автомобилями.
Практика. Анализ ситуационных моментов по картинкам.
4.3. Проведение акций по предупреждению детского ДТП и профилактике нарушений
ПДД.
Практика: Изготовление памяток «Соблюдай ПДД». Проведение акций.
4.4. Подготовка к городским и областным конкурсам, в том числе к участию в городском
этапе Всероссийского конкурса юных велосипедистов «Безопасное колесо».
Теория: Знакомство с Положениями конкурсов. Повторение ПДД и основ оказания первой
помощи.
Практика: Подготовка и участие в конкурсах.
4.5. Итоговая аттестация (за год).
Практика: Игра – «Знатоки ПДД». Вопросы по программе за год.

14

2.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Задачи 3 года обучения:
обучающие задачи:
- обобщить, систематизировать и расширить знания по правилам дорожного движения;
- выявить и расширить знания о видах транспортных средств, условиями их использования и
значением в жизни людей;
- учить детей делать умозаключения и выводы на основании проведенных практических
упражнений;
- учить предвидеть проблемы, находить выход при опасных ситуациях на дороге, способы
преодоления дорожных ловушек;
- овладеть навыками оказания первой доврачебной помощи.
развивающие задачи:
- развивать умения формулировать и высказывать свои мысли;
- развивать умения сверять полученные результаты с образцом и давать оценку своим
знаниям;
- развивать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и
опыт;
- формировать умение выбирать рациональные решения.
воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к своей жизни и жизни окружающих;
- формировать дисциплинированность, ответственность, законопослушность;
- формировать навыки совместной работы, делового общения в группах; умения работать в
команде для достижения общей цели;
- прививать чувства товарищества.
Учебно-тематический план третьего года обучения - 34 часа (возраст 13-14 лет).
№ п/п
1
1.1.

Название раздела, темы

2.6.

Введение
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности на занятиях
кружка.
О
деятельности
объединения ЮИД в новом
учебном году.
Входной контроль.
Дорожно-транспортные
происшествия. Причины ДТП.
Правила дорожного движения
«История
возникновения
правил дорожного движения».
Дороги
и
их
элементы,
прилегающие
территории.
Правила безопасного поведения
пешеходов и пассажиров.
Разные
виды транспортных
средств.
Средства
организации
и
регулирования
дорожного
движения.
Виды перекрестков.

2.7.

Проезд перекрестков.

1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Количество часов

Формы аттестации/контроля

3
Заполнение «карты» новых дел
1

1
1
20
1

Тестирование.
Ответы
на
вопросы
по картинкам

2

Познавательная игра по «Колесо
истории»
Практическое задание

1

Ролевая игра

1

Дидактическая
игра«Транспорт»
Практическая работа на макетах.
Игра – лото «Дорожные знаки».

2
2
2

Изготовление
группами
перекрестков. Викторина.
Проезд перекрестков на макетах.
Игра «Юный
15

регулировщик».
1

4.4.

Интегрированное занятие
«Путешествие роботов в страну
правил дорожного движения»
Расположение
транспортных
средств и их движение на
проезжей части.
Пользование внешними световыми
приборами
и
звуковыми
сигналами.
Начало движение, маневрирование.
Буксировка
механических
транспортных средств
Применение
аварийной
сигнализации. Применение знака
аварийной остановки.
Скорость движения. Обгон и
встречный разъезд.
Остановка, стоянка, вынужденная
остановка.
Промежуточная аттестация
(за первое полугодие)
Основы
оказания первой
доврачебной помощи при ДТП.
Правила поведения при ДТП.
Повторение знаний об оказании
первой доврачебной помощи.
Повреждение груди. Повреждение
позвоночника. Повреждение
конечностей.
Ожоги. Отморожение.
Искусственное
дыхание и
наружный массаж сердца.
Итоговое
занятие по разделу
«Основы
доврачебной
медицинской помощи»
Правила дорожного движения
Движение в жилых зонах. Движение
по автомагистралям.
Скрытые опасности на дороге.
Дорожные «ловушки».
Решение ситуационных задач,
билетов по ПДД
Проведение акций.

4.5.

Итоговая аттестация (за год)

1

ИТОГО:

34

2.8.
2.9.
2.10.
2.11.

2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4
4.1.
4.2.
4.3.

