Волонтерское движение

1

Содержание программы
РАЗДЕЛ 1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Планирование. Результаты освоения программы

6

1.4

Особенности реализации программы

8

РАЗДЕЛ 2

Содержательный раздел

8

2.1

Содержание программы

8

2.2

Тематическое планирование

9

РАЗДЕЛ 3

Организационный раздел

10

3.1

Учебный план

10

3.2

Календарный учебный график

11

3.3

Методическое обеспечение

12

2

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности
«ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» разработана в соответствии с:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
Конвенции о правах ребёнка;
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Федерации»;
Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года от 07 декабря 2017
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
Федеральный закон о дополнительном образовании от 12 июля 2001 года;
Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества
(волонтерства)";
Федерального закона «О благотворительной
организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ РФ;

деятельности

и

благотворительных

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. №1726-р;
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в
Российской Федерации. – 2009 г.;
Всеобщая Декларация Добровольчества. – Амстердам, 2001 г.;
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;
3

Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Устав МАОУ СОШ № 14
Программа является модифицированной, разработана на основе программ:
Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» Электронный ресурс /авт.–
сост. Березина А.Н./, 2013г. – Режим доступа: http://nsportal.ru Образовательная программа
дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности»
Электронный ресурс/ авт. – сост. Костылева Т. П./- Электрон. дан. - с. Шатрово, 2010 г.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально –
гуманитарная.
Уровень программы – базовый, который включает в себя подготовку волонтеров по
общим социально- значимы вопросам, развивает коммуникативные умения,
организаторские навыки, знания по технологии командной работы, методики подготовки и
проведения социальных акций, реализации социальных проектов, совершенствование
навыков лидерского поведения, социального проектирования, расширение опыта участия в
общественно-значимых акциях и проектах; готовности к осуществлению добровольческой
деятельности.
Программа, модифицированная, разработана с учетом особенностей образовательного
учреждения, возраста и уровня подготовки детей.

Новизна программы
Развитие добровольческого движения входит в число приоритетных направлений
государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных
способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной
деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Старые формы организации досуга учащихся, изменившаяся социально-экономическая
обстановка в стране, требует появления новых форм активности подростков. Именно
поэтому вовлечение детей в социальную активность, призвано способствовать
формированию и совершенствованию гражданской и социальной компетентности
подрастающего поколения.
Новизна программы заключается в том, что большое внимание уделяется созданию
безопасного информационного контента добровольческой направленности в процессе
освоения программы.
Так же, так как одной из задач реализации программы является укрепление семейных
ценностей, на проводимых мероприятиях допускается присутствие младших членов семьи
обучающихся (братьев и сестер, не достигших 14 лет), а на акциях (форма практических
занятий) – присутствие родителей.
4

Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и укреплять
человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей.
Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения
организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в
последствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
.

1.2

Цели и задачи программы

Цель: развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей
добровольного труда на благо общества и привлечения, учащихся к решению социально
значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурнообразовательных, просветительских и др. проектах и программах).
Задачи:
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач.
Обучающие:
обучение молодежи знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской
деятельности;
обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и
технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка
достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых
проектов субъектами волонтерской деятельности;
специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий.
Развивающие:
формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее развитие
лидерских качеств;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
развитие уверенности в себе;
расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных
социальных категорий;
развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности;
развитие активной деятельности;
Воспитывающие:
5

формирование и укрепление семейных ценностей;
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении
здоровья;
содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке,
стране;
воспитание активной гражданской позиции;
воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к
социальному служению как к норме жизни;
создание комфортной обстановки на занятиях, а также атмосферы доброжелательности и
сотрудничества;
формирование общественной активности и самореализации в социуме.
1.3 Результаты освоения программы
Личностные:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в
обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- владение знаниями о здоровом образе жизни и умение аргументировано отстаивать свою
позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения
·формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
- сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы
Метапредметные:



развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских
способностей;
6














воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить
обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и
укреплении здоровья;
формирование и укрепление семейных ценностей;
формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии;
развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных
социальных категорий;
развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей
деятельности.

Предметные:






умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно
искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с
пониманием и по существу;
знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых
проектов субъектами волонтерской деятельности;
обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и
технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и
оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;

Результаты в перспективе:









развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных добровольческих
инициатив обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень
вовлеченности молодёжи в социально значимую добровольческую деятельность, снизит
уровень вовлеченности молодёжи в криминогенную среду;
обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых механизмов
поддержки и развития молодёжного добровольчества;
расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности,
предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы молодым
людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах
общества, создание необходимых условий для более эффективного участия граждан и
организаций в решении социально значимых проблем);
разработка и внедрение программ молодёжного добровольчества в МАОУ СОШ №14,
как результат – обеспечение условий для общественно полезного и здорового досуга
детей и молодёжи;
продвижение в молодёжной среде добровольчества как стиля социально активного
образа жизни каждого молодого человека;
7



формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания, культуры
социально активного и здорового образа жизни молодого поколения России.
1.4 Особенности реализации программы

Программа «ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» предусматривает теоретические,
практические и социально-значимые занятия.
Теоретические занятия – проводятся в виде групповых развивающих, профилактических,
обучающих и тренинговых занятиях, учебах, сборах бесед и т. д. Уделяется внимание
формам и видам волонтерской деятельности.
Практические занятия – проводятся в виде акций, конкурсов, опросников, дискуссий
т. д. Работа направлена на получение навыков взаимодействия в команде, проведения
мероприятий в формате волонтерской деятельности.
Социальные — организация и участие в социально-значимых волонтерских мероприятиях
на уровне учреждения, города, области.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 СОДЕРЖАНИЕ
Образовательная программа «Академия волонтера»
Курс для начинающих добровольцев (волонтеров) направлен на подготовку граждан от 14
лет без опыта в добровольческой (волонтерской) деятельности.
1. интерактивные лекции
2. мини-лекции с презентацией
3. тренинги и решение кейсов
Экологическое волонтерство
(экологические форумы и классные часы. Проекты; «Чистый город», «Чистый берег»,
«Живи родник», «Экологический туризм» и т.д.)
Событийное волонтерство
(Форумы, тренинги, участие волонтёров в школьных и городских мероприятиях,
спортивных событиях, праздниках и т.д.)
Социальное волонтерство
(Форумы, образовательные программы «Академия волонтёра», помощь пожилым людям,
помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помощь животным. Проекты;
«Снежный десант», «Дай лапу, друг», «Добро под Новый год» и т.д.)
Волонтеры Победы
(Форумы, образовательные программы «Академия волонтёра», проекты «Письмо
Победы», «Полевая почта» и т.д.)
Медиа волонтерство
(Сотрудничество с СМИ, ведение групп в социальных сетях, стенгазеты и т.д.)
8

2.2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема

Кол-во
часов

1

Вводное занятие. Знакомство.

2

2

Организационное занятие. Выборы актива.

2

3

Составление плана работы. Регистрация волонтёров на 2
сайте Добро.ру.

4

Образовательная программа
Социальное волонтерсво.

5

Экологическое волонтерство. Добровольческая акция 3
«Чистый берег»

6

Экологическое волонтерство. Добровольческая акция 3
«Живи родник»

7

Экологическое волонтерство. Добровольческая акция 3
«Чистый город»

8

Образовательная программа
Экологическое волонтерсво.

9

Социальное волонтерство.
«Добро под Новый год»

Добровольческая

акция 4

10 Социальное волонтерство.
«Снежный десант»

Добровольческая

акция 3

11 Социальное волонтерство.
«Снежный десант»

Добровольческая

акция 3

12 Образовательная программа
Событийное волонтерсво.

«Академия

«Академия

«Академия

Примечание

волонтёра» 2

волонтёра» 2

волонтёра» 2

13 Подготовка к городскому конкурсу «Доброволец года»

4

14 Социальное волонтерство. Добровольческая акция «Дай 3
лапу, друг»
15 Социальное волонтерство.
«Снежный десант»

Добровольческая

акция 3

16 Организационное собрание. Подведение итогов за 2021 2
9

год. Награждение волонтёров.
17 Социальное волонтерство.
«Снежный десант»
18 Образовательная программа
Медиа волонтерсво.