1
1

Ссылка на занятие с заданием:
https://disk.yandex.ru/i/0x0Iz9sJmNwcw
Практические
задания
на
настольных макетах
Практические
задания
на
настольных макетах

1

Практические
задания
настольных макетах

2

Работа

1

Решение задач на движение.

1

Практические
задания
настольных макетах
Тестирование

1

на

по карточкам.

на

5
1

1
1

Тестирование. Закрепление
теоретических знаний на
практике.
Работа с таблицами. Ответы на
вопросы. Работа с
видеоматериалам.
Тестирование.
Практика на муляже (кукле).

1

Конкурс.

6
1

Игра «Поле чудес».

1

Работа по карточкам.

1

Решение билетов.

2

Акции. Изготовление
агитационного материала.
Игра
«Это
надо
знать
обязательно на 5»

1

16

Содержание программы третьего года обучения (34 часа).
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводное занятие.
Теория: Беседа о правилах дорожного движения как о законе улиц и дорог. Обозначение задач
на новый учебный год. Анализ деятельности объединения ЮИД, проводимый совместно с
работниками ГИБДД.
Практика: Заполнение «карты» новых дел юных инспекторов движения.
1.2. Входной контроль.
Практика: Тестирование. Вопросы второго года обучения.
1.3. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.
Теория: Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при ДТП.
Дать представление о том, как важно пешеходу и пассажиру в городе, населённом пункте
хорошо знать правила дорожного движения.
Практика: Ответы на вопросы по картинкам.
Раздел 2. Правила дорожного движения.
2.1. История возникновения правил дорожного движения.
Теория: Дальнейшее знакомство с историей возникновения Правил дорожного движения.
Практика: Познавательная игра «Колесо истории».
2.2. Дороги и их элементы.
Теория: Элементы дорог, прилегающие к ним территории, перекрестки, населенные пункты.
Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие
территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на
перекрестках. Населенные пункты.
Практика: Сооружение улицы из макетов домов, объектов, перекрестков, пешеходных
переходов, тротуаров и организация движения машин и пешеходов.
2.3. Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Теория: Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Практика: Ролевая игра.
2.4. Разные виды транспортных средств.
Теория: Повторение знаний о разных видах транспортных средств, их особенностях и
назначении. Какие правила нужно соблюдать, когда едешь по автомобильной дороге,
железной дороге, плывешь на корабле и летишь на самолете?
Практика: Дидактическая игра «Транспорт».
2.5. Средства организации и регулирования дорожного движения.
Теория: Знакомство с техническими средствами организации дорожного движения: дорожные
знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
Дорожные знаки: предупреждающие, предписывающие, информационно- указательные знаки,
знаки приоритета, сервиса и дополнительной информации. Дорожная разметка и ее
характеристики. Горизонтальная и вертикальная разметка. Светофорное, в том числе
реверсивное регулирование.
Практика: Работа на макете с использованием дорожных знаков и различных видов
светофоров на магнитах. Игра-лото «Дорожные знаки».
2.6. Виды перекрестков.
Теория: Что такое перекресток? Изучение видов перекрестков: четырехсторонний,
четырехсторонний -Х образный, с организацией кругового движения, Т-образный, Уобразный, многосторонний. Правила перехода дороги на регулируемом и нерегулируемом
перекрестке.
Практика: Изготовление настольного макета дороги с расположением на нем всех видов
перекрестков. Викторина.
2.7. Проезд перекрестков.
Теория: Общие правила проезда перекрестков. Движение транспортных средств на
перекрестках, на которых управляет регулировщик, перекрестков со светофорным
регулированием. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые
17

водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Нерегулируемые перекрестки
неравнозначных и равнозначных дорог. Преимущество трамваев на регулируемых
перекрестках.
Практика: Проезд перекрестков на макете. Игра «Юный регулировщик» с помощьюкарточек
«прямо», «направо», «налево». Участие в областном конкурсе «Юный регулировщик».
2.8. Интегрированное .
Теория: Изучение и систематизация знаний о значении дорожных знаков приоритета, их
назначении и отличительных особенностях («Главная дорога», «Уступи дорогу»).
Практика: Изготовление дорожных знаков приоритета и сборка роботов. Проезд перекрестка на
роботах.
2.9. Расположение транспортных средств и их движение на проезжей части.
Теория: Раскрытие темы по следующим вопросам: Число полос движения. Двустороннее
движение по дорогам с тремя, четырьмя и более полосами и правила движения по ним.
Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения
транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным
движением. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным
дорожкам. Интервал и дистанция.
Практика: Выполнение заданий на макетах дорог.
2.10. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Теория: Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы
транспортных средств и правила пользования ими. Темное время суток и условия
недостаточной видимости. Пользование звуковыми сигналами. Общие правила и способы
буксировки. Случаи запрещение буксировки.
Практика: Выполнение практических заданий - пользование внешними световыми приборами,
буксировка механических транспортных средств на настольных макетах.
2.11. Начало движение, маневрирование.
Теория: Изучение сигналов, подаваемых перед началом движения, остановкой и при
маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Расположение на
проезжей части перед поворотом или разворотом. Перестроение транспортных средств.
Повороты, развороты и движение задним ходом. Места, где запрещен поворот, движение
задним ходом.
Практика: Закрепление пройденного материала на макетах.
2.12.Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
Теория: Основные причины дорожно-транспортных происшествий, правила установки
знака аварийной остановки, принципы безопасной буксировки транспортных средств.
Практика: Работа по карточкам. Установка аварийного знака в населенном пункте и вне
населенного пункта.
2.13.Скорость движения. Обгон и встречный разъезд.
Теория: Общие правила выбора скорости движения. Максимальная разрешенная скорость
движения транспортных средств. Обгон и встречный разъезд. Техника выполнения обгона.
Участки дорог, на которых обгон запрещен. Встречный разъезд на равнинных участках дорог,
на уклонах.
Практика: Решение задач на движение.
2.14.Остановка, стоянка, вынужденная остановка.
Теория: Виды прекращения движения. Преднамеренное, технологическое (служебное)
прекращение движения. Вынужденная остановка. Преднамеренное прекращение движения на
левой стороне дороги, на тротуаре. Места, где остановка и стоянка запрещены.
Практика: Работа на макетах.
2.15.Промежуточная аттестация (за первое полугодие).
Практика: Работа на макете «Дорожное движение» (проезд перекрестков, применение знака
аварийной остановки, маневрирование, расположение транспортных средств на проезжей
части, решение ситуационных задач).
Раздел 3. Основы оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

18

3.1.Правила поведения при ДТП.
Теория: Изучение порядка действий при обнаружении пострадавших от ДТП. Алгоритм
оказания первой доврачебной помощи при ДТП.
Практика: Тестирование.
Повторение знаний об оказании первой доврачебной помощи.
Теория: Характеристика: травм - ушибы, растяжения, разрывы связок, сухожилий, мышц,
вывихи суставов, переломы, сдавления; ран - резано-колотые и рваные раны; капиллярного,
венозного, артериального кровотечения. Правилах наложения повязок. Объем и порядок
оказания первой помощи.
Практика: Оказание первой помощи друг другу по заданию педагога.
3.2. Повреждение груди.
Теория: Повреждение органов брюшной полости. Травмы живота. Практика: Работа с
таблицами.
Повреждение позвоночника.
Теория: Изучение приемов оказания первой помощи при повреждении позвоночника, спины,
приемами иммобилизации подручными средствами.
Практика: Ответы на вопросы, работа над соответствием биологических терминов и
их толкованием.
Повреждение конечностей.
Теория: Признаки различных видов травм конечностей и оказание первой помощи.
Практика: Работа с видеоматериалами – определение на месте происшествия наличие
перелома или других повреждений кости.
3.3.Ожоги. Отморожение.
Теория: Изучение классификации ожогов, обморожений, их причины и признаки. Практика:
Тестирование по вопросам темы в онлайн-режиме.
3.4.Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Теория: Основные понятия. Причины внезапной остановки сердца. Правила оказания
первой помощи при остановке сердца и выполнение искусственного дыхания и непрямого
массажа сердца.
Практика: Закрепление знаний по выполнению искусственного дыхания и наружного массажа
сердца на муляже (кукле).
3.5. Итоговое занятие по разделу «Основы доврачебной медицинской помощи»
Теория: Повторение всех вопросов раздела.
Практика: Конкурс «Основы оказания первой доврачебной помощи при ДТП».
Раздел 4. Правила дорожного движения.
4.1. Движение в жилых зонах.
Теория: Изучение правил поведения пешеходов, велосипедистов, скоростной режим водителей
автомобилей в жилых зонах и дворовых территориях. Обозначение дорожными знаками
жилой зоны.
Практика: Игра «Поле чудес».
Движение по автомагистралям.
Теория: Въезд, реверсивное регулирование движения, маневрирование, прекращение
движения на автомагистралях.
Практика: Решение билетов.
4.2. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».
Теория: Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные
ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход
на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном
переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль
проезжей части.
4.3. Решение ситуационных задач.
Практика: Использование заданий конкурсов, билетов для сдачи экзаменов в ГИБДД.
Практика: Планирование, обсуждение и подготовка к проведению обобщающего занятия
19