Добровольческая
«Академия

акция 3

волонтёра» 2

19 Социальное волонтерство. Добровольческая акция.
20 Социальное волонтерство.
«Снежный десант»

Добровольческая

3
акция 3

21 Экологическое волонтерство. Добровольческая акция.
22 Образовательная программа
Волонтёры Победы.
23 Социальное волонтерство.
«Живи родник»

«Академия

3

волонтёра» 2

Добровольческая

акция 3

24 Социальное волонтерство. Добровольческая акция.

3

25 Экологическое волонтерство. Добровольческая акция.

3

26 Образовательная программа
Волонтёры культуры.

«Академия

волонтёра» 2

27 Экологическое волонтерство. Добровольческая акция 3
«Чистый город»
28 Экологическое волонтерство. Добровольческая акция.

5

29 Волонтёры Победы. Добровольческая акция «Песня 3
Победы»
30 Волонтёры Победы. Добровольческая акция «Письмо 4
Победы»
31 Волонтёры Победы. «Добровольческая акция «Полевая 4
почта»
32 Волонтёры Победы. Онлайн проект «Письма Победы»

4

Весь май.

33 Экологическое волонтерство. Добровольческая акция 5
«Чистый берег»
34 Подведение итого работы за учебный год. Награждение 3
лучших волонтёров и добровольческие отряды.
35 Экологическое волонтерство. Экологический туризм.

8

Поход
10

36 Впереди лето. Планы на лето.

1
108 часа

3. Организационный раздел
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа «ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» разработана на 1 год обучения. Всего
годовой объем программы составляет 102 часа по 3 часа в неделю. Занятия проводятся 2
раза в неделю.
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование
Программы
«Волонтерское
движение »

в месяц
12

Количество часов
1 полугодие
2 полугодие
48
60

год
108

Возраст учащихся, которым адресована данная программа - 14-18 лет. т. к.
документальное подтверждение волонтерской деятельности (оформление Волонтерской
книжки) оформляется с 14 лет, так же это возраст повышения активности, которую
необходимо направлять на повышение социального эффекта. Возможно формирование
разновозрастных групп. В таком случае на мероприятиях, акциях, экскурсиях и общих
собраниях группа присутствует в полном составе, а для остальных занятий при
необходимости делится на группы по возрастам. Так как одной из задач реализации
программы является укрепление семейных ценностей, на занятиях допускается
присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев и сестер, не достигших 14 лет),
а на практических занятиях – присутствие родителей.
Условия набора детей
Для реализации программы принимаются все желающие в возрасте 14-18 лет, без
предварительного отбора и готовые заниматься добровольческой (волонтерской)
деятельностью.
3.2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Месяц
Сентябрь

Количество часов
12
11

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
ИТОГО

12
12
12
12
12
12
12
12
108

3.3 Форма итоговой аттестации
Торжественная церемония вручение благодарностей
3.4 Оценивание
Количество набранных волонтерских часов. Зачет
3.5 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение
МАОУ СОШ № 14: кабинеты, актовый зал для проведения занятий, соответствующие
санитарным нормам.
Канцелярия: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши,
скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.
Символика и атрибутика: футболки, бейджи.
Дидактические материалы: сценарии и методические разработки мероприятий;
волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.
Средства обучения: ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья.
Специфика направленности программы подразумевает проведение занятий вне аудитории,
в различных организациях, на улицах города.
Информационное обеспечение






материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы);
социальные видеоролики
ролики о добровольчестве;
видеофильмы
Кадровое обеспечение

Программу реализовывают: педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 14. Так
же, приглашаются специалисты: психолог руководители детских и молодежных движений,
инспекторы КДН и ЗП, ПДН, и др.