4.4. Проведение акций.
Практика: Проведение акций совместно с ГИБДД по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма, в том числе по профилактике нарушений Правил дорожного
движения детьми и взрослыми. Проведение акций «Родительский патруль» совместно с
родителями. Изготовление и распространение памяток, плакатов.
4.5. Итоговая аттестация (за год). Игра «это надо знать на 5»

20

3.Организационный раздел программы
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Срок реализации программы 3 года обучения (36 мес). Форма обучения: очная, групповая.
Формирование групп – разновозрастное. Программа предназначена для учащихся 12-14 лет. Занятия
один раз в неделю, четыре занятия в месяц с сентября по май включительно (всего 34 часа в
год).Всего за три года обучения 102 часа.
Наименование
Программы

Количество часов
в месяц
1 полугодие
2 полугодие
«Юные инспектора движения »
4
16
18

Первый год
обучения
Второй год
обучения
Третий год
обучения
Итого

год
34

4

16

18

34

4

16

18

34
102

3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Месяц

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
ИТОГО

Количество
часов
4
4
4
4
3
4
3
4
4
34 в год

3.3 Форма аттестации
Участие в соревнованиях и конкурсах школьного, муниципального уровня
3.4 Оценочные процедуры
Зачет по итогам каждого года обучения.
По итогам третьего года обучения вручение удостоверения об успешности
прохождения программы
21

3.5 МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы организации занятий:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между
всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 4 человек);
- коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация
результатов выполнения заданий и их обобщение;
- в парах - организация работы по парам;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Основными принципами в освоении данной программы являются наглядность,
систематичность и последовательность обучения, доступность, а также принцип социальной
безопасности.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления,
обобщения учащимися изучаемого материала и повышает эффективность обучения.
Использование на занятиях какого-либо наглядного материала должно быть согласовано с
изложением нового материала, и не в коем случае не разделять его. На отдельных этапах
изучения учебного материала наглядность выполняет различные функции. При изучении новой
темы представленный наглядный материал служит источником знаний. При повторении,
выполнении практических заданий, средства наглядности являются для учащегося
помощником. Применение в ходе занятия наглядности значительно снижается утомляемость.
Обучение должно быть систематичным и последовательным. Необходимо руководствоваться
правилами дидактики: от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к
более трудному, от известного к неизвестному. Знания по дорожной тематике даются
постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации от
раздела к разделу.
Учёт возрастных различий и особенностей учащихся находит выражение в принципе
доступности обучения, которое должно проводиться так, чтобы изучаемый материал, по
содержанию и объёму, был посилен учащимся, с учетом особенностей познавательной
деятельности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме, потому что дети не
воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений.
Применяемые методы обучения должны соответствовать возрасту учащихся, развивать их силы
и способности.
Принцип социальной безопасности обозначает, что дети должны понимать, что они
живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Правила
дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные
действия детей на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения
занятий. Это рассказ, беседы, лекции, работа со специализированной литературой и интернетресурсами, из которых учащиеся узнают много новой информации, практические задания для
закрепления теоретических знаний. Занятия сопровождаются использованием наглядного
материала.
Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия
интересно и грамотно. Разнообразные занятия, игры, конкурсы, викторины, проводимые в
рамках объединения, помогают на практике закреплять теоретические знания, дают
22

возможность учащимся проявить творчество, свою индивидуальность, самостоятельность,
способствуют гармоничному развитию личности. Занятия по программе формируют
устойчивые навыки поведения на дороге, развивают внимательность, дисциплинированность,
организованность, ответственность за себя и за других участников дорожного движения.
Эффективность обучения по данной программе зависит от организации занятий,
проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний:
− объяснительно-иллюстративный – представление информации различными способами
(объяснение, рассказ, беседа, видео уроки, презентации);
− проблемный – постановка проблемы и поиск её решения учащимися;
− репродуктивный– воспроизводство знаний и способов деятельности (формы: практическая
работа на макетах дорог, перекрестков, беседа, упражнения по аналогу);
− частично- поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
− поисковый – самостоятельное решение проблем;
− метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение ее самим
педагогом, соучастие учащихся при решении.
Эффективность воспитания зависит от интенсивности обратных связей между
педагогом обучающимся, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий
на их поведение. Если педагог поддерживает правильные действия и вовремя устраняет
ошибки, ребенок быстро научится безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Методический материал: разработки занятий «Инфоурок», настольные игры, стенд ПДД,
макеты перекрестка, кругового движения, «Дорожное движение», «Добрая дорога детства» всероссийская газета для детей, педагогов и родителей.
Дидактический материал – памятки для учащихся и родителей, обращения, рекомендации для
родителей и учащихся по правилам дорожного движения, таблицы, плакаты, сюжетные
картины и другое.
Диагностическая материал – тесты, опросные задания, технические диктанты, кроссворды,
игры, проекты. Иногда проводятся тесты и опросные задания, созданные с помощью Gooqle
Форм.

-

Виды и формы контря
Контроль за усвоением материала происходит в течение всего периода обучения. Входной
контроль проводится с помощью тестирования ребят с целью выявления их уровня знаний.
Формами промежуточного контроля являются:
Тестирование;
Решение карт;
Конкурсы;
Игровые программы;
Реферат;
Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выступлениях, викторинах и др.
По прохождению всего курса обучения сдаётся экзамен. Воспитанники, успешно выдержавшие
экзамен, получают значок «Инструктор дорожной культуры» и свидетельство об окончании
«Юный инспекторы движения» с правом ведения кружка.
Критерии и параметры оценки знаний
Высокий - 3 балла;
Норма - 2 балла;
Низкий – 1 балл.
23

1. Может подобрать материал для статьи, заметки, стенной газеты, радиопередачи.
2. Имеет представление о истории ГАИ – ГИБДД и структуре милиции.
2б.
1. Знает все ПДД, предусмотренные программой.
2. Может под руководством педагога разработать и провести несложную игровую программу для
детей.
3. Может под руководством
педагога написать статью, заметку, информационный блок для
радиопередачи, разработать макет стенной газеты.
4. Знает историю ГАИ – ГИБДД и структуру милиции.
3б.
1. Знает все ПДД, предусмотренные программой и передаёт свои знания другим детям.
2. Может самостоятельно разработать и провести несложную игровую программу для детей.
3. Может самостоятельно написать статью, заметку, информационный блок для радиопередачи,
разработать макет стенной газеты
4. Знает историю ГАИ – ГИБДД и структуру милиции. Имеет навык поисковой работы.
3.6 Литература
1. Великородная
В.А.,
Жиренко
О.Е.,
Кумицкая
Т.М.
Классные
часы
по
гражданскому
и
правовому
воспитанию:
5-11
классы.
М:
«ВАКО»,
2006-224 с.
2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел
на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
3. Колмогорова
Л.С.
Диагностика
психологической
культуры
школьников:
Практическое пособие для школьных психологов.-М:«Владос пресс»,2002, 360 с.
4. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.-М.: За рулем, 2002.
5. Кулинич
Г.Г.
Сценарии
клубных
мероприятий
и
общешкольных
праздников. - М: «ВАКО», 2006. - 208 с.
6. Кульневич
С.
В.,
Лакоценина
Т.П.
воспитательна
работа
в
современной
школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методическое пособие - Воронеж, ЧП
Лакоценин С.С. - 2006.
7. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма
в общеобразовательных школах. М -1988.
8. Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Материалы в помощь классному
руководителю.
Лекции
для
родителей.
—
Волгоград:
Учитель,
2006.
—
150 с.
9. Правила
дорожного
движения
РФ.
Утверждены
Постановление
Совета
Министров
Правительства
Российской
Федерации
от
7.05.
2003
года
№265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
10.
Помощник
юного
велосипедиста.
Пособие
для
начинающих
велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»
11.
«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
12.
Федеральный
закон
«О
безопасности
дорожного
движения»,
от
30.12.2001 года,№196-ФЗ

24

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».