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Приор, 2004 — 32 с.
2. Конвенция о правах ребёнка;
3. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;
4. Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 от 29 мая
2015 года. 8 июня 2015 г. Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122).
[Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
6. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года от 07 декабря
2017 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/446498752
7. Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 года
№1726-р.
[Электронный
ресурс].
—
URL:
http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
8. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об
образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Госдумой 21 дек.2012 г.) //
Российская газета, 31 декабря 2012
9. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
10. Федеральный закон о дополнительном образовании от 12 июля 2001 года;
11. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества
(волонтерства)»;
12. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ РФ;
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (вступает в силу 22 дек. 2013г) // Российская
газета, 11 декабря 2013
15. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей». [Электронный ресурс].— URL:
http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844/
16. Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении
информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)». [Электронный
ресурс]. — URL: http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf
17. Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки
детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
18. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в
Российской Федерации. – 2009 г.;
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года;
20. Всеобщая Декларация Добровольчества. – Амстердам, 2001 г.;
21. Всеобщая декларация прав человека, ст. 29 – ООН, 1948 г.;
13

22. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. - Москва
2014 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации 4 июля 2014 г. № 41 [Электронный ресурс]. — URL:
http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293768/4293768442.htm
23. Методические рекомендации МИоНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) от 18.11.2015 (093242).
24. Устав МОБУ ДО Центр внешкольной работы.
Для педагога:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные
проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практикоориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебнометодическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки
противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
6. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой
выбор. Методическое пособие. - М., 2005
7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка –
территория добровольчества. - Киров, 2012
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / воспитание
школьников – 2008 - № 3
10. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров.
М., 2011
11. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание
школьников – 2008 - № 3
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная
деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9
классов. – Ростов на Дону, 2007
14. Дьячкова Т.В. Волонтерское движение подростков как противостояние асоциальным
группировкам / Т.В. Дьячкова, Н.В. Зарниченко // Народное образование. – 2017 - №1/2.
С. 157-162. – Библиогр. в сносках
15. Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе:
проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. –
2015 – № 10 – С. 10-14. Взаимосвязь между социальной активностью граждан и
волонтерством. Продвижение культуры добровольчества как приоритетной задачи
государственной образовательной политики. Особое значение волонтерства в качестве
одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России
16. Загладина Х. Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в
российских школах / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2016
– № 3 – С. 3-8. – Библиогр.: с. 8 (4 назв.). Обоснование наличия тесной взаимосвязи
между развитием добровольчества (волонтерства) в российской школе и
формированием гражданского патриотизма и социальной активности детей и
подростков.
14

17. Ишбулатова, Р. Волонтерство - движение души / Р. Ишбулатова // Студенчество:
Диалоги о воспитании. – 2015 – № 1 (79). – С. 23-24. Рассматривается одна из основных
черт гражданского общества – волонтерство, его история и современная волонтерская
деятельность.
18. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового
алкоголизма. - М., 2004
19. Кретова У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в
волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – №1 – С. 58- 67
– Библиогр.: с. 66-67 (16 назв.). Рассматриваются теоретические аспекты волонтерской
деятельности и выявляются психологические особенности личности волонтеров.
Кузькина, Е. Волонтерство как социокультурная практика
20. Кузькина Е. // Учитель. – 2016 – № 3 – С. 52-53. – Библиогр.: с. 53 (2 назв.).
Привлечение школьников к волонтерской работе.
21. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
22. Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру / С. Н. Майорова-Щеглова //
Социальная педагогика. – 2015 – № 4 – С. 33-37. Трудовой подход и экономическая
эффективность волонтерского труда.
23. Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру: родители о благотворительной
деятельности школьников / С. Н. Майорова-Щеглова // Народное образование. – 2014 –
№ 9 – С. 220- 224: 2 табл. – Библиогр. в сносках.
24. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском
коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
25. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социальнопсихологических тренингов. - М.,1996
26. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание
школьников – 2009 - № 7
Для учащихся:
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144
с.
2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-Казань:
Центр инновационных технологий, 2003-608с.
3. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки
противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.
Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -СПб: Лениздат, 1992.
-400 с.

15

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».